Это последний шанс. Возврата назад уже не будет. Выберешь синюю — и сказке конец, ты просто проснешься в своей постели и сам решишь, во что будешь верить. Выберешь красную — и навсегда останешься в Стране чудес. Я покажу тебе, как глубока кроличья нора.
«Матрица», 1999
В «Матрице» Нео выбирает красную таблетку, которая открывает ему действительность во всей ее суровости и жестокости. Возьми он синюю, так всю жизнь и прожил бы в тепле и комфорте, ни на секунду не снимая розовых очков, щедро раздаваемых Матрицей.
С похожим выбором — реальность или фантазия — сталкивается любой лидер. Если хотите преуспеть, смело берите красную таблетку и бросайтесь выяснять, насколько глубока кроличья нора. Если вам важно чувствовать реальность, ответьте себе на следующие десять вопросов:
1. Каковы наши основные приоритеты?
2. Когда мы начнем?
3. Когда у нас закончатся деньги, если мы так и не начнем?
4. Сколько нужно заплатить, чтобы заполучить одного покупателя?
5. Сколько нужно заплатить, чтобы реализовать проект?
6. С кем мы конкурируем?
7. Что могут наши конкуренты такого, чего не можем мы?
8. Кто мог бы у нас работать?
9. Что можно достать бесплатно, что — позаимствовать, а что — купить в кредит?
10. Хороший ли я лидер?
Найдите своего Морфеуса
Каждое лекарство — пусть это и не лекарство даже, а истина — нужно как-то доставить тому, кто будет его принимать. В «Матрице» эту функцию выполнял Морфеус, персонаж, сыгранный Лоуренсом Фишберном. А у вас есть такой Морфеус?
«Глава компании решает, что делать, — Морфеус спрашивает, что может пойти не так».
Если нет, срочно найдите его. У него должен быть как минимум десятилетний опыт «полевой» работы, он должен разбираться в финансовой, бухгалтерской и операционной сферах. Он должен знать, как работает компания. Не скептик, но реалист.
Бывший консультант, аудитор, банкир, журналист или аналитик на эту роль не годятся: в теоретизировании ничего сложного нет, а вот воплощать теорию в жизнь по зубам далеко не каждому. Лучший тест на этот случай — один простой вопрос: «Вы когда-нибудь увольняли или сокращали своих сотрудников?» Если в ответ услышите «нет», продолжайте искать.
Если глава компании — инь, то этот человек — ян. Если глава компании — дверь, то этот человек — ключ, который эту дверь открывает. Глава компании решает, что делать, — Морфеус спрашивает, что может пойти не так. Это не противостояние, это две чаши весов. На разных этапах развития и для решения разных вопросов вам могут понадобиться разные Морфеусы:
· Морфеус по исследованиям и развитию, который скажет вам, чем плохо то, что вы делаете.
· Морфеус по операционной деятельности, который скажет, справляются ли ваши системы с текущим объемом операций.
· Морфеус по финансам, который скажет вам, тратите ли вы слишком много или, наоборот, слишком мало.
· Морфеус по этическим вопросам, который скажет вам, правильные ли ценности вы исповедуете.
В любой компании найдется человек, не желающий следовать намеченным курсом и ставящий под сомнение все, что только можно. Иногда это даже на пользу — именно от него вы узнаете, что «эксперты», предрекающие вам крах, вполне могут ошибаться. Но такое сомнение может быть губительным. Для этого и нужен Морфеус — он поможет вам отличить «правильное» сомнение от «неправильного» и укажет, в чем вы ошибаетесь.
Наймите адвоката дьявола
С 1587 по 1983 г. в католической церкви было принято назначать людей, которые оспаривали возможность канонизации (причисления к лику святых) того или иного кандидата. Таких людей называли advocati diaboli — адвокатами дьявола. «Должность» эта была введена специально для того, чтобы изучить личность и биографию кандидата и выяснить, насколько он соответствует высокому статусу.
В 1978 г. папой римским стал Иоанн Павел II. Именно он в 1983 г. положил конец этой практике. В результате случилось то, что вполне можно назвать «бумом канонизации»: в период его понтификата к лику святых было причислено ни много ни мало пять сотен человек (для примера: за все предшествующие годы XX века было успешно завершено лишь 98 процедур канонизации).
Морфеус и адвокат дьявола — не одно и то же. Морфеус сообщает вам правду — какую есть, без прикрас, но и без лишнего пессимизма. Обязанность адвоката дьявола — сгущать краски, и неважно, насколько это соответствует реальному положению вещей и верит ли он в это сам. Не сомневайтесь, такой человек действительно нужен: он — индикатор того, готова ли компания принимать критику и открыто ли руководство к иному, порой даже экстремистскому взгляду на положение вещей. А еще он помогает наладить внутреннюю связь, ведь именно его устами говорят недовольные.
Необязательно привлекать его к решению вообще всех вопросов — ограничьтесь стратегически важными (advocatus diaboli участвовал только в тех делах, которые касались канонизации).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.