Не знаю как вы, уважаемый читатель, а я уже знаю, как буду умирать, что будет наполнять мое сознание и ощущения последние 60 секунд, последние 20 минут. Единственное, чего я не хочу - случайной, насильственной смерти. Мое желание - естественная смерть. Тогда она будет легкой.
Что такое смерть? - Слияние человеческого духа с бессмертным мировым разумом? (Марк Аврелий).
- Поглощение души абсолютным существом? (Гегель).
- Уход души в царство Аид? (древнегреческая мифология).
- Переселение души? (Пифагор).
- Наказание, которое бог наложил на первых, изначально бессмерт
ных людей Адама и Еву и их потомство за грехопадение? (Ветхий завет).
-Недоступное разуму таинство? (Л.Толстой) -Исправление ошибки под названием жизнь (А.Шопенгауэр). -Переход бытия человека в ничто, которое является иным нечто? -Конец индивидуального существования? -Медицинский факт, состоящий в остановке сердца? Ниже я отвечу на эти вопросы. А теперь о страхе смерти. Большинство людей боится смерти. Боится потому, что не знает, что это такое:
ИЗ
когда я жив, то смерти нет, когда придет смерть, меня уже не будет. Страшится предсмертных болей, которые сопровождают смерть. Боится неизвестности - попадешь в рай или в ад - прижизненно это определить невозможно. Неприятно доставлять хлопоты, боль, переживания родным своей смертью: смерть всегда утрата.
Люди боятся смерти и потому, что она приходит не вовремя - роман не закончен, проект не осуществлен, лучшая книга еще не написана, дети и внуки еще не встали на ноги и т. д. Наконец, в ужасе смерти -ужас индивидуальной гибели, трагизм личной судьбы, гибель надежды, веры, любви, обман других людей: был, надеялись, мечтали - и ушел.
Причина трагизма смерти современного человека - в его индивидуальности и в знании. Животное не знает, а потому не боится смерти, хотя всегда защищено от нее инстинктом жизни. Такое же отношение к смерти у человека стада: для него смерть бытовое явление.
Боязнь смерти в человеке определена биологически - в человеке от рождения заложен инстинкт жизни: в смертельных ситуациях организм сам по себе, независимо от воли и желания человека, мобилизует все ресурсы, чтобы отвести летальный исход.
Вместе с тем для многих людей смерть желанна. И.Кант на 76 году жизни отошел от творческой жизни и мучился жизнью еще четыре года. Те, у кого родные ушли из жизни естественной смертью, по старости, знают, что у них в последние годы инстинкт жизни ослабевает и они ждут смерти. Люди боятся насильственной, случайной смерти, смерти от болезни, когда организм еще полон сил. Тогда смерть действительно - трагедия, катастрофа.
Люди воспитывают в себе презрение к смерти. Есть профессии, у которых что называется "ходить на грани жизни и смерти" - обычно. Гусарство вообще культивировало безразличие к жизни. Вспомните, уважаемый читатель, рассказ А.С.Пушкина "Выстрел": умереть без сожаления считалось видом удальства. Французская нация только потому, что "гвардия умирает, но не сдается" существенно попортила свой генофонд во время наполеоновских войн.
Жанна д'Арк встретила смерть с улыбкой. По свидетельству Платона, Сократ выпил яд спокойно, с достоинством. Платон влагает в уста Федона слова, выражающие общие ему и Сократу мысли о смерти: "Смерть друга не огорчила меня, напротив, судьба его казалось мне достойной зависти при виде его отношения к смерти и ввиду его речей. Стойкость, обнаруженная им перед смертью, убеждала меня в том, что он покидает жизнь не без помощи какого-нибудь божества, которое должно ввести его в другую жизнь и дать уму наибольшее блаженство".
Великий немецкий романтик, отставной офицер прусской гвардии Г. фон Клейст 21 ноября 1811 года в гостинице в Ванзее, в одном из
1) Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит, лит., 1990, стр.248.
2) Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12 томах, т.1 - М.: Правда, стр.95. Иван Ильич
умер, по-видимому, от рака.
114
предместий Берлина, покончил с собой", предварительно застрелив - по ее просьбе - свою возлюбленную Г.Фогель. Мотив простой: смерть романтична, жизнь - бесконечное умирание, лучше это сделать сразу.
Тяга к смерти захватывает, становится наваждением, чуть ли не единственным призванием. Альбер Камка, раскрывший как никто в XX веке душу бунтующего человека, о русских революционерах писал: "Они были воплощением парадокса, объединявшего в себе уважение к человеческой жизни вообще и презрение к собственной жизни, доходившее до страсти к самопожертвованию'".
Свидетельствуют: 60% комикадзе во второй мировой войне шли на смерть сами, по своему желанию и т. д.
Спектр человеческих отношений к смерти велик - от страха, парализующего жизнь, до страсти. Нет оснований какое-либо отношение абсолютизировать, но есть технологии, воспитывающие любое из упомянутых отношений к смерти.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.