Датчиками состояния человеческого тела являются внутренние чувства. До конца их список не составлен, но в него входит голод, жажда, любовное томление, боль, удовольствие. Структура органов внутренних чувств такая же, как внешних, однако есть функциональная разница. Если некоторые внешние органы чувств копируют внешнюю реальность, то внутренние информируют о мере избытка или недостатка отдельных жизненно важных ферментов в организме. Например, голод вызывается недостатком в организме продуктов питания, избыток адреналина в крови провоцирует любовное томление, ущемление нервной ткани сказывается болью, обезвоживание приводит к жажде, физиологическое благополучие переживается ощущением здоровья, внутренней силы. Реакции на недостаток или избыток химических элементов в тех или иных частях тела сказывается и другим образом, например, слабоумием, сыпью, белокровием.
Нетрудно заметить - внутренние чувства, помимо информационной, выполняют оценочную функцию. В "чистом" виде чувственное отношение людей к событиям бытия представлено в эмоциях. К эмоциям относят такие показания нервной системы человека, как зависть, совесть, стыд, гордость, обида, злость, смех, ненависть, страх, любопытство, вина, ревность, надежда, любовь, вера.
Эмоции характерны и для других животных. Крокодил иногда льет слезы перед тем, как заглотить жертву - столь сильно переживание удачи. Говорят, что лошади перед смертью плачут, собаки ощущают свою вину и т.д. У человека эмоциональная жизнь глубже и разнообразнее. Но главное не в этом - только у людей эмоциональная жизнь вылилась в искусство, поэзию, литературу.
Механизм возникновения эмоций исследован достаточно полно. Нам остается познакомить вас, коллега, с анатомией некоторых эмоций.
Как вызвать, например, зависть? Достаточно в некотором кругу людей распределять какие-либо продукты поровну или в соответствии с определенным стандартом. Делайте это продолжительное время: испытуемые должны привыкнуть. Затем, без видимых к тому оснований и без всяких объяснений, отдайте кому-нибудь предпочтение и выделяйте ему больше, чем остальным. Эффект не заставит себя ждать. Большинство участников эксперимента поразит зависть. У отдельных завистников, если чужая удача или счастье слишком велики, пересохнет горло, парализует речь. Их начнет внутренне раздирать. Зависть застилает глаза, толкает на поступки, на которые в обычном состоянии человек не пойдет. Доводы разума остаются бессильными. Человеку; кото-
85
рого поражает зависть, неприятно, но он ничего не может с собой поделать.
Посмотрим, как формируется обида. Вы можете обидеть любого человека, если начнете вести себя противоположно устойчивым ожиданиям людей по отношению к вам. В основе обиды лежит рассогласование ожиданий с реальностью. Но в обиде всегда есть один элемент, который делает рассогласованность особой - обиды не будет, если рассогласованность обоснована. В обиде всегда есть элемент необоснованности поведения других. Обиженный, фиксируя рассогласованность и зная, что обида незаслуженна, как правило, всегда бессилен изменить ситуацию в свою пользу. Обида - это переживание неудачи.
А теперь вспомните переживание чувства вины. Она всегда связана с вашим осознанием несправедливости своего поведения и невозможностью чего-либо изменить.
Переживания возникают в отношениях между людьми или людьми и животными. Нам стыдно за то, что мы не сдержались и ударили свою любимую собачку из-за раздражения, вызванного разговором с родителями. Я не буду углубляться в содержание переживания стыда, попробуйте это сделать сами. Вспомните случаи испытанного вами стыда и найдите, что общего между ними. Общее как раз и отразит механизм ощущения стыда. Вместе с этим вы раскроете механизм совести.
Остановимся на переживаниях радости, счастья, удовольствия. Радость охватывает вас всякий раз, когда Вы получаете больше, чем ожидали. Причем, радость тем больше, чем больше разница ожидаемого и реального. Механизм удовольствия столь же прост. Вспомните анекдот про козу. К врачу приходит пациент и говорит, что ему плохо живется, у него нет счастья в жизни, просит врача помочь. Врач прописывает пациенту, проживающему в центре города на десятом этаже двенадцатиэтажного дома, купить и содержать- козу. Через месяц пациент приходит к врачу обеспокоенный и сообщает о бедах, которых он натерпелся, держа козу дома. Рецепт врача был прост: а теперь продайте козу. Как свидетельствовал пациент, он испытал чрезвычайное облегчение, необычайное удовольствие и находился на вершине счастья. Механизм удовольствия и счастья один и тот же - напряжение, нагрузка и разрядка. И ничего больше для счастья не надо. Хорошо поработайте и сходите затем в баню. Удовольствие Вам обеспечено.
Анатомию ревности демонстрирует реально проводимый эксперимент. К вожаку гарема гомодрилл подсадили симпатичную молодую самочку. Вспыхнула любовная связь, самочка стала первой "леди" в гареме. Во время еще неугаснувшего чувства у вожака самочку пересаживают в другую клетку, где на виду у вожака спаривают с другим, не менее сильным самцом. Вожак вынести этого не мог - врачи констатировали разрыв сердца.
Немного о переживании, известном под названием "вера". У меня были случаи, когда гадалки в порыве откровенности раскрывали секреты своего ремесла. Люди сами, без принуждения, угроз и насилия, легко и без оглядки расстаются с деньгами, вещами, сокровищами, если только выполнить некоторые условия: в момент гадания клиент дол-
86
жен быть чем-то озабочен, нуждаться в поддержке быть сильно заинтересован; гадалка точно должна угадать тщательно скрываемые клиентом обстоятельства его жизни или неординарно разрешить какую-либо тайну жизни, пугающую клиента. Если гадалка точно говорит, что у бабульки болит печень и ночью она обязательно просыпается, и это действительно так - доверие возрастает до бесконечности.
Вера сопровождается стимуляцией энергетической системы человека. Для сравнения отметим: страху сопутствует мороз тю коже, волосы поднимаются дыбом, человек непроизвольно кричит, визжит, порой неестественно, утробно. Иногда страх приводит к параличу, расстройству функциональной системы, как это бывает у приговоренных к смерти в момент казни. Гримасы, телодвижения, функциональные отправления - обычны для некоторых сильных эмоций. Бывает, что чувство "захватывает" человека целиком, это состояние может сохраняться днями, месяцами, годами. Эмоция оказывается доминантой поведения. Доводы рассудка в моменты эмоционального напряжения оказываются бессильными. Отдельные факторы жизни могут "отвлечь" человека, вызволить его из "плена" эмоций, но ненадолго. Наступает настоящее опьянение чувством - вспомните состояние влюбленности, страсти. В это время вы, конечно, обязаны ходить на работу, забегать в магазин за продуктами, водить машину, ухаживать за цветами и т.д., но вы постоянно думаете о ней или о нем. Это может продолжаться годами. Подобное происходит с верой, виной, обидой, ненавистью и т.д.
Сравнительный анализ различных эмоциональных состояний людей наталкивает на мысль об одном и том же механизме эмоций, обслуживающем и любовь, и ненависть, и совесть, и обиду. Различия - в поводах, в спусковых приспособлениях этого механизма. В этом убеждают патологические, болезненные проявления эмоциональной жизни людей, когда, к примеру, любовный экстаз формируется только в момент убийства объекта вожделения.
Эмоции часто называют топливом жизни людей. Большинство из них имеет положительную или отрицательную окраску, вызывает удовольствие или неудовольствие. Величина удовлетворения пропорциональна реальным возможностям людей и обратно пропорциональна их притязаниям.
фактические возможности людей
Удовлетворение =------------------------------------------------ —
их притязания
Формула удовлетворенности объясняет многое в социальных сдвигах различных социальных сред. Бурлящий XX век во многом связан с революцией притязаний: они по тем или иным причинам резко возрастают, а фактические возможности их носителей остаются прежними. Растущая неудовлетворенность толкает на политические действия - дотоле спящие континенты (Индия, Китай, Россия) - просыпаются. К этому я еще вернусь в пятой части учебника.
Задание. Попробуйте по аналогии с формулой удовлетворенности построить формулу обиды и радости.
87
МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ
В XIX веке в естествознании усиленно обсуждалась идея о том, что мысль - это соматическая, вещественная реакция нервной системы че-ловека. П.Ж.Ж. Кабанис (1752 - 1808 г.г.) - французский философ, врач, v считал, будто мозг "органически" выделяет мысль так же, как подже-лудочная железа вырабатывает поджелудочный сок, околоушная железа - слюну. Крупнейшие естествоиспытатели второй половины XIX века I - К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт - значительно развили естественно- i научные представления Кабаниса о сущности психических явлений, ■ отыскивая в функциях нервной системы человека такие элементы, в которых бы специфические секреции мозга и психические явления co-j впадали. Для них мысль представлялась таким же выделением мозга,| каким является желчь для печени. В настоящее время соматический xa-^j рактер некоторых отправлений нервной системы бесспорен. Однако! мысль не выделяется в пробирку, подобно желчи, ее не удается взве-1 сить и подвергнуть химическому анализу, а тем более передать на рас-1 стояние, хотя фотопроецирование галлюцинаций, как уже говорилось,] технически достижимо. Субстрат мысли функционален, а не телесен. I
Какой-то рок витает над философами, когда они обсуждают проблему мышления. Большинство из них разъединяет мышление и речь,* мышление и язык. Хотя не все признают, что "мысль изреченная есть ложь", но большинство утверждает, что это разные вещи. Речь - слово,| предложение - лишь чувственная оболочка мысли, \\о не сама мысль.| Ссылаются при этом на эффект незадачливого студента, который "зна-^ ет", но не может высказать то, что он знает, ибо это "разные вещи".| Творческое стеснение - есть мысли, но нет слов - обычное заблуждение.^ Кто ясно мыслит, тот ясно выражает свои мысли. Мышление и внут-< ренняя речь - это одно и то же. Вот основная формула связи мышления и речи. Однако, все по порядку.
Задание. Вспомните, уважаемый коллега, случаи, когда вы глубоко задумались. Опишите это состояние. Я помогу вам: в тихую осеннюю погоду вы идете один (одна) по парку. Ничто и никто вас не отвлекает^ В эти моменты вы один на один со своими мыслями. Вы размышляете. Что вы делаете, что с вами происходит? Ответ на эти вопросы и даст
нам описание мышления в "чистом" виде.
у
Да, вы уже догадались. Вы заметили, что в эти моменты - моменты сосредоточенности на мыслях, внутри вас звучит ваш собственный внутренний голос - ваша внутренняя ре^ь. Вы ею управляете - можете nov несколько раз повторять про себя одну и ту же фразу, менять слова во фразах и тему, вспоминать все, относящееся к теме внутренней речи, принимать решения, находить выход. Это и есть мышление. Ничего, другого в мышлении нет.
С внутренней речью человек сталкивается тогда, когда внутри себя обнаруживает постоянный поток звуковых ощущений, несвязанный никаким образом с внешним шумовым действием. Человек вступает в разговор время от времени, а между тем он - единственное существо, У\
88
которого внутренняя психическая активность имеет непрерывный характер в виде внутренней речи. Такая речь - поток звуковых ощущений, непосредственная действительность мысли, само мышление - в бодрствующем состоянии у нормального человека (как правило) произвольно не может быть "включена" или "выключено", она "звучит" внутри человека всегда.
Внутренняя речь строится из ощущений звуков и не каждым говорящим существом осознается, поскольку может функционировать слитно с внешней речью. Мыслящим индивид становится тогда, когда внешняя и внутренняя речь разделяются, и последняя становится его постоянной спутницей в бодрствующем состоянии.
Ощущения звуков, из которых строится внутренняя речь, - элементы субъективной реальности, они не могут быть объектом наблюдения, измерения другими лицами. Они даны тому, кто ими обладает. Они только переживаемы. Об этом уже говорилось. Но вместе с тем ощущения, как буквы или звуки, могут быть знаками, следами, признаками предметов, находящихся вне ощущений, и могут соединяться в отдельные сложные образования, подобно устным высказываниям или письменным предложениям. В остальном внутренняя речь похожа на устную и письменную. Как письменное или устное слово, слова внутренней речи - частички бытия, обладающие природными характеристиками, которые могут вызываться, повторяться, воспроизводиться сколь угодно. Способность управлять ощущениями звуков - фундаментальная способность человека. Именно она составляет основу превосходства человека над миром животных и растений.
Над мышлением надстраивается устная речь и письменность. Устная речь состоит из звуков, выкриков, отдельных фонем (элементарных, различающихся), представляет собой регулируемый звуковой поток с отдельными паузами. Число фонем практически бесконечно. Естественные языки строятся, как правило, из 10-40 фонем. Для устной речи достаточно памяти, условных рефлексов, способности произносить звуки. Устная речь сопровождает человека эпизодически - в бодрствующем состоянии человек может молчать довольно долго.
Письменная речь складывается из букв, иероглифов и других графических единиц, представляющих собой следы мела, карандаша, чернил и т. п. на папирусе, бумаге, доске, камне, асфальте. Буквы соединяются в строчки - письменные слова, которые вместе с союзами, предлогами и т.д. образуют предложения, сливающиеся в тексты.
Без обсуждения примем следующую схему взаимоотношений рассмотренных видов речи. Письменная речь, так же как устная, - калька внутренней речи, стенограмма нашего мышления, осязаемый, многократно воспроизводимый, доступный зрительному восприятию её дубликат . Внешняя и письменная формы речи - способы выражения мышления, причем, адекватные, т. е. такие, в которых порядок организации речевого материала может совпадать с порядком организации мыслительных единиц. Сказанное позволяет нам без необходимости не различать указанные виды речи и пользоваться письменной речью как наглядным аналогом свойств, структуры, связей внутренней речи.
89
Другим "чистым" случаем мышления выступает произвольное оперирование зрительными ощущениями, то есть способность держать зрительные ощущения в поле зрения столько, сколько "надо", вставлять в них "детали", демонстрировать способность "полета", т. е. перемещение "Я" - внутри "картинки", возможность склеивать отдельные "картинки" в "мультик", состоящий из собственных зрительных ощущений.
Однако человек со зрительным (образным) мышлением - крайняя редкость среди людей. Существуют технологии и учебные заведения (в частности, ведические университеты), развивающие именно эту сторону культуры людей. Что касается людей, способных галлюцинировать потоки вкусовых ощущений и наслаждаться едой без пищи, то таких практически нет. Во многом это следствие той духовной культуры, в которую люди погружены, поскольку современная культура в основном имеет письменную речевую основу.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.