ГЛАВА 13. Искусство быть приличным человеком
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Судить о человеке можно по тому, как он обращается с теми, кто не представляет для него никакой пользы.

Сэмюэл Джонсон

СУТЬ

Эта глава о приличиях и о том, как их достичь. Быть приличным человеком — это такое полезное качество, благодаря которому люди будут считать вас этичным, честным и приятным в общении. А еще это высшая форма признания и вершина карьеры.

«Правильно то, что правильно, а то, что неправильно, — неправильно».

Мне хочется, чтобы вы хотели чего-то большего, чем просто заработать деньги и построить большую организацию. Эта глава рассказывает о том, что значит быть приличным человеком.

Люди, которые не могут вам помочь

Приличные люди помогают даже тем, кто не сможет вернуть им этот долг. Им не важно, богат человек или беден, могущественен или слаб. Только не думайте, будто богатые, знаменитые и могущественные не нуждаются в помощи — напротив, им она подчас нужна больше всего. Поэтому помогайте. Но не только им.

Помогайте, не рассчитывая на награду

Приличные люди помогают, не ожидая ничего взамен — по крайней мере в этой жизни. «А как же награда?» — спросите вы. Конечно, она будет. Только совершенно нематериальная — просто радость от того, что вы кому-то помогли. Не больше, но и не меньше.

Помогайте многим

Количество имеет значение, поэтому чем большему числу людей вы поможете, тем лучше. Это «часть операционной системы» приличного человека: он помогает и помогает — просто не может остановиться. (Хотя, разумеется, помочь всем на свете невозможно.)

Поступайте правильно

Приличные люди поступают правильно. Из всех возможных вариантов нужно всегда выбирать самый порядочный (как правило, он оказывается одновременно и самым сложным). Словосочетание «ситуативная этика» должно стать для вас оксюмороном. Правильно то, что правильно, а то, что неправильно, — неправильно. Приличие подразумевает, что вы будете делать не то, что можно сделать легко, с выгодой, ради экономии или без последствий, но только то, что правильно.

Отблагодарите общество

Приличные люди осознают, что им повезло в жизни. За это они должны благодарить общество. И помните: благодаря, вы возвращаете долг, а не делаете любезность.

УПРАЖНЕНИЕ

Это последнее упражнение в книге. Представьте себе, что ваша жизнь вот-вот закончится.

Назовите три вещи, за которые вы хотите, чтобы вас помнили:

1.

2.

3.

Дополнительно

ЧИВО

Вопрос: Как сделать так, чтобы успех не вскружил мне голову?

Ответ: Ни богатства, ни слава, ни власть ничего не значат, если вы вдруг заболели или вот-вот умрете. Поэтому каждый раз, когда вы чувствуете, что начинаете зазнаваться, просто вспомните о том, что все мы смертны, а в каждую следующую секунду может приключиться все что угодно. Звание «самого богатого пациента в больнице» или «самого богатого обитателя кладбища» — успех весьма и весьма сомнительный.

Вопрос: Как избавиться от ощущения, будто, пытаясь продать свой товар, я обманываю покупателя?

Ответ: Если вы продаете то, что действительно нужно потребителю, такое ощущение не должно возникать. Если оно возникает, вы продаете не тот товар и не тем людям.

Вопрос: А что делать с потенциальными инвесторами? Не сочтут ли мою доброжелательность излишней мягкостью или даже слабостью, которые мешают успешному ведению бизнеса?

Ответ: Если потенциальный инвестор так подумает, значит, что-то не так с ним, а не с вами. Доброта и успех — вещи не взаимоисключающие, вполне можно быть и добрым, и успешным одновременно. Вот только и прямой связи между ними нет: не стоит думать, будто инвестор дает вам деньги потому, что вы — сама доброта. Не забывайте, что его основная цель — приумножить свое благосостояние.

Вопрос: Как мне — такому доброму и всегда готовому помочь — давать сдачи соперникам?

Ответ: Знаете, чему меня научил хоккей? Собираешься дать сдачи — будь готов к удалению. Пользы от этого никакой, один вред. С возрастом я научился просто молчать в ответ — и побеждать.

Вопрос: Люди постоянно просят у меня совета, и это мешает мне работать. Что делать?

Ответ: У меня та же проблема. Мне удалось найти два решения. Иногда я говорю, что у меня просто нет времени: слишком много надо сделать на работе и дома. Люди приятно удивлены тем, что я вообще им ответил, понимают причины отказа и не обижаются.

А иногда я обещаю взглянуть на их бизнес-план (просто это самое частое, с чем ко мне обращаются), если они пожертвуют $500 университетской хоккейной команде UC Berkeley, в которой играет мой сын. Если человек платит, он настроен серьезно, и ему стоит помочь. Да и команде от этого польза.

Рекомендуемая литература

Halberstam, Joshua. Everyday Ethics: Inspired Solutions to Real-Life Dilemmas. New York: Viking, 1993.

 

Послесловие

Книги по-своему хороши, но они лишь бледное подобие настоящей жизни.

Роберт Льюис Стивенсон

Спасибо вам, что прочитали эту книгу (а ведь некоторые знакомы еще с первой редакцией). Вы инвестировали в меня время и деньги. Надеюсь, вы получили то, что хотели — научились ставить перед собой цели и узнали, как изменить мир.

Описать циклический характер бизнеса можно по-разному: приливы и отливы, инь и ян, взлеты и падения, надувающийся и лопающийся пузырь… А вот еще одно сравнение: микроскопы и телескопы.

· В фазе разглядывания в микроскоп мы размышляем над тем, что имеем, осмысливаем основы, концентрируемся на текущих финансовых результатах. Эксперты придирчиво и детально анализируют деятельность, статьи доходов и расходов, требуют от руководства прогнозов развития, результатов исследования рынка и кропотливой работы над ошибками.

· В фазе разглядывания в телескоп мы смотрим на будущее. Мечтаем о грядущих свершениях, о том, как изменим мир и как «поздние последователи» будут плакать горючими слезами. Деньги потрачены напрасно, но остались безумные идеи, которые и заставляют нашу планету вертеться.

С телескопом каждый превращается в астронома, а мир видится полным звезд. Когда телескоп недоступен, люди расчехляют микроскопы и мир начинать кишеть бактериями недостатков и микробами пороков. Для того чтобы достичь успеха, предпринимателю нужны оба эти инструмента. Надеюсь, эта книжка принесет вам пользу и в той, и в другой фазе работы.

Первого человека, который пересек Северный полюс вплавь, зовут Льюис Гордон Пью. Своим поступком он хотел привлечь внимание общественности к проблеме глобального потепления. Казалось бы, какое глобальное потепление может быть на Северном полюсе, в царстве вечной мерзлоты. За 19 минут Пью проплыл ровно километр в ледяной — минус 1,7 градусов по Цельсию и 29 градусов по Фаренгейту — воде. На его месте я — и вы, наверняка, тоже — сразу же превратились бы в овощ. Не в свежий и сочный, прямо с грядки, а в замороженный и сморщенный, который еле-еле отковыряли от задней стенки морозилки. Ах да, он был в плавках и резиновой шапочке — никаких гидрокостюмов.

Чтобы совершить невозможное, пловец прибег к психологической уловке: каждые сто метров он передавал своим друзьям, сопровождавшим его на лодке, флажок, окрашенный в государственные цвета их стран. Таким образом он разбил для себя километровую дистанцию на десять отрезков по 100 м — куда более реальная задача, не правда ли? Предпоследним был флаг Австралии: британец по происхождению, он не мог позволить себе сдаться в самом конце на глазах у всей Австралии — вот оно, Содружество во всей своей красе, ха-ха.

В дни тоски, когда руки сами собой опускаются, а любой шаг пугает неизвестностью, вспоминайте Льюиса и разбивайте невыполнимую задачу на десять выполнимых. Компания с оборотом в миллиард долларов — это десять компаний с оборотом в сто миллионов. Компания с оборотом в миллион долларов — это десять компаний с оборотом в сто тысяч. Apple сейчас продает и Macintosh, и iPhone, и iPad, и iPod — и все это миллионами штук, а начиналось-то все с нескольких сотен Apple I.

И еще кое-что. Надеюсь, жизнь когда-нибудь сведет меня с вами. Если у вас при этом будет с собой эта книжка, покажите мне ее. Надеюсь увидеть записи на полях, загнутые уголки страниц, подчеркнутые абзацы… Для автора нет лучшей благодарности, чем увидеть свою книгу зачитанной до дыр.

Пора заканчивать. Я и так слишком злоупотребил вашим вниманием. Дерзайте, ведь предпринимательство — это прежде всего дело, а не наука о деле.

Гай Кавасаки
Кремниевая долина, Калифорния
GuyKawasaki@gmail.com

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 203.