Аттика. Конец 5 – нач 4 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время кризиса Афинской вазописной традиции.

Гидрия мастера Мидия. Уже у него появляются черты упадка. Он очень элегантен, некое рафинирование изображение. Снова тяга к внутренней орнаментике, маньеристичность, избыточности. 2 сюжета: Геракл в саду Гесперид и похищение дочерей . 2 регистра, внутри фриза фигуры свободно. Интерес к пространству, иллюзорности, чрезмерной декоративности. Форма дробиться, нарушается синтез между формой и живописью. То же из-за дополнительных накладных красок.

 

Кратер мастера Долона. Изобильная детализация, присутствие пейзажных деталей. Сюжет из Одиссеи: жертва черных баранов для проникновения в загробное царство.

 

Яркий расцвет вазописи – поздняя Италийская вазопись. Апулийская школа вазописи. Несколько примеров. Специфические черты, которые восходят к аттической, но быстро становятся самобытным.

 

Финальный этап вазописного искусства Греции. Италийская вазопись.

 

Аттика начинает указать. Повторы, неряшливый стиль. Мидий – еще рафинированное аттическое искусство, но после его мастерской (начало 4 столетия) – угасание. Эстафету подхватывают италийские мастера. Весь четвертый век – греческая вазопись на юге Италии. Расцвет яркий, но краткий (последняя четверть 5 и весь 4 век). Эпоха эллинизма уже не дает вазопись как искусство, скорее как ремесло: вторичные вещи где-то повторяющие высокие образцы.

 

Начали изучать позже, чем аттическую, но открыты были раньше, еще в 18 веке. Привлекали сами сюжеты: гротескные, особая интерпретация классических мифов. 19 век – в основном изучали греческую, особенно аттическую вазопись, т.к. получили возможность изучать на греческой земле. Хотя многие аттические вазы нашли именно в этрусских погребениях. Пик исследования аттических ваз 20 – 30 гг. Джон Бизли – культовая фигура в исследовании греческой вазописи (систематизировал, дал условные имена вазописцам и гончарам). Италийские мастера 40-50 гг Артур Трендел – сделал то же, что Бизли для аттической вазописи.

5 основных италийских школ:

· луканская школа (самая ранняя – южно-италийская область Лукания (напр. там Пестум)

· апулейская школа (самая влиятельная, наиболее широкий круг впечатляющих памятников)

· кампанская школа (Помпея, Геркуланом). Кумы и Капы

· пестумская школа (можно выделить отдельно из луканской)

· сицилийская школа (хотя тоже выделяют несколько школ).

 

Специфика южно-италийской керамики:

· в Греции использовали и в городской жизни, в Италии 99% из погребений, в быту не использовали

Луканская школа

Родоначальник. Мастер Пистичи (место). Луканская школа. Сильнейшее влияние античных мастеров (возможно, проходил выучку в Аттике). Типичный аттический стиль конца 5 века, чуть более беглый, неряшливый. Круг сюжетов, композиция знакома по аттической. Буквально подражает. Использует аттический лак. Самостоятельная вазопись – 440 – 430гг, до этого сильное влияние Аттики (возможно, сильная волна миграции: бежали от Пелопонесской войны, чумы, афинской конкуренции.

Кратер с двумя фигурами и дионисийским сюжетом. Полочки, четкие фигуры на черном фоне.

 

Мастер Амика (по именной вазе). Ваза из ГМИИ. Сатиры, которые устанавливают светильник, на который забирается мышь, которая пьет масло, и они сгоняют эту мышь. Возможно, есть ритуальный смысл. Фигуры поставлены в круг, пространство закручено – свободное аттическое рисование на светлых фигур на черном фоне.

 

Ваза с Амиком. Еще более рафинированная. Из Аргонавтики (царь Беприков, варвар, вызывает на поединок и убивает. Один из братьев Диоскуров (Полифем?) побеждает Амика и, согласно Аргонавтике, его убивают. Здесь другая интерпретация – наказание опечаленного Амика. Сюжеты, связанные с насилием, редко на аттических вазах. Здесь есть: параллели с этрусками. Циста Фекорони, тоже акцентируются жестокости (сцены поединков, жертвоприношения в гробнице Франсуа).

 

Амфора со сценой из Ористеи: Орест, Электра и Гермес. На многих италийских вазах появляются сцены, которые можно связать с греческой драмой (часто именно изображение театрального действа). В духе мастера Мидии с прихотливыми орнаментами драпировок. Чем-то похоже на изображение умерших на своих могилах (в трактовке лица, позы) – влияние поздне-аттического свободного рисования. Стела с венчающим ее сосудом (как в эпоху геометрики, когда ваза служила надгробием). В 4 веке эта традиция возродилась и пришла на юг Италии. Комбинация краснофигурная техника с чернофигурной.

 

Ваза мастера Корней (праздник отмечался в Спарте и некоторых италийских центрах). Сцена Дионисийская, в 4 веке тема смерти – возрождения все больше приобретают погребальную символику. Дионис на троне, менады. Стиль близок мастерской Мидия, только еще больше орнаментальности. Загадочная фигура с сосудом и атрибутом, которым она разбрызгивает/окропляет (что-то восточное).

 

Луканская школа к середине 4 века угасает.

 

Апулейская школа

Со 2й четверти 4 века – апулийская школа. Школа Апуи тоже начинает с подражания аттическим образцам.

2 направления:

· простой стиль – композиция с несколькими фигурами (2-4), свободно размещенные в пространстве с использованием небольшого количества накладных красок.

· Роскошный стиль.

 

Сосуд из бостонской группы сосудов. Изготовление/роспись статуи Геракла. Фигуры размещены друг над другом – из аттической традиции (которая этим и заканчивается). Немного опасная и губительная игра с пространством – постепенно пришли к тому, что и аттические мастера, когда иллюзорность разрушает архитектонику вазы. В верхнем регистре – наблюдающие/контролирующие процесс создание статуи героя. Простой стиль.

 

Роскошный стиль. Истоки – апулийские росписи еще 5 века. Прото-апулейская школа – мастер рождения Диониса. Большой кратер с ручками, закручивающимися в виде волют. Свободное размещение фигур (мидийская школа, полигнотовская традиция). Присутствие всех богов-Олимпийцев. Принимает Диониса не Гермес, а Афина. Активно вводит растительный орнамент.

Тот же мастер – фрагмент кратера.

 

Грандиозные кратеры (от 60-70см ранние до метра и больше – в период расцвета). Как и вазы геометрического стиля – сугубо погребальное назначение. Здесь они не служили надгробием, а просто помещались в погребальные склепы. У некоторых отбито дно, как и в геометрических аттических вазах. Они совершенно не функциональны. За эти ручки невозможно взять (они бывают настолько хрупки, что это может быть невозможно). Они служили в погребальном, даже загробном пире.

Характерны высокие ручки валют, почти всегда украшенные (головы менад, селенов – некие маски-апотропеи). Очень декорированы, многофигурны, может быть несколько сюжетов, активно используются накладные краски (полихромные).

Мастер Илиоперсис (падение илиона/Трои). В центре постройка белого цвета (святилище Афины, в которое прибегают троянские женщины для защиты. В центре с перспективными элементами храм со статуей Афины. Помимо фигуративных сцен огромную роль начинает играть орнамент. Причем очень специфичный: буйная стилизованная растительность с элементами перспективного изображения (не плоский, а объемный). Уже видели на галечных мозаичных полах (Пэлла) или живописных македонских росписях гробниц – т.е. греко-македонское искусство того же времени. Возможна какая-то прямая связь, хотя эти италийские вазы никогда не экспортировались.

 

Высокая форма с растительным орнаментом.

Часто изображение женской головки на шейке (часто Персефона)

Основная сцена на тулове: мифологические сюжеты, но связанные с загробным миром (Орфей в Аиде и др.)

 

Ваза Дария из арх музея Неаполя. Кратер с огромной многофигурной сценой аудиенцией царя Дария и персами вокруг него (все персонажи подписаны). Возможно, связано с Персами Эсхила.

 

Еще одна ваза: сюжет Ахил убивает одного из пленных троян в ходе приготовления к погребению Патрокла. Гладиаторские бои из Этрурии изначально как жертвоприношения на тризне (погребальный пир).

 

Изображения надгробий аттического типа (стелы, оформленные как наос, с изображениями ушедших), т.е. непосредственные изображения погребений, уже не через мифологический сюжет.

 

Микрофоры (сосуды для свадебных обрядов) – связаны с погребением молодых незамужних дев. В Аттике – мраморные, в Апулии – керамические.

 

Кратер с дионисийской сценой (огромная голова) вокруг него сатиры (скорее люди в масках – возможно, изображение театральной постановки).

 

Коносские вазы. Коноса – город в Апулии. Синтез гончара, скульптора малых форм, иногда и полихромного мастера росписи. Иногда бывают очень крупные с массой рельефов, фигур. Сцила – верхняя часть – дева, потом перерастает в ужасные хвосты, собачьи головы и т.д.

Часто бывают фигуры Ник.

Ваза из Британского музея. Крылатые Ники – изготавливаются отдельно.

Бывают коносские вазы с чисто живописным оформлением. Как темперная живопись: краска, нанесенная после обжига.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 271.