Понимание сущности человеческой души в эпоху Античности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология и медицина

ХХ столетие привнесло в науку плюрализм и поляризацию точек зрения. Психология и медицина, существенно укрепив свои позиции, в теоретическом отношении пополнились концепциями, по-разному объясняющими изучаемые реалии. В психологии стали конкурировать между собой бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, деятельностная психология и др. В медицине также обозначилась дискуссия между сторонниками концепций, отстаивающих различные взгляды на причины болезней и подходы к их лечению (теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации, теория «порочного круга нищеты и болезней», теория факторов риска здоровью, теория роли образа жизни, мальтузианство и теория «оптимума населения», социобиологические концепции, концепция неогиппо-кратизма и др.). Появление в ХХ веке оппонирующих друг другу теорий и концепций в психологии и медицине - отнюдь не случайность. Оно связано с тем, что наука ХХ столетия стала использовать инструментарий, появление которого ранее было невозможно из-за недостаточно высокого уровня развития промышленности. Применение тонкого инструментария позволило исследовать те фрагменты действительности, которые ранее были недоступны ученому. Появился обширнейший эмпирический материал, требующий своего осмысления. Различные взвешенные и обоснованные способы интерпретации полученных данных невольно приводили к различным трактовкам изучаемой действительности. Помимо этого фактора, способствующего плюрализации науки, на мельницу все расширяющегося плюрализма лило воду укрепившееся в сознании ученых понимание того, что результаты исследования напрямую зависят от того, какой используется метод для постижения изучаемой действительности. Опора на различные методы в контексте изучения реальности приводила к различным результатам, что также работало на углубление плюрализма. Усложнение научной картины имело и позитивные стороны. Конкурирование в науке стало реальной причиной ее быстрого развития.

Медицина ХХ столетия пополнилась многочисленными эффективными технологиями и методами, определившими успешность теоретических и прикладных инициатив: пересадка не только парных, но и

одиночных органов (сердце, печень и др.); реплантация конечностей; эндоскопические оперативные вмешательства; создание аппарата искусственного кровообращения; внедрение рентгенорадиологии; появление нейрохирургии и микрохирургии; развитие реаниматологии и анестезиологии; синтез новых эффективных лекарственных средств, расширение возможностей диагностики, лечение болезней, ранее считавшихся неизлечимыми, и многие другие, одно перечисление которых потребовало бы сотен страниц. Вот лишь несколько имен, украсивших медицинскую науку ХХ столетия: Иван Петрович Павлов, Владимир Михайлович Бехтерев, Ганс Селье, Уолтор Кеннон, Петр Кузьмич Анохин, Георгий Не-стерович Сперанский, Владимир Петрович Филатов, Майкл де Беки, Николай Нилович Бурденко, Тьерри де Мартель, Уайлдер Пенфилд, Харви Кушинг, Алексис Каррель, Валерий Иванович Шумаков, Николай Федорович Гамалея, Эмиль Крепелин, Шандор Ференци, Грант Бантинг, Джулиус Аксельрод, Вернер Арбер, Георг Бекеши, Барух Бенасерраф, Жюль Борде, Макс Дельбрюк, Герхард Домагк, Эдуард Кендалл и многие другие.

Для медицины ХХ столетия становится характерным использование комплексных исследований, базирующихся на методах, присущих физиологии, биохимии, генетике и т.д., позволяющих изучать соматическую специфику бытия человека. Разнообразие используемых методов предоставило медицине ХХ века возможность заглянуть и в сферу психического - «кузницу» поведения. Об этом наглядно свидетельствует ее увлечение разработками психодинамического подхода (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Ж. Лакан, М. Кляйн, Э. Берн и др.), поведенческого подхода (И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер и др.), когнитивного подхода (А. Бек, А. Эллис, П. Дюбуа и др.), гуманистического подхода (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, Р. Ассаджиоли и др.). Внимание к психическим и поведенческим аспектам бытия человека направляло медицину по антропологическому пути, присущему и психологии ХХ столетия. Антропологический пафос был тем звеном, которое в ХХ веке сближало медицину и психологию и взаимодополняло исследования, проводимые этими науками в период их бурного расцвета.

Понимание сущности человеческой души в эпоху Античности

Гераклит (конец VI - начало V в. до н.э.) был одним из создателей диалектического понимания жизни души. По его мнению, все наличествующее в универсуме образовано трансформациями огня, который он понимал как субстанциональную основу всего сущего. По его мнению, из огня произошло все, что существует в Космосе. В частности, человеческая душа есть также произведение огня как субстанции. Гераклит в своем творчестве абсолютизировал движение. Он доказывал, что покоя в Космосе нет и не может быть, потому что основное свойство огня - это непрерывный процесс горения. Именно поэтому человек находит в душе бесконечный поток изменений. Одни образы сменяют другие, одни мысли - другие. Авторство известного афоризма «в одну реку нельзя войти дважды», поскольку на человека, входящего в реку во второй раз, текут уже другие воды, принадлежит именно Гераклиту.

Гераклит

Вместе с тем Гераклит не думал, что в мире царит хаос, представляющий собой бесцельную игру стихии огня. Он говорил о существовании высшего закона - «логоса», превращающего хаос в порядок. Хаос и порядок - две противоположности, сущностно характеризующие бытие всех предметов и явлений в универсуме. Человеческая душа при таком понимании устройства мира наполнена противоречивыми стремлениями. Противоположности, образуя тождества и разъединяясь, составляют содержание душевной жизни каждого человека. Понимание души как сущности, представленной противоположностями, составило впоследствии одну из доминирующих версий понимания человеческой психики. Психика как вместилище любви и ненависти, страха и отваги, веры и неверия и т.д. и по сегодняшний день в той или иной мере присутствует в построениях многих современных мыслителей.

Демокрит (V-IV в. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов. Со смертью тела умирает и душа, а атомы рассеиваются. Из такого представления с неизбежностью следует вывод о том, что душа материальна. Демокрит выводил свою психологию из онтологических и космологиче-

ских представлений. Он считал, что универсум состоит из атомов и пустоты. Наличие пустоты позволяет перемещаться атомам. Движение атомов в пустоте приводит к их соединению в самых различных комбинациях. Все, что есть в Космосе, - это временные сцепления атомов. Для Демокрита атомы - это бытие, а пустота - небытие. Если бы не было пустоты, невозможно было бы движение и мир был бы неизменным и неподвижным. Если бы атом был делим до бесконечности, то везде была бы пустота, в мире господствовало бы небытие. Душа человека для Демокрита есть не что иное, как сцепление легких атомов. Она разрушается вместе со смертью тела.

Демокрит:

 Демокрит предложил материалистическое понимание природы души. Впоследствии к такой версии происхождения души обращались многие исследователи. Преимущественно эту версию отстаивали материалистически ориентированные психологи. Говоря сегодня о биологических основах проявления сознания, мы, по сути, продолжаем разработанную еще в Античности психологическую традицию. В этой традиции один из основных вопросов психологии о взаимоотношении души и тела решается в плоскости материальной обусловленности жизни духа.

Платон (427-347 гг. до н.э.). В воззрениях Платона учение о душе приобретает более системный характер. Психологические взгляды Платона проистекают из его философской концепции. Ее особенностью

является разделение физического (чувственного) и сверхчувственного миров. В этой системе миров сверхчувственный мир главный, он представляет собой нечто непохожее на то, что воспринимают органы чувств. На вопрос, какой мир важнее, Платон отвечает, что важнее тот, что не воспринимается с помощью органов чувств. Сверхчувственный мир структурирован следующим образом: «идеи», «формы», «эйдосы». Идеи иерархизированы. Высший уровень занимают идеи истины, блага, добра, за ними следуют идеи предметов. В соответствии со взглядами Платона познать мир можно, лишь познавая сверхчувственный мир. Душа дается нам не в ощущениях, а непосредственно. Душа до воссоединения с телом обитала в мире идей, там она восприняла идеи и эйдосы. Из этого следует, что душа знает все, что получила в сверхчувственном мире. Попадая в тело, она все это забывает, поглощенная заботами о теле, но сохраняет возможность вспоминать. Таким образом, лишь углубляясь в себя, можно познать мир. В качестве доказательства своих построений Платон (диалог «Менон») приводит разговор Сократа с юношей, который, не зная математики, с помощью наводящих вопросов Сократа смог сформулировать теорему Пифагора. На основании этого Платон делает вывод о том, что человек, душа которого не знала бы этого, никогда сам не смог бы этого сделать. Так Платон стал одним из тех, кто положил начало современному методу интроспекции (вглядывание внутрь себя) в психологии.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ученик Платона Аристотель считал, что чувственный и сверхчувственный миры соединены между собой. Сверхчувственный мир - это мир форм. Чувственный мир - оформленная материя. Материя сама не имеет формы, она лишь строительный материал. Форму ему придает сверхчувственный мир. Душа - форма. Тогда человек - это синтез души и тела. Душа есть не только у человека, но и у всего живого. Растения имеют растительную душу, животные - животную. Растительная душа имеет функции размножения, роста и питания, такая душа есть и у человека. Функция животной души - желание, т.е. стремление к приятному и избегание неприятного. Животная душа является частью души человека. У человека еще есть и разумная душа. Она отвечает за целесообразное поведение.

Платон

Аристотель

 Растительная и животная души смертны, а разумная бессмертна. Разумная душа является частью Бога (перводвигателя), который выступает первоосновой всего сущего, который есть форма всех форм. Такая душа готова к постижению всего существующего. Аристотель не был убежден в том, что углубление в душу дает возможность познать закономерности мироздания. Каждый предмет, феномен специфичны, имеют свою форму и вещественную основу, следовательно, невозможно погружением в душу познать мир. Путь познания, предлагаемый Аристотелем, - опыт. Соприкасаясь с внешним миром, с конкретным феноменом, человек получает впечатления, осмысливая которые он может понять, какая форма является сущностью предмета, явления. Аристотель, таким образом, предложил другую версию построения знания - опытную (эмпирическую).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 312.