МИР КАК ОН НАМ ДАН . ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел I . ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ

И.Кант ввёл в философию различие "вещей в себе" и "вещей для нас". Мир как он существует сам по себе и мир как он нам дан в ощуще­ниях и мыслях- разные миры. Целью настоящей части является анализ внутреннего, имманентного мира, который имеет место только в жи­вых организмах с нервной системой.

Сталкиваясь с явлениями жизни и смерти, сна, бодрствования, об­мороками, человек пытался понять и объяснить их. Чем отличается живой человек от мертвого? Казалось бы, у последнего есть, что и у живого, - руки, ноги, голова, тело. Отсутствует способность передви­гаться, воспринимать мир, его сердце не работает. Очевидно, что в смер­ти отсутствует та часть человека, которая составляет суть его процес­суальной стороны. Вот эту часть человека, которая есть у живого, но отсутствует или не работает у мертвого, которая ответственна за ожив­ление и активность человека, древние назвали душой.

О душе рассуждают теологи, философы, теософы, метафизики, уче­ные. Можно думать, что душа - это частичка некоторой мировой души, бога, оживляющая не только животных, но и всю природу на Земле, например, в весенний период. Можно думать, что душа - часть некото­рого параллельного мира, вставленного в особый энергетический мир. Нас не интересуют различные фантастические измышления о душе че­ловека. Мы будем говорить о непосредственных выводах различных научных дисциплин относительно души. При этом в качестве материа­ла будут использоваться духовный опыт и практика. В этом состоит философский анализ души. Ничего другого в настоящем разделе, ува­жаемый коллега, вы не найдете. Вас познакомят с категориальным син-•тезом фактической информации о душе.

Синонимом термина "душа" является термин "психика". Наука проч­но установила связь психики с нервной системой. Там, где есть живое, но без нервов, нет и не может быть психики. Я часто задаю вопрос сту­дентам: больно ли дереву, когда его пилят? Находятся сердобольные люди, которые убеждены, что это так. Но это такое же заблуждение, как и то, что зачатие ребенка происходит на небесах - во всяком случае вне половой связи, как думали наши первобытные предки. Боль, жаж-Да, голод и другие подобные явления - суть отдельные реакции нервной системы на различные раздражения ее рецепторов.

Вспомните знаменитые опыты Л.Гальвани (1737-1798 г.г.): если элек­трический заряд подвести к обнаженному нерву лягушачьей лапки, то Мышцы лапки сокращаются.


 


74


75


Напомню условия решающего опыта, позволившего Гальвани до­казать естественную (физическую) природу нервных процессов. Уче-^ ный извлекал из лягушачьей лапки икроножную мышцу вместе с под-' ходящим к ней нервом и укладывал готовый препарат на столе, изог­нув нерв в виде дуги. Если поперек дуги перекинуть другой нерв таким] образом, чтобы он одним концом коснулся неповрежденной части ниж-j него нерва, а другим того места, где нерв был отрезан, то в момент со-; прикосновения обоих нервов мышца вздрагивала как живая. Итальянец оживлял мышцу хотя бы на мгновенье. Все возбуждения (вроде тех, кото-т рые наблюдаются в опытах Гальвани), все показания нервной системы ] живых организмов разделим на две большие группы - соматические и пси- i хические. Соматические связаны с органическими выделениями или из-1 менениями тканей организма. Таковы выделения поджелудочной желе-1 зой сока на вид пищи, разрушение тканей в случае удара и т. д.

К психическим отнесем функциональные показания нервной систе­мы (реакции или состояния). Среди них обнаруживаем ощущения, мыш-1 ление, эмоции. Совокупность второго вида показаний будем называть! психической реальностью. Психическая реальность - бестелесна. Это] не означает, что психика неприродна, в конце - концов, психическое] вне нервной системы не фиксируется наукой. В итоге, любое психичес-1 кое - функция мозга, коры больших полушарий и других частей нервной ] системы. Бестелесность психического означает его несоматический ха-| рактер: субстратными единицами психического выступают не тела (мо-1 лекулярные или атомные образования), а функции нервной системы или! ее частей. Различие функций и телесных выделений организма такое| же, как различие между услугами и товаром: услуги, в отличие от това-1 ра, нельзя взвесить, завернуть в бумагу, но тем не менее услуги столь же! реальны, как и товар.

Целью настоящего раздела является анализ отдельных классов пси-хических показаний нервных систем живых организмов, имеющих мес-1 то как у человека, так и у высших животных. Бытуют 'иллюзии относи-1 тельно сущности психики: будто бы ее можно объяснить из единого! начала. Например, представляют человека небольшим зеркальцем, в| котором отражается мир: большое зеркало мира разбито на осколки и] каждый осколок есть душа человека. Вследствие этого все в психике»! человека - чувства, разум, память, волю, эмоции объявляют отражени-1 ем или его сторонами, аспектами, частями. Все просто и едино. Но у] природы простых решений, как правило, не бывает. Психика - такой! же мир, как мир вещей, имеющий в своей основе наборы исходных со-| ставляющих, не связанных друг с другом. Мы можем выделить отдель-з ные части психики, но объяснить их из одной основы не удается. Каж-1 дая часть объяснима по-своему, у каждой - своя сущность.

В настоящее время широко известны уровневые модели психики: ее основные части, соподчиняясь, подстраиваются друг под друга. Напри-1 мер: сверхсознание, сознание, подсознание, бессознательное. Или: чув-1 ственное (в свою очередь разделенное на уровни: ощущения, восприя-1 тия, представления), рациональное (понятие, суждение, умозаключение)^ или эмпирическое, теоретическое, или чувствительность, рассудок. ра-| зум и т. д.

76


Я буду придерживаться уровневой концепции психики в следующем смысле: все психические явления (способности) делятся на врожденные и формирующиеся на основе природных задатков в ходе воспитания и обучения. В настоящее время наукой выделено и аргументировано сле­дующее деление психического: чувственность, ум, внимание, память (врожденные способности), мышление, рассудок, сознание, неосозна­ваемые формы психики. Ограничимся анализом некоторых из них.






ВНЕШНЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ

Природа наделяет статистическое большинство людей шестью орга­нами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием (нюхом), вкусом, органом гравитации (вестибулярным аппаратом). Высшие животные этими органами обладают. Помимо указанных, в мире животных на­блюдаются и другие органы чувств-: у рыб - органы боковой линии, чувствительные волоски хитиновой оболочки насекомых и паукообраз­ных, рецепторный аппарат вибрисс и др. Например, температурный рецептор, который есть и у человека, развит у некоторых животных в орган. Многим змеям он даже глубокой ночью помогает обнаруживать добычу и успешно охотиться. У этих змей особенно чувствительные терморецепторы находятся на морде в парных ямках, немного ниже глаз, а иногда и на нижней губе. Терморецепторы обладают уникальной чув­ствительностью, отвечая изменением частоты импульсов на изменение температуры всего на 0,002'С. Благодаря этому, змея на довольно боль­шом расстоянии обнаруживает свои жертвы, температура которых от­личается от температуры окружающих предметов на 0,ГС. Темпера­турные рецепторы позволяют "видеть " жертву и броском овладевать ею.

Особенность психических реакций некоторых органов чувств (преж­де всего, зрения, осязания, слуха) состоит в том, что их психические показания "похожи" на предметы, действующие на рецепторы, явля­ются не просто сигналами и знаками, свидетельствующими о предме­тах, а оказываются копиями, "фотографиями", образами раздражите­лей. В самом деле, муха, управляемая изнутри, из нервного центра, пре­красно ориентируется в комнате и облетает все препятствия. Это дей­ствительно только при условии наличия в ее нервном аппарате копии обстановки комнаты во время облета. Некоторым художникам доста­точно взглянуть на человека, чтобы (уже без натуры) в собственной мастерской нарисовать его портрет, что возможно только при усло­вии, что "портрет" как бы был внутри художника.

Разгадку образности внешнего чувствования философы нашли, вы­делив в окружающем нас мире особые процессуальные явления, разно­видностью которых это чувствование является, - процессы переноса порядка.

Процессы переноса можно разделить на три группы:

1. Процессы переноса вещества. В этом случае веществом перено­сятся его субстратные, атрибутивные и функциональные характерис­тики. Примерами процессов переноса рассматриваемого типа являют­ся электрический ток, реки, сели, снежные лавины, миграции населе-

77


ния, перемещение звездной массы во время космических взрывов, пере- I леты птиц, перемещение косяков рыб и т. д.

2. Энергетические процессы. Особенностью этого вида процессов
переноса служит то, что передача движения, энергии, скажем, тепла в 1
комнату, не обязательно сопровождается проникновением в весь объем 1
комнаты носителя тепла. Достаточно, чтобы горячая вода перемеща- |
лась по батареям, а тепло между тем распространится по всему дому.

3. Информационные процессы. К ним относятся процессы переда- ]
чи порядка, точнее, процессы упорядочения некоторых объектов по за-1
конам организации других объектов. Поскольку мерой порядка слу- ]
жит информация, отсюда и название - "информационные процессы". I
Примеры: передача наследственности, телевизионное изображение, те-1
лефонный разговор, фотографирование, отражение лучей света от пред- 1
метов и т.д. Для информационных процессов характерны некоторые |
особенности.                           •

Во-первых, они, как энергетические процессы, протекают без пере-дачи вещества - носителя исходного порядка. Когда вы говорите по I телефону, все "Ваше" остается с вами, в том числе голос, но на другом | конце телефонной сети, благодаря технике производится поток звуко- | вых колебаний, копирующий тембр вашего голоса, т.е. его структуру. I Таким образом, порядок вещей может перемещаться по разным веще- \ ственным средам, без того, чтобы носитель первоначального порядка ] сопровождал это перемещение.

Задание. Перечислите все среды в случае передачи упорядоченности вашего голоса (тембра) от одной среды к другой в обычной телефон-1 ной сети.

Во-вторых, информационные процессы связаны отношением изо- \ морфизма между порядком объекта, который устанавливает порядок, i и объектом, в котором наводится порядок, т.е. существует однознач- ] ное соответствие между элементами объектов, осуществляющими ин-1 формационный процесс, а также их поведением. Таким образом, ин-] формационные процессы представляют собой передачу сходства орга-' низации и поведения от одного объекта другому. В информационных\ процессах одно явление передает черты своей структуры (или способа' поведения) другому, а другое воспроизводит собственными элемента-] ми порядок первого. Например, как художник пишет портрет? Ни один] • волос не падает с головы оригинала по воле художника. Каждый мазок \ художника" не похож на человека, однако вместе мазки на холсте обра-зуют картину, похожую на человека, который нарисован, потому что5] художник соотнес мазки между собой в том же порядке и пропорции, в каких соотносятся части лица оригинала.

В-третьих, каждый информационный процесс имеет общую струк-; туру. В нем есть источник, оригинал, или носитель первоначального] порядка. В нем всегда есть промежуточные среды или информацион­ные посредники, способные изменять свою организацию под влиянием1 оригинала или иного посредника. И, наконец, есть "приемник", где про-;

78


цесс передачи изображения (копии) оригинала заканчивается. Между указанными компонентами устанавливается информационная связь, благодаря которой по информационной линии перемещается образ ори­гинала.

Каждая из сред, участвующая в информационной связи, обладает собственным субстратом, элементы которого могут организовываться так, как сорганизованы компоненты оригиналов. Например, на холсте художника это краски, следы карандаша, разноцветные камешки, стек­ло (в случае мозаичной картины) и т.д. В телевизоре роли субстратных единиц выполняют вспышки люминесцентного состава экрана под вли­янием электронного пучка.

Роль субстратных единиц, из которых в конечном счете складывает­ся картина внешнего мира в органах внешнего чувствования, играют ощущения. Это: красное, белое, черное, кислое, сладкое, теплое, горя­чее, холодное, жесткое и т.д. Каждый орган чувств обладает своим мно­жеством исходных чувственных элементов, из которых складывается, как в мозаике, под влиянием внешних воздействий, образ оригинала. Есть поле зрительное, слуховое, осязательное и т. д. Честь открытия субстратных единиц внешнего чувствования принадлежит Аристотелю. "Ощущения, - писал мыслитель, - есть то, что способно принимать фор­мы чувственно воспринимаемых (предметов) без (их) материи, подоб­но тому, как воск принимает форму печати без железа и без золота (т.е. без вещества самой печати)"1

Решающим аргументом в пользу указанной трактовки существа зри­тельных, осязательных, и слуховых ощущений является "психофизичес­кий парадокс": ни в рецепторах, ни в проводящих путях не возникает никакого чувственного образа предмета. Нервный процесс передачи энергии внешнего возбуждения не содержит в себе ничего чувственно­го и имеет сугубо биологическую природу. В принципе, нервный путь можно заменить куском проволоки - качество ощущений от этого не изменится. Ясно, что чувственность - это результат действия корковых образований. А это как раз цвета, запахи, тепло, холод, которые тщет­но искать во внешнем мире, рецепторе или нервных путях. Что же про­исходит в корковой доле больших полушарий (в случае зрительных ощу­щений - в 17-ом поле коры)? 17-е поле состоит из так называемых звез­дчатых клеток, которые в дремлющем состоянии мозга расположены хаотически. Само поле выполняет функцию некоторого экрана. Этот экран имеет мозаичное строение, и каждый его элемент способен при­нимать некоторые физиологические, биофизические и биохимические состояния, лежащие в основе ощущения отдельных элементов спектра видимости света. Какое состояние примет тот или иной элемент коры 17-го поля зависит от характера воздействия, идущего по нервным пу­тям. Переживание состояния отдельной звездчатой клетки 17-го поля коры головного мозга и есть элементарное ощущение. Из них, как из кирпичиков, строятся чувственные образы.

')■• Аристотель. О душе. М.: 1937. стр.73.

79


Во всяком информационном процессе элементарные ощущения не похожи и не могут быть похожими на оригинал, как не похожи отдель­ные стекляшки мозаичной картины, из которых она складывается. Од­нако вместе они организуются так, что оказываются похожими на вне­шнюю реальность.

Чтобы уяснить сущность сказанного, попробуйте ответить на воп­росы: красна ли красная кофточка сама по себе? Пахнет ли роза прият- -j ным ароматом, когда ее не нюхают? Ответы на эти вопросы отрица­тельны. Качество красноты не присуще самим вещам. В объективном-мире иные измерения - там длина электромагнитных волн, звуковых колебаний и т.д. Эти природные явления вызывают соответствующие ] реакции в органах чувств, вроде, "красного", "кислого", "соленого",! не более.

Часто, в связи с вышесказанным, задают вопрос: "Хорошо, пусть явление "красноты" - сугубо психический феномен. Пусть только в мире грез существуют краски. Но попробуйте разъяснить тогда "красное" как психический феномен, если его нельзя объяснить как физический?"

Я уже упоминал, что Д.Дидро принадлежит по этому поводу сен­тенция: явления цвета и света слепому от рождения неведомы. Это дей-\ ствительно так. Никакими рассказами о красивой розе не объяснить; слепому от рождения, что такое ее природно оранжевая окраска. Бес-] смысленно разъяснять, что такое любовь. Все это относится к области! переживаний. Большинство людей испытывают в своей жизни эти ощу-1 щения. Они им даны, они у них есть, - и этого достаточно. Другое дело,] когда речь идет о сложных ощущениях. Заключить обсуждение вопро-1 са о природе внешнего чувствования я хочу ответом на фундаменталь-1 ный вопрос: "Что значит - видеть, например, чайник на столе?" Это! значит; что реализуется следующая ситуация. Свет, идущий от лампоч-1 ки в комнате, где находится чайник, отражаясь от чайника, приобрета-3 ет форму этого предмета, попадает в зрачок, переорганизует физиоло-3 гические процессы в колбочках и палочках глаза в соответствии с фор-| мой чайника, а затем, в соответствии с' образом оригинала, организует! поток ощущений в зрительном поле коры больших полушарий. Такова! схема явления "видеть". Физиологические детали лишь дополняют ее.З Иными словами, видеть - это организовать информационную линию с\ глазом в качестве приемника. И ничего более.

Задание на дом. Объясните, что значит слышать. Где звучит музыка - в зале? классе? душе?

Задание. Пермский врач Г.М.Крохалев описывает в своих работах способы фотографирования галлюцинаций. При сильном галлюцини-1 ровании на дне сетчатки вырисовывается галлюцинируемый объект. Ин^ фракрасное излучение, идущее со дна глаза, в своей структуре содерИ *жит образ галлюцинации. Поэтому достаточно соответствующим об-1 разом засветить светочувствительную пленку (порядка 500 единиц) и проявить ее, чтобы получить, сфотографировать галлюцинации.


Задача. Опишите в общих чертах технологию магнитофонной запи­си внутреннего голоса человека.
















Дата: 2019-02-25, просмотров: 183.