Лаконские Килик с Белерофоном убивающим Химеру, килик с Каледонской охотой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Цветная обмазка

· Большая декоративность

· Линия земли

Ионийская школа

Килик с Самоса. Свободная композиция. В центре фигура птицелова. Нет попыток найти верх-низ. Как будто вид сверху, как в Египте. Тема весны, расцветания мира. Победа над смертью, возвращения жизни в новый цикл. Ветви заполняют все пространство – где-то сродни ориентализирующей керамике. Но нет пестроты, все-таки контур, нет гравировки/процарапования.

Церетанские гидрии. Яркость, пестрота этрусская, веселость. Возвращение Гефеста (ярко показана хромота Гефеса). Миф о Геракле у африканского царя Бусилиса. Экспрессивная, несколько хаотичная композиция.

 

530 гг зарождается новая техника и стиль: краснофигурный. Который постепенно вытесняет чернофигурный. Последние десятилетия 6 века два стиля существуют на равных. Многие мастера работают сразу в двух техниках. Даже в рамках одной вазы. Такие вазы билингва (двуязыные).

Основные принципы:

· По прежнему важно пятно, но уже пространство фона заливается лаком, а фигура остается светлой

· Этот переход дает много. Внутри светлого пятна можно легко давать детали (свободным рисованием в противоположность процарапыванию, в т.ч. анатомические). Процарапывание – все же вертикально-горизонтальное, угловатое.

· Можно уйти от строгих ракурсов (только профиль/фас и т.д.). Это и преимущество – т.к. гарантировано возможность сохранить общую тектонику композиции.

· Но больше свободы, т.к. можно разные ракурсы, наложение силуэтов и т.д.

 

Первое поколение краснофигурного стиля. Пионеры этого стиля. Строгий стиль (ранняя краснофигурная вазопись: ранний 520-500 – первое поколение, поздний строгий 500-480 – второе поколение).

 

Андокид/Andocides (иногда мастер Андокида – т.е. Андокид – гончар. Здесь вопрос спорный, был ли он гончаром или только вазописцем). Ученик Экзекий. Создавал вазы билингва.

Амформа из ГМИИ. Геракл выводит Цербера из царства Аида. Диалог взглядов, контакт между Гераклом и псом. Есть тот же сюжет, но уже в краснофигурной: уже меньше фигур, но еще более вяло, не доведено до конца.

 

Пирующий Геракл (в дионисийском ключе). В краснофигурной – укрупняется фигура (почти выезжает за поле, наползает на орнамент), но уменьшается количество фигур.

 

Мастер Олтос тоже в билингва.

Килик с бегущим лучником-скифом.

· Угловатость форм, но менада уже гораздо более свободная (жанровая), внизу – сокральная (серен преследующий менаду) – более каноничная.

 

Евфроний / Euphronios. Мог быть учеником Андокида и т.о. связан с чернофигурной вазописью. Любит крупные формы.

Кратер из метрополитен. Сюжет о Сарпидоне, переносимом на родину в Лидию Смертью и Сном (близнецы Тантос и Гипноз). Подробная, где-то избыточная анатомия.

Луврский кратер с единоборством Геракла и Антея. Противопоставления: два профиля рядом, направленные в разные стороны. Глаз уже не фас, но еще не профиль. Пушистые ресницы. Разум (компактная прическа Геракла) и дикость-варвар (рыжеволосый растрепанный Антей, видны зубы – не скрывает эмоций). Характерно появление сопровождающих персонажей, они комментируют, сопереживают (зрители, как греческий хор).

Берлинский кратер Евфрония. Атлеты готовятся к состязанию.

Псиктер с Гетерами. Сосуд для охлаждения воды, на высокой ножке, широкая оплывающая форма. Жанровая ритуализированная сцена: не симпосий (большой пир, где участвуют мужчины), а вечеринка гетеры. Гетерос – «подруги», г. имели особый статус в отличие от замужних женщин (которые были лишены какой-либо общественной роли, так и мужских развлечений). Прекрасно образованные, вступали в философские кружки, они могли сопровождать мужчин на симпосиях. Оказывали влияние на общество, художников, напр. Фрина – возлюбленная Праксителя. Здесь представлена в дионисийская тема, но не через мифологический, а через жанровый сюжет. Они отправляют ритуал Дионису. Игра в капли – выплескивание капель в цель, капли посвящаются возлюбленным. Они подписаны: имена гетер и надписи, которые произносятся от лица гетер «Тебе, Леагр, посвящаю эту каплю». Играющая на флейте. Смика (самая старшая), ее лицо развернуто в фас, как обычно Дионис/селены.

Пелика с ласточкой. Пелика – разновидность амфоры с утяжеляющимися к низу пропорциями. Жанровая: три человека (мальчик, юноша, зрелый муж), ласточка – атрибут весны. Самый старший говорит «Клянусь Гераклом, скоро весна». Весна через жанр. Стилистически близок рельефам с кошкой/собакой.

 

Евтимид/ Euthymides. Отец был скульптором. Фигуры тяжеловаты в пропорциях как поздние куросы. Но не забывается декоративное значение плоскость, поэтому присутствуют условные моменты.

Амфора с комастами (комаст - дионисийское действо). Оборотная сторона – облачение Гектора – тепа проводов воина, погребальная. Сложные ракурсы. Шлем частично заходит на орнаментальное украшение. Надпись «Евтимид расписал, т.к. Евфроний никогда бы не смог». Говорящие детали: щит в профиль с выразительным ликом селена.

 

Килик Сосия (иногда атрибутируют Евфронию или другим вазописцам). Ахилл перевязывает рану Патрокла. Предчувствие гибели: Патрокл без шлема, часть панциря откинута назад, пах открыт (именно туда его позже убивает Гектор). Любование поверхностями (наследие процарапывания Экзехия), очень сложная композиция (как будто некий постамент). Намек и на гибель самого Ахилла (стрела). Напрямую сюжета в текстах нет. Момент мифотворчества – участие в создании мифа. Греческий миф чрезвычайно изменчивы, сюжеты могут меняться в зависимости от времени, территории. Могут содержать противоречивые детали. Мифы постоянно творятся, переосмысливаются, интерпретироваться.

Идеальное соотношение светлого и темного, игра с контуром – идеально вписывается в тонду (круг). Трактовка головы и лица Патрокла: белым цветом – бинт и зубы (страдания переданные через мимику). По античным авторам художник Полигнот использует этот прием в раннюю классику. В вазописи – раньше.

 

Мастер Клеофрада.

Остродонная амфора (с резко сужающимся донышком и широким туловом). Дионисийская сцена. Дионис и менады. Остается мера уловности (комбинация фаса и профиля, архаические форма одежд…). Полихромия: разбавленный лак, накладные краски. Менада – растрепанные волосы, как Антей у Евфрония. Глаз тоже более натурный. Поэтика: взгляд менады устремлен на бабочку.

Гидрия с сюжетом на гибель Трои. Убийство Приама у алтаря Зевса (характерное изображение для взятия Трои)), убийство царского внука Астианакта (сына Гектора) Неоптолемом (сыном Ахилла). Плачущая пальма как у Экзекия. Насилие над Кассандрой Аяксом Малым (отторгает ее от статуи Афины). Эней забирает отца Асканея и сына. Эней изображен в 3\4 и со спины, он как бы уходит вглубь.

 

Ранний классический период.

Ключевая проблема – потеря многих важных оригиналов, которые постоянно упоминают античные авторы. Классика – время больших имен. К архаике не было такого отношения, их так не восхищались, как классикой, именно этот стиль позже воспроизводиться.

Нет ни одного оригинального произведения ни одного знаменитого классического скульптора (Фидий, Мирон, Поликлет, Скопос, Лисип). Есть только поздние римские копии. Есть очень точные. Но все-таки в отличие от архаики очень много лакун.

В случае живописи нет почти ничего. Есть свободные реплики, воспроизведения. Точных копий нет. Все оригиналы – 4 век, ближе к эпохе эллинизма.

Периодизация

Ранняя 480 - 450

Высокая/ зрелая 450 – 400

Поздняя 400 – 320

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 314.