Служить в армии — все равно что быть бойскаутом. Правда, бойскауты всегда под присмотром взрослых.
Блейк Кларк
В этой мини-главе объяснены азы управления советом директоров. В этом деле вам придется достичь совершенства — только так ваш стартап сможет выжить, а вы — добиться необходимой свободы действий.
Во-первых, определитесь, нужно ли вам вообще правление. Если вы существуете на внешние инвестиции, то однозначно нужно: любой инвестор захочет иметь право голоса при принятии решений. Впрочем, правление необходимо во всех случаях, когда компания живет на чужие деньги — вам ведь нужно соответствовать стандартам доверительного управления.
«Отговорки, что вы и так прекрасно все знаете и контролируете, ведь это "ваше детище", не работают».
Во-вторых, подумайте над тем, кто именно будет входить в это правление. Несколько мест придется отдать основным инвесторам, здесь выбирать не приходится. Оставшиеся позиции следует доверить профессионалам двух основных типов: тем, кто умеет строить компанию, и тем, кто знает и понимает рынок. Главные амплуа здесь таковы:
· «ПОТРЕБИТЕЛЬ». Человек, который знает, что нужно вашему клиенту. Ему совсем не обязательно действительно быть потребителем, но чувствовать желания и нужды рынка он должен.
· «ЗАНУДА». Человек, который всегда ставит под сомнение соответствие вашего продукта реальности. Не противоречит ли ваша технология законам физики? Даже если стартап не имеет никакого отношения к технике, вопрос остается тем же: «Задача вообще реализуема?»
· «ПАПА». Папа или Мама всех успокаивают. Их опыт и зрелость позволяет сглаживать противоречия и решать проблемы самым безболезненным путем.
· «МОРФЕУС». О нем мы уже говорили: будет здорово, если такой человек появится еще и в правлении. Он подскажет вам, что вы зарапортовались. А еще он будет постоянно настаивать на том, чтобы все делалось в строгом соответствии с законом и нормами этики.
· «ДЖЕРРИ МАГУАЙЭР». Этакий мистер Контакт. Его главное достоинство — карточки ролодекс20, заполненные данными нужных людей. Ну и, конечно же, желание использовать его во всеобщее благо.
В-третьих, наладьте хорошие рабочие отношения с каждым членом правления. Собираться стоит регулярно — раз в месяц или хотя бы раз в три месяца. Это может показаться тратой времени, но только так можно стимулировать дисциплинированность и готовность нести ответственность за все, что происходит с компанией. Отговорки, что вы и так прекрасно все знаете и контролируете, ведь это «ваше детище», не работают.
И несколько советов:
· БЕРЕГИТЕ ДЕРЕВЬЯ. Чем меньше бумажек, тем лучше. Заваливать правление грудой документов — плохая идея, они же занятые люди. Вся финансовая отчетность должна занимать не больше пяти страниц: доходы и расходы, оценка перспектив, баланс, список основных достижений и проблем.
· БЕРЕГИТЕ ВРЕМЯ. Идеальные собрания правления происходят раз в месяц и длятся не больше двух-трех часов. Техника, документы, необходимые материалы и файлы — все должно быть подготовлено заранее. Помните: вы собираетесь для того, чтобы думать, а не общаться. Хотите общения — договоритесь встретиться в кафе в нерабочее время.
· СОБИРАЙТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДАННЫЕ. Одних финансовых отчетов мало. Есть множество других, не менее важных данных, не имеющих прямого отношения к деньгам: сколько человек приобрели ваш товар, сколько единиц техники задействовано на производстве, сколько пользователей посетил ваш сайт — три-четыре лишних страницы, не больше.
· ТО, ЧТО ЛЕГКО СДЕЛАТЬ, ДЕЛАЙТЕ ЗАРАНЕЕ. Собрания правления нужны для того, чтобы решать серьезные стратегические задачи, а не мусолить то, что и так отражено в отчетах. Фактическим показателям должен быть уделен минимум времени, основной пункт повестки дня — обсуждение того, как их улучшить. Именно поэтому все отчеты лучше разослать заранее. Впрочем, рассчитывать на то, что все их обязательно прочтут, не стоит, поэтому краткий обзор в начале собрания все же не повредит.
· ТО, ЧТО ТРУДНО СДЕЛАТЬ, ТОЖЕ ДЕЛАЙТЕ ЗАРАНЕЕ. Собрание правления — худшее место, чтобы сообщать плохие новости, — конечно, если быть растерзанным стаей гиен — не ваша голубая мечта. Если у компании серьезные проблемы, обсудите их с каждым членом правления лично. Подробно опишите все обстоятельства. Вместе подумайте, как можно выйти из неприятной ситуации.
· ЗАРАНЕЕ СОБИРАЙТЕ ВСЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРОДАВАЙТЕ СВОИ ИДЕИ. Не хотите огорошивать правление плохими новостями — сделайте так, чтобы каждый член был готов к обсуждению ключевых вопросов. Если вы уже знаете, о чем пойдет речь на собрании, предупредите об этом остальных. Вполне возможно, замечания и предложения, которые вам выскажут, изменят ваше восприятие ситуации и повлияют на окончательное решение.
ЧИВО
Вопрос: Как узнать, получится ли из меня лидер?
Ответ: Тут не угадаешь. Обычно необходимость быть лидером сваливается на вас как снег на голову, и не остается ничего, кроме как взять на себя эту ношу. Беспокоиться в любом случае не следует. Вместо того чтобы беспокоиться, займитесь созданием минимально жизнеспособного продукта (не забудьте про ценность и необходимость подтверждать качество), выпуском его на рынок, улучшением и превращением в деньги. То есть тем, что действительно имеет значение.
Вопрос: Какие качества позволили Стиву Джобсу стать таким потрясающим лидером?
Ответ: Слово «уникальный» означает «единственный в своем роде». Стив был уникален. Он умел предвосхищать людские желания и обладал безупречным вкусом — потрясающее сочетание. Он был перфекционистом и не терпел халтуры. Не скажу, что с ним было очень легко, но работать бок о бок с таким человеком было для меня большой честью.
Вопрос: Что делать, если человек «не тянет»? Увольнять?
Ответ: Все не так просто. Разберитесь в причинах происходящего. Может быть, дело в проблемах, которые человек не в силах решить. Освободите человека от их гнета и исправьте все, что получится. Проверенный метод — представьте себя на его месте и подумайте, какого рода помощи вы ждали бы от совета директоров. Это и есть алгоритм вашего поведения в отношении несчастного. Если это не помогло — что же, принимайте решение и действуйте.
Вопрос: Как нанимать директоров?
Ответ: Общая рекомендация — искать опытных людей и делать так, чтобы они поверили в вашу мечту так же сильно, как и вы. Это может занять много времени — вплоть до полугода. Сначала они начинают верить в вашу мечту, потом вы приглашаете их в команду — именно так, а не наоборот.
Вопрос: Как сделать работу правления более эффективной?
Ответ: Вы серьезно? Удивительно, сколько предпринимателей запуганы своими правлениями настолько, что не могут управлять ими. Между тем, ответ прост: давайте задания и назначайте ответственных. В конце концов, они же считают вас ответственным.
Лучшее, что вы можете сделать, — встречаться с каждым из них время от времени, даже если у компании нет проблем и не нужно принимать серьезных решений. Вы услышите то, чего ни за что бы не услышали на общих собраниях. И просите совета — именно так и создаются крепкие деловые отношения.
Рекомендуемая литература
Adams, Scott. How to Fail at Almost Everything and Still Win Big: Kind of the Story of My Life. New York: Portfolio, 2013.
Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует. —М.: Альпина Паблишер, 2015.
Саттон Р. Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.