Психология и медицина в эпоху Античности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философскими воззрениями, характерными эпохе Античности, в этот исторический период руководствовались и психология, и медицина. Опора на одни и те же философские воззрения сближала науки. Философские построения представителей милетской школы (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра), элейской школы (Ксенофана, Парменида, Зенона), Гераклита, представителей античного атомизма (Демокрита, Левкиппа), Сократа, Платона, Аристотеля направляли поиски психологии и медицины, придавая им соответствующее мировоззренческое оформление. Связующий психологию и медицину мировоззренческий контекст, лежащий в основе их исследовательских начинаний, можно продемонстрировать на ряде исторических примеров.

Так, Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), знаменитый древнегреческий врач, считающийся реформатором античной медицины, современник историка Геродота, драматурга Софокла, поэта Пиндара, философов Сократа и Демокрита, испытав на себе различные идейные влияния, стал осознанно придерживаться линии Демокрита. Он не сомневался в том, что философские знания - философская мудрость - должны переноситься в медицину и одухотворять процесс врачевания. Гиппократ был уверен, что «врач-философ равен Богу».

Неоспоримая заслуга Гиппократа состоит в том, что он, базируясь на натурфилософских представлениях, восходящих к линии Демокрита, дал толчок самостоятельному развитию медицины. Им был предложен

Гиппократ

особый метод врачевания, суть которого состояла в «мыслящем» наблюдении за больным в постели. В целом же этот метод представлял собой постоянное осмысление наблюдений, выработку способов лечения и их проверку на практике. Гиппократ был одним из тех, кто положил в основу своей врачебной деятельности принцип «лечить не болезнь, а больного».

Медицинское кредо Гиппократа неразрывно связано с идеями Демокрита о том, что основой сущего являются вечно движущиеся атомы, в частности образующие и тело, и душу человека. Эти воззрения Демокрита, ставшие основой миропонимания Гиппократа, его представлений о человеке, были использованы им при создании учения о темпераменте, который, по его мнению, определяет характер поведения людей. Древнегреческий врач выделил четыре вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический - и объяснил их происхождение преобладанием в теле человека тех или иных жидкостей: крови, желчи, слизи и черной желчи.

Гиппократ изучал влияние внешней среды на телесные и душевные свойства человека (климат, погода, формы государственного устройства и т.д.). На основе своих исследований он выделил внешние (воздух, вода, питание, климат и др.) и внутренние (привычки, образ жизни, темперамент, пол, возраст и др.) причины болезней. В его заслуги входит также то, что он разработал опережающее свое время учение о стадиях болезни. Особо следует отметить, что Гиппократ был тем медиком-мыслителем, который самое пристальное внимание уделял вопросам нравственного облика и этического поведения врача.

Научное творчество и медицинские достижения Гиппократа в полной мере демонстрируют его верность мировоззренческим постулатам, почерпнутым им из атомистических представлений Античности. Его жизнь и деятельность красноречиво свидетельствуют об этом. Медицинские взгляды Гиппократа включают в себя выраженную психологическую составляющую. Его воззрения, касающиеся человеческой души, его понимание внутренних побудительных причин поведения, его учение о темпераменте, о влиянии привычек и образа жизни на состояние физического и душевного здоровья, об отношении к больному и многое другое образуют костяк этой психологической составляющей. Они роднят психологические представления Гиппократа с эпохой Античности, пытавшейся дать свой ответ на вопрос о соотношении телесного и духовного в человеке.

Связь психологии и медицины в эпоху Античности ярко прослеживается и в деятельности выдающихся врачей Асклепиада (128-56 гг.

до н.э.), Авла Корнелия Цельса (30-26 гг. до н.э. - 45-50 гг. н.э.), Клавдия Галена (131-201 гг. н.э.). Их творчество пронизывает та же философская проблематика, которая направляла и психологические изыскания этого периода.

Асклепиад, разделявший взгляды Эпикура, суть которых сводилась к тому, что свободно движущиеся в пространстве атомы образуют все существующее в мире, в том числе и человека, считал, что некие твердые части, закупоривающие каналы тела, являются причиной болезней тела. Отталкиваясь от такого понимания, Асклепиад придавал доминирующее значение лечению, включающему в себя движение, диету, гимнастику, массаж, ванны и т.п. Асклепиад, рассматривавший и жизнь тела, и жизнь духа как бытие объединяющихся и разъединяющихся разнообразных атомов, соответствующим образом решал теоретические и практические медицинские вопросы. Такая позиция Асклепиада сближала его с мыслителями, отстаивавшими воззрения Эпикура и размышлявшими о природе человеческой души.

Авл Корнелий Цельс, давший подробное описание известных к тому времени болезней и охарактеризовавший жизнь и деятельность александрийских врачей, в своих 8 томах сочинений «О медицине» показал, насколько важным является усвоение медициной достижений других наук, насколько плодотворным является осмысление опыта врачевания. Тем самым Корнелий Цельс подчеркнул значимость связи медицины с другими науками, в частности с философией, задающей способ видения реальности. Следует отметить и то, что и психология в тот период была зависимой от философии, от ее мировоззренческих установок, от взглядов на своеобразие бытия души.

Клавдий Гален оставил после себя более 400 сочинений, ряд которых посвящен не только медицине, но и философии, математике. Гален был хорошо знаком с философскими взглядами Платона и Аристотеля и в значительной мере их разделял. Близость Галену идей Платона и Аристотеля обусловила дуалистичность его мировоззрения. Понимание значимости опыта, необходимости экспериментального изучения действительности Гален почерпнул у Аристотеля. Именно Гален ввел в медицину вивисекцию, эксперименты на животных.

Авл Корнелий Цельс

Платону Гален обязан пониманием взаимосвязи душевной жизни с функционированием внутренних органов человека. Гален исходил из того, что мозг, сердце и печень оказывают существенное влияние на бытие человеческой души. Он так же, как и Платон, считал, что печень - носитель вожделений, сердце - средоточие гнева и мужества, мозг - вместилище разума. Говоря о мозге, Гален подчеркивал, что в его работе главная роль отводится желудочкам, в большей степени заднему, где продуцируется «пневма», составляющая разум. Внимание, уделяемое Галеном «пневме», неслучайно, оно связано с тем, что он хотел понять, как «пневма» проникает в материю и одушевляет ее. Привнес немалый вклад Гален и в учение о темпераментах, которые у него, так же как и у Гиппократа, выстраиваются на гуморальной концепции.

До сегодняшнего дня, хотя и в несколько измененном виде, с успехом применяются так называемые галеновые препараты - лекарственные средства: настойки, экстракты, сиропы, пластыри и горчичники, получаемые после обработки растительного и животного сырья с целью извлечения из них концентрированного действующего начала.

Достижения Галена весьма значительны, его деятельность во многом предопределила развитие европейской медицины вплоть до эпохи Возрождения. Знаковым для Галена была его убежденность в том, что «лучший врач в то же время - философ» (эти слова вошли в название его программного сочинения «О том, что лучший врач в то же время - философ»). Как и для эпохи, в которую жил Гален, для него самого было очевидным, что без философии невозможно обучить человека искусству правильной жизни. Сам он немало времени посвятил именно такой по содержанию педагогической деятельности. Он был свидетелем того, что приобщение людей к искусству правильной жизни служит задачам врачевания души. В этом отношении Гален был солидарен с теми, кто жил с ним в одно время, посвятив себя исследованию тайны человеческой души и ее врачеванию, т.е. с теми, чья профессия впоследствии станет именоваться «психолог».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 785.