Малые формы и традиции прикладного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кратер из Дервини (на территории исторической Македонии) из музея Салоник. Представляет бронзовая золоченая амфОра для хранения пепла. Изображает момент воссоединения Диониса и Ариадны и хоровод Менад вокруг них.

Скульптуры Менад и Селенов на плечиках сосуда трактованы монументально, очень барочны. Сидят почти соскальзывая. Интересная игра почти круглых скульптур на плечиках и низкие рельефы на фризах. Пьяных селен – миниатюрный вариант Фавна Барберини. Похожая поза: заломленная рука, момент мучительного сна, почти соскальзывающий с сосуда.

 

Эллинистическая живопись

Мозаика

Мозаика битва Александра. Столкновение персидской армии Дария с кавалерией Александра. Найдена в Помпее в доме Фавна. Украшала пол экседры, выходившей в перистильный двор.

Особые живописные качества, связанные со сложной техникой. Мозаики из Тесеры из кубиков камня с вкраплениями смальты. Не регулярные формы гальки, а гораздо более мелкие, отшлифованные, которые можно подбирать по цвету, тонировать, подбирать живописные переходы. Сложности и высот достигается в мозаиках такого рода, которые воспроизводят живописную технику в рамках мозаики.

Эта мозаика копирует живописный оригинал. Античные тексты упоминают несколько картин, которые изображают битву греков с персами, Александра с Дарием. Чаще всего упоминают Филоксен из ЭрЕтеи. Фиванская школа. Возможно, Елена из Александрии: Битва греков с персами. Сейчас принято датировать концом 2 началом 1 века до н.э., которая копирует более древний эллинистический оригинал.

Эта мозаика принадлежит и римскому искусству эпохи республики и вместе с тем она явление эллинистического мира. Мастер скорее всего был из Александрии, где была сильная традиция создания мозаичных картин.

Сохранилась фигура Александра во главе конницы и противостоящая ему армия перса, которые количественно преобладают в мозаике. Со стороны персов – ощетинившийся мотив копий (будет появляться, реинкарнироваться: Взятие Христа Джотто, Сдача Бредо у Веласкеса – там, где нужно показать огромность, масштаб армии). Очень резкий ракурс удаляющегося коня – барочная тема сложной перспективы, вываливания объемных фигур в пространство. В стане персов – смятение. Прежде всего в фигуре Дария, который простирает руку в сторону своего генерала-сатрапа, пораженного Александром. Иконография Александра знакомая – в рельефах, живописи, напр. на саркофаге Александра. Часто называют именно битвой при Иссе, которая предположительно изображена на саркофаге. Многие мотивы: припавший на колено конь, облик персов и т.д. Стилизованный портрет Александра и его коня Букефала. Интересные детали: персы падают под копыта мчащихся в разные стороны коней.

Галичные полы в истоке – графические сцены. В крайности – самые сложные – имитируют скульптуру. Здесь – имитация живописи. Один из персов упал на землю, опирается на щит, в котором видит свое изображение. Иллюзионистические достижения в живописи, традиция живописного реализма. Т.е. первый раз этот путь от экспериментов с пространством Полигнота до полного реализма с бликами, светотеневые нюансы и т.д. И потом в Возрождение этот путь будет пройден еще раз. Это искусство сопоставимо с Поздним Возрождением.

Проблема: знали ли они перспективные линейные построения. Может, они этим активно не пользовались, она не имела сакрального значения. Т.е. нет единой сетки, каждый элемент, схема в своей сетке. Значит, было немного дискретное видение, четкая прямая перспектива была им просто не нужна.

 

Из арх музея Неаполя: александрийская мозайка на театральную тему эллинистического времени из Помпей. Театральная сцена: актеры на проскении. Эмблема, украшавшая пол. Также как мозаика Александра воспроизводит живописные техники. Подписана мастером Диоскурит с Самоса. Перспекивные элементы: овал бубна в сокращении – сразу глубина пространства. Светотеневые эффекты драпировок. Возможно связана с традициями скенография (дотение): живопись цветными тенями. Свет и тень: синие холодные тени на золотистом рыжеватом фоне.

 

Мозаика из Палестрины (Пренесте) – в основе римское поселение, связанное с деятельностью Суллы. Святилище – мозаика 2 века до н.э. Отражена египетская/александрийская тема. Карта нильской дельты, как если бы мы смотрели с высоты птичьего полета. На переднем плане – Александрия (ордерные постройки в греческом духе, одетые в греческие тоги люди). Городская, эллинская цивилизация. Рыбаки на лодках – рыбацкая/сельская идилия. Жизнь на лоне природы. В центральной части – селяне: охотятся, ловят рыбу. Сельская жизнь. На дальних планах черные нубийские лучники, фантастические животные, есть и реальные. Чем дальше от цивилизации, от греческого мира, тем более диковинный пейзаж. Схватка мангуста с коброй – любимые персонажи изображения нильской жизни.

 

Живопись

Катакомбные захоронения. Лучше всего в исторической Македонии в некрополях.

Гробница Персефоны в Вергине (рядом с г.Эги – старая македонская сакральная столица, там хоронили царей). Познее классическое время. Была ограблена, ничего кроме настенных росписей не сохранилось. Изображение похищения Персифоны (Годес/Аид похищает Персефону). Легкая, скорая работа, по технике напоминает акварель (легка и немноголойна). Облик Годеса – образчик патетического направления. Хорошо сохранились следы от черенка кисти. Художник примерно намечал положение фигур. Мастер приглашенный грек. Иногда всплывает имя Никомаха, фиванского художника, отличающегося скорым письмом.

 

Гробница Филиппа из Вергины. Сохранился фасад, оформленный в традициях греческой дорики. Расписанный. Многие македонские гробницы сохранили полихромию, на основе которой можно реконструировать роспись греческих храмов.

Фриз – тема царской охоты (тот же сюжет, что и в рельефах саркофага александра). Центральный эпизод – охота на льва, и всадник, встающий на дыбы и убивающий льва. Должен быть хозяин – Филипп. Кони изображены со спины в резком сокращении. Некоторые ученые полагают, что автором оригинала картины мозаики Александра тот же что и фриза гробницы Филиппа. Возможно, Филоксен.

 

Эллинистическая традиция 3 – 2 века. Гробница пальмет или Амфимиев. Почти нет фигуративных изображений, исключительно орнаментальные украшения. На голубых тонах объемные фантастические цветы. Как галечные полы.

 

Вазопись.

 Середина – 2 половина 5 века

Время расцвета -архаика, особенно поздняя и ранняя классика. Середина – 2 половина 5 века: само рисование становится более свободным (наметилась уже в ранней классике), композиции более лаконичные.

 

Мастер Ахилла. Амфора с изображением Ахилла. Как у берлинского мастера – на постаменте. Есть попытка дать ее в контрапосте, пока еще не очень уверенно. Каноническое сочетание фаса и профиля.

Эфорб, несущий Эдипа. Ребенок еще немного похож на маленького взрослого. Тема Гермес с младенцем – появится гораздо позднее.

 

Мастер Клеофона. Фон расчищен от ненужных деталей. Внутри проработка силуэта дается скупыми линиями. Не видим сложных пластических решений, спокойствие, гармония. Аналог фидиевских скульптур, фриза Парфенона. Тема прощание с воином, который отбывает в другой мир – спокойствие, оцепенение,

Надгробные стелы, рельефы этого времени.

Ферарский кратер – тема ритуального шествия к храму Аполлона. Архитектоничная фризовая композиция.

Игры с пространством Необида не были поддержены, во 2 половине 5 века возвращаются к классическому фризу с условным пространством, повторяющимся ритмом. Почти цитата фриза Парфенона. Элегантно под одеждой угадывается тело (как во фронтонных композициях Парфенона). Уверенный контрапост.

 

Белофонная роспись – яркие оригинальные решения. Сама техника появляется рано, некоторые еще в 5 веке. К концу 5 века достигает зенита своего существования. Важен также мастер Ахилла. В белофонной он гораздо свободнее, артистичнее.

 

Мастер Фиалы. Кратер с Дионисом. Гермес принес Диониса на воспитание Селену и нимфам. Использование большего спектра красок. Насколько возможно, дает представление об утраченных живописных произведениях. Изначально цветов немного: черный, белый, разновидности охры.

Свободное рисование разбавленным лаком, дополнительные цвета.

 

Белофонные лекифы, которых становятся особенно много в последние 10я 5 века. Небольшие сосуды для косметического масла, но они также использовались в погребальных ритуалах и стали прочно ассоциироваться с погребальной тематикой. Их могли ставить на ступени гробницы и т.д.

Лекиф мастера Ахилла – Прощание воина. Сидящая женщина как из надгробья Гегесо и юноша, который с ней прощается. Щит в сокращении и огромный глаз-апотропей в профиль.

 

Лекиф, в центре которого изображена погребальная стела, справа и слева два человека: воин и старец в скорби. Тема встречи живых и мертвых у могилы, явления призрака. Позже обыграна в стеле Саркиелиса? В скульптуре такие индивидуальные лица появятся в позднее эллинистическое время. Тема контакта между умершими и живыми нет (в надгробных стелах они контактируют, держатся за руки, встречаются взглядом и т.д.), они в разных мирах и друг друга не видят.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.