УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из этологов - специалистов по поведению животных - назвал животных "эмоциональными людьми со слабым интеллектом". Речь, конечно, идет о высших животных - обезьянах, собаках, кошках и т.д. Эмоциональная жизнь высших животных подобна человеческой - и об этом я буду вести речь в разделе об особенностях психической жизни человека. Сейчас поговорим об уме и мышлении животных.

Обсуждение этих тем невозможно без решения принципиального вопроса - какими психическими качествами отличается человек от дру­гих животных? Что может человек и чего не могут другие животные?

Выскажу основополагающий тезис о характере интеллекта живот­ных и человека.

Животные (но не люди) обладают умом, специфическим мышлени­ем: памятью, вниманием, исследовательским рефлексом. Человек, по­мимо указанного, единственное животное, которое обладает рассудком и, естественно, всеми способностями, вытекающими из него. При этом под умом понимается совокупность фундаментальных психических спо­собностей высших животных

- различать,

- отождествлять,

- выделять, группировать предметы, свойства, отношения.

Указанные способности, которые демонстрирует уже месячный ре­бенок, конечно, врожденные. Естественно предполагать, что субъект действия (будь то человек или обезьяна) способен вычленять из окру­жающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту нахождения, свойствам и т. д., что он дифференцирует объекты, имеющие для него различное значение, что среди выделенных объек­тов субъект действия производит дальнейший отбор в плане первооче­редности удовлетворения тех или иных потребностей. Представим себе: в комнату, где вы сидите со своими друзьями, вбежала собака. Все то, о чем я сказал выше, осуществляется ею в считанные секунды. Это я на­зываю умственным рассмотрением предмета, или умом.

К врожденным интеллектуальным качествам животных также отно­сятся внимание, память, исследовательский инстинкт. Об их природе прочитайте в психологических справочниках. Отмечу только, вместе они образуют то, что называют интеллектом. В настоящее время тер­мин "интеллектуальные системы", т. е. системы с интеллектом, расши­рены за счет роботов.

Под рассудком понимается также совокупность фундаментальных способностей различать, отождествлять, выделять, сравнивать, груп­пировать, предпочитать предметы, свойства, отношения, но уже посред­ством имен. Способностью именовать в мире животных обладает толь­ко человек. Именование - единственная существенная психическая осо­бенность человека, обеспечившая ему господство в животном мире.


80


Человек, решая те же жизненные проблемы, что и животные, прогова­ривает их, достигает результатов посредством имен.

О существе рассудка пойдет речь в разделе о психической жизни че-1 ловека. А сейчас примите высказанный тезис в качестве постулата. Впро- j чем, он очевиден: говорящие лошади бывают только в анекдотах, сказ-! ках, мифах, фантазиях.



ЖИВОТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

Многим из вас, как мне кажется, хотелось бы знать, что такое жи^Я вотное восприятие мира, могут ли люди по-животному воспринимать мир как собаки или кошки? Ответ на последний вопрос - положительный.

Существуют технологии, позволяющие человеку по-животному ви­деть и слышать, осязать окружающий нас мир. Одну из таких техноло-* гий, заимствованную мной у йогов, я предлагаю.

Существо животного восприятия мира состоит в его восприятии без внутренней речи, без проговаривания тех объектов,.которые видятся,-слышатся, осязаются, обнюхиваются и пр. Состояние прострации - при­мер такого восприятия - Вы лишены дара речи, но чувствуете мир. Прав­да, в состоянии аффекта отсутствует анализ, присущий уму.

Предлагаемая группа "выключений" внутренней речи во многом похожа на умственные тренировки раджа йоги, называемые соответ­ственно " пратиахара" и "дхарана", но не во всем: опустим ненужные метафизические рассуждения о космическом разуме и т.д.1)

Подробное описание упомянутых упражнений раджа-йоги можно най-| ти в книге Рама Чарака "Учение йогов о психическом мире человека".

1. Примите удобное положение и как можно больше освободитесь;
от внешних беспокоящих Вас влияний. Лучше всего уединиться в от­
дельную комнату, где покой и тишина. Примите свободное положение,
ослабьте мускулы, распустите нервы так, чтобы появилось чувство лег­
кости, полного удобства и отсутствия напряженности.

2. В состоянии душевного равновесия Вы заметите, что спокойствие
пришло, извне Вас ничто не беспокоит, но внутри Вас постоянно зву­
чит голос. Это может быть песенка, мелодия, обсуждение, разговор "про
себя". Это то, что я называю "внутренней речью", которая включается
с пробуждением человека и сопровождает его постоянно при бодрство­
вании. Смысл предлагаемых упражнений состоит в том, чтобы "вык­
лючить" внутреннюю речь, перейти в состояние чистого ума, не отяго-1
щенного посредником между умом и вещами таким, как речь.

3. Внимательно прислушайтесь к внутренней речи, "почувствуйте"
ее, отстранитесь немного от этого "явления. Не делайте больших усилий
для управления ею, позвольте ей "блуждать" в течение некоторого вре-;,
мени и израсходовать запас своего напряжения.

4. Когда внутренняя речь немного успокоится, сосредоточьтесь на
некоторой фразе, например: "Все смертны". Повторяйте ее в разных^
интонациях: "Все смертны." "Все смертны?" "Все смертны!" и т.д. ВьН
заметите, что внутренней речью можно управлять, устраняя спонтан--
ное движение внутренней речи, хаос ее содержания.*

5. Нижеследующее - самое сложное из всего упражнения, а способ-

82


ность выполнять его приходит постепенно. Упражнение состоит в том, чтобы полностью устранить внутреннюю речь. Запомните - когда Вы были ребенком, ее не было, она появляется с воспитанием, а значит ее можно устранять. "Задержите" внутреннюю речь так, как Вы задержи­ваете дыхание. Уберите внутреннее звучание. Большего я сказать не могу, и никто не может. У Вас должно это получиться. Если получится, повторяйте это еще раз и много раз до тех пор, пока не приобретете способность приходить в состояние "ментальности без внутренней речи.

6. Это и следующее упражнение осуществляются в состоянии ума,
освобожденного от внутреннего голоса. Сосредоточьте внимание на
каком-нибудь знакомом предмете, на карандаше, например. Удержи­
вайте внимание на нем и рассматривайте карандаш, устранив все ос­
тальное. Рассматривайте (но не^проговаривайте) величину карандаша,
его форму, цвет, род дерева, составные части и т.д. Это то, что я назы­
ваю умственным рассмотрением вещи. В отличие от умственного рас­
судочное рассмотрение включает в себя все то, что есть в умственном,
но сопровождает его именованием деталей, формы, цвета карандаша и
т.п.

7. Можно изменить объект Вашей сосредоточенности - взять в ка­
честве предмета умственного рассмотрения не видимую вещь, а слы­
шимое, вкусовое, осязаемое, обоняемое явление. Например, прослушав
отрывок из симфонии, можно различить ноты, тембр, темп, состав ин­
струментов оркестра, выделить мелодию, ритмические рисунки, повто­
ры и т.п.

8. Ум может использоваться не только для анализа внешних, но и
психических явлений, например, внутренней речи.

Приобретенная способность продолжительного рассмотрения явле­ний позволяет обнаружить различные способности ума, которые вмес­те составляют его содержание.

Повторим эти способности:

1) различать явления;

2) отождествлять явления;

3) сравнивать явления, выделять их (или абстрагировать);

4) группировать явления ( напомню, все это делается без именова­
ния, без проговаривания, без перевода увиденного в контекст речи);

5) выделять повторения;

6) память и внимание.

Существуют логические задачи и упражнения на развитие умствен­ного анализа действительности. Смотрите с этой целью такие издания как детский юмористический журнал "Веселые картинки", тесты на JQ и прочее.




































МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

В споре великих психологов XX века И.П.Павлова (1849-1936г.г.) и В.Келлера (1887-1967г.г.) принципиальные вопросы о сущности мыш­ления животных были решены. В.Келлер дал такое определение мыш­ления животных, с которым согласилось мировое научное сообщество, а именно: способность находить решения проблем, не имеющих прямо-

L


го аналога в прежнем опыте. Такой способностью - "комбинированием элементов прежнего опыта - высшие животные, в частности обезьяны, бесспорно, обладают. В.Келлер привел убедительные доводы: обезья­ны решали задачи - доставали апельсин, находившийся вне клетки с помощью удлиняемых палок, но никогда не пользовались железными : крючками, которыми, казалось бы, удобнее притянуть к себе желан­ный фрукт ( с железными крючками обезьяны ранее дела не имели).

Приведу пример поведения обезьяны по кличке Рафаэль, которое наблюдал И.П.Павлов. Рафаэля научили наливать в кружку воду из| бачка, чтобы залить огонь, преграждающий доступ к яблоку, находя­щемуся в ящике. Изменили условия проведения опыта - перенесли экс-1 перимент на озеро, где на небольшом расстоянии друг от друга устано- ] вили два плота. На одном из них находился Рафаэль. Здесь же лежали длинные бамбуковые шесты, алюминиевая кружка и был установлен массивный ящик, в который положили яблоко. На другой плот ставили бак с водой. Рафаэль, видя яблоко, не прочь его съесть, но в отверстии ящика, загораживая плод, горит огонь. Рафаэль отлично умеет гасить] огонь, заливая его водой, но бачок с водой находится на другом плоту. Чтобы получить яблоко, обезьяне приходится проделывать длинную | цепь действий. Сначала Рафаэль строит переправу, перекидывая с пло-i та на плот шесты. Затем с кружкой в руке, балансируя на неустойчивых мостках перебирается на соседний плот. Здесь Рафаэль открывает кран бачка, наливает полную кружку воды и, стараясь ее не расплескать, от-1 правляется в обратный путь. Иногда у него что-нибудь не ладится - то; забудет кружку, то расплескает воду, и все приходится начинать снача­ла. Наконец, ему удается вернуться на первый плот с кружкой, хотя бы? наполовину наполненной водой. Тогда Рафаэль заливает огонь и на-| слаждается яблоком. Видно, какая длинная цепь условно-рефлектор- \ ных реакций (элементов прежнего опыта) была выстроена Рафаэлем под влиянием видимой потребности - яблока. Это и есть мышление.

И.П.Павлов выделил три ограничения мышления (и, соответствен-; но, поведения) животных:

1. Мышление только наглядно действенно. Абстрактного, незавщ
симого от ситуации, мышления у обезьян не бывает. Они не могут прий- i
ти, посмотреть, закрыться в другой комнате, подумать, опять возвра-i
титься и решить проблему. Элементы, соединение которых требует pel
шение задачи, должны быть в поле прямого видения. Если одна палка,!
которую надо соединить с другой, чтобы сбить банан, лежит впереди:;
обезьяны, а другая сзади, так что животное ее не видит, задача оказы-|
вается для обезьяны нерешаемой.

2. Элементы поведения, которые нужно соединить для действенно!
го решения задачи, должны быть в прежнем опыте обезьян. Нулевой;
вариант не проходит.

3. Мышление включается, если предмет проблемы находится в зоне;
прямой потребности животного.

Нетрудно понять ограниченный характер животного мышления - orijj протекает без помощи именования: для Рафаэля вода в озере и в бачкб| не одно и то же, для человека - она одинакова, потому что имеет одно

84


имя. Поэтому человек не будет проделывать сложные манипуляции, необходимые Рафаэлю для добычи яблока, - он просто зачерпнет воду из озера.













Дата: 2019-02-25, просмотров: 186.