Храм Посейдона на мысе Суни. Одни из ранних 3метровых аттических куросов, происходили их этого святилища. Во 2 пол. 5 века святилище было полностью реконструирован. Очень плохо сохранился, только часть колоннады. Храм на высоком утесе над морем и выглядит очень живописно. Некая доминанта со стороны моря.
· Основная цела без внутренних колонн
· Пронаос и эпистодом в антах, симметричное входному портику
· Наружная колоннада достигает своей максимальной легкости, дорический орден почти уподобляется ионическому ордеру по пропорциям (почти нет энтазиса, широкие интерколумии). Тенденция наметилась в храме Афайи, продолжилась в Парфеноне и здесь достигает максимума.
· Полностью из мрамора.
Мистериальный храм в Элевсине (Телестерион). Культ Деметры и Персефоны. Божеств, связанных с идеей плодородия и хтонических божеств.
· Существовали элевсинские мистерии (любой мог быть посвещен), имеем представление об определенных этапах подготовки, но не до конца понятно, как именно происходила церемония посвящения, т.к. давались клятвы не разглашать (страшный грех разглашать тайны божеств). На это было табу в античной литературе. Человек, посвященный в такие мистерии, избавлялся от страха смерти и становился спасенным в загробном мире.
· Мистериальный зал имел много этапов. Во времена Перикла в строительстве принимал активное участие Иктин.
· Мистериальные храмы принципиально отличались от обычных храмов, т.к. обычные храмы не предполагали нахождение людей внутри, важно было пространство перед храмом, даже часто выносился алтарь. Храм – это жилище божества, куда входят жрецы. Мистериальные храмы создаются именно для вмещения людей внутрь, где разыгрывается мистерия (спектакль, воспроизводящий божественные перипетии, имеющие отношения к самой территории). Поэтому классический мистериальный храм уподоблен театру.
o Как эстрада во дворце на Крите. Т.е. прямоугольное помещение, обрамленное с 4 сторон сидениями.
o В центре помещение, где, скорее всего, хранилась культовая статуя.
o Внутреннее пространство заполнено колоннами (гипостиль восточного происхождения), которое используется для формирование определенного пространства.
o Снаружи похож на обычный храм, но очень широкий.
· Во второй половине 5го века наметился интерес к усложнению внутреннего пространства.
Храм Аполлона в Бассах. Пелопонес. Аркадия (партриархальная, не связанная с архитектурными новшествами). Аполлон Эпикурий «Помощник». Автор – Иктин, поэтому можем, отчасти, рассматривать как проект аттической архитектуры.
· Странные архаические элементы и архитектурные новшества
· Первая коринфская колонна – помещена на центральной оси, где обычно в храме находится культовая статуя (есть предположение, что она являлась замещением статуи Аполлона – как божество гармонии космической и человеческой, ассоциации с мировым древом, некой осью)
· Ориентирован по оси север-юг (большинство греческих храмов: восток-запад). Возможно, связано с культом Аполлона Гиперборейского (Аполлон возвращается с севера).
· Дорический периптер из местного известняка. 6*15 – вытянутый – анахронизм архаики. Причем такое сочетание было в храмах Аполлона и было связано с наличием адитона. Здесь тоже есть адитон, но имеющий боковой вход.
· Внутреннее пространство: П-образная колоннада из полуколонн ионического ордера (уже в основной целе – если в Парфеноне это были колонны внутреннего портика, то здесь же в самой целе), вынесенные на выступающих плитах/ортостатах (как в архаическом храме Геры в Олимпии).
Скульптурный фриз.
· Впервые внутри целы фигуративный фриз. Это говорит об особенном значении интерьера. Возможно, сами изображения соответствовали тому, что происходило внутри. Возможно более сложное освещение (боковая дверь). Но точно не известно. Изображения кровопролития внутри спокойствия храма очень необычно, причем здесь битвы показаны с предельной степенью жестокости. Строился в эпоху Пелопонесской войны, возможно, связано с этим.
· Новые мотивы: женщина ищет спасения у ног божества, но не находит его.
· Фигуры активно апеллируют к зрительскому восприятию: фигуры в фас, разговаривают со зрителями. Ассоциация с искусством театра.
· Кентавры опять устрашающие, маскоподобные, жестокие. Отходит от спокойной классики Фидия. Опять перевешивают эмоциональное начало.
· Второй рельеф – амазономахия.
· Драпировки приобретают самостоятельную функцию (вздымаются) независимо от движений фигур. Некая повышенная декоративность, искусственность, маньеризм. То же что в рельефах и статуарной пластике в Афинах.
· Почти пацифистские нотки – драматизм, эмоциональный накал, сочувствие даже поверженным врагам. Даже в пергамском алтаре больше театрального, а здесь искренняя эмоциональность.
· Мотив остановленного движения
· Параллели – трагедии Эврипида на сюжеты троянского цикла и страшные последствия этой победы (трагические последствия).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.