Зрелая и поздняя архаика 6 – кон 5 вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Скульптурная пластика

Продолжает развиваться типология куросов и кор. Гигантские кикладские куросы 7в., аттические куросы нач. 6в. (характерна предельная стилизация лица, волос, схематизация анатомических деталей, огромные глаза, неподвижные абсолютно симметричные лики).

Процесс оживления скульптуры – за счет уточненния анатомических подробностей и т.д.

Куросы

Курос из Птоона Беотии. Из святилища Аполлона Тоэса (пугающий, отвращающий). Беотия – ориентация на аттику. Графическая моделировка лица (не пластическая), элементы дидалической скульптуры – треугольное лицо, волосы.

Новые черты – улыбка, мимические нюансы. Более мягкая моделировка, чуть намечаются скулы, попытка углубить глаза под бровями.

Курос из Воломандры (аттика) 560г. Музей Афин. Детальное внимание к торсу, грудным мышцам, мышцам рук. Голени больше не условные шарниры, икроножные мышцы. Трактовка ступней (уже не в египетском духе, а тонкие щиколотки). Много уловностей – треугольник тела – широкие плечи, узкая талия. Лицо – явно носогубный треугольник, скулы. Глаза нарисованы, но уже не те гипертрофированные, что в ранней архаике. Пластика глаз: попытка посадить в некую нишу. Более округлые очертания тела, уже не блоковидные фигуры, где главное на фасаде и узкие боковые плоскости (почти совсем не проработанные). А круглящийся объем тела.

Курос тенейский (мюнхенская глиптотека) сер. 6в. Узкие щиколотки, проработанные голени, икры. Появляются ключицы, рельефные грудные мышцы. Очень статичен. Неподвижная статичная ось, несмотря на условный шаг, лишен внутреннего движения. Руки чуть сгибаются в локтях (по сравнению с египетскими и ранне архаичными). Неоднозначность, недооформленность жеста, опять переходное состояние – ощущение живоподобия. Лицо – трехфасадность – все на передней плоскости (плюс боковые фасады). Нет ощущения, что это круглящаяся форма. Но хорошо проработана нижняя часть лица, глаза дольше всего не даются. Они выглядят нарисованными на поверхности основного объема. Отсылка к Дедалическому стилю – волосы, но уже гораздо более пластично. Профиль напоминает профиль на делосской амфоре: выделенный нос, линия лба переходящая в длинный нос. Волосы общо и стилизованно трактованы. Но ощущаем объем, шапку волос. Волосы уходят за ухо и оно немного загибается. Само ухо уже не валюты, но уже на пути к точному изображению.

 

Курос из меренды (аттика). Надгробная статуя (не вотивная). Торс, живот. Кисти рук отрываются от тела! Самостоятельность, автономия от тела – просвет между руками и телом – новая конфигурация, новая схема. Руки опять полусогнуты. Кисть не сжата до конца, расслабленные пальцы, недозавершенный естественный жест. Лицо похоже на Аполлона Тенейского (АТ), но лицо индивидуально. Очень стилизованы волосы.

 

Гезела Рихтер (куратор музея Метрополитен) работы по истории архаической скульптуры 70х годов. Она классифицировала, выстраивала периодичность. Плюс есть работа по греческому портрету. Прослеживает линию и начинает с искусства архаики (особ 2 пол 6 века). Особенно у погребальных куросов и кор.

 

Аттический курос из Мюнхена 2 пол 6в. Атлетические черты. Широкогрудые, широкобедрые с мощными ногами. Выделены ключицы, мышцы рук, торс немного плосковат. Короткие волосы.

 

Курос из анавесоса (аттика). Тоже надгробный. Сохранилась база с эпитафией (юношу звали Кроисос – лидийское имя Крез, убитый в битве). Не имеет атрибутов воина (вне земных атрибутов). Грубоватость: мощные бедра и ноги – перегружены, служат основанием для мощного торса (как в архаических храмах, где тоже пока излишний запас прочности). Уже все подчинено пластике, но еще немного гипертрофированной. Лицо – глаза постепенно углубляются, ухо все более реальное. Все еще стилизованные куросы (волосы: бусины и спирально закрученные – единственное место, где можно воплотить тягу к орнаментальности).

 

Беотийский курос. 630-620гг. Проработка торса. Руки отрываются от тела (тенденция продолжается), но появляются подпорки, т.к. самые уязвимые места – кисти, ключицы и т.д. Отсюда подпорки (т.е. они появились еще у греков в эпоху архаики), а не у римлян, когда они в мраморе копировали греческие бронзовые памятники). В эпоху классики от них пытаются уйти. Стремление к раскованности, широте жеста.

 

Конец 6в появляются большие бронзовые статуи. Бронза как раз позволяет давать эти сложные жесты без опасности разрушения частей и без подпорок.

Статуя Аполлона Пирейского (Афинский порт). Бронзовый курос. В архаике большие бронзовые статуи – редкость. В Пирее был найден целый тайник с бронзовыми скульптурами, которые были предназначены для отправки в другое место (скорее всего в Рим). Это фигура божества (сам Аполлон). Руки вытянуты вперед в ритуальном жесте (возможно в руках были лук и пиала – чаша для возлияния на алтарь). Из-за этого жеста - замкнутость образа. Обычно, куросы открыты вовне благодаря улыбкам, шагу навстречу. Здесь у него взгляд вовнутрь.

Курос Аристодикос (имя посветителя). 610-600гг. Был жест, похожий на предыдущую бронзовую статую – подпорки. Сама фигура – достигают предельной степени анатомической точности в изображении обнаженной мужской фигуры. Никакое искусство на Востоке такого не достигало. Найдены пропорции, моделирование мышц. Ни следа не остается от условности, с которой начинали. Им уже тесно в схеме. Но движения воспринимаются еще как механические. Нужно осмыслить механику движения (будет в классике). Еще чуть-чуть до открытия перекрестного внутреннего движения – контрапост. Произойдет освобождение от 150летнего диктата египетской схемы. Натуроподобие и реализм архаический – основа достижений классической эпохи.

Грузные, мощные ноги, статичность, несмотря на реализм (но уже не такие, как у куроса из Анависоса).

Меняется прическа – появляются короткие волосы. В классике эта мода превалирует. Длинная прическа – традиция очень древняя и аристократическая. Тех родов, которые возводили свои роды к мифическим героям. В архаику только они могли заказывать куросов. Это время, когда на смену тиранич. формам правления (писистрата и его сыновей) приходит народная демократия. В эпоху классики хозяином города становится демос и заказчиками становятся не только аристократы, но и из народа. Государственные заказы, вкусы демоса…

 

Странгфортский (коллекционер) аполлон. Более вытянутые, стройные пропорции. Конец 6 в. Такая стройность пропорций характерна для ионийской пластики. Именно в конце 6 в в аттике сильна ионийская струя. Глаза выделены валиком (будет характерно для ранней классической скульптуры – строгий стиль). Строгий овал лица.

 

490-480. Голова блондина (сохранились следы золотой краски на волосах).

 

Терракотовая ваза - аска (фигурная ваза в виде разных фигур) для хранения масла для протирания тела, включая борцов. В виде атлета-победителя на коленях с ритуальным жестом - атлет венчает себя лентой победителя. Сакральный момент. Победители получали почти полубожественный статус любимцов богов, своего рода апотрофеи. От Египта сидящая поза. Это скорее всего наградной ритуальный сосуд.

 

Коры

 

Это фигура задрапированная, в отличие от куросов. Найти, уловить, воспроизвести все способы взаимодействия человеческого тела и одежды. Сначала – орнаментна фигуре, постепенно приобретают объем, но декоративность, стилизованность сохраниться на протяжении все архаики. Некоторые элементы женской наготы начинают появляться в вазописи – в позднее архаики, в скульптуре – в конце 5-4 в. Первая обнаженная женская статуя – Пракситель Афродита Книдская (сер. 4в.).

 

Берлинская кора. Возможно надгробная кора: гранат в правой руке (связан с загробным миром), может быть Персефона. Похожа на Аполлона Тенейского. Адаптируют немного другую форму: прямостоящая фигура, нет мотива шага. Угадываются восточные прообразы, скорее месопотамские или малоазийские (напр. ноги из-под полуовала платься). Идолоподобные. Явно выделена ось симметрии, рассчитана на фронтальное восприятие. Лицо. Волосы очень стилизованы с напоминанием дедалической пластики (локоны не горизонтальные, а диакональные), но шапка, как у А.Т. Лицо – подобие улыбки, но маскообразное. Глаза выпуклые, выделены размером, как у ранних аттических куросов начала 6 в. Приподнятый край одежды как у месопотамских скульптур. Но вместе с тем масса деталей, декоративных элементов: драпировка (накидка на плечах в виде плоского рельефного орнамента/узора), сокральные жесты (сжимаемый плод граната, демонстрируя его людям). Вместе с тем сзади со спины она обретает даже большую объемность (ниспадающие складки одежды), выделен таз, копна волос (интересная прическа). Серьги в ушах, ожерелье на шее. Красивая корона, украшенная тонким гравированным орнаментом-меандром. Он особенно контрастирует с массивной тяжелой статичной фигурой с широкими плечами. У кур много деталей (прически, стили одежды и т.д.). В профиль чем-то похоже на А.Т.

 

Кора Самосская. Босоногая с поднятым краем одежды (древневосточные прототипы). Колонна, единый монолит. Руки полностью слиты, в отличие от куросов того же времени. Жест руки, прижатой к груди, держащей сакральный предмет, характерен для ионийских скульптур. Многослойная одежда: платье-пеплос и короткий плащ – ионическая мода. Передача гофрированной ткани (мелкие складки, которые почти не коррелируют с телом, но все-таки прочитывается тонкая ткань, а под ней рука). Говорит о наблюдательности внимательности к пластическим деталям.

 

Еще из того же святилища Геры на Самосе. Скульптурная группа Генелея (посвятитель). Сам возлежащий Генелеос, сидящая жена и 4 стоящих детей. На месте копия (реконструкция), оригинал в музее на Самосе. Сопоставимы по размерам с человеческой фигурой. Очень активно будет развиваться в классическое время. Они могут разыгрывать мифологические сюжеты. Устанавливались на длинных базах вдоль священных дорог, своего рода театры, представляющие некие сцены, подобно фронтонным скульптурам. Но они почти полностью утрачены.

По сути это набор кор. Одна дева Орнита (сейчас в Берлинском музее). Пластически похоже на Кору с Самоса. Одежда, мелкие складки (ткань, тяготеющая к легкости, прозрачности). Орнита поддерживает край одеяния (очень характерен для кор 6в, которые в другой руке держат вотивный предмет). Драпировка – как пучок колосьев (на спускаются вниз, а отодвигаются вбок), трактовка своеобразная. Надпись на самом платье. К сожалению у ионийских кор не сохранились головы.

 

Голова коры из Милета. 550-540г. Очень характерный ионийский образ. Узкие миндалевидные немного раскосые глаза, характерная улыбка (загадочная улыбка сфинкса). Особенно из-за полуприкрытых глаз.

 

Аттическая леонская кора 540г (тоже в Берлине). Аттические коры очень мощные, атлетически сложенные (как переодетые юноши-атлеты). Роднит с берлинской корой: складки – орнамент, косо ложатся на фигуру, облепляя его, становятся орнаментом. Ионийские черты – птица в согнутой руке. Большое внимание уделено декоративным деталям: следы полихромной раскраски на короне. Серьги. У некоторых кор сохранились отверстия в ушах (т.е. были металлические серьги). Лицо тонко моделировано: скулы, нос, губы. Глаза еще не глубоко сидят, но уже форма и пропорции соразмерны с реальностью (по сравнению с берлинской корой).

Кора Фрасиклейа найдена вместе с куросом из Меренды. Наличие оси дополнительно подчеркивается орнаментом (широкая полоса с меандром посередине). Именно на эту ось попадает рука с лотосом (они же есть в короне: чередуются открытые и закрытые). Она была надгробная: надпись: Фрасиклея умерла молодой незамужней и лотос в руке. Вдыхание лотоса – тема забвения, погружение в другую жизнь. Лотофаги вкушают лотос и забывают обо всем (как выпивают из реки Леты). При этом сама неподвижная – внереальное существование. На платье почти нет складок, облегает тело. Напуск ткани над затянутым поясом – чувствуем не только объем тела, но и сам объем платья. Прическа компактная череда бусин, но один локон отделяется и падает ровно на плечо. Нерегулярность, почти естественность. На самой ткани – цветы, солярные узоры, свастика – гравировка и были выделены цветом, основное платье было красным. Вторя рука – держит одежду (пока еще тоже оттопыривается, как жевательная резинка, а не падающая ткань). Складки уже умеют нависать, но пока еще не ниспадают. Голова индивидуальна: длинный нос, близко посаженные глаза, характерный рисунок губ. Ранняя классика откажется от этого архаического разнообразия, индивидуальности.

 

2 половина, последн. четверть 6 века. Важна группа кор с Афинского акрополя. Когда он реконструировался в классическое время, архаическую скульптуру с почетом захоронили здесь же в акрополе. Они разные, в т.ч. приезжие ионийские.

Кора в пеплосе 530 гг. С т.ч. драпировок ничего нового от Коры Фрасиклейа нет. Но появляется важный прием: вытянутая вперед рука (попытка сделать жест более автономным, живым). Рука была сделана отдельным куском и она вставлялась в паз. Голова сохранила следы раскраски. Темно-каштановые волосы, ниспадающие на плечи. Не бусины, а волнистые гравированные кудри, на голове начинали обретать объем. Следы раскраски зрачков. Тонко нюансированная лепка лица. Мягкие скулы, жестковато-очерченные губы, чуть выпуклые глаза.

Кора Антенора 530-520гг. Новшества в трактовки драпировок. Афинский скульптор Антенор (зафиксирован у античных авторов). Сохранилась одна целая и несколько фрагментов кор, атрибутированных Антенору на основании надписей. Новшества: поддерживает рукой край одежды, которая не оттопыривается, а ниспадают как положено. Под тканью объем тела, появляется мотив шага (не так явно как у куросов) – ощутима под прозрачной тканью. Задача – выявления движения под складками одежды. Мода ионийская (верхняя накидка). Складки становятся объемными (структура ткани, напоминающая орган – трубчатая форма – стиль Антенора). Разница между тяжелой тканью верхнего одеяния и тонкой тканью пеплоса. Архаика любит орнаментальность. При стремлении к натурализму, тяга к орнаментальности не исчезает, но даже усиливается. Кура грузновата, тяжеловата.

Позже уже хрупкие пропорции – ионийская струя. Другие коры Афинского акрополя – мотив шага, драпировка (более или менее объемная).

 

Кора с акрополя (полихромная) 520-510гг. Ионийские черты лица, мягкая пластика, очень сложно трактованные драпировки. Натурная коленка просвечивает через прозрачную ткань. Очень сложный цвет (и синий и зеленый и какой-то морской волны). Скорее всего в энкаустической технике, неровно ложащийся, как акварель. Кайма была, скорее всего, синяя, сейчас грязно-серого. Доминируют светлые цвета, в отличие от красного силуэта Коры Фрасиклейи. Меняется соотношение темный и светлого в фигуре (как в вазописи: чернофигурная меняется краснофигурной).

Еще одна кора Акрополя: сочетание натурности и повышенной орнаментальности (прическа). Ямочка на подбородке, очень мягкий рельеф лица.

Задумчивая кора (кора с глазами сфинкса – греческое название). Улыбка, которая становится мягкой, едва заметной.

Кора Эвтидика (имя посвятителя с базы) 490г. Типологически как предшествующие коры. Лицо более правильный, регулярный. Глаза с припухшими веками, абсолютно прямой нос. Отсутствие мягкой улыбчивости. Зарождающиеся черты классики. Черты лица похожи на мальчика-блондина: рисунок опущенных вниз губ и т.д. Начинает преобладать определенный типаж, в отличие от индивидуальности предыдущих периодов. Тонко моделированные ноги, реалистично трактованные пальцы ног.

За 100 лет огромный путь от неподвижных глыбоподобных до тонкого нюансированного реалистичного образа.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 290.