Раздел I . ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ
И.Кант ввёл в философию различие "вещей в себе" и "вещей для нас". Мир как он существует сам по себе и мир как он нам дан в ощущениях и мыслях- разные миры. Целью настоящей части является анализ внутреннего, имманентного мира, который имеет место только в живых организмах с нервной системой.
Сталкиваясь с явлениями жизни и смерти, сна, бодрствования, обмороками, человек пытался понять и объяснить их. Чем отличается живой человек от мертвого? Казалось бы, у последнего есть, что и у живого, - руки, ноги, голова, тело. Отсутствует способность передвигаться, воспринимать мир, его сердце не работает. Очевидно, что в смерти отсутствует та часть человека, которая составляет суть его процессуальной стороны. Вот эту часть человека, которая есть у живого, но отсутствует или не работает у мертвого, которая ответственна за оживление и активность человека, древние назвали душой.
О душе рассуждают теологи, философы, теософы, метафизики, ученые. Можно думать, что душа - это частичка некоторой мировой души, бога, оживляющая не только животных, но и всю природу на Земле, например, в весенний период. Можно думать, что душа - часть некоторого параллельного мира, вставленного в особый энергетический мир. Нас не интересуют различные фантастические измышления о душе человека. Мы будем говорить о непосредственных выводах различных научных дисциплин относительно души. При этом в качестве материала будут использоваться духовный опыт и практика. В этом состоит философский анализ души. Ничего другого в настоящем разделе, уважаемый коллега, вы не найдете. Вас познакомят с категориальным син-•тезом фактической информации о душе.
Синонимом термина "душа" является термин "психика". Наука прочно установила связь психики с нервной системой. Там, где есть живое, но без нервов, нет и не может быть психики. Я часто задаю вопрос студентам: больно ли дереву, когда его пилят? Находятся сердобольные люди, которые убеждены, что это так. Но это такое же заблуждение, как и то, что зачатие ребенка происходит на небесах - во всяком случае вне половой связи, как думали наши первобытные предки. Боль, жаж-Да, голод и другие подобные явления - суть отдельные реакции нервной системы на различные раздражения ее рецепторов.
Вспомните знаменитые опыты Л.Гальвани (1737-1798 г.г.): если электрический заряд подвести к обнаженному нерву лягушачьей лапки, то Мышцы лапки сокращаются.
74
75
Напомню условия решающего опыта, позволившего Гальвани доказать естественную (физическую) природу нервных процессов. Уче-^ ный извлекал из лягушачьей лапки икроножную мышцу вместе с под-' ходящим к ней нервом и укладывал готовый препарат на столе, изогнув нерв в виде дуги. Если поперек дуги перекинуть другой нерв таким] образом, чтобы он одним концом коснулся неповрежденной части ниж-j него нерва, а другим того места, где нерв был отрезан, то в момент со-; прикосновения обоих нервов мышца вздрагивала как живая. Итальянец оживлял мышцу хотя бы на мгновенье. Все возбуждения (вроде тех, кото-т рые наблюдаются в опытах Гальвани), все показания нервной системы ] живых организмов разделим на две большие группы - соматические и пси- i хические. Соматические связаны с органическими выделениями или из-1 менениями тканей организма. Таковы выделения поджелудочной желе-1 зой сока на вид пищи, разрушение тканей в случае удара и т. д.
К психическим отнесем функциональные показания нервной системы (реакции или состояния). Среди них обнаруживаем ощущения, мыш-1 ление, эмоции. Совокупность второго вида показаний будем называть! психической реальностью. Психическая реальность - бестелесна. Это] не означает, что психика неприродна, в конце - концов, психическое] вне нервной системы не фиксируется наукой. В итоге, любое психичес-1 кое - функция мозга, коры больших полушарий и других частей нервной ] системы. Бестелесность психического означает его несоматический ха-| рактер: субстратными единицами психического выступают не тела (мо-1 лекулярные или атомные образования), а функции нервной системы или! ее частей. Различие функций и телесных выделений организма такое| же, как различие между услугами и товаром: услуги, в отличие от това-1 ра, нельзя взвесить, завернуть в бумагу, но тем не менее услуги столь же! реальны, как и товар.
Целью настоящего раздела является анализ отдельных классов пси-хических показаний нервных систем живых организмов, имеющих мес-1 то как у человека, так и у высших животных. Бытуют 'иллюзии относи-1 тельно сущности психики: будто бы ее можно объяснить из единого! начала. Например, представляют человека небольшим зеркальцем, в| котором отражается мир: большое зеркало мира разбито на осколки и] каждый осколок есть душа человека. Вследствие этого все в психике»! человека - чувства, разум, память, волю, эмоции объявляют отражени-1 ем или его сторонами, аспектами, частями. Все просто и едино. Но у] природы простых решений, как правило, не бывает. Психика - такой! же мир, как мир вещей, имеющий в своей основе наборы исходных со-| ставляющих, не связанных друг с другом. Мы можем выделить отдель-з ные части психики, но объяснить их из одной основы не удается. Каж-1 дая часть объяснима по-своему, у каждой - своя сущность.
В настоящее время широко известны уровневые модели психики: ее основные части, соподчиняясь, подстраиваются друг под друга. Напри-1 мер: сверхсознание, сознание, подсознание, бессознательное. Или: чув-1 ственное (в свою очередь разделенное на уровни: ощущения, восприя-1 тия, представления), рациональное (понятие, суждение, умозаключение)^ или эмпирическое, теоретическое, или чувствительность, рассудок. ра-| зум и т. д.
76
Я буду придерживаться уровневой концепции психики в следующем смысле: все психические явления (способности) делятся на врожденные и формирующиеся на основе природных задатков в ходе воспитания и обучения. В настоящее время наукой выделено и аргументировано следующее деление психического: чувственность, ум, внимание, память (врожденные способности), мышление, рассудок, сознание, неосознаваемые формы психики. Ограничимся анализом некоторых из них.
ВНЕШНЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ
Природа наделяет статистическое большинство людей шестью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием (нюхом), вкусом, органом гравитации (вестибулярным аппаратом). Высшие животные этими органами обладают. Помимо указанных, в мире животных наблюдаются и другие органы чувств-: у рыб - органы боковой линии, чувствительные волоски хитиновой оболочки насекомых и паукообразных, рецепторный аппарат вибрисс и др. Например, температурный рецептор, который есть и у человека, развит у некоторых животных в орган. Многим змеям он даже глубокой ночью помогает обнаруживать добычу и успешно охотиться. У этих змей особенно чувствительные терморецепторы находятся на морде в парных ямках, немного ниже глаз, а иногда и на нижней губе. Терморецепторы обладают уникальной чувствительностью, отвечая изменением частоты импульсов на изменение температуры всего на 0,002'С. Благодаря этому, змея на довольно большом расстоянии обнаруживает свои жертвы, температура которых отличается от температуры окружающих предметов на 0,ГС. Температурные рецепторы позволяют "видеть " жертву и броском овладевать ею.
Особенность психических реакций некоторых органов чувств (прежде всего, зрения, осязания, слуха) состоит в том, что их психические показания "похожи" на предметы, действующие на рецепторы, являются не просто сигналами и знаками, свидетельствующими о предметах, а оказываются копиями, "фотографиями", образами раздражителей. В самом деле, муха, управляемая изнутри, из нервного центра, прекрасно ориентируется в комнате и облетает все препятствия. Это действительно только при условии наличия в ее нервном аппарате копии обстановки комнаты во время облета. Некоторым художникам достаточно взглянуть на человека, чтобы (уже без натуры) в собственной мастерской нарисовать его портрет, что возможно только при условии, что "портрет" как бы был внутри художника.
Разгадку образности внешнего чувствования философы нашли, выделив в окружающем нас мире особые процессуальные явления, разновидностью которых это чувствование является, - процессы переноса порядка.
Процессы переноса можно разделить на три группы:
1. Процессы переноса вещества. В этом случае веществом переносятся его субстратные, атрибутивные и функциональные характеристики. Примерами процессов переноса рассматриваемого типа являются электрический ток, реки, сели, снежные лавины, миграции населе-
77
ния, перемещение звездной массы во время космических взрывов, пере- I леты птиц, перемещение косяков рыб и т. д.
2. Энергетические процессы. Особенностью этого вида процессов
переноса служит то, что передача движения, энергии, скажем, тепла в 1
комнату, не обязательно сопровождается проникновением в весь объем 1
комнаты носителя тепла. Достаточно, чтобы горячая вода перемеща- |
лась по батареям, а тепло между тем распространится по всему дому.
3. Информационные процессы. К ним относятся процессы переда- ]
чи порядка, точнее, процессы упорядочения некоторых объектов по за-1
конам организации других объектов. Поскольку мерой порядка слу- ]
жит информация, отсюда и название - "информационные процессы". I
Примеры: передача наследственности, телевизионное изображение, те-1
лефонный разговор, фотографирование, отражение лучей света от пред- 1
метов и т.д. Для информационных процессов характерны некоторые |
особенности. •
Во-первых, они, как энергетические процессы, протекают без пере-дачи вещества - носителя исходного порядка. Когда вы говорите по I телефону, все "Ваше" остается с вами, в том числе голос, но на другом | конце телефонной сети, благодаря технике производится поток звуко- | вых колебаний, копирующий тембр вашего голоса, т.е. его структуру. I Таким образом, порядок вещей может перемещаться по разным веще- \ ственным средам, без того, чтобы носитель первоначального порядка ] сопровождал это перемещение.
Задание. Перечислите все среды в случае передачи упорядоченности вашего голоса (тембра) от одной среды к другой в обычной телефон-1 ной сети.
Во-вторых, информационные процессы связаны отношением изо- \ морфизма между порядком объекта, который устанавливает порядок, i и объектом, в котором наводится порядок, т.е. существует однознач- ] ное соответствие между элементами объектов, осуществляющими ин-1 формационный процесс, а также их поведением. Таким образом, ин-] формационные процессы представляют собой передачу сходства орга-' низации и поведения от одного объекта другому. В информационных\ процессах одно явление передает черты своей структуры (или способа' поведения) другому, а другое воспроизводит собственными элемента-] ми порядок первого. Например, как художник пишет портрет? Ни один] • волос не падает с головы оригинала по воле художника. Каждый мазок \ художника" не похож на человека, однако вместе мазки на холсте обра-зуют картину, похожую на человека, который нарисован, потому что5] художник соотнес мазки между собой в том же порядке и пропорции, в каких соотносятся части лица оригинала.
В-третьих, каждый информационный процесс имеет общую струк-; туру. В нем есть источник, оригинал, или носитель первоначального] порядка. В нем всегда есть промежуточные среды или информационные посредники, способные изменять свою организацию под влиянием1 оригинала или иного посредника. И, наконец, есть "приемник", где про-;
78
цесс передачи изображения (копии) оригинала заканчивается. Между указанными компонентами устанавливается информационная связь, благодаря которой по информационной линии перемещается образ оригинала.
Каждая из сред, участвующая в информационной связи, обладает собственным субстратом, элементы которого могут организовываться так, как сорганизованы компоненты оригиналов. Например, на холсте художника это краски, следы карандаша, разноцветные камешки, стекло (в случае мозаичной картины) и т.д. В телевизоре роли субстратных единиц выполняют вспышки люминесцентного состава экрана под влиянием электронного пучка.
Роль субстратных единиц, из которых в конечном счете складывается картина внешнего мира в органах внешнего чувствования, играют ощущения. Это: красное, белое, черное, кислое, сладкое, теплое, горячее, холодное, жесткое и т.д. Каждый орган чувств обладает своим множеством исходных чувственных элементов, из которых складывается, как в мозаике, под влиянием внешних воздействий, образ оригинала. Есть поле зрительное, слуховое, осязательное и т. д. Честь открытия субстратных единиц внешнего чувствования принадлежит Аристотелю. "Ощущения, - писал мыслитель, - есть то, что способно принимать формы чувственно воспринимаемых (предметов) без (их) материи, подобно тому, как воск принимает форму печати без железа и без золота (т.е. без вещества самой печати)"1
Решающим аргументом в пользу указанной трактовки существа зрительных, осязательных, и слуховых ощущений является "психофизический парадокс": ни в рецепторах, ни в проводящих путях не возникает никакого чувственного образа предмета. Нервный процесс передачи энергии внешнего возбуждения не содержит в себе ничего чувственного и имеет сугубо биологическую природу. В принципе, нервный путь можно заменить куском проволоки - качество ощущений от этого не изменится. Ясно, что чувственность - это результат действия корковых образований. А это как раз цвета, запахи, тепло, холод, которые тщетно искать во внешнем мире, рецепторе или нервных путях. Что же происходит в корковой доле больших полушарий (в случае зрительных ощущений - в 17-ом поле коры)? 17-е поле состоит из так называемых звездчатых клеток, которые в дремлющем состоянии мозга расположены хаотически. Само поле выполняет функцию некоторого экрана. Этот экран имеет мозаичное строение, и каждый его элемент способен принимать некоторые физиологические, биофизические и биохимические состояния, лежащие в основе ощущения отдельных элементов спектра видимости света. Какое состояние примет тот или иной элемент коры 17-го поля зависит от характера воздействия, идущего по нервным путям. Переживание состояния отдельной звездчатой клетки 17-го поля коры головного мозга и есть элементарное ощущение. Из них, как из кирпичиков, строятся чувственные образы.
')■• Аристотель. О душе. М.: 1937. стр.73.
79
Во всяком информационном процессе элементарные ощущения не похожи и не могут быть похожими на оригинал, как не похожи отдельные стекляшки мозаичной картины, из которых она складывается. Однако вместе они организуются так, что оказываются похожими на внешнюю реальность.
Чтобы уяснить сущность сказанного, попробуйте ответить на вопросы: красна ли красная кофточка сама по себе? Пахнет ли роза прият- -j ным ароматом, когда ее не нюхают? Ответы на эти вопросы отрицательны. Качество красноты не присуще самим вещам. В объективном-мире иные измерения - там длина электромагнитных волн, звуковых колебаний и т.д. Эти природные явления вызывают соответствующие ] реакции в органах чувств, вроде, "красного", "кислого", "соленого",! не более.
Часто, в связи с вышесказанным, задают вопрос: "Хорошо, пусть явление "красноты" - сугубо психический феномен. Пусть только в мире грез существуют краски. Но попробуйте разъяснить тогда "красное" как психический феномен, если его нельзя объяснить как физический?"
Я уже упоминал, что Д.Дидро принадлежит по этому поводу сентенция: явления цвета и света слепому от рождения неведомы. Это дей-\ ствительно так. Никакими рассказами о красивой розе не объяснить; слепому от рождения, что такое ее природно оранжевая окраска. Бес-] смысленно разъяснять, что такое любовь. Все это относится к области! переживаний. Большинство людей испытывают в своей жизни эти ощу-1 щения. Они им даны, они у них есть, - и этого достаточно. Другое дело,] когда речь идет о сложных ощущениях. Заключить обсуждение вопро-1 са о природе внешнего чувствования я хочу ответом на фундаменталь-1 ный вопрос: "Что значит - видеть, например, чайник на столе?" Это! значит; что реализуется следующая ситуация. Свет, идущий от лампоч-1 ки в комнате, где находится чайник, отражаясь от чайника, приобрета-3 ет форму этого предмета, попадает в зрачок, переорганизует физиоло-3 гические процессы в колбочках и палочках глаза в соответствии с фор-| мой чайника, а затем, в соответствии с' образом оригинала, организует! поток ощущений в зрительном поле коры больших полушарий. Такова! схема явления "видеть". Физиологические детали лишь дополняют ее.З Иными словами, видеть - это организовать информационную линию с\ глазом в качестве приемника. И ничего более.
Задание на дом. Объясните, что значит слышать. Где звучит музыка - в зале? классе? душе?
Задание. Пермский врач Г.М.Крохалев описывает в своих работах способы фотографирования галлюцинаций. При сильном галлюцини-1 ровании на дне сетчатки вырисовывается галлюцинируемый объект. Ин^ фракрасное излучение, идущее со дна глаза, в своей структуре содерИ *жит образ галлюцинации. Поэтому достаточно соответствующим об-1 разом засветить светочувствительную пленку (порядка 500 единиц) и проявить ее, чтобы получить, сфотографировать галлюцинации.
Задача. Опишите в общих чертах технологию магнитофонной записи внутреннего голоса человека.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.