Поздняя архаика. Архитектура ионического ордера. Великие дипторы Ионии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Две линии почти не пересекаются. Дорика преобладает на материке, в великой Греции. Восточная часть Греции, некоторые острова – традиции ионики. Рядом – в Дельфах (исключение, т.к. панэллинское святилище). Сознательно соединяться – в 5 в рядом, а с 4в комбинируются в одной постройки с эллинистического времени.

 

Великие дипторы в Ионии. Много масштабных построек, которых не было на материке. К ним могли приблизиться некоторые постройки Великой Греции. На материке ничего подобного по размаху строительству не было. Диптор – 2 колоннады

 

Три самых больших диптора:

· Великий Герайон на Самосе. Первый – еще 8-7вв, второй – рубеж 7/6вв. Еще два этапа – уже дипторы

· Храм Артемиды в Эфесе. Один из чудес древнего мира (относилось к классическому герайону, но типологически и по размеру они повторяли друг друга). В плане похож на самосский храм.

· Храм Аполлона в Дидимах. Главное святилище Милета, соединен с ним священной дорогой. Лучше всего сохранился. В основном уже эллинистическая архитектура, но планировка сохранилась.

 

Храм Геры-3 и 4 в Самосе. Начало в 580 гг, никогда не был завершен. Мастера: Теодор (Феодор Самосский – в 560г его пригласили и в Эфес для строительства храма Артемиды). Великий инженер: отведение воды р.Нимбр для обеспечения площадки для фундамента 3го герайону. В Эфесе тоже нужны были дренажные работы и т.д., т.к. местность болотистая. Изобретение токарного станка – барабаны колонн, отдельные элементы) и Ройкос. Ничего не сохранилось. Все материалы были пущены в 4ю постройку.

4я постройка – Поликрат Самосский (тиран) 540гг. Тоже не был закончен (Поликрат - казнен в 525г, строительство приостановлено, позже продолжено вплоть до эллинистического времени). Незаконченность очень типична для больших дипторов. При тиране Писистрате в Афинах было инициировано строительство такого же большого диптора: храм Зевса (Олимпэон), не был достроен даже на треть. Несколько раз возобновлялась и бросалась. Только император Адриан во 2 в AD достроил его.

План:

· Диптер, двойная колоннада внутри, очень глубокий портик с колоннами (5 пар колонн).

· В 4м храме появляется 3й ряд колон на фасаде.

Вызывает ассоциации с египетским гипостилем. Очень масштабные (до 18м. ср. Парфенон 10м). Но работает по-другому: преддверие храма. Через этот лес колонн нужно пройти во внутрь храма. Не было фронтонных композиций (характерно для ионической традиции, т.к. большое количество декоративных деталей, украшающих колонны, капители. Сокровищница Синофцев – исключение, такое возможно только для малых форм).

От 4го герайона – базы с дисковидными основаниями (даже вал – толос – покрыт горизонтальными желобками, как и основание). Ионика 5го века (особенно аттические) будут отличаться. На шейке капители – рельефный орнамент – фриз цветов лотоса (будет обыгрываться в Эрехтейоне).

 

Храм Артемиды в Эфесе. Храм должен был превзойти самосский храм. При участии Теодора. 570гг. Сохранившиеся рельефы в Британском музее (сейчас в экспозиции нет). Персы не тронули этот храм, в отличие от других. Частично средства были даны лидийским царем Крезом. Относились с особым почетом и был примером ионического великого диптиха на протяжении всей античности.

· Двойной ряд колонн

· Глубокий портик (пронаос), впускающий колонны (4)

· Небольшой адитон

· Расширенные центральные интероколумнии – связано с идеей пути. Священная дорога подходит к храму и в него входит (египетская идея), центральные колонны словно расступаются.

· Высокий цоколь (как в южно-италийских храмах). Ионийская, азиатская черта.

· В портике, во входной зоне - высокие фигуративные рельефы в основании колонн. Повторяется в Храме Аполлона в Дидимах. Фигуры в профиль, участники шествия, как и реальные события вокруг. Фигуры – адоранты, несущие дары: ритуальные котлы, жертвенные животные. Идея – малая азия, поздняя хетская традиция рельефных ортостат. Но обыгрывается по-своему: вокруг колонн, круглых форм. Тема куроса (в позе шага) и кор. Сопоставимы с человеческим ростом. Как в Парфеноне.

· Антаблемент: архитрав (2 фасцы), фриз с орнаментом из ов, между ними – сухарики (имитация деревянных конструкций – дентилы), карниз, а над ним еще один фриз (на симе: в фриз встроены маски львов – водостоки) – фигуративный. Шествие с колесницами. Тоже как в Парфеноне.

 

Храм Аполлона в Дидимах. Дидимея. 399г. тиран Милета возглавил восстание ионийских городо (был сожжен город Сарды, где сидел персидский сатрап). Через 4 года Милет и храм был полностью сожжен. Был воссоздан в эллинистическое время. Фрагменты – в Берлинских музеях.

· В длину более 100м (Парфенон – 70м), высота до 20 м.

· Двойное кольцо колон

· Глубокий портик

· Не был перекрыт в центре. Цела была двором (гипетрон), а колоннады были перекрыты боковыми перекрытиями. Храм с гипетральной кровлей.

· Во дворе – еще один маленьком храме (внутренний адитон). Маленький храм в антах. В нем священный лавр Аполлона, т.к. Дидимы – важное прорицалище с оракулом Аполлона.

· Рельеф на нижней части колонн. Но здесь женские фигуры в фас. Выраженные ионийские черты лица (миндалевидные раскосые глаза, улыбки). Как положено кора, никуда не шли, а стояли и прижимали к груди дары. Идея похожая на кариатиды (дублирует функцию опоры).

· Антаблемент: фриз на трехфасцевым архитраве. На углах – главы горгон. По периметру – львы. Скульптурные элементы концентрировались на углах. Не уникально для ионии.

 

Проблемы ордеров

Проблема углового триглифа дорического ордера. Ось триглифа совпадает с осью колонны, второй – ровно по середине интерколумния. Но последний триглиф должен прийтись на угол (с двух сторон), т.к. угол должен быть зафиксирован и композиция должна быть зафиксирована. Три варианта решения:

1. Расширить угловой триглиф

2. Расширить последнюю метопу. Самое популярное у греков. Для этого увеличивают размер у последних трех метоп. Это приводило к тому, что почти все интерколумнии оказывались немного разными. Именно за это архитекторы ионики, греческие теоретики критиковали дорический ордер.

3. Отодвинуть триглиф от угла. Предлагает Витрувий, но греки этим не пользовались.

Проблема угловой капители ионического ордера. Форма капители: появление диагональной валюты. В некоторых вариантах – четыре диагональных валюты.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 367.