Другие постройки в Афинах и в преддвериях Афин времени Перикла
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если спустимся с Акрополя, окажемся на афинской Агоре. Еще в 80-70гг начались постройки: появился акведук, были посажены деревья, укреплялись стены, некоторые административные постройки.

Во 2й половине 5 века параллельно с Парфеноном (медленно, с перерывами, т.к. не хватало ресурсов на строительство двух больших храмов).

Гефестейон (иногда храм Афины и Гефеста). Начало строительства в 440гг. Рядом квартал гончаров/ремесленников, торговля на самой Агоре. Т.е. покровители ремесла торговли – Афина Эргана «работница», покровительница ремесла, и Гефест – в широком смысле покровитель всего искусного ремесла, создает вещи, которые наделены волшебными, необыкновенными качествами. Иногда упоминается как Тесейон. Сейчас это посвящение не подтверждается, хотя в декоре есть сюжеты, посвященные Тесею. Есть информация о том, что был храм над могилой Тесея, но он не идентифицирован.

Агора – важный городской центр (Акрополь – святилище, городская цитадель), играет в социальной жизни даже большую роль, чем Акрополь. Там проходит повседневная жизнь афинян. Можно провести параллели между греческой агорой и римским форумом. Интересно, что в малазийских городах даже с появлением римской инфраструктуры форумы назывались даже в римское время агорой.

Храм на холме напротив Акрополя.

План. Есть переклички, он очень близко повторяет Парфенон: пропорции, исполнение многих элементов. Но имеет свою специфику.

· Дорический периптер (нет скрытых ионических колонн, но есть элементы в декоре): 6*13 (уже чем Парфенон) – традиционное для классики 5 века как храм Зевса в Олимпии.

· Гораздо меньше чем Парфенон

· – П-образная внутренняя колоннада, но одноярусная.

· На фоне колонн – широкая база, на которой стояли 2 статуи: Афины и Гефеста

· Пронаос – даже не эпистодом, а просто задний портик (эпистодом в антах)

Уникальная сохранность, не только наружная колоннада, но и хорошо сохранившаяся цела, элементы перекрытий, антаблемент, подлинные скульптуры (метопы и фриз).

Размещение скульптурного декора отличается от Парфенона:

· Метопы на коротких торцевых сторонах (возможно, скульптурные - только на восточной стороне). С восточной стороны (главный фасад) метопы заходили за угол и доходили до антов. Метопы восточной стороны – деяния Геракла. Метопы коротких сторон – деяния Тесея (как в сокровищнице афинян в Дельфах). Возможно, сюжет деяний Тесея продолжался на восточном фризе.

· Непрерывные фризы размещены за метопами (внутренние портики). Не окаймляли все здание по периметру. Один – над внутренним портиком и доходил до крайних колонн, на которых заканчивались метопы. И еще одни над внутренним портиком с противоположной стороны. Два фриза не связаны друг с другом.

· Сюжет западного фриза (без метоп) – кентавромахия.

· По сути деяния Геракла и Тесея – тема агона, тесно связаны с атлетическими единоборствами. Причем приемы взяты из атлетической борьбы (панкратия). На Агоре тоже проводились такие состязания. Бросок вниз головой, падение на спину (падения на спину/три падения считалось поражением). Т.е. тема напряженной борьбы и равновесия, рождающегося из этой борьбы.

· Высота рельефа фриза такая же высокая как в метопах. Плоский рельеф Парфенон не характерен для греческой скульптуры, т.к. обычно пластика должна быть активная, хорошо восприниматься на расстоянии. Здесь некоторые пары/группы взяты почти напрямую из метоп Парфенона.

· Сюжеты: миф о гибели Кенея (был Лапифом и получил от богов неуязвимость, тогда кентавры заживо погребли его в земле). Возможно, Кеней изначально почитался как хтоническое божество (в такой схеме часто изображаются хтонических божеств: Персефону, героев (чьи останки лежат в этой земле и его дух является защитником этой земли – часто изображаются встающими из земли, например, Тесей в «расписной стое»).

· Восточный фриз длиннее. Скорее всего битва Тесея с Палантинами (двоюродные братья, с которыми сражался за владение Афинами). Справа и слева – наблюдающие боги (ассамблея богов как в сокровищнице сифносцев, но здесь боги и герои рядом). По качеству напоминают фигуры фронтонов, хотя небольших размеров. Героизированные фигуры сражаются с использованием камней, но это не гигантомахия, т.к. боги наблюдают, а не участвуют.

· Замечательный мастер, возможно, Алкомен (ученик Фидия, по источникам известно, что он работал над статуями Гефестийона).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.