Статуарная пластика высокой классики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К сожалению, почти не сохранились оригиналы и единственное представление у нас есть из копий оригиналов и античной литературы. В какой-то мере можно делать какие-то выводы из рельефов Парфенона, но здесь только скорее общая задумка, а не сама рука мастера.

 

Воин Б из Риачи. Нет оснований для предположения участия Фидия или Поликлета, но знаем, что это их время.

 

Фидий.

Мастер универсального характера, брался за разные техники: акролипт (мрамор и дерево), хрисоэлефантинная техника (золото и слоновая кость), торефтика, мрамор, бронза, начинал как живописец.

Известно о трех Афинах работы Фидия.

· Первая - Афина Промахас «Впереди воюющих». Появляется уже в поздних римских источниках. В греческих источниках просто бронзовая Афина. Промахас «воюющая» изображается в активной позе, бросающая копье. Статуя Фидия не была в этой позе. В 480гг молодым Фидием. Около 9 метров (возможно, с учетом постамента), но точно не известно. С изображения на античных монетах римского времени понятен размер (даже выше Парфенона, развернута в сторону Пропилей – встречает входящих в Акрополь, руке – фигурка Ники). Письменные свидетельства – на щите – кентавромахия, т.е. они были похожи с Афиной Парфенос.

· Есть несколько римских типах, за которыми стоит оригинал, скорее всего фидиевского времени. Например, Афина типа Медичи. Возможно, она воспроизводит Афину Ареи для города г.Квартеи?, но к какому именно оригиналу они восходят – не известно.

· Вторая Афина – Парфенос

· Третья Афина Лемния (была посвящена на Акрополь афинскими переселенцами на о.Лемний). Они была меньше. Павсаний описывает ее покидая Акрополь, возможно, стояла внутри Пропилей.

· Тип Дрезден-Болония (один оригинал хранится в Дрездене (тело), другой в Болонье (голова). Самая красивая, миловидная из всех Афин Фидия. Есть свидетельства, что она была с непокрытой головой. Оригинал, скорее всего, был в бронзе.

Статуя Зевса Олимпийского. Скорее всего после его работ на афинском Акрополя.

· В 1й половине 20в превалировало мнение, что Зевс был раньше, т.к. в 460е гг. храм Зевса был уже закончен и нуждался в храмовой статуе. В Олимпии была обнаружена мастерская Фидия и среди руин была найдена ваза с надписью «Я принадлежу Фидию». По керамике легче всего датировать, поэтому сосуд был датирован 430е г. Поэтому сейчас господствующая точка зрения, что Фидий работал над Зевсом после Афины.

Карьера Фидия в Афинах закончилась внезапно. Возможно, в связи с потерей Периклом авторитета в Афинах в начале Пелопонесской войны. Известно, что Фидий был обвинен (одни источники – утайка средства для создания статуи Афины Парфенос, другие источники – богохульство (на щите среди сражающихся греков он изобразил самого себя)). Вроде как был суд, в результате был брошен в тюрьму, либо уехал/бежал/был выслан на Пелопонес. Возможно, именно тогда он начал работу над статуей Зевса. Некий агон олимпийцев с афинянами.

· Зевс превосходит размерами, на него было истрачено больше слоновой кости (почти полностью обнаженный торс), сам ансамбль сложнее: много скульптурных рельефов: скульптура Ники на руке, рельефы на троне и скамеечке для ног с огромным количеством сюжетов: 2 амазономахии (Тесея и Геракла), сфинксы, утаскиващие фиванских юношей на ручках трона. Но статуя Зевса никогда не копировалась, но есть очень много словесных описаний (например, у Плиния) и изображения на монетах.

· Есть небольшие фрагменты. Например, голова Зевса из Миласы. Восточные мотивы, как восточные владыки. Но при этом все античные авторы пишут, что при всем почти благоговейном страхе, лицо было очень благообразным, добродушным.

· Статуи Зевса – Юпитера (например, из Эрмитажа), это не копия, а просто типах, иконография, которая в римское время была даже использована для изображения императора. Таких много, это был очень растиражированный образ.

 

Раненная амазонка. Есть история Плиния, что был объявлен конкурс, в котором приняли участие известные скульпторы греции, на лучшую статую раненной амазонки, которая должна была быть помещена в храме Артемиды Эфесской. Фидий, Поликлет, Крисилай, Кидон и Фрадмон (последние два не понятно). Возможно, Кидона вообще не существовала, т.к. Крисилай был из г.Кридон. Фрадмон, скорее всего, жил в 4в. Это ставит под сомнение вообще всю историю Плиния.

· Среди римских копий ученые находят 3 типа амазонок, относящиеся ко 2 половине 5 века. Что приводит нас к 3 мастерам. Один из этих типов связывают с Фидием: амазонка типа Матеи (имя коллекционера). Значительно реставрирована. Реконструкция позы и мотива – отдельная проблема. Ранена в ногу на бедре. Тип Матеи – с луком, раньше реконструировали иначе – опирается на копье для того, чтобы вскочить на лошадь. Недавно было найдено маленький терракотовый рельеф (еще греческого времени), там она изображена с луком, как ее сейчас реставрируют. Такая поза самая сложная.

 

Акролит – мрамор (или другого камня) с золоченным деревом. Фидий использовал для одной из своих статуй.

 

Поликлет

В отличие от Фидия почти ничего не известно о его биографии (с Пелопонеса: Аргос или Секиона, точно не известно), но известно много о его стиле, о его взгляде на искусство, о задачах скульптора. Бордман – самый влиятельный стиль античности – стили парфеноновский Фидия и Поликлета.

Поликлет первый теоретически осмыслил свое искусство. До него все трактаты писались по поводу архитектуры (в т.ч. Парфенон, позже галикарнасский мавзолей, т.е. вместе с храмом писали некий трактат). К сожалению, ничего этого не сохранилось, но труд Витрувия базируется именно на трудах его предшественников. До Поликлета труд скульптора считался ниже труда архитектора, т.к. его труд умственный в отличие от работы руками скульптора. Трактат Поликлета стал своего рода руководством для скульптора, он объяснил принципы контрапоста. Именно с этого времени проблемы контрапоста перестали быть проблемой. Его трактат тоже не сохранился, только отрывочные фрагменты фраз. Имеем только высказывания более поздних авторов, которые о нем высказываются или туманно цитируют.

Дорифор (копьеносец) – один из самых популярных скульптурных типов. Существует около 40 точных полномасштабных статуй. Только Афродиту Книдскую копировали чаще. Нет нарративного повествовательного момента. Явный контрапост. От Плиния узнаем, что Поликлет был известен потому, что якобы «первым стал изображать фигуры, опирающиеся на одну ногу». Скорее всего именно Поликлет планомерно изучал механику контрапоста и прояснил ее для себя и других. Две позиции контрапоста:

· как у воинов из Риачи – расслабленная нога выдвинута вперед – более статичная позиция.

· Более усложненная позиция – расслабленная нога отставлена назад – интенция к движению, неакцентированный переход от покоя к движению.

Также Поликлет изучал идеальные пропорции. Шел от имперических поисков, от опыта, измерял человеческую фигуру, искал единый модуль. Многие ученые считают, что у него была выведена некая математическая пропорция. Т.е. в основе природных творений, гармонии лежит арифметическая пропорция. Параллели с учением Пифагора. Идеи Гиппократа о том, что гармония человеческого здоровья строится на неком равновесии различных жидкостей/токов (кровь, желчь и т.д.), которые должны пребывать в равновесном гармоничном состоянии. Т.е. опять некая числовая гармония. Т.е. поиск гармонии, основанный на числовой гармонии противоположностей, то что греки называли «симметрией».

Для того, чтобы проиллюстрировать свой трактат Поликлет создал статую (контрапост и пропорции), которая называлась «канон». Еще в древности высказывались предположения, что именно Дорифор и есть канон. Похоже на правду, т.к. это могло объяснить ее популярность.

С одной стороны, фигура кажется естественной. Очень явно выражены, доведены до предела хиастические законы построения контрапоста: ни одна линия не находится в неподвижном параллельном состоянии. Некие основы, которые сохраняют свое значение до настоящего времени. Сама поза максимально выявляет саму идею контрапоста: напряженной правой ноге соответствует напряженная левая рука, несущая копье, и наоборот: расслабленной левой ноге – расслабленное правой руке, чтобы наилучше продемонстрировать это перекрестное напряжение-расслабление.

Самая известная копия – из археологического музея Неаполя. Поликлет работал исключительно в бронзе и только в самом конце жизни создал одну в хрисоэлефантинной технике. При этом Поликлет почти никогда не изображал богов, но достиг совершенства именно в изображении человека. Есть даже один фрагмент торса (археологический музей Флоренции) из базальта. Еще одна версия Дорифора из Миниаполиса (тоже почти полная).

Рельеф из Аргоса – вариация на тему Дорифора – всадник с конем. Возможно, надгробие.

Плиний говорит, что фигуры Поликлета многим кажутся «квадратными». Первое, что приходит в голову, что они приземистые, коренастые. Особенно по сравнению со скульптурами 4го века, которые обретут более вытянутые пропорции. Хотя можно толковать метафорически, вплоть до «идеальности» или «четырехфасадности» (4 точки восприятия, которые и есть основные). Еще нет активного захвата пространства, но фигура уже свободнее ощущается себя в этом пространстве, все 4 точки равнозначны, ни одна не кажется ущербной. У Дорифора соотношение головы к высоте где-то 1 к 6. Были поиски этого модуля, но сколько ни измеряли Дорифора, его не нашли. Какие-то пропорциональные соотношения можно найти, но единого измерения найти не смогли. Это как с единым модулем в храмах, где-то он есть, но в большинстве храмов его нет.

Бронзовая герма (голова) Дорифора из Неаполя – даже в локоны уложены определенным образом, даже там можно найти контрапостные принципы.

 

ДиодУмен, от «диадема», т.е. лента. Атлет, венчающий себя лентой победителя, некий сакральный момент. В архаику – сосуд с куросом, венчающим себя лентой. Поза похожа на Дорифора, но на самом деле здесь этого намерения шагнуть выражено меньше, поза выглядит более статичной. Считается, что это более поздняя работа, но она меньше существует в пространстве, она больше нацелена на главный фасад: руки обрамляют голову и т.д. Сбоку не очень будет понятно, что именно делает атлет.

Меняется настроение: гражданский пафос Дорифора (идеальный атлет и гражданин «калеко-агатия» калес агатос – объединяет качество внутренней и внешней красоты, которая является отражением красоты внутренней). У Диодумена появляется некая замкнутость в себе, почти меланхолия, перенос на более субъективную сферу, на внутренние переживания. Предчувствие уже другой художественной системы – поздней классики Праксителя и эллинизма.

Атлет Вестмакотта (атлет Киниск) из Британского музея. Скорее всего была поднятая согнутая в локте рука с венком над головой, которой атлет увенчивает себя. Контрапост создает другое впечатление. С одной стороны все его фигуры немного однотипны, но поза обыгрываются на разные лады. В отличие от Фидия, который увлекался разными видами скульптуры и рельефа, техниками, Поликлет концентрируется на бронзовых атлетах в позе контрапоста: где баланс заканчивается, где фигура уже теряет опору, его метод очень рациональный, он как аналитик подходит к своим задачам. Некая разомкнутая структура, более активно раскрывается в пространство, но при этом немного утрачивается баланс: все напряжение смещено в одну сторону.

Трактовка волос почти как у Мирона, есть какая-то архаизация. Они воспринимаются почти как графический орнамент.

Амазонка Поликлета победила на конкурсе Фидия. Берлинский тип амазонки. Похожие поликлетовские черты: правая нога опорная, левая отведена назад. Присутствует «квадратность», почти мужская фигура. Это как и амазонка Фидия один из первых мотивов женской наготы. Новый мотив – внешняя опора, нет собственного баланса. Некоторые ученые из-за этого мотива сомневаются в атрибуции данной скульптуры Поликлету. Но в отличие от 4 века баланс перенесен едва-едва. Вполне возможно, что появление колонны/стелы/алтаря имеет повествовательное основание (амазонка ранена и ищет спасения у своей покровительницы Артемиды Эфесской). Второй мотив – запрокинутая за голову рука, как бы обрамляющая голову. Также мотив характерный для 4 века, часто будет использоваться для Аполлона, а позже перейдет к Дионису. Часто будет использоваться для фигур, изображенных в состоянии опьянения или сна (Аполлон Ликийский). Здесь, скорее всего, усталость, ранение, прочтение менялось в 5, 4 веках. Опять некое предчувствие мотивов 4 века.

Кресилай.

Современник Фидия и художник его круга. Единственная работа с точностью приписываемая Кресилаю – портрет Перикла. В римское время воспроизводился в виде герма (бюст). Оригинал был бронзовой портретной статуей, у греков вообще не было бюстов. Они мыслили человека в целости, они не могли вычленить какую-то часть и ее изобразить. Скорее всего был похож на воина из Риачи, но только с портретной головой. Портрет достаточно условный, много типизированного, отвлеченно-героический образ, как в его биографии Плутарха. Т.е. лишенный черных пятен, негативных черт, но тем не менее появляются портретные черты.

Третья амазонка капитолийского типа (иногда еще называют амазонка сосипла, т.к. есть подписанная сосиплом копия), которая чаще всего атрибутируется Кресилаю (не бесспорно, но наиболее принятая версия). Все амазонки одного типа, одного размера наводит на мысль о том, что это был не конкурс, а все три скульптора были привлечены к одному большому заказу. Возможно, многофигурная композиция в благодарность победы над персами для эфесского храма. Т.е. жанр большого многофигурного скульптурного посвящения. Выполнялось не одним скульптором, а несколькими - Критий и Иносион – не единственный пример. Персы ассоциировались с амазонками, греки проводили эту параллель, поэтому амазонки – хороший сюжет для вотивной скульптуры. Т.о. вопрос о существовании конкурса остается открытым.

Пэоний

Из города Мэнда (север Греции), явно связан с мастерской Фидия. Позже работал в Олимпии, известна свобода передвижения мастеров, вместе с которыми мигрировали техники, образы… Ника (420е гг) – мраморная подписанная Пэонием. Тип акротериальной статуи, помещенной на высоком 9м трехгранным столбом. Они была вотивным акротерием, установленном на олимпийском святилище в память о победе, одержанной месенцами, жителями Пелопонеса над спартанцами. Более ранний прецедент аналогичный Нике Самофракийской. Здесь решаются более сложные задачи, т.е. не просто взлетающая богиня, а наоборот спускающаяся с неба богиня. Возможно Пэоний подсмотрел сюжет у Фидия, который изобразил спускающуюся на руку Афины Нику. Пэний усложнил и развил сюжет: Ника как бы ступает по небу и ступает на землю. Она поднимает вверх руку и в ней держит край плаща. Была полихромия, поэтому, возможно, светлое тело выделалось на фоне темного плаща и крыльев. Драматично трактованы складки: тяжелый плащ и легкий хитон, облепляющий тело. Поэний первым использовал в круглой скульптуре эффект развивающихся драпировок и очень тонкую ткань, т.н. «стиль мокрых одежд». Развивающиеся драпировки выступают одновременно и основой/балансом статуи.

 

Надгробия 2 половины 5 века

Колоссальное количество сохранившихся оригиналов. Основной тип – надгробная стела, хотя все более активную роль играют другие формы – рельефные сосуды, круглые скульптуры с изображением животных (сторожащих собак…).

Стела ГегесО. Меняется формат стелы и увеличивается количество фигур (взаимное влияние). Раньше узкая стела с одной фигурой, которой тесно и которая «проходит мимо». После перерыва, связанным с запретом на дорогостоящие погребения в Аттике (50 лет). В это время на других территориях появляются стелы с вторым объектом, но маленьким (голубь, собака…). Стелы возвращаются в другом обличие – более широкие, с обрамлением (часто в виде небольших храмов – колоны, наос..), что изображает: вход в храм, в гробницу – сложный вопрос, но важно, что разительно меняется сам подход. Раньше стела уподоблялась чему-то растущему (венчалась пальметтой), а теперь трактуется архитектурно (появляется архитектурное обрамление) и количество персонажей увеличивается. В стеле Гегесо госпожа и служанка не контактируют, но обе смотрят на один и то же предмет – т.е. некое единство. Тема прощания с миром, но вместе с тем появляются предметы, которые способствуют преодолению смерти. Замечательная пластика, градация высоты, степень проработанности, которые дают ощущение почти живописной пространственности глубины (как на фризе Парфнона). Игра с разным уровнем рельефа, значение контуров, которые то акцентируются, то теряются в пространстве. Силуэты: рука девушки переходит в руку госпожи, кривые линии

Стела Ктесилая и Феано. Тема прощания живых с мертвыми: кто-то кто умер и кто-то провожает. Горе, печаль не выражены так сильно, господствует скорее спокойное, лирическое настроение. В более поздней традиции герои могут держатся за руки, касаться друг друга, здесь единство скорее в едином настроении. У Феано – канонический жест супруги (держит покрывало), у Ктесилая поза похожая на странника с ране-классической стелы.

В надгробиях также могли воспроизводиться известные статуарные типы. Опирающиеся Афродиты, которая появляется еще у поликлетовской амазонки. Копии из Лувра.

 

Поздняя классика.

Скульптура

4 век. Это по прежнему классика и она базируется на достижениях Фидия, Поликлета и др. Но уже появляются тенденции, достигшие своего апогея в эллинистическую эпоху.

Скопас, Пракситель – 1 пол. 4 века. Современники и полные ровесники. Начинают с 370 - 360гг.

2 пол 5 века – Лисипп. Уже переходная эпоха: 30е гг походы Александра, 40гг – процессы покорения Греции македонянами. И фигура Лисиппа с одной стороны замыкает предшествующую традицию, но с другой стороны его работы свидетельствует об обогащении новыми темами, сюжетами. Он был любимым портретистом и скульптором Александра.

Скопас.

Его творчество – некая загадка для нас. С одной стороны, есть образ, который за ним закрепился в антиковедении. Но с другой стороны, сохранилось мало работ. Родом с о. Парос. Скорее всего, потомственный скульптор и хотя работал равно успешно и в бронзе и мраморе, в его творчестве имеем дело в реабилитации мрамора. Это в целом симптоматично для 4 века. Возвращение к эффектам, которые можно извлечь из мрамора, особенно в изображении нежности, нюансировки женской фигуры. Если бронза очень подходит для изображения атлета, с его мышцами, венами, активности, то для женской наготы очень подходит именно мрамор. То же и у Праксителя, хотя он вышел из мастерской именно бронзового скульптора. Самая известная его работа Афродита Книдская была именно из мрамора. Он уделял особое внимание тонированию мрамора и активно работал с художником Никосом.

 

Храм в Тегеях (на Пелопонесе) – Скопос подвизался также и как архитектор. Т.к. он был известным скульптором, он должен был приложить руку и к скульптурам этого храма (т.н. «тегейские головы»). Высокая степень эмоциональности, патетики по сравнению с некой атараксии скульптур Фидия и Праксителя. Этот «патетический стиль» проявился и в живописи. Возможно, характерными приемами было изображение именно страдающих героев. Возведенные вверх глаза, сведенные брови, приоткрытый рот с виднеющимися зумами, драматические тени вокруг глубоко посаженных глаз. Этой светотеневой игры гораздо сложнее добиться в бронзе. В архаику этот мотив был, но в классическую эпоху угас.

Фрагмент фриза галикарнасского мавзолея. Скопас был привлечен как скульптор наряду с другими скульпторами. Фриз с изображением колесничих состязаний. Меньше 1 метра (даже меньше, чем фриз Парфенона), они могли помещаться внутри погребальной камеры, но это открытый вопрос. Фигуры возниц в длинных развивающихся хитонах изображены в скачущих позах. Небольшой фриз, но очень мастерски выполнен. Присутствуют те же приемы как и тегейской скульптуре. Правда, вместо мотива страдания, мотив гонки, аффекта. Хотя мотив страдания есть, т.к. это погребальное сооружение.

Голова богини из Тегеи (археологический музей Афин), скорее всего культовой скульптуры. Почти совершенно нет скоповского драматизма. Совершенно классическая, немного с налетом меланхолии (скорее в духе Праксителя). Возможно, Скопас не был всегда так однозначно драматичен, известно, что он создал целый ряд Афродит, не менее мягкие и женственные, чем у Праксителя.

Статуя танцующей Менады – самая известная в древности скульптура Скопаса. Не сохранилась, но есть достаточно пространное описание авторства Каллистрата, а также небольшая реплика из Дрездена, скорее всего эллинистического времени (поэтому скорее всего достаточно свободная копия). Тема не новая, иконография вполне классическая (в состоянии экстатического танца, держит в руках нож и жертвенное только что убитое животное). Но пластически совершенно необыкновенное решение. Скопас заставил камень, мрамор кружится в ритмическом танце. Сложно живущий в пространстве образ, у этой фигуры нет одной главной точки обозрения, нет ни одного исчерпывающего ракурса. Она не может восприниматься в статике, он диктует, заставляет обходить ее кругом. Как Эрехтейон в архитектуре. Но при этом каждый последующий ракурс связан с предыдущем. Это связано, прежде всего с винтовой позой (есть намеки в амазонке маттеи, но только намеки). На основе более ранних рельефов можно представить, что в поднятой вверх левой руке она держала козленка. Очень хорошо было видно противопоставление мертвое тело животного и живая плоть самой менады. Сильно выгнутая фигура, мотив штопора, запрокинутая голова – огромный шаг даже от сложного контрапоста.

Пракситель

Очень влиятельная фигура, даже превосходил Скопаса. Происходил из афинского семейства скульпторов. Его отец Гефесадот-старший был, видимо, достаточно именитым скульптором, работавшим исключительно в бронзе и продолжал традиция . Статуя Ээрены(или Ирина – мир) и Плутоса (изобилие), т.е. аллегорическая фигурная композиция. Очень в духе Кресилая, фидиевского круга 2 пол. 5 века: спокойствие, уравновешенный контрапост, отсутствие сложных поворотов. Но композиция усложнена введением второго персонажа – младенца Плутоса. Позже Пракситель почти буквально воспроизведет эту схему. Тема изображения ребенка – новая в греческой монументальной скульптуре. Но в 5 веке он не изображался в виде младенца.

Гермес с младенцем Дионисом. Долгое время считался оригиналом Праксителя. Но за последние несколько десятилетий целый ряд аргументов, что это копия либо римского либо эллинистического времени. Но вопрос еще открытый.

Статуя была найдена в Олимпии. Павсаний написал, что именно там он видел статую Праксителя. Вопросы были с самого начала: явная, не обыгранная подпорка. Сверхреализм трактовки драпировок - уже эллинистический стиль. Такую обувь также носили уже в эллинистическое время.

Контрапост сильнее выявлен, тело обретает более выраженный S-образный изгиб. Фигура почти заваливается и ей необходима дополнительная опора, чтобы фигуре было, на что опереться. Меняются также пропорции: по сравнению с «квадратными» поликлетовскими фигурами, фигуры более изящные (1 к 7). Поликлетовская мощь, спокойствие, равновесие сменяется более сложными оттенками. С одной стороны, невероятная мягкость обработки мрамор, глубокие тени глаз (глаза тонут в тенях) тоже есть, но это нацелено на другие эффекты: не на эмоцию, драму, патетику, а на мелодраматичность, погруженность в себя. Его герои открывают собственный внутренний мир (по сравнению с гражданским активным открытым Дорифором). В истории тоже Пелопонесская война кладет конец триумфу 2 пол 5 века, сама полисная система Греции сходит на нет, что и отражается в настроении Праксителя. С одной стороны, больший психологизм, с другой – больший эгоизм.

Самая знаменитая статуя – Афродита Книдская. Оригинал не сохранился, но известны много копий. Она принесла Праксителю необыкновенную славу во всем греческом мире. Книд стал местом паломничество не только из-за своего святилища, но из-за статуи Праксителя. В римское время был организован туризм с осмотром известных греческих достопримечательностей и, в первую очередь, эту статую. Дошло множество источников и все они с оттенком восхищения. Пракситель – творец богов, почти такой же как Фидий. Но вместе с тем он придал такое человеческое сходство, что есть несколько описаний, что юноши влюблялись в нее почти плотской любовью. Но вместе с тем образ необыкновенно возвышенный, божественный. В сохранившихся копиях этого обаяния, той мягкости мы этого не чувствуем. Живописец Никий сотрудничал с Праксителем в работе над этой статуей. Сам Пракситель всегда подчеркивал, что Никий соучастен его славе, многое было привнесено именно тонировкой, росписью. Здесь, скорее всего, был более сложный способ, не просто раскраска, с живописными элементами.

Тема наготы. Обычно ее позиционируют как первую скульптуру, в которой было представлена женская нагота. Но мы видели, что она уже проявлялась в 5 веке (гетера алтаря Людовизи, раненные амазонки, стиль мокрых одежд), т.е. был сделан последний шаг. Все античные авторы отмечают пикантность ситуации. Передают, что статуя была создана для жителей о. Коса и они, смущенные наготой, отказались от скульптуры. И тогда Пракситель создан для них другую одетую статую, а жители Книда купили эту обнаженную статую, которая принесла невероятную славу Книду. История вызывает массу вопросов. Что за «покупки» статуи? Была ли статуя культовой (ее не покупают, а исполняют по специальным заказам) или вотивной. Возможно, второй варинат. Кто-то из авторов описывают, что она стояла в беседке и можно было посмотреть со всех сторон. Лукиан (позднее время) описывает ее именно в храме, причем достаточно странном с двумя входами, т.е. можно было посмотреть с 2х сторон. Возможно, она туда была убрана, чтобы оградить от чрезмерного усердия поклонников. Можно с уверенностью сказать, что нагота не своеволия Праксителя, а нагота была атрибутом именно книдского культа Афродиты. Возможно, на книде культ Афродиты слился с культом Астарты (божество, продолжающее культ Иштат, Эшнаны, связанное с плотской любовью и войной). Есть изображения, где Астарта изображена нагой, где она прикрывает тем самым подчеркивая свою наготу. Т.е. нагота была «санкционирована». Вместе с тем, Афродита не просто изображена нагой, а она омывается (акт очищения, повторение акта ее рождения из морской пены) и поднимает драпировку, как будто она стремиться накинуть на себя эту ткань, как будто ее купание было неожиданно прервано: мотив подглядывания. Этот мотив известен: Актеон, Тересий (увидел нагую Афину) за что был ослеплен, а потом наделен даром пророчества. Этот мотив обыгрывается в ряде эпиграмм, где речь идет от лица самой Афродиты («где же нагой видел Пракситель меня?»). Такая игра со зрителем будет продолжаться в эллинистическую эпоху.

Полихромия – следы на голове Афродиты из Коринфа. Многие мастера начала 20 века увлекались полихромией и делали это гораздо тоньше, чем современные научные рекунструкции.

2 головы круга Праксителя из Ионии немного передают обаяние очаровательного женского лица. К сожалению, римские мраморные копии этого не передают. Известно, что Праксителю позировала его возлюбленная гетера Фрина. Т.е. субьективный чувство его собственной любви служило основой очарования статую, чего нельзя было представить у Фидия или Поликлета. Она же позировала спустя 29 лет художнику Апелесу.

Эрот типа Кинточелло 360гг. Согласно легенде на статуе были написаны стихи самого Праксителя, что это образ его собственной драмы любви.

Отдыхающий сАтир. Баланс почти полностью перенесен на подпорку, еще больший изгиб. Из полудикого образа Сатир становится почти миловидным. Его дикость выражается почти только в несколько взлохмаченных губах, ослиных ушах, т.е. очень неявно. Боги в 4 веке явно молодеют, почти женоподобными. Подобное изменение происходит и в культовой практике. Акцентируются человеческие черты богов. Например, Аполлон – божество страшное, в поздне классическое врем он воспринимается почти исключительно как покровитель муз. Афродита из Урании превращается в чувственную покровительницу гетер. Т.е. нужно, чтобы боги были более расположены к человеку. Неслучайно возвышаются такие культы, как культ Асклепия, помогающего исцеляющего бога. Т.е. дистанция между богом и человеком сохраняются.

Статуя Аполлона соврактон (т.е. убийца ящерицы) (луврская копия). Аполлон – почти ребенок, наделенный почти женскими чертами. Причем мальчика играющего с ящерицей и держащий в руках стрелу, т.е. он готов убить эту ящерицу. Возможно, ящерица аллюзия на Пифона. Недавно в кливлендском музее всплыла бронзовая копия (либо, что вряд ли это даже оригинал). Мотив падающей фигуры.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 363.