Психология и медицина в Средние века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если в эпоху Античности связь психологии и медицины определялась опосредованно, через отношения с философией, то в Средние века эта связь задавалась теологией. Для Средних веков характерно жесткое разделение души и тела, выступившее основанием для понимания роли и места тела - «омерзительной оболочки души» (Григорий Великий) в жизни человека. Тело рассматривалось как вместилище пороков и болезней. Вместе с тем считалось, что тело вынужденно является опорой души, стремящейся к спасению. Средние века, длящиеся долгие столетия, постепенно смягчали свой взгляд на тело, шаг за шагом обретавшее все большую значимость. В отличие от тела, важность роли души под сомнение теологами того времени никогда не ставилась. В своем обширном труде «Сумма теологии» Фома Аквинский, подчеркивая неоспоримое первенство души над телом, писал: «...человеческая душа - наиболее благородная из форм. Поэтому она настолько превосходит по своей силе телесную материю, что обладает неким действием и силой, в которой никак не сообщается с телесной материей»1. Психология и медицина в Средние века, по существу, не выходили за пределы такого видения души и тела.

В Средние века творил выдающийся врач и ученый Авиценна (лат. от Ибн Сина: 980-1037 гг.). Его взгляды сформировались под влиянием Аристотеля и неоплатонизма, которые он попытался соединить и органично совместить с ценностями ислама. Согласно воззрениям Авиценны, целью истинного познания является Благо или «правильное устроение человека». Картина мира, рисуемая этим оригинальным мыслителем и врачом, сугубо религиозная. Для него источником всего выступает Бог как активное первоначало, творящее весь иерархический строй Вселенной. Человек, по мысли Авиценны, по природе своей стре-

1 Аквинский Ф. Сумма теологии. - М., 2007. - Ч. 1, Т. 2. - С. 112.

мится к «абсолютно необходимому сущему, Богу», чтобы соединиться, слиться с ним. Человек наделен способностью к познанию, поэтому должен постигать мироздание. Высоко оценивая познавательные возможности человека, Авиценна сконцентрировал свои силы на подготовке произведения в 5 томах, которое было названо «Каноном врачебной науки». Содержание этих томов охватывает практически все известные на тот период разделы медицинской науки и практики (общие вопросы врачебной науки, частные заболевания, поражающие разные органы человека, частные заболевания, которые не ограничиваются каким-либо одним органом, о простых лекарствах, о составлении лекарств). Врач и мыслитель придавал внутренним факторам ведущее значение в жизни человека. Он постоянно подчеркивал, что неблагоприятные эмоции, страх, уныние пагубно сказываются на организме человека, поэтому тем, кто их испытывает, рекомендовал, помимо приема лекарств, справляться с этими негативными душевными состояниями с помощью бесед с умными и интересными людьми, с помощью музыки, танцев, песен.

Важнейшим признаком здоровья Авиценна полагал «уравновешенность натуры», компонентом которой выступает уравновешенность физического и душевного движения. В целом воззрения Авиценны, средневекового ученого и врача, демонстрируют органичность слияния психологической и медицинской проблематики. Свидетельством глубинного интереса Авиценны к психологической тематике являются строки из его «Поэмы о медицине»:

Есть девять сил души, как ни считать,

Из них даны для ощущений пять:

Вкус, осязанье, зрение и слух

И обонянье - человека дух.

Есть сила - в мускулах заключена,

Суставы движет яростно она.

Есть сила, что как в зеркале порой,

В сознании хранит видений рой.

Есть сила, что толкает мысль вперед,

И та, с чем память вещая живет.

Медицина в позднее Средневековье стала преподаваться в университетах. В контексте обучения преподаватели толковали студентам тексты Гиппократа, Галена, Авиценны и заставляли заучивать их наизусть. Практические занятия медицинского характера, как правило, не велись.

Авиценна

Это было связано с тем, что религия не позволяла вскрывать человеческие трупы, не допускала «пролития крови». Дух эпохи оказал сильнейшее влияние на то, как преподносились студентам медицинские знания. Анатомию в университетах преподавали вместе с физиологией. Первый учебник анатомии в Европе появился только в 1316 г., он был составлен магистром Болонского университета Мондино де Луцци (1275-1326). И только в XIII веке общую медицину в университетах начинают преподавать в тесной связи с хирургией. Идейной нитью преподавания медицины в университетах служили теологические представления о теле и душе, которой надлежит выполнить свою миссию - разорвать оковы бренного тела, воспользоваться им как средством спасения и воссоединения с Богом. Таким образом, люди, приобретающие медицинские знания, приобщались к пониманию души, присущему теологическим настроениям Средних веков.

2.2.5. Понимание сущности человеческой души в эпоху Возрождения

Формирующиеся в эпоху Возрождения буржуазные отношения в сфере экономики, политики, культуры привели к новому пониманию жизни. Рост научных изысканий обусловил то, что теологические проблемы перестали быть основными. На первое место вышли антропологические проблемы, понимание того, что человек может менять этот мир. Он, а не Бог выстраивает новые буржуазные отношения. Человек встал на место Бога. Обращение к человеку делает эпоху Возрождения гуманистической.

В этот период заново, под другим углом зрения прочитываются труды античных мыслителей Платона и Аристотеля, возрождаются их идеи. В этот период живут и творят Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Николай Кузанский, Николай Коперник, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томазо Кампанелла, Галилео Галилей. В их трудах рождается новое видение мира, сводящееся к отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Для этих выдающихся мыслителей понимание Бога не сводится к пониманию его в христианской ортодоксии. В их произведениях Бог в известной мере лишается свободы, он не творит мир «из ничего», он «со-вечен» миру и, по существу, сливается с законом естественной необходимости. Меняется и статус природы. Из рядового творения Бога она превращается в обожествленное первоначало вещей. Человек в рамках видения эпохи Возрождения начинает пониматься не только как венец творения, но и как центральное звено всей цепи космического бытия.

Антропоцентризм становится одной из основных характеристик гуманистического мышления Ренессанса. В контексте антропоцентрического понимания, предложенного эпохой Возрождения, человек не рассматривается, как это было в Средние века, сквозь призму идей грехопадения, искупления, спасения. Фокус рассмотрения человека в эпоху Возрождения перемещается на его земное предназначение и бытие. Это отчетливо прослеживается в выдающихся творениях представителей этой эпохи.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - один из самых ярких представителей эпохи Ренессанса. Направляя всю свою неукротимую энергию на изучение тайн природы, Леонардо да Винчи заявлял, что все человеческое познание начинается с ощущений и поэтому только опыт может быть основой истинного знания. Знание же, не опирающееся на ощущения и опыт, не может, по его глубокому убеждению, считаться обоснованным и достоверным. По этой причине теологические представления, не имеющие подлинной опоры в опыте, не могут не восприниматься критически. Леонардо да Винчи разделяет знание, основанное на Священном Писании, Откровении, «на наитии», и знание, базирующееся на ощущении и опыте. Если первому виду знания он отказывает в праве считаться истинным, то второму виду знания он безоговорочно приписывает этот статус. В трудах Леонардо да Винчи мы находим натуралистическую трактовку природы человеческой души. Его полотна и рисунки, отражающие мельчайшие анатомические подробности жизни конкретных людей, красноречиво свидетельствуют о натуралистической направленности его исследовательского гения. Гуманист эпохи Возрождения доказывает, что иного средства, кроме опыта, для постижения законов природы у человека не может быть. Мыслитель настаивает на природном происхождении не только тела, но и души. По его мнению, душа неразрывно связана с телом и не может существовать и действовать без него. Рассуждая о душе, Леонардо да Винчи подчеркивает, что она есть творческое, жизненное, деятельное начало, заключенное в природном теле. В поле зрения мыслителя попадают разные явления, характеризующие многосложность внутреннего устройства человека. Пытаясь обобщить этот разнородный материал, Леонардо приходит к выводу о том, что человек - «великолепное орудие природы», «земной бог» может возвышаться до ангела, а может и опускаться до скотского состояния. Раздумья о том, каким должен быть путь жизни человека, стремящегося к духовным высотам, занимают одно из центральных мест в творчестве выдающегося представителя эпохи Возрождения, органично сочетавшего в себе таланты художника и ученого.

Леонардо да Винчи

Никколо Макиавелли (1469-1527) - крупный итальянский политический деятель, мыслитель, посвятивший свое творчество исследованию внутреннего мира и социальной природы человека. В учении Макиавелли воплощены его представления о диалектическом единстве изменчивости и постоянства, царящих в общественной жизни людей. Он отвергает наличие предустановленной свыше цели социального бытия. Мыслитель считает, что в общественной жизни людей и в жизни каждого конкретного человека проявляет свое действие закон необходимости, т.е. закон неизбежного хода событий, определяемый совокупностью причинно-следственных связей. Вместе с тем, доказывает Никколо Макиавелли, воздействие закона необходимости - «судьбы», по его терминологии, не носит фатального характера. Результат совокупных человеческих деяний и деяний конкретного человека зависит не только от судьбы - необходимости, но и от того, в какой мере человек сумеет ее понять, к ней приспособиться и, если нужно, ей противостоять. Доблесть человека настолько велика, считает Макиавелли, насколько он может реализовывать свои цели, идя наперекор, казалось бы, неумолимой судьбе. Доблесть человека - это его способность узнавать, угадывать, понимать границы возможного и действовать, преследуя свои цели, «в соответствии со временем». Осторожность и благоразумие, конечно же, важны в жизни человека. Однако в отсутствии решительности и смелости, в отсутствии умения подчинить себе обстоятельства эти качества становятся плохими проводниками в жизни человека. Тот, кто слепо следует требованиям судьбы, непростительно ошибается и не может надеяться на обретение счастья. Никколо Макиавелли в своих трудах поднимает вопросы роли самосохранения и самозащиты в процессе объединения людей в общество, вопросы роли власти, сущности морали, «вреда и пользы» в человеческом бытии. Всем этим вопросам Макиавелли дает не только философскую, но и психологическую трактовку. Его представления о движении истории, причинно-следственной природной обусловленности человеческого общежития, его отрицание божественного вмешательства в людские дела вошли в арсенал начавшей формироваться в это время научной социально-психологической мысли.

Никколо Макиавелли

Джордано Бруно (1548-1600) - оригинальный философ и мыслитель, последовательный, бескомпромиссный проводник идей свободомыслия. Он, будучи еще молодым человеком, пришел к выводам о неистинности некоторых сторон католического культа, что послужило поводом для гонений Джордано Бруно со стороны церкви. Его жизнь трагически оборвалась после обвинения в ереси. Ему был вынесен смертный приговор, и свободолюбивого мыслителя сожгли на костре инквизиции.

Джордано Бруно

Джордано Бруно отстаивал в своих трудах пантеистические воззрения, т.е. ставил знак равенства между природой и Богом. В отличие от ортодоксального католического видения Вселенная представлялась Джордано Бруно единой, бесконечной и неподвижной. Он отвергал акт творения Вселенной, доказывая, что в ней самой происходят непрерывные изменения и движения. Философ эпохи Возрождения, рассуждая о строении материи, обращается к традиции античного атомизма. По его мысли, материя наделена способностью к образованию форм или, говоря его словами, материя наделена душой мира. Главной же способностью мировой души Джордано Бруно объявляет всеобщий ум, который «наполняет все, освещает Вселенную и побуждает природу производить... свои виды». Эти идеи панпсихизма нашли свое отражение и в антропологических построениях философа. Для него человек - это существо, неразрывно связанное с вечной и бесконечной природой, существо, которое с необходимостью должно себя ощущать частицей величественного и непрерывного потока природного бытия. Такое понимание своего места в природном универсуме не может, по мнению Д. Бруно, не способствовать правильному определению человеком пути своей жизни. Отказываясь от надежды на личное бессмертие, человеческий разум должен преодолевать страх смерти, ощущая себя частью вечной природы. Д. Бруно утверждает, что земная жизнь человека - это единственная жизнь, дарованная ему природой. Она всего лишь краткое мгновение в бесконечном потоке времени. Философ настаивает на том, что не дело человека ожидать смерти, надеясь обрести вечную жизнь. Мыслитель доказывает, что человеку нельзя быть праздным и нерадивым в этом мире, ему нельзя уходить от мира в сферу религиозной созерцательности. Достойной для человека являются только деятельность, увеличивающая его природные силы, а также деятельность, сплачивающая людей в общество на разумных основаниях. Жизнь ради «иного мира» резко и обстоятельно критикуется Джордано Бруно. Отрицая эгоистический индивидуализм и ратуя за подвижничество и самоотверженность ради достижения высоких целей, Джордано Бруно предложил своим современникам принципиально новое понимание миссии человека в этом мире. Итальянский философ, обожествлявший природу и человека как ее часть, в своих антропологических разработках наделяет людей творческими характеристиками, разумом, этическим самосознанием, позволяющими им достойно действовать в этом мире, достигая высоких целей. В своих этико-антропологических разработках Джордано Бруно уверенно расставил иные, нежели в Средние века, психологические акценты, касающиеся отношения к жизни, смерти, душе, деятельности и т.д.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 315.