Архитектура ранней классики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Строительная деятельность на спаде, связано с греко-персидскими войнами. Иония – битвы, Аттика – дважды сжигается Акрополь, пока еще сил для масштабного каменного строительства нет. Не только из-за персов, но и из-за Спарты. Бум будет во второй половине 5го века.

Небольшое строительство в Афине: стены, небольшие

Храм Зевса в Олимпии

Храм Афины Афайи на Эгине

Великая Греции – гораздо больше строительства. Не было персов, но были свои столкновения с Карфагеном.

 

Храм Афины Афайи на Эгине 490-480гг. Афайя – эпитет Афины, происходит от божества растительности Афайи, которая со временем слилась с Афиной. Размер крупный ок 30метров. Колонны 6*12, были в архаике, дальше будет уже другое сочетание (5 век: удваивается +1, 4 век: удваивается – 1).

· Основная цела с тремя неравными частями: пронаос и эпистодом в антах с двумя колоннами.

· Внутри 2 колоннады по пять колонн

Внешнее пространственное решение (ничего принципиально нового не будет по сравнению с архаикой, классика идет в сторону уточнения пропорций, нахождения более гармоничных решений как плана, так и отдельных элементов). Единственное на рубеже 4 и 5 веков появление нового ордера. Не совсем новый, а продолжение декоративных тенденций ионического ордера.

· Дорический периптер

· Стройность колоннады, широкие интерколумнии (могут быть 2, 2.5), компактные капители. Капитель более компактная, эхин заметно выше (больше абака), другая форма: высокие, почти прямые боковые стенки.

· Не такой широкий антаблемент

Новое/особенность:

· Двухярусная (двухрядная) колоннада внутри. Боковые галереи, дают возможность подниматься.

· Использование монолитных колонн

Скульптурный декор. Остались фронтонная композиция и акротерии. Метопы были сделаны отдельно и были, скорее всего, гладкими или деревянными или их украли. Их не нашли. Характерно для 1 половины 5 века: не злоупотреблять скульптурным декором. Хранятся в Мюнхенской глиптотеке. Реконтрукция наиболее вероятна, но положение некоторых фигур спорно.

· Проблема заполнения треугольного поля: в центре – фигура Афины – ось, на которой все держится. На восточном она же, но более подвижна и ее связь с окружающими фигурами более акцентирована.

· Батальные сцены: два похода греков против Трои. Западный – поход Агамемнона. Восточный – более ранний поход Геракла против троянского Лаокидонта (отца Приама). Связующее звено – участники. В первом – Теламон, царь Эгины, во втором – Аякс Теламон (его сын). Т.е. связан и с общегреческой мифологией и с местными героями. Похоже будет в Парфеноне.

· От западного фронтона больше сохранилось. В центре удобно поставить божество, т.к. если он будет большего масштаба, то это оправдано (на Парфеноне). Вокруг – батальная сцена, центростремительная композиция, все герои стремятся к Афине. У ног Афины – павший воин, можно интерпретировать как битва за тело. Сейчас реконструируют наоборот: воины от Афины.

· Между западным (490г) и восточным фронтоном 10 лет. Как раз смена архаики классикой. Интересно виден переход.

· Афина похожа на Акропольских кор. Она статична. Воины начинают активно двигаться, разнообразно, вариативно. Но выглядят немного как жестикулирующие куклы. Торсы неподвижны, симметричны, они не поворачиваются вокруг своей оси, не гнутся. Нет внутреннего чередования движения и покоя. Но важен интерес к активному действию. Вариативность поз, жестов.

· Материал – мрамор. В архаике часто из известняка. Сам храм построен из известняка. Мраморная паста покрывает колонны в имитацию мрамора. Прорыв будет в афинском Акрополе.

Восточный фронтон (480). Поход Геракла на Трою.

· Больше видны классические черты. Классические черты лица, отсутствие орнаментальности в трактовке волос, припухшие веки, миндалевидные глаза.

· Пластика слишком акцентирована (как анатомическая сетка в вазописи у Евфрония). Балансирование на грани – слишком сложные движения с трудом удерживающие равновесия, но есть ощущение, что фигура замерла на месте, несмотря на активную жестикуляцию, немного механичные движения.

· Геракл (мощный и бородатый – типаж Лисипа конец 4 века) менее мощный, акцентирован аспект, что он великий лучник. Сложная поза, замечательные анатомические детали, но архаическая трактовка складок.

· Наиболее наглядно разница видна в угловых фигурах. Западный: раненный воин – курос, положенный на бок (выглядит возлежащим, а не упавшим, он фронтально демонстрирует себя). Восточный фронтон: воины уже с винтообразным поворотом торса к ногам (контрапост). Воин упал и пытается встать. Напрягается рука и нога, на которые он опирается, пытаясь встать. Но вместе с тем рука со щитом и тор расслаблены, они тянут его вниз. Взгляд не на нас, а прикован к земле. Агон между жизнью и смертью. Перед нами герой драмы. Параллели со складывающейся театральной/драматургической традицией. Более сложная психологическая интерпретация сцены, которая дается через пластику.

· Борода гравирована, проступающие вены. Влияние бронзовой скульптуры.Не видны зрителям, но они видны божеству. Часто фронтальные фигуры проработаны и с обратной стороны. Анад из Эгина (580-560) – мастер работал в том числе в Афине. Работал в основном в бронзе. Школа бронзовых голов. Черты похожи на головы статуй восточного фронтона.

 

Акротерий: флоральные, фигурные, по краям – сфинксы. В центре – флоральная конструкция (вроде пальметты), справа и слева две женские фигуры в форме архаических кор – архаизация. Почти типология всемирного древа. Комбинация флоральных и фигурных в акротерии редко.

 

Храм Зевса Олимпийского 480г. После первых одержанных побед: 490 Марафон,

480 при Саламине. Персидская угроза была удалена с территории Греции, потом в основном на островах, за пределами материка. Можно предположить, что храм носил мемориальных характер. На момент строительства – самый большой дорический храм на материке.

· Классический периптер. Повторен схема эгинского храма.

· Две двухъярусные внутренние колоннады

· Пронаос и эпистодом в антах.

· 6*13 – классические пропорции.

· Пропорции колонн чуть более тяжеловесны, чем в Эгине. Рядом древний храм Геры. Суровость, мощь дорической архитектуры.

· Статуя Фидия была создана в 430гг

· Фронтонные композиции, скульптурные метопы только во внутренних портиках (по 6 с двух сторон) – деяния Геракла. Первый случай, когда были отобраны 12 канонических деяний. В музее Олимпии.

Метопы

· Ранне классический строгий стиль. Похоже на трон Лудовизи, выше рельеф. Четкий контур, избавление от лишних деталей, особая важность круглящегося контура. Нет жесткости эгинских скульптур. Хорошо, тонко понят мрамор.

· Метопа «Яблоки Гесперид» - первое появление позы/мотива Атланта. Который потом появится как функциональный элемент конструкции. Афин легко помогает Гераклу (легкость для божества vs тяжести для смертного). По композиции похоже на селинутские

· Метопа «Единоборство с Критским быком»: перекрестное движение. Появляется формула борьбы (фигуры, расположенные перекрестно – тема противостояния). Диагонали держат форму квадрата – композиция идеально вписывается в метопу. Более сложное композиционное решение, четкое равновесие. Тема хеазма через две фигуры, баланс, который строится на примирении противоположностей. Гармонизация противоположностей, сведение их во что-то единое.

· Метопа «С Птицы». Геракл протягивает птиц (не сохранились) Афине. Понятно только по надписи. Господствует созерцательное начало, спокойный контрапост. Комбинация стоящей и сидящей фигуры.

· Победа над немейским львом. Не момент борьбы, а Геракл наступает на тело поверженного льва. Странно рефлексирует. Гермес также молчаливо бездействует рядом.

· Геракл взрослеет от метопа к метопу. Временное развитие сюжета.

Фронтоны

· Восточный – сюжет о Пелопсе (могила в Олимпии) и царе Эйномайе (к дочери которой он посватался). Условие женитьбы – состязание на колеснице. Победа не совсем честным путем: подкупил возницу. От Пелопса – род проклятый Атридов. Тантал с его убийством Пелопса, сам Пелопс убивает возницу Миртила (сына Гермеса). О сюжете известно из описания Павсания, визуально не понятно. Все бездействуют, квадриги есть, но они тоже бездейственны. Позы перекликаются с позами воинов из Риачи. Поединок еще впереди. В центре – судья Зевс, как и Афина в Эгине выделен масштабом.

· Стиль как в метопах. Тема контрапостов. Отказ от орнаментальных поверхностей, но любование натурными деталями.

· Статуя старца (возможно, пророка). Ранняя классика не чурается отхождения от идеала: могут быть немолодые, заостренная мимика. Живое тело vs драпировки.

· Западный – кровопролитная битва. Битва лапидов с кентаврами. Столкновение рационального с варварским (противопоставление греков и персов/варваров), могут быть и другие смыслы.

· Ощущение длящегося во времени сейчас действия. Взаимодействие фигур, жесты одних провоцируют жесты других.

· В центре – фигура Аполлона (Павсаний идентифицировал по-другому), покровительствующий лапифам (царь – Перифой). Кентавры и лапифы – двоюродные братья. Глаза с припухшими веками, тяжеловатый подбородок, симметричность лица. Дробность если только в трактовке волос. Рядом с Аполлоном 2 фигуры, почти в позе Тираноубийц: Тезей и Перифой.

· Контраст: почти все лапифы эмоционально нейтральны (в одной фигуре у того, кого кусает кентавр, у него присутствует мимическая реакция) и юны. Возможно эта битва – аллюзия атлетического агона. Борьба между страстями и рационального начала – что очень важно для атлета. У кентавров лица почти маскообразные.

· Лежащие фигуры – как зрители в вазах. Они не принимают участие, а смотрят и комментируют. Возможно, это персонификации местных рек, мест, своеобразные «гении мест». Они связывают зрителя с фронтонными композициями, подобие хора в греческой драме.

 

Сакральный участок: храм, небольшой храм Геры рядом, сокровищницы, вотивные скульптуры, окружающие храм. Все было вовлечено в религиозные действа. Исходя из этого нужно и анализировать декоративную скульптуру. Сложно восстанавливать, т.к. от Олимпийского храма остались руины: барабаны колонн, фундамент, метопы…

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.