Пестум. Храм Посейдона/Геры-2. 480г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Периптер, несколько удлиненный 6*14. Уникально хорошая сохранность. Почти весь антаблемент, колоннады и наружные и внутренние.

· Двухъярусные колоннады, лестницы на боковые галереи между пронаосом и целой

· Два портика в антах

· Тяжеловесность, высокий антаблемент (почти половина длины колонны), мощные, часто поставленные колонны. Возможно из-за форм стоящей рядом базилики (храм Геры-1).

· Эхины чуть выше, его стенки наклонные, но есть ощущение придавленности, приплюсности по сравнению с храмом в эгине.

· Последние интерколумнии шире – решение проблемы боковых метоп.

 

Храм Зевса Олимпийского в Акраганте 480г. Победа сицилицев над карфагенянами. Нетипично для греческого мира.

· Типологически псевдопериптер (с натяжкой), нет внешней колоннады, есть полуколонны, встроенные в стены целы.

· Внутри вытянутая целла с пилястрами/ортостатами, которые членят стены на ячейки (храм Геры в Олимпии). Делает немного похоже на ионийские храмы (такое же членение в храме Аполлона в Дидимах).

· По размерам мог соперничать с ионийскими дипторами Ионии. Возможно кровля гипетральная (открытый двор).

· Нечетное количество колонн на фасаде (7*14), двойной вход.

· Помимо дорических полуколонн сохранились элементы человеческих скульптур-атлантов (теламоны – имя отца Аякса, с другой стороны переводится как опора) под 8 метров высотой, составленные из отдельных блоков. Декоративная и опорная функция (своего рода консоли), дополнительные опоры для очень мощного антаблимента. Атланты - образы покорности (возможно, покоренные карфагеняне). Витрувий – карийские женщины (предали 3:39) – идея покорности, наказания.

 

Храм Е в Селинунте 480-460гг. Специфика:

· Классический периптер 6*15. Вытянутые пропорции (архаика), связано с введением дополнительного помещения. Классический адитон.

· Нет внутренней колоннады.

· Повышался уровень пола от пронаоса к целе и к адитоне. Египетские традиции (сокращение высоты).

· Внешняя колоннада похожа по пропорциям к эгинскому храму.

· Сохранились скульптурные метопы в музея Палермо. Перекликаются с метопами храма Зевса в Олимпии. Другой материал – известняк, т.к. мрамор привозной и дорогой. Поэтому часто применение известняка, штукатурка, большая полихромия. Из известняка сложнее добиться натурных эффектов, которые можно добиться в мраморе (он более пористый, поэтому сложно добиться четких граней, нежных переходов…).

· Больше архаических черт: избыток деталей, орнаментальность. Нет отточенности, завершенности композиции. Вместо диагонального перекрещивания, равновесия, небольшой перекос и удвоение, повторение. В наиболее деликатных участках (открытые части женского тела) – другой материал – привозной мрамор.

 

Само название амазонки (безгрудая).

Вазопись 1 пол 5 в.

Продолжает наработки раннего краснофигурного стиля. Первые 2 десятилетия – строгий стиль в вазописи (2е поколение пионеров). 520-500 1я группа пионеров: Эвфроний, Эфимид (его противник), Андокид (2 техники). С середины 6 века вплоть до 4 века (когда мощную конкуренцию составят италийские мастера) мы говорим, практически, исключительно об аттических мастерах.

 

2е поколение пионеров:

Берлинский мастер. Именной сосуд из Берлинских музеев. Лаконичные композиции 1-2 фигурные на фоне сплошной черной заливки фона (нет метоп, фризов), но есть подставочка. Повествовательное начало не выявлено. Две фигуры слаиваются друг на друга и активно жестикулируют: Селен и Гермес. Предметы в руках: камфар и ойнохойя – дионисийские сосуды, арфа – аполлоновский инструмент. Т.е. Гермес заместитель Диониса. Красная нить связывает Арфу и электрон (типа медиатора), на которых играет Селен. Лань – атрибут Артемиды (и иногда Аполлона). Жезл, с которым Гермес вводит души в загробный мир, в той же руке – камфар (вино – символ возрождения к новой жизни – Дионис умирает и возрождается в вине). То, что их объединяет – не сюжет, скорее ритуальная. Противоположная сторона – одиночная фигура Селена в духе Марсия с камфаром в руках. С сосредоточенной позе, производит ритуальные действия. Есть ощущения, что что-то происходит очень серьезное. Как олимпийская метопа с Гераклом и Афиной (т.к. Стимфалийские птицы, которые Геракл приносит Афине, утрачены). Нет орнаментов, скупой внутренний рисунок, игра с толщиной и отчетливостью линий. Все очень точно анатомически, хорошо понимают моторикой движения, но могут жертвовать натурностью, чтобы сохранить плоскость вазы.

Может создавать одно фигурные композиции (по одной на аверсе и реверсе), но они могут быть связаны сюжетно. Ваза с греком, преследующим лучника-варвара. Лучник в рейтузах и весь костюм как у лучника в храме Афины Палайи. Ваза с атлетом, который готов соревноваться в беге в полном вооружении (еще секунда и побежит). Были у него и фризовые композиции (фрагмент кратера с селенами/сАтирами, которые заняты работами по приготовлении вина, как обычные крестьяне, т.е. дионисийский обряд). Здесь по сравнению с Амасисом селены более стройные, подвижные, они свободно чувствуют себя в пространстве, меняется соотношение фона и фигур.

 

Мастер Анесин. Где-то более архаичен: сцена с гетерой (тема продажной любви). Сокращенные пропорции фигур, верхняя часть напоминает трон людовизи. Но трактовка деталей, много деталей, поза (как ахил перебинтовывает патрокла). А есть более прогрессивные: Девушка, готовящаяся к омовению: сокращение внутренних линий, расчищение светлого силуэта, скупое рисование. 3/4 разворот, и профильное изображение головы, в контрапостной позиции. Чувствуется ощущение пространства, но не забивает общей целостной композиции. Тема омовения – ритуальный смысл, часто связано с культом Афродиты.

 

Дурис/Douris (вазопиец работал со многими гончарами), Бриг/Brygos (не совсем понятно: был ли он вазописцем или вазописцем, работающим с гончаром Бригом – т.е. мастер Бриг).

Предпочтение малым формам: килики (для симпосий). Расписывается интерьер (лаконичная одно-двухфигурные) и наружные стенки (фризоподобная композиция) – т.е. 2 связанных сюжета.

Вюрцбургский килик (Бриг) – тему разрабатывал еще Евфроний (псиктор с гетерами), но там более камерная сцена, меньше персонажей – пирующие молодые люди на ложах, музыканты, виночерпии, гетеры. Предметы, обозначающие интерьер. Внутри – две фигуры. Один из симпосиастов перепил (ему плохо), рядом музыкантша, которая сопровождает его домой. Тема невоздержанности, некая морализаторская нотка, с легкой иронией. Потом эта тема стала популярна. Сложная поза и ракурс (ощущение глубины), конрапост. Но хитон девушки и складки тоги наполовину натурные, наполовину декоративные – от архаики.

Луврский килик Брига. Наружная часть – битва за Трою. Гибель Приама у алтаря. Убийство Астианакта Неоптолемом и т.д. Очень экспрессивная вещь. Новые сюжеты – свободно (атлеты, сцены пиров) очень вариативны, свободны в позах, жестах. Если традиционные сюжеты – сковано (связаны сложившийся иконографией). Жесткие позы, повороты. Внутри – в тонде Брисеида и Феникс (воспитатель Ахилла), они где-то беседуют. Ахилла нет. Нет литературных эквивалентов. Соединены по принципу контраста и гармонии (старик и дева, стоит и сидит), объединяет – отлоняются от правильных осей, Брисеида наливает вино в фиалу, из которой совершают возлияние. Т.е. молчаливо собеседуют готовясь совершать ритуальное действие. Интерьер – висящие на стене щит (срезанное изображение) и мечь, кресло, на котором сидит Феникс – аллюзия на пространство при сохранение значительной мере условности.

Белофонная техника. Ближе всего к живописи, т.к. свободное рисование на светлом фоне с использование лака и накладных красок. Белофонный килик с изображением менады. Брик. С тирсом (жезл, увитый плющем), в руке держит за ногу жертву (пантеру). Не случайно также изображается Астианакт при взятии Трои.

 

Дурис. Брик более лиричен, мягок, не всегда получается драматический накал. Дурис тоже может быть разным, но лучшие его вещи – именно драматические даже трагиеские сюжеты. Килик дуриса из лувра с богиней эос и мемноном. Эос (богиня утренней зари) оплакивает гибель своего сына МемнОна, который привел войско Приаму из Эфиопии. Колонны Мемнона – звук – приветствуют зарю. Уподобляется теме Пьеты, скорби, смерти, где не ощущается возрождения: тело Мемнона выглядит одеревеневшим, с каким усилием Эос его поднимает. Намеки на пространство: крылья и руки за пределы рамки, а нога – выходит на рамку. Много надписей: самого Дуриса, гончара, надписи с любимцами (как на псикторе с гетерами «Главк прекрасен») – это надписи, посвященные реальными персонажам, красивым афинским юношам. Здесь «Гермоген из Колосса прекрасен». Сакральный смысл, т.е. физическая красота приписывалась самой вазе. Часто вопреки сюжету. И эти надписи заполняют фон подобно разетам, пальметам ориентализирующего стиля. На внешней стороне изображение двух автономных сцен с поединками: Париса и Менелая, Ахилла с Гектором. Архаические позы (возможно, т.к. речь идет о традиционном сюжете).

Псиктор с селенами Дуриса. Фриз. Фигуры мельче, больше свободного пространства, фона, фигуры более подвижны, очень натурные, разные свободные позы. В центе опять Гермес со своим жезлом.

 

Мастер Пана. Именной сосуд. Аверс – сцена гибели Актеона. За что он поплатился: невоздержанности или любопытством. Чаще всего изображается человеком, которого атакуют собственные псы. Рука в жесте моления, не услышанного богами. Псы нападают со всех сторон и создают подобие орнамента. Реверс – сцена с Паном. Выдуманная эротического характера: Пан преследует юношу-пастуха. Очень натуроподобное совмещение человеческого и звериного (козлиная голова).

Бостонский лекиф мастера Пана. Уже обретает классическую форму (в архаику они еще как маленькие амфоры – свадебный лекиф). Для масла, в т.ч. для умащения умершего. Сюжет: охотник с собакой. Надгробные стелы (тоже человек с животным).

Переход к стилю уже классическому. Очень свободное рисование, драпировки обретают все более натурные (в архаику – складки в форме ласточкиного хвоста). Рождение Диониса. Зевс (худощавый), из бедра которого появляется головка Диониса, и Гермес.

 

Мастер Ниомит. Именной кратер из Лувра. 460гг. Уже классическая эпоха. Необычно размещение фигур: впервые появляется подход, когда фигуры не стоят на одной линии земли, а размещают друг над другом (ощущение почти пейзажной среды, ближний/задний фон – хотя, конечно, нет перспективного сокращения). Но в 5 в это не привьется, почувствуют некую опасность, т.к. могут привести к визуальному нарушению единства вазы. Но в конце 5 века эта идея уже торжествует особенно в италийской вазописи. Считается, что эти приемы были инспирированы открытиями в живописи. По литературным источникам: Поликнот (с о.Фасос) заслужил кистью афинское гражданство. Использовал такие приемы – пейзажные элементы, свободное размещение. Аристотель его хвалит за то, что он был живописцем этосов (характеров), т.е. не повествовательность, а типичные характеры, философско-мыслительного склада. Художник МИкон – любил использовать эффектные приемы: батальная сцена, где у одного из воина только фрагмент головы и глаз, поднимающийся из-за холма. Сюжет трудно разгадать (как восточный фронтом храма в Олимпии, никогда бы не догадались, если бы Павсаний не оставил описания). Здесь: видно, чо есть Геракл, Афина, воины… Возможно, подготовка к походу Аргонавтов, возможно, нисхождение Геракла в Аид (тогда два персонажа на переднем плане Тесей и Перифой). Противоположная сторона: наказание ниомит (детей Ниобы). Фигуры снова стоят и лежат на холмах, часть рисунка скрываются за холмами.

 

Сюжет: Амазонка Пантеселея (привела войско Приаму) и Ахил. Тема уже была у Экзекия. Килик мастера Пантеселеи/Penthesilea master. Монументальные формы. Еще один воин и раненная/убитая амазонка (вокруг кипит битва). Но главное – противопоставление двух профилей: открытый лик Пентесилеи с мягкими чертами лица, у Ахилла закрытое шлемом лица (смерть и жизнь/любовь). Она умоляет о пощаде (прикосновение к груди). Но при этом взгляд: аффективное состояние Ахилла и прикованность взглядов.

 

Классика. Живопись

Полигнот. Аутентичная греческая живопись сер 4 века. Первый мастер, считается, что совершил переворот. Возможно, живопись – расцвеченный рисунок, но многие приемы новаторские. Самое знаменитое произведение – в Дельфах: роспись Леска (от лего – разговаривать) – т.е. место, где собирались и разговаривали, место для праздных бесед. Она была вотивной от жителей города Книд Аполлону (были найдены надписи), т.е. она все-таки была сакрального характера (т.е. беседы сакрально-религиозно-философского характера). Она была еще и герооном (культ Неоптолема – сын Приама), где он и был похоронен. Сохранился только фундамент. Прямоугольное здание с двумя рядами колонн. Сохранилось описание Павсания, который отошел от правила обо всем писать коротко, и очень подробно все описал (10 глава в описании Фокиды). 2 сюжета: взятие Трои (не было традиционных сюжетов: битвы, убийства Приама, насилия Кассандры: Приам уже изображен убитым, суд над Аяксом Малым (за Кассандру), т.е. переместил акценты с действия на последствия) и нисхождение Одиссея в загробный мир (как сосуд мастера Ниомид). Т.е. продолжение темы последствий/воздаяния/ ответственности за действия. Присутствовал момент временного развития сюжета.

 

 

Росписи пестрой стои (Stoa Poikile). П-образное в плане здание с открытой колоннадой по одному краю. Могли быть местом торговли, досуга. Именно в пестрой стои Зинон учил учеников (отсюда пошло название «стоики»). Несколько батальных сюжетов. Самая знаменитая – Марафон (исключение из правил, т.к. греки обычно не изображали реальных битв), радом был сюжет амазономахии и другие легендарные деяния.

 

Высокая классика 450 – 500.

 

Историческая ситуация.

Политическая обстановка. Калиев мир – середина 5 века – конец греко-персидских войн. Театр военных действий был перенесен еще в 70е годы был перенесен в Малую Азию. Еще не окончательная победа (окончательная победа уже при Александре). На этой волне огромную роль играли Афины (они почти в одиночку одержали победу при Марафоне, они возглавили Делосскую лигу (Афины плюс островные Ионийские полисы эгейского бассейна) и вышли лидером греческих полисов. Их авторитет был велик наряду со Спартой. Во многом благодаря быстро реорганизованному афинскому флоту были одержаны многие победы, в т.ч. при Саломине. По мысли Фукидида, они быстро выросли, почувствовали себя сильными настолько, что появилась идея объединения всей Греции, именно это и привело потом к краху. Поначалу – временное объединение, чтобы удалить персидскую угрозу, но постепенно характер стал меняться и стали заметны имперские замашки, некого афинского арехЭ (госудаства). Делосский союз переименован в афинский морской союз. Когда другие полисы пытались выйти – Афины силой оружия приводили союзников к повиновению. Другие полисы, особенно Спарта, уловили угрозу. Именно по этой причине уже в 431 г., по мнению Фукидида, началась Пелопонесская война. Эта братоубийственная война закончилась для Афин полной катастрофой, Спарта де-факто выиграла, но больше всего выиграл персидский царь. В итоге к концу 5 века Греция оказалась опять ослаблена и персы опять стали смотреть на греческие территории. И только объединение македонцами греков, причем силой оружия, положило окончательно конец персидской угрозе.

2 пол. 5 века время АкмЭ – наивысший расцвет Афинского полиса. Огромные средства (и от побед над персами и от взносов от членов Делосского союза на содержание афинского войска и, главным образом, флота. Т.е. вместо кораблей могли быть внесены деньги). В 40е годы казна этого союза, которая изначально хранилась на Делосе (освященным присутствием Аполлона), была перенесена в Афины под предлогом военной опасности и размещалась в эпистодоме Парфенона. И во 2 пол. 5 в афиняне сочли возможным использовать часть денег на реконструкцию храмового комплекса, которые были разрушены персами.

Перикл – очень популярный политик, но он был один из стратегов. Как только Перикл стал неугоден, быстро превратился из лидера в просителя. Плутарх пишет, что «формально это была демократия, но фактически единовластие Перикла», но это ничем не подтверждается формальными должностями. Просто в силу своего авторитета он мог влиять на народное собрание, совет и проводить свои идеи. Именно он убедил афинян, что можно и справедливо использовать часть средств на строительство внутри Афин и окрестностях (именно Афины пострадали больше всего в ходе греко-персидских войн). Нигде в Греции вплоть до 4 века не находим ничего подобного по размаху строительства, как в Афинах и их окрестностях во второй половине 5 века.

 

Архитектура

Афинский Акрополь

Самый важный объект – ансамбль афинского Акрополя. В основе лежат пан-эллинские идеи, идеи объединения ионийских греков вокруг Афин. Одна из основных тем – программное объединение различных архитектурных традиций. Отсюда объединение дорических и ионических построек в одном архитектурном ансамбле. В качестве примера – храм Артемиды Эфесской, т.к. персы его не тронули (до 356 г., когда его, согласно легенде, разрушил Герострат). Афиняне переосмысляют и создают аттический ионийский ордер: детали, пропорции… Именно этот ионический ордер будет гораздо чаще использоваться и в дальнейшем тиражироваться.

 

Основные сооружения:

В последствии развивался, стихийно достраивался, какие-то огороженные сакральные участки, постройки, но основные постройки были созданы именно в эпоху Перикла. Термин не научный. Иногда подразумевают всю эпоху классики (не верно, т.к. он умирает в 430е гг. от чумы во время Пелопонесской войны), иногда весь 5 век. Но 2 пол. 5 века – разумно, т.к. его идеи до конца 5 века реализовывались, в т.ч. его художественные идеи по созданию Акрополя.

440е начало строительство Парфенона, 400е – почти завершен ансамбль ЭрехтЭона. Но все-таки можно сказать, что это ансамбль реализованный в результате одной идеи, в результате некого единого плана. Поэтому можем говорить об ансамбле, в отличие от Дельфийского святилища, который можно охарактеризовать как комплекс, который развивался на протяжении веков.

Две доминанты, по масштабами формам перекликающиеся:

Пропилеи и Парфенон (доминирует, на самой высокой точке и сакрально важнее чем Пропилеи). Парфенон строится раньше 447 вплоть до 438 года, когда он был «посвящен», украшение продолжалось до 432г. После этого бригада перешла на Пропилеи. Выглядят наиболее незавершенные, т.к. с началом Пелопонесской войне не хватило финансов для завершения (храмы имели приоритетный статус). Благодаря строительным отчетам и Плутарху известны строители: Итин и Каликрат (Плутарх) – Парфенон. Исикл – Пропилеи. Главное впечатление – дорический ордер с вкраплением ионики.

Еще 2 более камерных миниатюрных в ионическом ордере. Один даже за пределами стены Акрополя и включается в ансамбль Пропилей – храм Ники Аптерос (бескрылой). На высокой стене (бастионе старой микенской стены). По диагонали – ЭрейтЕйон. От имени афинского царя Эрехтея, чей алтарь также был в храме, но он не был главным божеством (культ героя), почитавшимся в данном храме. Название встречается у Павсания и Плутарха (уже в римское время). Сами греки, похоже называли по-другому. «Храм, где стоит деревянная статуя» (ксоан из оливкового дерева Афины, спасенный во время персидского нашествия).

Хиастическая композиция, где господствует не принцип симметрии, как в Египте, а какой-то обратной симметрии, сложного построения баланса, как в контрапосте. Идея примирения противоположностей: легкие и стройные формы ионики с мощными крупными формами дорики. Создается баланс, уравновешенности, но и впечатление живописности, случайности. Возможно, влияние дельфийского комплекса, но здесь это искусственно создано.

 

Парфенон. Классический периптер. 8*17. Немного расширенные пропорции (обычно в то время 6*13). Возможно, из-за большой культовой статуи, которой необходимо пространство.

· Двухъярусная внутренняя колоннада обретает П-образную форму. Галереи могут обходить все пространство храма. Одновременно она и фон для колоссальных размеров культовой статуи, как бы ее обрамляет.

· Наружная колоннада, колоннады портиков и двухъярусная внутренняя колоннада – дорические. 4 колонны эпистодома – ионичекие.

· Длина – 69,5 м. Высота – 24м. Чуть превосходит храм Зевса Олимпийского. Но в отличие от храма Зевса (из известняка с мраморным декором и мраморной черепицей) полностью выполнен из мрамора, в дальнейшем это будет продолжено. Что дает мрамор: не только эстетическая белизна поверхности (с ней даже боролись тонированием, раскраской, нам приятен мрамор состаренный, патинированный, именно поэтому греки, возможно, покрывали колонны воском, убирающий блеск). В мраморе можно давать острые грани, добиваться четкости (канелюры), давать ощущение отточенности.

· Пропорции. Впервые идея модульности и основных пропорций. В храме Зевса в Олимпии это тоже уже присутствует, там все измерения вписываются в четкие пропорции (расстояние между опорами, высота антаблемента, между триглифами, водостоками и т.д.). Далеко не в каждом храме даже в классическое время мы сталкиваемся с таким подходом. В Парфеноне 9/4 (длина/ширина, высота до карниза/высота антаблемента, ширина интерколумния/ширина нижнего барабана и т.д.). Когда была проведена очень точная экспертиза, было установлено, что в процессе строительства план менялся, т.е. во многом это было эмпирическое строительство.

Парфенону не повезло. На протяжении античности хорошо сохранялся и избегал разрушений из-за землетрясений. В 5 в. был трансформирован в храм св. Софии:

· Были уничтожены почти все метопы, кроме метоп южной стороны. Сохранились как метопы-призраки.

· Реконструкция восточной части (вход), частичное разрушение фронтонной композиции.

· 1687г. Венецианцы воевали с турками и в Парфеноне был устроен пороховой склад. Венецианцы пальнули ядро по Парфенону и взорвалась вся средняя часть храма.

· Лорд Элжин получил разрешение забрать некоторые фрагменты и надписи. Смог вывезти почти все скульптурные композиции. Когда он выламывал фронтонные композиции Парфеноны – повлекло обрушение западного фронтона.

Т.е. сейчас в Афинах в значительной мере реконструкция. Но тем не менее хорошо можно видеть его колоннады, внутреннюю целу. Почти весь скульптурный декор в музеях (Британский музей, музей Акрополя, чести в Лувре), на месте – слепки сохранившихся скульптур.

Парфенон демонстрирует очень активное использование курватур. Начало – в 6в. (храм Аполлона в Коринфе и Дельфах), но это были курватуры стилобата, представление стилобата как некой подушки (т.е. выпуклость к центру), частично связано с желанием избежать скопление воды, но впоследствии – для корректировки зрительского восприятия. Ни один блок не повторяют друг друга, все время нужно вносить изменения. Поразительная высота работы с камнем, высота самой архитектурной работы. Целый династии каменщиков (добыча, транспортировка, высекание), даже не говорим о скульпторах. В Парфеноне:

· Наклон колонн (внутрь) – вертикали выпрямляются, прямо стоящие воспринимаются как заваливающиеся

· Угловые колонны – чуть толще, т.е. воспринимаются на просвет. Так они фиксируют углы и компенсируют восприятие на фоне свободное пространства, а не здания.

Колонны стройные (ощущается влияние ионики) как в храме Афины Афайи.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 246.