Архаическая вазопись 6-нач7 вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Черный лак – конец 7 века Коринф. Начало 7 века распространился везде.

Элевсинский мастер, мастер Неса, мастре Горгон

 

Софил (Софилос) – афинский вазописец нач 6 в (время одно с мастером горгоны). Первый известный по имени мастер.

Дилос. Сюжет: свадьба Пелея и Фетиды. Грандиозная процессия божеств с дарами. Фон расчистился, появляются надписи – черта чернофигурной вазописи. Платья женских божеств – фризы, украшенные звериными фризами – повторяют орнаменты самих ваз.

Много фризов, преобладают фризы с животно-растительными орнаментами. Как у коринфских мастеров. Фигуративный фриз – выделяется. Особенности:

1) продолжат нарративные мотивы. Желание рассказать миф.

2) Преобладают и полностью освоили все коринфские достижения. Мощный рывок вперед (нач 6 в). Аттика теснит коринф на рынке керамики как и в эпоху геометрики. В 7 в – преобладание Коринфа

 

Фрагмент второго дилоса. Состязание колесниц на погребальных играх Патрокла (зрители на трибуне живо реагируют на события).

Особенности раннего чернофигурного стиля:

· Используют накладные краски. Белые – несколько дробят, пестрят. Позже мастера чернофигурного стиля будут их использовать сдержаннее.

· многословность, многофигурность – подробный рассказ с включением многих фигур. Характерна для чернофигурной вазописи 1 пол. 6 в.

 

Гончар по статусу выше вазописцев. Они хозяева мастерской и нанимают вазописцев. Хотя были случаи и наоборот.

 

Ваза Франсуа (археологический музей Флоренции). Кратер. Название по имени открывателя этрусской гробницы, где была она найдена. Разбил служитель музея. Более 200 фигур. Центральный памятник середины чернофигурного стиля. Нет обилия белых накладных цветов, пестроты.

2 фриза с непрерывным сюжетом: свадьба Пелея и Фетиды. По ножке – битва пигмеев с журавлями – битва вечна и непрерывна.

Сюжеты

· На шейке:

o каледонская охота (на каледонского вепря). В Этолии – сев. Греции.

o Погребальные игры в честь Патрокла

· Непрерывный: свадьба Пелея и Фетиды

· Убийство Ахиллом царевича Троила (троянский царевич – оберег Трои). На священном участке Аполлона.

· Фигуры сфинксов, сцены терзания…

· Ножка: непрерывный - пигмеи

На противоположной стороне:

· На шейке:

o возвращение Тесея с Крита со спасенными юношами и девушками. Очень активно и живо реагируют люди (кто-то бросается в воду и уже плывет, кто-то воздевает руки в благодарение богам). Фигурки однотипные, но жесты очень увлекательные.

o Кентавромахия

· Свадьба Пелея и Фетиды

· Сцена возвращения Гефеста на Олимп

· Фигуры сфинксов и терзания…

· На ножке – пигмеи и журавли.

Под ручкой проходят кони (они как бы появляются из-за ручек). Аякс выносит тело Ахилла с битвы, Гаргона – близко к самому вину (оберег), Артемида со сфинками.

Обычно фигуры на вазах изображены в профиль. В фас – персонажи, связанные с Дионисом. Особая реакция, апелляция к зрителю, это лики – обереги, связанные с магической защитой сосуда.

Подписи:

· Клитий (вазописец) – под руками Херона, который возглавляет процессию и Пелея над сосудам, куда стекает жертвенное вино – подпись

· Агротим (гончар) – перед колесницей Геры и Зевса

 

2 пол 6 века

3 самых известных мастера: Лидос (), Амазис (Amasis), Экзекий (Exekias).

ЛидосКратер с возвращение Гефеста на Олимп (Дионис опоил и Гефест добродушно согласился вернуться)

· Один регистр (на светлом фризе, крупнее фриз и фигуры).

· Фигуры обретают особые индивидуальные черты (в отличие от Клития, которому важно сам сюжет и экспрессия жестов в целом сюжете)

· Дионисийский сюжет. Гефест на ослике даже по размеру меньше других персонажей. Селен - парафраз образа Диониса с вазы Клития. Выразительные глаза – обереги/омулеты. Сам выглядит как кариотида (в вазе Франсуа Дионис держит на плечах сосуд), здесь не совсем понятно, почему руки вверх.

· За счет гравировки достигается различные тона: белая борода, плащ, шкура змеи.

· Танцующие менады. Ритм. Пурпурная краска не нарушает темного контура (в отличие от белого Софила).

· Сатиры и менады нагибаются под ручки.

· Венчик (анималистический фриз) и ручки – горгоны – горгонея на ручке у венчика (где выливыется вино – оберег).

 

Амазис (греческая интерпретация египетского имени Амон). Амфора с крышкой с Дионисом и двумя менадами.

· Обмазка – доп. цветовой эффект.

· Открытая/свободная композиция – нет фризов. Только валюты под ручками.

· Лак – где-то черный, где растушевывается (рыжеватый, золотистый оттенок).

· Рисует контуром, не везде заполняет фон (керамика островная более древняя 7 в). Но и все приемы чернофигурного стиля (Дионис – графика, степень густоты орнамента через гравированную линию – волосы, венок). Женщины – контур (светлая кожа), Дионис – заливка лаком (темная кожа).

· Профильное изображение, на котором глаз в фас. Момент архаической условности.

· Ветви плюща, которые держат менады, переродят из лака в гравированную линию.

· Менада (от майна – безумный). Спутницы, которые могут впадать в экстаз, ловят животных для жертвоприношений, могут даже растерзать человека, который встал на пути этого культа.

С именем Амазиса связано введение жанровых сцен (не связанных с мифологией). Понятно, что сцены особо ритуализированные (спортивные, человеческая свадьба и т.д.)

 

Лекиф со сценой свадьбы. Схема свадьбы Пелея и Фетиды.

Амфора с крышкой? На черном фоне – светлая «картина», в которую помещается сюжет: дионисийский, селены, занятые трудами производства вина. Особенная живость, наблюдательность: селены приседают под тяжестью. Художник чувствует себя свободнее, легче экспериментирует, менее связан религиозными канонами.

Наличие пространства – пифос – частично за пределами, контуры перекрывают друг друга.

Мастер Экзекий (и вазописец и гончар в одном лице). Достиг удивительной гармонии формы и рисунка. Эксперементатор. Своеобразная интерпретация сюжетов. Размышляет над сюжетом. Еще большая персонализация героев, может разыграть драму, выйти на философское обобщение.

Ватиканская амфора.

2 сюжета:

На аверсе: Ахилл и Аякс, играющие в кости. Из троянского цикла. После Экзекия – популярный сюжет в вазописи.

· Принцип знакомый – большая светлая метопа, черная ваза, на ручкой изысканный орнамент плюща. Корзина лучей в нижней части. Подчеркивается тектоника вазы.

· Осмеливается на одно-две фигурные композиции. Монолог, внутреннее взаимодействие персонажей. Почти нет действия, молчаливая концентрация. Он не рассказчик (как Лидос или Амасис). Игра в кости – сюжет связан с темой трагической судьбы. Они кидают жребий – значит, существует некий агон. Есть надписи: у Ахилла – 3, у Аякса – 2. Везде Аякс второй после Ахилла, в конце концов, приводит его к трагической гибели. Появляются доспехи – намекают на коллизию с доспехами Ахилла: Аякс спасает тело Ахилла, но доспехи получает Одиссей. Аякс еще появляется у Экзекия, он ему сочувствует. Ахилл погибает героем, а Аякс погибает не героической гибелью. Фигуры очень похожи, но Ахилл увенчан шлемом, у него число 3.

· Замечательно соотнесены фон, герои и предметы.

На другой стороне: Проводы Диоскуров (Кастро и Полидевк). Тоже тема судьбы. Греками на заказ для этрусского некрополя. Отсюда сюжеты гибели, смерти через мифологию.

· Тема проводов – тема ухода в загробный мир, т.к. герои больше не вернуться. Провожает мать Леда – жест держит в руках лотос как кора Фрасиклейа. Как и орнамент ее одежды. Прически, венки – все находит параллели в статуарной пластике.

· Мотив человек играет с собакой – прощание с земным миром. Собака также проводник в загробный мир.

Амфора с борьбой Ахила и Пентесилея (предводительница Амазонок). Согласно некоторым источникам в момент убийства Ахилл в нее влюбляется. Момент соединения смерти и любви.

Акцент на контасте фигур: черный Ахилл как смерть и белая Пентесилея. Закрытое шлемом лицо Ахилла – открытое лицо Пентесилеи.

 

Амфора с самоубийством Аякса. Типично – Аякс бросающийся на меч. А здесь – Аякс совершает приготовление (возводит холмик, втыкает в него меч). Рядом оружие, составлено как трофей (в соответствии с традицией возводить на поле боя сооружение из доспехов), как будто незримое присутствие Ахилла. Одинокая пальма слева. Сам Аякс полностью сосредоточен, нет контакта со зрителем. Щемящее ощущение одиночества.

 

Килик с Дионисом (сосуд малых форм). Свободно заполняет всю внутреннюю поверхность чаши. Драматический накал снимается, мажорный аккорд. Миф из гомеровского гимна: о Дионисе и тиренских разбойниках (тирены – так греки называли этрусков).

· Очень поэтичный сюжет. Можно представить, как оживало изображение через прозрачное налитое в килик вино.

· Использована красная обмазка. Одна из самых многокрасочных ваз Экзекия.

· Глаза на боках килика. Именно с Экзекием связано появление и популяризация глазастых киликов.

 

Пинаки Экзекия (доска с изображением – может быть терракотовая, может быть деревянная. Греки все картины называли пинаками. Отсюда Пинакотека). Они помещались в погребения. Оплакивание () – из геометрического стиля. Плакальщики ударяют себя руками по голове.

 

Школа Спарты.

В архаике очень интересно, но в классику сдает позиции.

Чаша Акисилая (килик). Погрузка товара (сильфия – трава/очень дорогая) в присутствии Киренского царя Акисилая. Кирен – сев. Африка.

Более полихромные, свободное размещение композиции.

Плоскость земли очерчена условной линией. Ниже уровня земли – слуги на переднем плане. Весы привязаны к мачте корабля, которая выступает из правой части (за пределами композиции) – пространство. Животные, не связанные с композицией.

Чаша мастера Акисилая. Прометей и Атлант. Змея не связана с повествованием, линия плоскости земли. Кадрированность, срезанность: небесный свод, колонна.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 362.