Психология и медицина в эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эпоху Возрождения психологическая мысль начинает дистанцироваться от теологии. Обозначается тенденция развития психологии независимо от схоластической традиции. Эпоха Возрождения приковывает внимание исследователей к феномену человека, к проблеме его взаимоотношений с миром, природой, себе подобными. Психология, следуя этим курсом, пытается разобраться во внутренних хитросплетениях душевной жизни человека, определить возможности влияния человека на свою судьбу, границы его ответственности за собственные поступки

и действия, найти обоснование способу бытия, учитывающему своеобразие человека. Импульс повышенного внимания к феномену человека, задаваемый эпохой Возрождения, подхватывает и медицина. В лице своих наиболее творческих представителей она исследует человеческую телесность, стараясь найти подтверждаемые наблюдением закономерности ее функционирования. Так, например, профессор Падуанского университета Андреас Везалий (1514-1564), получивший разрешение на вскрытие трупов людей (запрещенное в Средние века) и многократно его осуществивший, подготовил и опубликовал труд «О строении человеческого тела».

Андреас Везалий

Характерной особенностью этого труда стало то, что его автор не просто представил результаты своих анатомических наблюдений, а описал в систематическом виде внутренние органы, мышцы, кости, связки человека. Проведенные Андреасом Везалием анатомические изыскания позволили, в частности, обнаружить ряд неточностей в трудах Галена. И в эпоху Возрождения теологические настроения продолжали оставаться настолько сильными, что труды Андреаса Везалия были осуждены церковью, а сам он был приговорен испанской инквизицией к смерти. Приговор благодаря заступничеству Филиппа II был заменен паломничеством в Палестину к Гробу Господню. Андреас Везалий, именуемый отцом современной анатомии, надеялся на возвращение к преподавательской деятельности в Падуанском университете, но кораблекрушение, произошедшее на обратном пути из Палестины возле берегов Греции, подорвало его здоровье и вскоре его жизнь оборвалась.

Большой вклад в развитие медицины в эпоху Возрождения удалось внести и Уильяму Гарвею (1578-1657). Он точно так же, как и Андреас Везалий, был сторонником не умозрительного постижения специфики человеческого бытия, а использования практических методов, в частности наблюдения. Опора на этот метод помогла ему разобраться в том, как происходит кровообращение в организме. Это открытие перевернуло представления врачей о происхождении многих заболеваний, заставив их искать новые методы лечения. Уильям Гарвей внес колоссальный вклад в становление физиологии, науки, изучающей функции органов человека. Также весом его вклад в развитие эмбриологии. В последние годы своей жизни он внимательно исследовал то, как развиваются животные. Результатом этих исследований явился трактат «Исследования о зарождении животных».

Весьма плодотворен был научный медицинский путь и итальянского врача, профессора медицины в Пизе и Болонье Марчелло Мальпиги (1628-1694). Научная деятельность Марчелло Мальпиги была весьма разносторонней. Он занимался гистологией, эмбриологией, анатомией, ботаникой и даже минералогией. Марчелло Мальпиги был одним из пионеров в проведении исследований с помощью увеличительных линз. Изучая строение отдельных органов и тканей человека, он применял увеличивающую в 180 раз лупу.

Уильям Гарвей

Марчелло Мальпиги

Продолжая дело Уильяма Гарвея, исследовавшего кровообращение человека, он сумел существенно дополнить представления предшественника, открыв феномен капиллярного кровообращения. Марчелло Мальпиги также удалось первому обнаружить в крови эритроциты.

Медицинские достижения эпохи Возрождения, о чем можно судить даже по немногочисленным и кратким примерам, приведенным выше, не только были следствием гениальности ученых-медиков того времени, но и были предопределены переориентацией мышления эпохи, сместившей фокус своего внимания с сугубо религиозной на антропологическую проблематику. Происходившее в медицине было аналогичным происходившему в психологии. Психология стала отходить от религиозных трактовок, согласно которым душа есть арена борьбы добра и греха, а миссия человека сводится к участию в этой борьбе на стороне добра. В поле ее зрения начали попадать и другие феномены внутренней жизни человека. Об этом свидетельствуют, в частности, труды Мишеля Монтеня, подарившего нам «Опыты», раскрывающие многие секреты человеческой жизни, творения Уильяма Шекспира, в своих трагедиях художественно осмыслившего многосложность человеческих отношений, философа-моралиста Антонии Эшли Купера Шефтсбери, осветившего несовершенство внутреннего мира человека, и многие другие. Умонастроение эпохи определило направления научных поисков в медицине и психологии. Эти умонастроения, поставив в центр изучения разных наук человека, позволили приоткрыть завесу тайны многих сторон его бытия. Медицине - тайны жизни тела, психологии - тайны жизни души.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 827.