КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сказанного выше достаточно, чтобы принять следующую класси­фикацию типов поведения отдельного человека.

групповое

Поведение

адекватное

индивидуальное

неадекватное

аффективное

обычное

волевое

творческое

Индивидуальное поведение- поведение человека самого по себе, не­зависимо от окружения или принадлежности к той или другой группе. Групповое поведение- поведение отдельного человека в группе, в связи"

102


с наличием других людей, ответственности перед ними и т.д.

Неадекватное поведение: находясь в некоторой ситуации человек начинает и действует не в связи с её содержанием, а в связи с особым психическим состоянием, поразившим его в виде болезни, или в соот­ветствии с особенностями натуры человека, его предрасположенности к чему-либо, настроением или в связи с ущемлением инстинкта. При­мер- поведение пьяницы за рулём автомобиля. Чаще всего неадекват­ное поведение неосознаваемо. Ещё один пример- Э.Гуссерль (1859-01938) обратил внимание психологов на* то, что живое восприятие всегда уже содержит в себе непроизвольное (и часто противоречащее нашему ра­циональному умыслу) истолкование: непосредственный эмоциональный приговор воспринимаемому. Я вижу этого человека и у меня мгновен­но возникает необъяснимое отвращение к нему. Это то убеждение, ко­торое обнаруживает себя в безотчётно- безусловном действии: в вос­приятии оно уже завершено, уже имеет определённость личного моти­ва и не требует никакого развёртывания в мысли для того, чтобы пре­вратится в поступок.

Аффективное поведение- инстинктивная реакция человека на ситу­ацию: ему больно- он отскакивает, он обжёг руку- рука рефлекторно отталкивается от источника тепла помимо воли и желания. Это поведе­ние человека в страхе, панике, восторге, зависти или другом эмоцио­нальном возбуждении.

Ряд действий человек осуществляет автоматически, по привычке, по обычаю, стереотипу, принятому в сообществе и привитому ему в ран­нем детстве, когда поведение человека неосознаваемо им. Это обыч­ное, или традиционное поведение в соответствии с приобретённым ус­ловным рефлексом.

На режим творческого поведения человек переходит, когда сталки­вается с ситуацией, не укладывающейся в стандартные рамки, для ко­торых уже есть правила, стереотипы поведения, нормы. Здесь бессиль­ны традиции, обычаи, эмоции. Известен алгоритм поведения людей в таких ситуациях. Они начинают действовать в соответствии с исследо­вательским инстинктом, набирая опыт, переходя к волевому поведе­нию, и в конце концов, к собственно творчеству, о существе которого уже говорилось.

Прототипом анализируемой классификации поведения людей явля­ется классификация группового поведения людей, предложенного М.Ве-бером (1864-1920). М.Вебер поведение отдельного человека в группах называет групповым. По своему содержанию оно отнесено к поведе­нию других людей и этим ориентировано в своём протекании. Это "жизнь человека под влиянием других людей. Вы хотите купить молоко (для Вас это имеет смысл), но для этого надо обратиться к продавцу(Ваше действие направлено).Вы хотите открыть фирму, но это сопряжено с интересами других людей, фиксированными, например, в законодатель­стве. Писатель пишет книгу (в этом смысл его жизни), сидя один на один с текстом, но его действия ориентированы на вкусы потенциаль­ного читателя и т.д. Пример одинакового , но не группового действия, осуществляемого без ориентации на других людей: множество людей

103


на остановке одновременно раскрывают зонты, когда начинается дождь. Смысл действия очевиден, но действие всех вызвано потребностью пре­дохраниться от дождя. Другой пример: действие асоциально, когда его субъект пренебрегает реакцией других людей на его действие. Таково действие профессора, который говорит на лекции столь быстро, что ее нельзя записать, а он при этом не обращает внимания на студентов.

Среди форм группового поведения людей в классификации П.Вебе-ра имеет место аффективное, традиционное, рациональное (волевое), которое, в свою очередь, делится на целерациональные и ценностнора-циональные действия. Воспользуемся материалом М.Вебера и продол­жим обсуждение классификации типов поведения людей.

Целерациональное действие- это действие инженера, который стро­ит мост, спекулянта, зарабатывающего деньги, генераяа, стремящегося одержать победу. Во всех этих случаях субъект ставит перед собой яс­ную цель и применяет соответствующие рациональные средства для её достижения.

Целерациональное поведение людей состоит в использовании пред­метов внешнего мира и других людей в качестве условий достижения осознанных, рационально выраженных собственных целей людей. "Чи­сто ценностно-рационально -пишет Вебер- действует тот, кто, не счи­таясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со сво­ими убеждениями и выполняет то, что, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, важность како­го либо...дела"1.

Ценностнорациональный поступок совершил капитан, который уто­нул, отказавшись покинуть своё судно, ибо это было для бы него бесче­стием. Партизан, отказавшийся дать показания, идёт на виселицу в силу долга, клятвы, убеждения, хотя инстинкт жизни подсказывает ему дру­гое. Как и в первом случае индивид ведёт себя рационально, т.е. цель его действий и способ её достижения могут быть адекватными, подчи­няясь правилам.

Ценностнорациональное действие определяется осознанной верой в обязательность определённого способа поведения как такового, не­зависимо от конечного успеха деятельности. Действия капитана, ушед­шего вместе с кораблём на дно, рациональны: он помогает покинуть тонущий корабль другим членам экипажа, привязывает себя к трубе, чтобы не мучиться и т.д.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.