Один из этологов - специалистов по поведению животных - назвал животных "эмоциональными людьми со слабым интеллектом". Речь, конечно, идет о высших животных - обезьянах, собаках, кошках и т.д. Эмоциональная жизнь высших животных подобна человеческой - и об этом я буду вести речь в разделе об особенностях психической жизни человека. Сейчас поговорим об уме и мышлении животных.
Обсуждение этих тем невозможно без решения принципиального вопроса - какими психическими качествами отличается человек от других животных? Что может человек и чего не могут другие животные?
Выскажу основополагающий тезис о характере интеллекта животных и человека.
Животные (но не люди) обладают умом, специфическим мышлением: памятью, вниманием, исследовательским рефлексом. Человек, помимо указанного, единственное животное, которое обладает рассудком и, естественно, всеми способностями, вытекающими из него. При этом под умом понимается совокупность фундаментальных психических способностей высших животных
- различать,
- отождествлять,
- выделять, группировать предметы, свойства, отношения.
Указанные способности, которые демонстрирует уже месячный ребенок, конечно, врожденные. Естественно предполагать, что субъект действия (будь то человек или обезьяна) способен вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту нахождения, свойствам и т. д., что он дифференцирует объекты, имеющие для него различное значение, что среди выделенных объектов субъект действия производит дальнейший отбор в плане первоочередности удовлетворения тех или иных потребностей. Представим себе: в комнату, где вы сидите со своими друзьями, вбежала собака. Все то, о чем я сказал выше, осуществляется ею в считанные секунды. Это я называю умственным рассмотрением предмета, или умом.
К врожденным интеллектуальным качествам животных также относятся внимание, память, исследовательский инстинкт. Об их природе прочитайте в психологических справочниках. Отмечу только, вместе они образуют то, что называют интеллектом. В настоящее время термин "интеллектуальные системы", т. е. системы с интеллектом, расширены за счет роботов.
Под рассудком понимается также совокупность фундаментальных способностей различать, отождествлять, выделять, сравнивать, группировать, предпочитать предметы, свойства, отношения, но уже посредством имен. Способностью именовать в мире животных обладает только человек. Именование - единственная существенная психическая особенность человека, обеспечившая ему господство в животном мире.
80
Человек, решая те же жизненные проблемы, что и животные, проговаривает их, достигает результатов посредством имен.
О существе рассудка пойдет речь в разделе о психической жизни че-1 ловека. А сейчас примите высказанный тезис в качестве постулата. Впро- j чем, он очевиден: говорящие лошади бывают только в анекдотах, сказ-! ках, мифах, фантазиях.
ЖИВОТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА
Многим из вас, как мне кажется, хотелось бы знать, что такое жи^Я вотное восприятие мира, могут ли люди по-животному воспринимать мир как собаки или кошки? Ответ на последний вопрос - положительный.
Существуют технологии, позволяющие человеку по-животному видеть и слышать, осязать окружающий нас мир. Одну из таких техноло-* гий, заимствованную мной у йогов, я предлагаю.
Существо животного восприятия мира состоит в его восприятии без внутренней речи, без проговаривания тех объектов,.которые видятся,-слышатся, осязаются, обнюхиваются и пр. Состояние прострации - пример такого восприятия - Вы лишены дара речи, но чувствуете мир. Правда, в состоянии аффекта отсутствует анализ, присущий уму.
Предлагаемая группа "выключений" внутренней речи во многом похожа на умственные тренировки раджа йоги, называемые соответственно " пратиахара" и "дхарана", но не во всем: опустим ненужные метафизические рассуждения о космическом разуме и т.д.1)
Подробное описание упомянутых упражнений раджа-йоги можно най-| ти в книге Рама Чарака "Учение йогов о психическом мире человека".
1. Примите удобное положение и как можно больше освободитесь;
от внешних беспокоящих Вас влияний. Лучше всего уединиться в от
дельную комнату, где покой и тишина. Примите свободное положение,
ослабьте мускулы, распустите нервы так, чтобы появилось чувство лег
кости, полного удобства и отсутствия напряженности.
2. В состоянии душевного равновесия Вы заметите, что спокойствие
пришло, извне Вас ничто не беспокоит, но внутри Вас постоянно зву
чит голос. Это может быть песенка, мелодия, обсуждение, разговор "про
себя". Это то, что я называю "внутренней речью", которая включается
с пробуждением человека и сопровождает его постоянно при бодрство
вании. Смысл предлагаемых упражнений состоит в том, чтобы "вык
лючить" внутреннюю речь, перейти в состояние чистого ума, не отяго-1
щенного посредником между умом и вещами таким, как речь.
3. Внимательно прислушайтесь к внутренней речи, "почувствуйте"
ее, отстранитесь немного от этого "явления. Не делайте больших усилий
для управления ею, позвольте ей "блуждать" в течение некоторого вре-;,
мени и израсходовать запас своего напряжения.
4. Когда внутренняя речь немного успокоится, сосредоточьтесь на
некоторой фразе, например: "Все смертны". Повторяйте ее в разных^
интонациях: "Все смертны." "Все смертны?" "Все смертны!" и т.д. ВьН
заметите, что внутренней речью можно управлять, устраняя спонтан--
ное движение внутренней речи, хаос ее содержания.*
5. Нижеследующее - самое сложное из всего упражнения, а способ-
82
ность выполнять его приходит постепенно. Упражнение состоит в том, чтобы полностью устранить внутреннюю речь. Запомните - когда Вы были ребенком, ее не было, она появляется с воспитанием, а значит ее можно устранять. "Задержите" внутреннюю речь так, как Вы задерживаете дыхание. Уберите внутреннее звучание. Большего я сказать не могу, и никто не может. У Вас должно это получиться. Если получится, повторяйте это еще раз и много раз до тех пор, пока не приобретете способность приходить в состояние "ментальности без внутренней речи.
6. Это и следующее упражнение осуществляются в состоянии ума,
освобожденного от внутреннего голоса. Сосредоточьте внимание на
каком-нибудь знакомом предмете, на карандаше, например. Удержи
вайте внимание на нем и рассматривайте карандаш, устранив все ос
тальное. Рассматривайте (но не^проговаривайте) величину карандаша,
его форму, цвет, род дерева, составные части и т.д. Это то, что я назы
ваю умственным рассмотрением вещи. В отличие от умственного рас
судочное рассмотрение включает в себя все то, что есть в умственном,
но сопровождает его именованием деталей, формы, цвета карандаша и
т.п.
7. Можно изменить объект Вашей сосредоточенности - взять в ка
честве предмета умственного рассмотрения не видимую вещь, а слы
шимое, вкусовое, осязаемое, обоняемое явление. Например, прослушав
отрывок из симфонии, можно различить ноты, тембр, темп, состав ин
струментов оркестра, выделить мелодию, ритмические рисунки, повто
ры и т.п.
8. Ум может использоваться не только для анализа внешних, но и
психических явлений, например, внутренней речи.
Приобретенная способность продолжительного рассмотрения явлений позволяет обнаружить различные способности ума, которые вместе составляют его содержание.
Повторим эти способности:
1) различать явления;
2) отождествлять явления;
3) сравнивать явления, выделять их (или абстрагировать);
4) группировать явления ( напомню, все это делается без именова
ния, без проговаривания, без перевода увиденного в контекст речи);
5) выделять повторения;
6) память и внимание.
Существуют логические задачи и упражнения на развитие умственного анализа действительности. Смотрите с этой целью такие издания как детский юмористический журнал "Веселые картинки", тесты на JQ и прочее.
МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
В споре великих психологов XX века И.П.Павлова (1849-1936г.г.) и В.Келлера (1887-1967г.г.) принципиальные вопросы о сущности мышления животных были решены. В.Келлер дал такое определение мышления животных, с которым согласилось мировое научное сообщество, а именно: способность находить решения проблем, не имеющих прямо-
L
го аналога в прежнем опыте. Такой способностью - "комбинированием элементов прежнего опыта - высшие животные, в частности обезьяны, бесспорно, обладают. В.Келлер привел убедительные доводы: обезьяны решали задачи - доставали апельсин, находившийся вне клетки с помощью удлиняемых палок, но никогда не пользовались железными : крючками, которыми, казалось бы, удобнее притянуть к себе желанный фрукт ( с железными крючками обезьяны ранее дела не имели).
Приведу пример поведения обезьяны по кличке Рафаэль, которое наблюдал И.П.Павлов. Рафаэля научили наливать в кружку воду из| бачка, чтобы залить огонь, преграждающий доступ к яблоку, находящемуся в ящике. Изменили условия проведения опыта - перенесли экс-1 перимент на озеро, где на небольшом расстоянии друг от друга устано- ] вили два плота. На одном из них находился Рафаэль. Здесь же лежали длинные бамбуковые шесты, алюминиевая кружка и был установлен массивный ящик, в который положили яблоко. На другой плот ставили бак с водой. Рафаэль, видя яблоко, не прочь его съесть, но в отверстии ящика, загораживая плод, горит огонь. Рафаэль отлично умеет гасить] огонь, заливая его водой, но бачок с водой находится на другом плоту. Чтобы получить яблоко, обезьяне приходится проделывать длинную | цепь действий. Сначала Рафаэль строит переправу, перекидывая с пло-i та на плот шесты. Затем с кружкой в руке, балансируя на неустойчивых мостках перебирается на соседний плот. Здесь Рафаэль открывает кран бачка, наливает полную кружку воды и, стараясь ее не расплескать, от-1 правляется в обратный путь. Иногда у него что-нибудь не ладится - то; забудет кружку, то расплескает воду, и все приходится начинать сначала. Наконец, ему удается вернуться на первый плот с кружкой, хотя бы? наполовину наполненной водой. Тогда Рафаэль заливает огонь и на-| слаждается яблоком. Видно, какая длинная цепь условно-рефлектор- \ ных реакций (элементов прежнего опыта) была выстроена Рафаэлем под влиянием видимой потребности - яблока. Это и есть мышление.
И.П.Павлов выделил три ограничения мышления (и, соответствен-; но, поведения) животных:
1. Мышление только наглядно действенно. Абстрактного, незавщ
симого от ситуации, мышления у обезьян не бывает. Они не могут прий- i
ти, посмотреть, закрыться в другой комнате, подумать, опять возвра-i
титься и решить проблему. Элементы, соединение которых требует pel
шение задачи, должны быть в поле прямого видения. Если одна палка,!
которую надо соединить с другой, чтобы сбить банан, лежит впереди:;
обезьяны, а другая сзади, так что животное ее не видит, задача оказы-|
вается для обезьяны нерешаемой.
2. Элементы поведения, которые нужно соединить для действенно!
го решения задачи, должны быть в прежнем опыте обезьян. Нулевой;
вариант не проходит.
3. Мышление включается, если предмет проблемы находится в зоне;
прямой потребности животного.
Нетрудно понять ограниченный характер животного мышления - orijj протекает без помощи именования: для Рафаэля вода в озере и в бачкб| не одно и то же, для человека - она одинакова, потому что имеет одно
84
имя. Поэтому человек не будет проделывать сложные манипуляции, необходимые Рафаэлю для добычи яблока, - он просто зачерпнет воду из озера.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.