Понимание сущности человеческой души в Средние века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этот период в европейском обществе господствуют религиозные (христианские) воззрения на мир (библейская идея сотворения человека Богом). Основная задача человека в свете этих воззрений - уподобление своему Создателю, совершенствование. Человек - это тело и душа. Душа более значима, чем тело, это искра Божья.       

Клавдий Гален

В эпоху Средневековья появляются интересные труды, раскрывающие особенности человеческой души. Труды Августина Аврелия, Фомы Аквинского и др. дают такое толкование душевной деятельности, какого нельзя найти в трудах античных мыслителей. Проблема человеческой души рассматривается ими сквозь призму представлений о сыновности человека Богу, обусловленности душевной жизни волей высшего существа, значимости веры для добродетельной жизни человека, избегания греховного поведения, представлений о восхождении к духовным высотам, о земной миссии человека и возможности вечной жизни.

Средневековая философия дала учение о возвеличивании человека взращиванием души. Акцент на взращивании души, который делали средневековые мыслители, способствовал проникновению в закономерности функционирования психического аппарата.

Августин Аврелий (354-430) был одним из

первых великих теологов, которым удалось органично связать наследие Античности (платонизм) с набирающими силу христианскими представлениями о сущности мира и человека. В своих трактатах Августин доказывает, что Бог - творец всего сущего, создал человеку все необходимые условия для спасения его души, т.е. восстановления связи с божественным началом после грехопадения. Он утверждал, что Бог даровал человеку достоверное знание о его внутреннем мире. По мнению Августина, углубление в себя дает человеку гораздо более определенное и глубокое знание, нежели чувственный опыт, связывающий человека с внешним миром.

Августин Аврелий

Для Августина внутренний мир конкретного человека - это поле битвы различных чувств и побуждений воли. Холодная деятельность рассудка, по его мнению, также задействована в этой битве, однако вклад ее не является определяющим. Внутренняя жизнь человека, по Августину, - это преимущественно сфера господства иррациональных переживаний: греха, вины и страстного стремления к спасению. Августин не верит, что человек в состоянии управлять своей внутренней жизнью. Он полагает, что человек нуждается в «сверхчеловеческой помощи», которая исходит от мудрого и любящего Творца. Справедливый Создатель наделил человека свободой воли, подталкивающей его к совершению различных поступков. Но далеко не все человеческие деяния ведут к спасению души.

Так, поступки, продиктованные требованиями тела, направляют человека на путь греха. Требования же души, представляющей божественное в человеке, обусловливают поведение, приближающее человека к духовному источнику истинной жизни - Богу. Согласно Августину, помочь человеку сделать правильный выбор в пользу исцеляющей душу стратегии поведения может только вера. Только благодаря вере становятся возможными и упорядочение переживаний человека, и облагораживание его мышления. Рассуждая в христианском ключе, Августин предложил нетривиальную для своего времени версию понимания сущности и содержания душевной жизни человека.

Фома Аквинский (1225-1274) - выдающийся христианский мыслитель, удачно синтезировавший христианство и аристотелизм. Согласно его воззрениям, человек - это квинтэссенция божественного творения. Человек как существо являет собой одновременно и тело, и душу. Фома Ак-винский утверждает, что нельзя относиться к телу лишь как к оболочке души. Тело, как и душа, является подлинной человеческой сутью. В отличие от Августина, Фома Аквинский пытается утвердить положительное отношение к человеческой телесности. Для мыслителя очевидно, что душа - субстанция единая и неделимая, и именно поэтому она не исчезает после смерти тела. По мнению Фомы Аквинского, двумя главными функциями человеческой души выступают познание и воля. Воля понимается им как сила, обусловливающая активность человека, познание - как деятельность, позволяющая постигать различие между добром и злом. Так как в жизни человека понимание добра и зла является главной целью, то воля должна быть подчинена закономерностям этого познания. Христианский мыслитель в своих трудах не ограничивается рассуждениями о внутреннем мире человека. Он рассматривает бытие людей и в широкой социальной плоскости. Размышляя об общественной жизни человека, он исходит из предположения о том, что людям от рождения присущ естественный свет (lumen naturale), который дает им возможность выстраивать разумную общественную жизнь, даже не зная Христова слова и христианского учения. Разными способами Фома Аквинский доказывает, что благими для человека являются те действия, которые в наибольшей степени раскрывают специфические человеческие способности и полнее воплощают человеческую природу. Человек, согласно его трактовке, - это разумное, духовное создание. Поэтому добродетельным поведением является только такой способ действий, который позволяет проявлять рациональные и духовные способности.

Фома Аквинский

Большое внимание уделяет Фома Аквинский и проблеме веры, без которой, считает он, принципиально невозможно гармонизировать внутреннюю жизнь человека. Только гармония веры и разума обеспечивает единство внутреннего мира и целостность, добродетельность его поведения. Ракурсы психологического понимания человека, предложенные Фомой Аквинским, совмещают в себе попытку объединения путей ортодоксально-христианского и научного (рационального) постижения феномена человека.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 397.