Скульптура. Ранняя классика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курос Крития (работал в паре с Несиот). Меньше человеческого роста. Контрапост. Идея о том, что само тело функционирует, как сумма разнонаправленных движений/усилий. Если человек переносит вес на одно ногу, его фигура, все части тела не могут остаться симметричными. И все основные шарниры будут наклоняться в противоположные стороны, компенсирую друг друга. Тоже внутри человеческого торса: какие-то мышцы напряглись, другие – расслабились. Хеазм - всем человеческой фигурой управляет не симметрия, а перекрёстно расположенные напряженные и расслабленные мышцы/линии… Обретение пластической свободы.

Другой образ, он теряет свою однозначность, появляется момент альтернативы, сомнения. В результате изменение настроение, фигура кажется живой, не схема, символ. Переворот в скульптуре – очень быстро. В 1 пол 5 века, схема полностью осваивается и в 2 пол. 440г Поликлет оформляет это теоретически в своем «Каноне».

Голова: воспроизведение приемов бронзовой пластики: инкрустация глаз, трактовка волос параллельными расчесанными прядями. Натуроподобные детали: случайно выбившиеся локоны падают на шею.

 

Одним из ведущих материалов в ранней классике – бронза. Мирон – исключительно в бронзе. Поликлет – почти исключительно в бронзе.

Мрамор диктует более компактные позы, не возможно произвести широкий жест и т.д. Для архаической статуи мрамор подходил, но акцент на движении, динамике предопределяет переход к бронзе. Мрамор остается важным для архитектурной скульптуры.

Группа тираноубийц. Статуи двух реальных людей: Гармодий (был убит на месте) и Аристогитон (казнен после пыток), они совершили покушения на писистратидов в 514г. Личные мотивы и политические силы. В результате Гипар был убит второй спасся и правил еще 4 года. Они стали иконой афинской демократии.

Памятник на Афинской Агоре. Беспрецендентный случай для древнего мира:

· Скульптурная группа

· Мемориальный памятник в честь недавнего события

· Портретное изображение конкретных людей, пусть героизированное.

Было 2 групы: В 510г Антинором (была увезена в качестве трофея в Сузы), после удаления персидской угрозы 2 я группа Критий и Несиот – 470г. (музей Неаполя с вилы имп. Андриана в Тиволи), Александр Великий вернул из Суз первую группу и долго стояли вместе рядом.

Трехфасадность: с боков только один или другой, а впереди – оба, причем в агрессивной позе. Зритель – в качестве жертвы, на которую они нападают.

 

Дельфийский возничий. Бронзовый оригинал 470г. ( из археологического музея Дельф. Жанр скульптурных посвящений, которые посвящались в качестве скульптурных даров в святилища. Группа состояла из самой колесницы и мальчика конюха, от которых сохранились незначительные возничие. В отличие от тираноубийц нет движения, возможно, специальная архаизация. В верхней части движение – поворот головы, небольшой поворот корпуса, объем тела – в драпировках (обладают массой, телесностью). Строгий стиль – намеренный отказ от архаической орнаментальности, суровое выражение лица, идеализированные черты. Они во много теряют свою индивидуальность поздней архаики. Очень натуралистично завязывается лента, ремешки врезаются в одежду.

Голова – волосы трактованы орнаментально (гравировкой), над ушами – объем и материальность. Полихромие и натуроподобие – позолота, инкрустация губ красной медью, инкрустация глаз (из алебастра/слоновой кости и темный камень для зрачка), бронзовые ресницы. В римских статуях инкрустация была проще.

 

Группа Тираноубийц – Клитий и Насеон. Первая группа – Антинор. См. прошлую лекцию.

Статуя дельфийского возничего (470гг). Единственная посвятительная бронзовая статуя такого размера. Вся колесница с дельфийским возничим тиранам г. Геллы (южно-италийский полис) в память своей победы в колесничных состязаниях на дельфийских играх.

 

Статуя Зевса/Посейдона с мыса Артемисион 470-460гг. Божество, вовлеченное в схатку (как у группы Тираноубийц). Такая иконография использовалась и для изображения Зевса и Посейдона (монета 6в из Посейдонии (Пестума) – в руках трезубец; вотивные фигурки Зевса в такой же позе – мечущий молнии). Архаическая, выработанная схема (поза), вытянутая вперед рука, занесенное назад оружие. Из мелкой пластики и рельефа переносится в большую круглую бронзовую форму. Идея хеазмы проявляется в перекрестном движении рук и ног соответствует идее равновесного движения, перекрестного напряжения/расслабления. Вся фигура производит впечатление равномерно напряженного пластического целого, а хеазм скорее в жестах рук и ног: левая рука вытянута, ей соответствует вытянутая правая нога, правой напряженной соответсвует левая (контрпост: смещение веса, поднятое бедро). В отличи от внешнего спокойствия и внутреннего напряжения дельфийского возничего здесь интерес к очень активному действию.

Двухфасадность: наилучший вид профиль и противоположная сторона. Не предполагает обход. Голова более выразительна и логична в профильном варианте. В фас присутствует момент жесткости, какая-то неуловимая несоразмерность. В фас теряет свою выразительность.

Немного уплощенная трактовка волос, бороды (как бы выгравированы), только локоны на лбу пластичны (не создают общий объем и имеют несколько орнаментальный характер). Характерна для ранне-классической скульптуры сочетание таких графических и пластических приемов трактовки головы. В архаике такой комбинации было мало, часто борода – графически «нарисована», волосы – бусины.

 

У побережья Каламбрии в Риаче (на юге Италии) найдены в 80х годах случайно дайвером. Бронзовые воины из Риаче 450-420г. Хранятся там в музее. Вероятно, это был затонувший корабль, перевозивший эти статуи (хотя остатков корабля не был обнаружен, поэтому, возможно местное производство). Происхождение точно не известно. Воины из Риаче А и B.

Атрибутов нет, поэтому точно атрибутировать сложно.

· Масштабно похожи, позы похожи, что заставляет подумать, что обе фигуры могли входить в одну скульптурную группу. Такие группы известны, например, группа Фидия, которая включала 10 героев эпонимов Афин (которые дали имена 10 афинским филам), богиня Афина, Аполлон, в центре генерала-победителя персов при Марафоне. Эта группа никогда не копировалась, но ученые пытаются выделить круг гипотетических копий и сопоставить с найденными воинами из Риаче.

· Пластические характеристики свидетельствуют, что они были созданы в разное время (20-30 лет). Фигура А может быть датирована ранней классикой, фигура В – более сложное проработка торса (торс не равномерно напряжен как у фигура А (как и Посейдон с мыса Артемисион), а поочередно напряжен/расслаблен), более активно/явно выявлен контропост – и соотносится с высокой пластикой и работами Поликлета. Возможно, работали разные мастера (один придерживался архаических правил, другой более прогрессивных), возможно, группа дополнялась позже. Но вопрос остается открытым.

Фигура А: движение в покое (от мальчика Клития). Созерцательность, бездействие. Не выражен повествовательный контекст, фигуры просто предстоят перед богами. Есть и в вазописи и в живописи и в архитектурной скульптурой. Сам торс равномерно напряжен, несколько одеревеневший. Изгиб торса, наклон бедер – выявлен. Бронзовая пластика (лепка) лучше всего выявляет натурные анатомические детали: вены, мышцы (из мрамора высекать сложнее, но в это время мраморная скульптура испытывает большое влияние бронзы. Именно бронза в это время является ведущей техникой).

Трактовка головы: чуть более продвинуты, чем у Посейдона с мыса Артемисион. Но техника та же: кудри, налепленные отдельные локоны – многослойная трактовка объемов волос. Сложная комбинация локонов головы. Гораздо более объемно, чем гравированная борода Посейдона. Но в тоже время немного орнаментально по сравнению с воином В, где все более обобщенно, но более натурно.

Инкрустация глаз, губ, зуб (посеребрены). Через мимику слегка взволнованное состояние.

 

МИрон. 1 пол, сер 5в. Он замыкает эпоху ранней классики, эпоху строгого стиля. Он старший современник Фидия, Поликлета. Не осталось ни одного оригинального произведения. Великолепные бронзы не могут быть атрибутированы, а от самых крупных мастеров не осталось оригиналов. Но здесь есть как минимум две надежные атрибуции. Есть римские копии, но точно выполненные с мироновских оригиналов. Оригинал был в бронзе. Часто бывает, что есть некий тип, за которыми стоит оригинал но что это был за оригинал, не известно. С дискоболом такой проблемы нет, статуи детально описывали античные авторы (напр. Лукиан).

Мирон любит показывать предельные состояния, кульминационные моменты. Пограничные моменты между покоем и движением, покой, который вот-вот превратиться в движение. Любил изображать атлетов – тоже примеры вотивных скульптур в честь победы на играх. Благодарность божеству за проявление милости в одержанной победе. Спортсмены, особенно олимпионики удостаивалась огромной чести в своих полисах, они становились оберегами, т.к. они угодны богам. Есть описание бегуна, «срывающегося с постамента».

Дискобол – атлет на какие-то секунды фиксирует позу перед броском. До Мирона часто изображали дискоболов, но не таким образом. Здесь ощущение маятника, отведенного до предела. Эффект изображение движения через маятник часов. Самая полная – Дискобол Ланчелотти из Ватиканского музея. Остальные копии буквально совпадают, что говорит о достаточно точном копировании. К копиям в античное, средневековое время, в возрождение высоко ценились. Эта связь с древностью, причастность древности. Они дорого стоили, долго делались. Негативное отношение (как материал для изучения греческой скульптуры) возникло в современном, особенно немецком антиковедением.

Общее с Посейдоном – плоскостной/линеарный характер, как будто это силуэтный рисунок, который обрел объем. Двухфасадность, не предназначена для кругового рассмотрения. С других ракурсов может даже не быть понятен характер движения Похожа на фронтонную скульптуру своего времени. Давала возможность скульпторам экспериментировать с движением, не заботясь о всех ракурсах. Роднит с рельефом. Возможно, она так и стояла в святилище, с неким препятствием, не позволяющем обходить скульптуру. Еще с Посейдоном роднит равномерное напряжение.

Отличает: ощущение винтообразного движения (но все равно в одной плоскости: комбинация фаса и профиля), намного сложнее поза, сложнее добиться баланса, контрапоста, хотя бы потому что опорная нога согнута, торс развернут. Предельное напряжение позволяет максимально рельефно выразить пластику тела. Есть небольшое ощущение нарочитости, автор поставил сложную задачу и ее преодолевает. Как в ренессансной живописи: когда они осваивают перспективу – нарочито сложные ракурсы, так и здесь нарочито сложные движения. Как круг головы уравновешивает круг диска, как все будет уравновешено, почти геометрические расчеты.

Лицо очевидный контраст напряжению: почти совсем спокойно, в отличие от Посейдона, где лицо несколько устрашающе. Контраст между лицом и телом выглядит несколько чрезмерным. Волосы трактованы очень плоскостно, даже архаично.

 

Скульптурная группа Афина и Марсий, стояла в афинском Акрополе. Мирон не был афиняном, но был там признанным мастером. Атрибутируется по целому ряду римских копий, похоже сделанными даже механически (один масштаб, очень похожи и точны). Нигде они не были найдены как группа, но на основе описаний и изображений в вазописи. Флейта – часто появлялась в погребальном контексте, противопоставлялся лире и другим струнным, символизирующими возрождение, возвращение к жизни. Флейта из Фригии (граничит с малой азии), культ Марсия также был во Фригии. Селен – разбалансированность движения, немного пританцовывает. Звериные элементов мало – конский хвост, немного заостренные уши, диковатые черты лица. Очень ясно противопоставление: Афина – начало рационального в мире и Марсий – олицетворение страстей, эмоций. Как контраст в фигуре дискобола, где лицо (рацио, которое контролирует страсть) и тело (подверженное эмоциям, импульсам). Афина очень юна (таких немного в греческом искусстве), чуть-чуть недовольство: приопущены уголки губ, мягкие девичьи черты. Спокойствие, почти атараксия. Контраст между прекрасным и безобразным, момент поучительности, назидательности.

 

Ранний классический рельеф.

Стелла с рельефом Афины (480-470г). Тема печали. Стоит перед небольшой стелой (надгробие павших воинов, построенное на общественные средства). Сдержанное ополаскивание павших героев полиса. По сути контрапост, но никак не отражается на поведении складок. Возможно, намеренная архаизация, особенно в трактовке одежд, как будто это не живая Афина, а статуя. Как фигура дельфийского возничего. Важна четкость силуэта, простая комбинация фаса и профиля.

Трон Лудовизи 470г. В Ватикане, принадлежал семейству Лудовизи. На самом деле алтарь. Афина рождается из воду, откуда ее вытягивают ее служанки, помощницы Хариты. Так же изображается Персефона, которая рождается из земли.

Много водной стихии. Нога ступает на гальку. Прозрачные, мокрые, просвечивающиеся одежды. В конце 5 века будет стиль мокрых одежд. Здесь предчувствие этого стиля. Складки свисают, ощущаем их тяжесть, ощущается общем под одеждой. Сакральный принцип симметрии, почти геральдическая схема. Но есть особенности каждой фигуры: разный характер складок…

Обыгрывается высота рельефа (руки – почти круглые, складки где-то почти гравировка), особое качество живописности.

Настроение архаической эпохи: поэтичность, почти улыбка, четкий профиль, трактовка груди.

Боковые стороны: контрастно противопаставленные женщины: замужняя женщина/жрица, задрапированная в киматий, совершающая курения богам, с другой стороны – гетеры (одно из самых-самых ранних появлений обнаженной женской фигуры в скульптуре). Почти нет украшений, лаконичность, тонкая моделировка объемов внутри силуэтов. Две стороны культа Афродита-Урания (небесная, первозданная сила, соединяющая все), Афродита – Пандермос (профанный аспект, плотская любовь). Две неотделимые друг от друга части культа.

Погребальные стелы

В отличие от архаических стел, там фигура была проходящая, ей было тесно, еще секунда и она здесь не задержится, сама плита более вытянутый характер. Здесь плита расширяется, ей больше места, девушка может вытянуть руку, у нее есть места. Появляются дополнительные элементы (здесь шкатулка, крышка внизу – выразительная пауза). Позже это будет еще один персонаж. Все больше значения пустой фон.

 Девушка со шкатулкой с украшениями. Стелла Джустиниани. Девушка достает украшения (были нарисованы). Другое настроение, она размышляет, общается с предметом. Шкатулка – мир живых, с которым они прощается (или берет с собой).

Эти стелы с ионийских территорий. В аттике в это время запрет на дорогостоящие погребальные надгробия, в 1 пол 5 в стелы исчезают.

Стела с парос. Девочка с голубями. Контрапост. Голубь имеет ассоциацию с темой души, покидающей тела. Одну готова улететь, другую она целует, передавая ей свое дыхание, свою жизнь. Но вместе с тем и тема игры ребенка с животными.

Стела Ауксинора из беотии. По пластике ионийский мастер. Человек/странник (не юноша, не зрелый муж, подобно Одиссею) взаимодействует с собакой (протягивает ей саранчу: дразнит ее, играет с ней). Прощание с жизнью, но собака также проводник в загробный мир. Саранча – бескровные, хрупкие ассоциировались с душой, до которой собака не дотянется.

Раньше мужская тема доминировала, архаические надгробия почти исключительно мужские (атлеты, воины), здесь круг расширяется.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.