Сказанного выше достаточно, чтобы принять следующую классификацию типов поведения отдельного человека.
групповое |
Поведение
адекватное |
индивидуальное
неадекватное
аффективное
обычное
волевое
творческое
Индивидуальное поведение- поведение человека самого по себе, независимо от окружения или принадлежности к той или другой группе. Групповое поведение- поведение отдельного человека в группе, в связи"
102
с наличием других людей, ответственности перед ними и т.д.
Неадекватное поведение: находясь в некоторой ситуации человек начинает и действует не в связи с её содержанием, а в связи с особым психическим состоянием, поразившим его в виде болезни, или в соответствии с особенностями натуры человека, его предрасположенности к чему-либо, настроением или в связи с ущемлением инстинкта. Пример- поведение пьяницы за рулём автомобиля. Чаще всего неадекватное поведение неосознаваемо. Ещё один пример- Э.Гуссерль (1859-01938) обратил внимание психологов на* то, что живое восприятие всегда уже содержит в себе непроизвольное (и часто противоречащее нашему рациональному умыслу) истолкование: непосредственный эмоциональный приговор воспринимаемому. Я вижу этого человека и у меня мгновенно возникает необъяснимое отвращение к нему. Это то убеждение, которое обнаруживает себя в безотчётно- безусловном действии: в восприятии оно уже завершено, уже имеет определённость личного мотива и не требует никакого развёртывания в мысли для того, чтобы превратится в поступок.
Аффективное поведение- инстинктивная реакция человека на ситуацию: ему больно- он отскакивает, он обжёг руку- рука рефлекторно отталкивается от источника тепла помимо воли и желания. Это поведение человека в страхе, панике, восторге, зависти или другом эмоциональном возбуждении.
Ряд действий человек осуществляет автоматически, по привычке, по обычаю, стереотипу, принятому в сообществе и привитому ему в раннем детстве, когда поведение человека неосознаваемо им. Это обычное, или традиционное поведение в соответствии с приобретённым условным рефлексом.
На режим творческого поведения человек переходит, когда сталкивается с ситуацией, не укладывающейся в стандартные рамки, для которых уже есть правила, стереотипы поведения, нормы. Здесь бессильны традиции, обычаи, эмоции. Известен алгоритм поведения людей в таких ситуациях. Они начинают действовать в соответствии с исследовательским инстинктом, набирая опыт, переходя к волевому поведению, и в конце концов, к собственно творчеству, о существе которого уже говорилось.
Прототипом анализируемой классификации поведения людей является классификация группового поведения людей, предложенного М.Ве-бером (1864-1920). М.Вебер поведение отдельного человека в группах называет групповым. По своему содержанию оно отнесено к поведению других людей и этим ориентировано в своём протекании. Это "жизнь человека под влиянием других людей. Вы хотите купить молоко (для Вас это имеет смысл), но для этого надо обратиться к продавцу(Ваше действие направлено).Вы хотите открыть фирму, но это сопряжено с интересами других людей, фиксированными, например, в законодательстве. Писатель пишет книгу (в этом смысл его жизни), сидя один на один с текстом, но его действия ориентированы на вкусы потенциального читателя и т.д. Пример одинакового , но не группового действия, осуществляемого без ориентации на других людей: множество людей
103
на остановке одновременно раскрывают зонты, когда начинается дождь. Смысл действия очевиден, но действие всех вызвано потребностью предохраниться от дождя. Другой пример: действие асоциально, когда его субъект пренебрегает реакцией других людей на его действие. Таково действие профессора, который говорит на лекции столь быстро, что ее нельзя записать, а он при этом не обращает внимания на студентов.
Среди форм группового поведения людей в классификации П.Вебе-ра имеет место аффективное, традиционное, рациональное (волевое), которое, в свою очередь, делится на целерациональные и ценностнора-циональные действия. Воспользуемся материалом М.Вебера и продолжим обсуждение классификации типов поведения людей.
Целерациональное действие- это действие инженера, который строит мост, спекулянта, зарабатывающего деньги, генераяа, стремящегося одержать победу. Во всех этих случаях субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие рациональные средства для её достижения.
Целерациональное поведение людей состоит в использовании предметов внешнего мира и других людей в качестве условий достижения осознанных, рационально выраженных собственных целей людей. "Чисто ценностно-рационально -пишет Вебер- действует тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, важность какого либо...дела"1.
Ценностнорациональный поступок совершил капитан, который утонул, отказавшись покинуть своё судно, ибо это было для бы него бесчестием. Партизан, отказавшийся дать показания, идёт на виселицу в силу долга, клятвы, убеждения, хотя инстинкт жизни подсказывает ему другое. Как и в первом случае индивид ведёт себя рационально, т.е. цель его действий и способ её достижения могут быть адекватными, подчиняясь правилам.
Ценностнорациональное действие определяется осознанной верой в обязательность определённого способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности. Действия капитана, ушедшего вместе с кораблём на дно, рациональны: он помогает покинуть тонущий корабль другим членам экипажа, привязывает себя к трубе, чтобы не мучиться и т.д.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.