Рельефная/погребальная пластика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образ юноши/куроса/атлета со стелы дискофора. Круглые надгробные скульптуры все-таки исключения. Более распространенные – плита с рельефными изображениями. Венчающее пальметами, апотропеями (сфинксами и др.), на основной части – фигура, шагающая мимо. Например юноша-дискобол. Они вневременные, но могут быть атрибуты (например, диск). Образ атлета – рано умерший, образ воина – умерший в зрелом возрасте. Трактовка как у А.Т.

Надгробная стела с венчающим сфинксом. Алкмеаниды. Большая роль с становлении афинской демократии. Главные противники писистратидов. Перикл по матери алкмеанид. Двухфигурная композиция: большой юноша и маленькая девочка, вдыхающая аромат лотоса (возможно, его сестра). Юноша с атрибутами атлета (аребал на руке на кожаном ремешке), в руке – плод граната (ассоциация с загробным миром). Основная часть – в Метрополитен, голова девочки – в Берлине. Венчает сфинкс (сидит в кошачей позе, хвост согнутый восьмеркой, голова развернута в фас – функция оберега, апотрофея, стережет гробницу).

Стела с надробия Аристиона работы Аристокла (кон.6в). Образ зрелого мужа – образ воина. Шлем с гребнем (верхняя часть не сохранилась), панцирь (возможно льняной – делался из склеенных слоев льна и кожи), поножи. Очень уплощенный. Строго в профиль, проходит мимо, делает шаг в иное пространство. Анатомическая точность.

 

Вотивный рельеф. Украшение баз статуй. Эти базы пошли как строительный материал для Фемистокловых стен (нужно было быстро укрепить стены в 5в при защите от персов). Жанровые сценки, имеющие сакральный смысл.

Сцена стравливания кошка с собакой. Сопоставление с атлетическим агоном (состязание/сражение). Характер рельефа похож на вазопись краснофигурного стиля. Силуэты почти не пересекают друг друга, но ощущение пространства присутствует (фигуры 3\4, в профиль, позы свободные…). Рельефная пластика опережает статуарные статуи. При этом видим нарастающую декоративность: прихотливые ткани, сложный рисунок драпировок. Поздний архаический маньеризм, который был особенно развит в Аттике.

 

Тренирующиеся атлеты. Еще свободнее. 3\4 повороте, со спины, в профиль. Очень динамичны. Отрабатывается механика движения, пропорции, анатомические детали. Орнаментальность как желание стилизовать натурные формы.

 

Существовала терракотовая большая скульптура. Традиция характерна для италийских земель. В греческих колониях на юге Италии также активно используют глину для больших скульптур.

Фрагмент женского бюста из Пестума (греки называли ее Посейдония – на юге Италии). Важное святилище Геры. Возможно такого же типа кора как мраморные. Полихромия, орнаментальность. Маргинальная линия греческой скульптуры.

Фрагмент скульптурной группы – возможно похищение Европы на быке. Стилизация кудрей.

 

Архитектура

Развитие дорического ордера.

Сохранность намного лучше, чем ранняя архаика.

Материковая территория. Пелопонес. Коринф. Древнее святилище Аполлона. Храм 7 века, который был первый перекрыт черепицей. 2й храм 6 века (540е гг). Сохранился угол наружной колоннады. Хорошая сохранность только на юге Италии. Особенности: редкий случай, когда колонны монолитны (Афины в Мармаре). Отдельно высечена капитель, которая с использованием ножки насаживается на колонну. Эхин распластанный, но уже обретает правильную форму. Капитель более компактна.

Планировочная структура:

Длинная, вытянутая. Обусловлено тем, что эпистодом достаточно вытянутый.

Двойная колоннада. Осевая колоннада к сер 6 века почти полностью исчезает.

Глухая стена разделяет пространство наоса на 2: цела и эпистодом (сокровищница храма). С двух сторон 2 портики с колоннами между антами. Схема уйдет в классическое время. Именно такую схему будет иметь Парфенон.

 

Дельфы

Храм Аполлона в Дельфах (тот же архитектор, что храм Аполлона в Коринфе). Впервые ввел курватуры. Для компенсации зрительного восприятия. Прямая линия на расстоянии воспринимается как выпуклая. Для компенсации – линия стилобата/стереобата (ватос – опираться) чуть вогнутая. Возможно, связано с желанием дать уклон для стекания воды. 5 в. это уже курватуры колонн, элементов. В классических греческих храмах нет ни одной прямой линии.

Святилище Аполлона в Дельфах складывается в эпоху архаики. Хотя и дальше развивается, строится и т.д. (как Карнакский храм). Здесь все это носит еще более иррегулярный характер, т.к. там могут устанавливать свои вотивные постройки разные полисы (панэллинское святилище). Только там можно найти в архаическое время и дорийские и ионийские ордера. Традиции переплетались и отсюда пошли важные импульсы.

Святилище огорожено стеной (один вход). Священная дорога, зигзагами ведет к храму все время совершая восхождение (на отрогах горы Парнас). Храм Аполлона не на самой высокой точке (над ним эллинистический театр, стадион). От архаического храма ничего не осталось. Сейчас только остатки классического храма.

Основная структура:

По размерам и соотношению колонн (6*15), вытянутость, но не такая как в ранней архаике.

Основная цела разделена на 2 пространства, но в него нет отдельного входа как в Коринфе. Поэтому это скорее всего адитон (недоступный) – самая сокральная часть храма (обычно есть в тех храмах, которые имеют особый сокральный объект – аполлона в дидимах – священный лавр)). Альтернативно – с внутренней колоннадой и с другого размера адитон.

От коринфского храма не дошла скульптура.

В дельфах сохранились фрагменты фронтонной композиции. Плохая сохранность. Сюжеты занимают всю основную часть фронтона, а символические группы вытеснены в углы. На восточном фронтоне (обращен к основной площади святилища) – фронтальная квадрига с Аполлоном явление Эпифания божества перед верующими, возвращение Аполлона от гипербореев с юношами и девами (одежда похожа на кур Антинона, есть свидетельства, что он мог быть автором скульптур). В угловых – сцены терзания копытных хищниками. Связаны ритуально – тема жертвенной смерти, которая несет возрождение. Западный фронтон – гигантомания (как на фронтоне на Корфу). Батальная композиция развернута на весь фронтон, в центре – квадрига Зевса. Восточный – из мрамора, (финансировался Алкмеанидами, где нашли прибежище после изгнания из Афин), западный – из известняка. Сам камень для строительства – известняк. Строительство из мрамора только в ионии.

Изобилие других построек, в т.ч. маленьких однокомнатные сокровищниц (чаще всего, храм в антах). Для хранения богатых даров полисов в панэллинских святилищах. Сами постройки тоже являются вотивными подношениями. В Дельфах вдоль священной дороги. От них остались одни фундаменты, одна реконструирована (была воздвигнута в благодарность после победы в Марафонском сражении от афинян посвящена Афине). Дорика, классический храм в антах.

Сокровищница сифносцев (ок.525) ионического ордера (по фризу). Замена колонн на кариатиды (возможно, заимствована из малоазийских территорий, Тель-Халаф и т.д. У хеттов также была важна связь между скульптурой и архитектурой). Скульптурные фронтоны (сохранился один), непрерываная лента фриза, разный с четырех сторон. Главный фасад – западный (ориентирован наоборот). Хорошо виден северный и восточный фасады (он обращен к священной дороге). Южный – почти не виден, его можно рассмотреть только из-за стены. Высокий рельеф, сложные позы, фигуры перекрывающие друг друга. Восточный фасад: Битва за тело (сюжет из троянского цикла), совет богов (боги решают участь бьющихся воинов). Черты элементы кор, высока мера условности жестов, но есть и живость: кто-то сидит ровно, кто-то привстает. Натурные моменты, связанные с механикой движения. Северный фасад (человек проходит медленно и поднимаясь, внимание привлечено к изображениям на стене): гигантомахия. Хорошо выявлена разница между богами и гигантами (покрыты шлемами, они обезличены). Большинство фигур – комбинация фаса и профиля. Фигура в фас апеллирует к зрителю, требует соучастия. Львы запряжены в колесницу богини Кибеллы. Лев терзает гиганта (выполняет роль жертвы восточной схемы, которая вплетается в повествовательный контекст. Паломник поднимаясь преодолевает сопротивление гигантов. Боги без шлемов, гиганты закрыты (закрыты шлемами). До четырех уровней, немного сумбурно. Гелион (одно тело, 3 торса), но ноги были изображены с помощью живописи. Т.е. живописные элементы дополняли скульптурные. Фон – голубой. В архаическом рельефе доминирует красный. Ок 425 г. красный меняется на голубой. Щиты – красные.

 

На самой высокой точке – стадион, где проходили пифические игры. Сначала чисто поэтические, а позже и атлетические.

Вотивные (вне – подношение богам). Гораздо более доступна, ее можно увидеть, т.к. вне храма. Мало сохранились, т.к. именно эта скульптура впоследствии массово вывозилась в Рим. Жанр греческой скульптуры.

 и культовые (в храмах)

 

Сокровищница синофцев:

Ионического ордера. На фризе: на главном фасаде – суд Париса. Главное – гигантомахия. В портике – 2 колонны заменяются на коры – кариатиды (сама колонна в виде вотивной скульптуры). В типаже коры. Была диадема в волосах и металлические элементы. Фронтон и фриз восточной стороны (противоположный фасаду): спор Геракла с Аполлоном из-за дельфийского треножника (Геракл хотел получить в дельфах очищение, в котором ему отказывают. В гневе (адэ? ) хватает треножник, на котором сидит пифия во время прорицания, и говорит, что учредит собственное прорицалище. Появляется Аполлон и отбирает треножник. Идея покорности воли богов. Геракл – агрессор, дерзостный герой (дерзость, неразумное поведение смертных по отношению к богам – атея-юпорис). В центре фигура Зевса – примиритель. Визуально – предупреждение, что всякая агрессия против богов ведет к краху. Та же идея в гигантомахии (гиганты такие же смертные). Там уже изображение наказания. Было актуально, т.к. было несколько священных войн за владение/контроль над дельфийским святилищем (напр, народ Фокиды решил, что они будут единолично контролировать Дельфийское святилище). Фиктионийская лига (лига народов\полисов) решают все по святилищу сообща.

 

Совет богов – боги на креслах (они также появятся на фризе Парфенона)-

Гигантомахия – все достижения рельефной скульптуры архаики. Ясно ощущается, что гиганты проигрывают и физическая сила им не помогает. Все боги нарочито показаны невооруженными (открытые лица, легкие хитоны). Не сила выигрывает. «Сила в свой час обманет надменного» Пиндор.

Нет параллелей в ионических фризах, ни по качеству исполнения, сложности поставленных задач.

На одном из щитов гигантов – подпись. Имя не читается. Крупный скульптор, очевидно, известный своими произведениями и в статуарной пластике, т.к. обычно фризы не подписывались.

Второй раз с подписанным фризом с гигантомахии – Пергамский алтарь.

Геродот пишет, что это самая богато украшенная из сокровищниц Дельф. Хотя все сокровищницы стремились украсить себя очень пышно в компенсацию небольших размеров. – Агональный дух соперничества.

 

Сер 6 века (560 гг) не реконструируется, остались только фрагменты метопного фриза. Это единственные рельефные метопы архаического времени, найденные на материке (все остальные – из Великой Греции).

Сокровищница секионцев (Секион – на Пелопонесе недалеко от Аргоса). Сцена угона скота братьев Диоскуров. Идея процессии. Что-то восточное в повторяющемся ритме. Головы бычков: в каждом ряду – 2 в профиль и ближняя в фас (своеобразные апотропеи или жертвенной бык с «доброго пастыря»).

Еще одни метоп – фрагмент с изображением корабля: один предмет (корабль) протягивается через несколько метоп. С двух сторон – два Диоскура на конях в фас. Также как на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

Сокровищница афинян 490 г. (единственна, которая стоит на своем месте, ее реконструкция). Дорический ордер. Все метопы имеют скульптурными украшениями (совсем рубеж архаики и классики) со всех четырех сторон (даже в классическое время редко, обычно на коротких торцевых сторонах. 2 сюжета: деяния Тесея (афинский герой, царь) и Геракла (панэллинский). Сражения Тесея с амазонками, подвиги Тесея, подвиги Геракла. Классический подход к оформлению метопного поля: 1 метопа – двухфигурная сцена (как правило, сцена борьбы - агона, один подвиг), вполне завершенная, но вместе общий цикл. Вместе сумма поединков, которые дают единое событие, которое имеет одни пространственные характеристики. В Сицилии такого нет – там метопы могут быть независимы. Стиль пограничный между архаикой и классикой: сложное движение/равновесие, но мышцы слишком графичны, позже будет мягче. Трактовка волос, бороды.

 Построена по случаю первой победы над персами при Марафоне. 10 часть от военной добычи – постройка сокровищницы. Храмик в антах.

 

Афины.

Много фрагментов. Мало целостного. Во времена Писистрата и его детей – расцвет. Несомненно, было масштабное строительство. Но персы в 480 и 479 г. акрополь был дважды сожжен, а после тотально реконструирован.

Знаем, что был гекатомпеон. (стофутовый храм), Храм Афины 529-520. 2 входа. Наос разделен пополам. Одна – ничем не ограничена, другая – поделена на 3. Возможно, отправление нескольких культов: большая – Афине, другие – другим божествам. В классическое время эта структура и множественность посвящения будет унаследована храмом, построенном на этом же месте– Эрехтейон.

Внутри обыгрывается тема амфирпостиля (4 колонны и окружающий периптер).

6*12 колонн – характерна для классики.

Сохранились фрагменты фронтона: Центр – терзание хищником копытного - лев быка (в боковых частая храма Аполлона в Дельфах). В боковых: левая – Геракл борется с Тритоном (Геракл – очень любимый персонаж: Писистрат уподоблял себя Гераклу). Тритон раскрашена черным и красным. Хвост Тритона очень хорошо вписывается в углы, не нужно уменьшать масштаб. В правой части тоже чудище с хвостом: трехголовый монстр с хвостом (трехтелый Герион?, но он не имел хвоста). Возможно сакральный характер, т.к. в руках сакральные предметы: птица, колосья пшеницы и волны – как элементы, которые должны сойтись (как в пятом элементе). Высказывается предположение, что тот же автор, что в фигуре «Доброго пастыря»).

2й гекатомпеон. Афина со змеями в активной позе (гигантомахия). Это во многом сюжет, связанный с Афиной. Во время больший Панафиней была традиция ткать пеплос в дар Афине со сценами гигантомахии по подолу. В едином масштабе. В углах – поверженные гиганты, вариативность поз позволяет не меняя масштабы заполнять все поле фронтона. Сложные позы, убедительная анатомия. Тела разворачиваются: фас, профиль, со спины – жизнь. Конечно, перед скульптором нет задачи учитывать разные точки зрения, т.к. предполагает одну точку зрения, но ощущение подвижности, естественности, динамичности достигнуто вполне.

 

Великая Греция. Архаика.

Лучшая сохранность архаики. Храмы в их более менее целостном состояния. Превалирует дорика, т.к. колонизированы в основном полисами Пелопонеса. Но иония тоже влияла, было много иммигрантов, которые бежали от персидского гнета. Более сложные территории в смысле взаимных влияний.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 304.