Раздел ПЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА : ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жизнь общественного человека включает в себя по крайней мере две большие части, каждая из которых может служить и служит пред­метом различных наук. Во-первых, это личная жизнь людей.

Во-вторых, это социальная жизнь людей. Какое бы значение не иг­рало социальное бытие в жизни отдельных людей, оно, если не всегда, то в отдельных случаях, тяготит их. Человек хотя бы два часа в день остается наедине с самим собой, занимается только ему интересным делом. Можно сузить личную сферу до минимума, но уничтожить сфе­ру индивидуального бытия невозможно. Одни убегают от общества в пес, горы, на море; другие в тиши кабинета, в одиночестве перебирают почтовые марки; третьи - рисуют, Сочиняют стихи, песни исключитель­но для себя; четвертые - музицируют в пустой комнате и т.д. В личной жизни посторонних не нужно, здесь все делается для себя, а не с учетом других. Два-три интимных друга - самое большее число свидетелей (или участников) собственного личного бытия людей.

Выделение личной жизни в качестве предмета особого философско­го исследования - заслуга экзистенциалистов. В настоящее время к ис­следованию феномена личной жизни подключаются социологи и пси­хологи. Вторые - по существу, первые - скорее из убеждения, что и эта земля - их земля.

Величайшее открытие, когда-либо совершенное в философии - от­крытие "быть" и "существовать". Трудно назвать автора и время - ско­рее всего авторов было много и сделано оно не сразу, по крайней мере, не в один миг. На проверку открытия ушло столетие, хотя догадки о нем наблюдаются и ранее. Точно можно сказать следующее: открытие сделано и оформлено экзистенциалистами. Среди авторов открытия -

107



 


 


Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Ж.П.Сартр, А.Камю, - в основном писатели, которые в то же время были философами. Время окончатель­ного признания открытия - середина XX века.

Суть открытия экзистенциалистов - человек не может нормально жить без смысла. Смысл жизни может быть разным, но важно, чтобы он был. Животное и человеческое существования отличаются многим, но первым в списке отличий идет пункт - подлинное бытие человека всегда со смыслом. Таков вклад экзистенциалистов в философию XX века.

Можно рассказать, как пришел к открытию подлинного и мнимого существования виднейший экзистенциалист Ж.П.Сартр. За долгую пи­сательскую жизнь им создано ряд произведений: "Тошнота", "Стена", "Мухи", "Дьявол и господь бог", "Слова", "За запертой дверью", "Путь к свободе", "Альтонские затворники" и др. Казалось бы, разные вре­мена, различные места, своеобразные герои, противоположные ситуа­ции - новеллы, пьесы, романы, рассказы, драмы, повести, но всюду ока­зывается одно и тоже - автор и герои постоянно хотят быть, хотя толь­ко существуют. У всех одна цель - "изгнать из себя существование, из­бавить каждую секунду от жировых наслоений, выжать ее, высушить, самому очиститься, отвердеть, чтобы издать, наконец, четкий и точ-' ный звук ноты саксофона" (Ж.П.Сартр). При этом "быть" - это прибы­вать в области сущностей, смыслов; "существовать" - занимать место в неосмысленном, грубом, вещественном мире.

Герои А.Камю приходят к ощущению "быть" тем же путем, что и персонажи Сартра. У А.Камю роль экзистенциального фермента, непоз-воляющего человеку погрязнуть в обыденщине, играет скука. "Вставать, ехать на работу, работать четыре часа в конторе или на фабрике, обе­дать, ехать на работу, работать четыре часа, чтобы спать - все время в том же ритме в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу. Обычно человек беспрекословно подчиняется этой рутине. Но однажды возникает вопрос: "Зачем?!" Все начинается с этого выражения скуки, ок­рашенного изумлением. Мы говорим "начинается", потому, что это сло­во важно" (А.Камю). Человек просыпается - он начинает видеть бес­смысленность своей жизни. Вот здесь то возможен переход к "быть".

Экзистенциалисты определили три основные области личной жиз­ни: смысла жизни, смерти, духовных исканий и творчества. Еще раз на примере проблемы смерти обращаю внимание на сугубо личный харак­тер упомянутых проблем. Большинство людей умирает в одиночку, один на один с переживаниями смерти. Конечно, участие близких и посторон­них людей сглаживает ситуацию, но не спасает и не меняет ее характера. В агонии, которая может длиться годами, всегда присутствует обречен­ность: спасти нельзя, помочь нельзя, другие будут жить, а я умираю...

О социальной жизни, то есть жизни на людях, при людях, среди лю­дей, речь пойдет в Разделе III.





СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Рекомендую перед чтением настоящего параграфа просмотреть "Ис­поведь" Л.Н.Толстого. Герой "Исповеди" едва не довел себя до само­убийства, решая проблему смысла жизни. Сам термин "смысл жизни"

108


приобрел современное значение у Льва Николаевича Толстого. Любо­пытны также книги: "Эта странная жизнь" Д.Гранина, "Бунтующий человек" А.Камю, "Стена" Ж.П.Сартра.

Собственно, о чем идет речь? Расшифруем, для начала, термин "смысл жизни".

Речь идет о такой части жизни, которая организует, если она есть, всю мотивационную сферу психики. С термином "смысл жизни" может сравниться лишь термин "стратегия жизни", который охватывает не только глобальные цели жизни, но и раскрывает средства. Под смысл жизни подбираются идеалы, в соответствии с ним продуцируются эмо­ции, выстраиваются принципы и кодексы поведения, возникает инте­рес, ставятся цели на те или иные отрезки жизни, выковывается воля, формируется установка, совершаются действия. Вот что такое смысл жизни.

Анализ решений проблемы смысла жизни позволяет сформулиро­вать четыре основных заблуждения:

1. Распространённейший предрассудок в поисках смысла жизни -искать его за пределами жизни: в боге, неживой природе, в судьбе, на­следственности. Как утверждается, каждый человек рождается с отме­тиной, он предрасположен к определенному роду деятельности. Смысл жизни состоит де в том, чтобы найти предназначение человека. Тогда наступает полная гармония. Если же человек занимается чужим делом, целует чужую женщину, то занимает не свое место: он - директор, а ему быть бы садовником. Отсюда - ностальгия, хандра, потеря стимулов жизни, неудовлетворенность.

Что можно сказать относительно этих, казалось бы, верных наблю­дений? Не все "строки" жизни записаны в наследственности. Быть фи­зиком или лириком, поэтом или писателем - не предопределяется ею. Любое дело порождает наслаждение, если оно осуществляется на уров­не мастера.

Пытаются решить проблему смысла жизни, начиная с вопроса о смысле и назначении Вселенной, забывая, что в неживой природе цель отсутствует. Для чего весь, этот мир? Вот первый и основной вопрос философии. После этого, считают, можно отвечать на вопрос: для чего рождается человек?

Пытаются увидеть смысл "этой" жизни в загробной жизни, объяв­ляя "эту" жизнь подготовкой к будущей жизни. Так появляются на пла­нете Земля величественные пирамиды египетских фараонов и т. п.

Разновидностью первого предрассудка является отрыв смысла жиз­ни от жизни отдельного человека. Г.Спенсер отождествлял смысл жиз­ни человека в обществе со смыслом жизни волков в стае, пчелы в пче­лином рое, муравья в муравьиной куче - быть некоторой функцией био­логического или социального целого. Вспомним поэта, провозглашав­шего: - "единица нуль, единица вздор" и т. п.

А если все-таки человек - не нуль, не вздор, а центр Вселенной, то как быть?

Здесь и теперь, по крайней мере - "со мной и не в загробной жизни" - вот правило поиска и оценки смысла жизни, которое следует из пер­вого заблуждения.

109


2. Что ни делай - обо всем пожалеешь. (С.Кьеркегор). Отсюда вто­
рой предрассудок - жизнь иррациональна, в принципе бессмысленна.
Удовлетворение желаний, полное счастье - пресыщают, борьба утом­
ляет, дети оказываются неблагодарными, история - безразличной, мой
долг - счастьем других; слава - мимолетной, успех - призрачным, исто­
рия - мифом, общее дело - делом других, бессмертие - вымыслом, бог -
лишь верой, коммунизм - утопией, женщины - изменщицами, друзья -
предателями и т. д.

"Где-то в Англии должна быть, как известно, могила, замечатель­ная не великолепными памятниками или унылыми окрестностями, а ла­коничной надписью - несчастнейший. Говорят, могила была вскрыта, но от трупа не оказалось ни следа", - так начинает эссе "Несчастней­ший" С. Кьеркегор. Кто же этот несчастнейший? Тот, кому предстоит умереть? Но есть худшее - несчастье жить. В состязании несчастнейших (а в этом сюжет эссе) выигрывает тот, у кого то, что мешает ему жить надеждой, есть воспоминание, а то, что мешает ему жить воспоминани­ем, есть надежда. Круг замкнулся, все сказано. Как будто бы.

Но тогда почему люди не считают бессмысленными отпущенные им несколько часов жизни. Почему Э. Галуа1 в ночь перед дуэлью, обо­рвавшей его двадцатилетнюю жизнь, садится за бумагу и быстро, на­брасывает в нее алгебраические знаки - формулирует теорию, которая сейчас так и называется "теория Галуа", и торопится при неверном све­те свечи, и поглядывает на часы, и записывает - беспокоясь о нас - на полях: "Доказательство нуждается в некотором дополнении". И изви­няющееся: "У меня нет времени".

Почему Н. Кибальчич в одиночной камере Петропавловской кре­пости - шесть шагов от двери до окошка - накануне казни (строят уже виселицу для изобретателя "адских снарядов", убивших царя) острием камешка чертит на замшелой стене схему изобретенного им летатель­ного аппарата и вместо просьбы о помиловании пишет: если "моя идея... будет признана исполнимой, то буду счастлив тем, что окажу громад­ную услугу родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея... будет существовать среди человечества, для кото­рого я готов был пожертвовать своей жизнью".

Огонь лизал ступни ног Дж. Бруно, но еще было не поздно произне­сти слово отречения. Слово! Казалось бы, какую оно имеет цену? - и тогда ему была бы дарована жизнь... Имея выбор: жизнь или смерть, -он избрал смерть. Значит, сознавал разумность самого, казалось бы, неразумного, нужность самого ненужного, оправданность самого нео-правдываемого?

3. Третьим предрассудком относительно смысла жизни является
аскетизм. Не верьте, что смысл жизни в страданиях, боли, в свободе от
радости, страстей, в движении к смерти, свободе от собственности, толь­
ко в труде, посте и молитвах. Есть странное опьянение в страданиях,


когда они немного отпускают. Говорят, многие, вытащенные из петли и оставшиеся жить, снова лезут в петлю, у них теряется инстинкт жизни.

Не доверяйте тем, кто говорит об одном "истинном" для всех вре­мен и народов смысле жизни: будь то служение богу, коммунизму, дол­гу, искупление греха, слава, овации, успех, служение прогрессу, обще­му делу, истории и т. д.

Это резко обедняет жизнь. Она скудеет. Берите пример с греков, не противоречьте природе, не сковывайте свои природные потребности. Многочисленные этические учения, существовавшие в Древней Греции и часто враждовавшие между собой, во взглядах на цель и смысл жиз­ни, проявляли в общем поразительную близость точек зрения. Это, как правило, - безмятежное состояние, простые и здоровые радости под кон­тролем разума, состояние, которое называется атараксией. Споры шли скорее о путях достижения данного состояния и его существе. Спорили о том, что приятнее: сразу осушить чашу жизни или тянуть по глоточ­ку. Вспоминали о том, что радости чреваты огорчениями, говорили о неизбежности зла и несчастий и просили богов, чтобы их было меньше. Знали, что человек - мера всех вещей, что безумие - в безмерности, что хорошее становится плохим, счастье - горем, радость - отчаянием, если только человек теряет меру. Знали, что все течет, все изменяется, - и в этом очарование жизни.

4. Четвертым заблуждением относительно смысла жизни выступа­ет абстрактность его рецептов : добро, счастье, созерцание бессмерт­ной истины, которое дает божественный покой и неомрачаемую радость (Платон) и т. д.

К Б.Шоу пришел молодой человек с вопросом - что делать с его жизнью. Ответ краток: "Расти!"

Вас устраивает такой ответ? Думаю, что нет; он чрезвычайно абст­рактен, молодого человека интересовала конкретная цель, конкретная проблема, на которую можно потратить жизнь. На что потратить жизнь? - вот в чём вопрос.

Приведу примеры конкретных целей: открытие Северного полюса

Р.Пири. У.Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и пятьдесят лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений. Эта книга до сих пор ос­новной источник знаний о снежинках. Или: накопить 20 млн. долла­ров, написать книгу о XX веке, открыть мощное месторождение нефти, сформулировать и доказать фундаментальную теорему, выпустить диск собственных песен-шлягеров, объехать полмира (мечта географа), заб­раться в одиночку на Эверест и т. д. Особенностью указанных ответов является то, что предлагаемые смыслы жизни включают в себя такие явления, как борьба, счастье, труд, удача; приносят деньги, власть, сла­ву, овации и т. п., - которые другими людьми отдельно объявляются достойными смысла жизни.

Уметь довольствоваться незаметными, но сущностными вещами -большое достоинство человека.


 


1) Примеры взяты из книги Руденко И.Л. Умеете ли вы радоваться? - М: Знамя, 1977.

110


1 1


СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Каждое более или менее развитое сообщество людей предлагает или прививает входящему в него молодому поколению список толкований смысла жизни. Как правило, большинство из выбирающих находят удовлетворяющее их. В результате одни умрут на баррикадах за свобот ду, другие над златом будут чахнуть и упиваться всесилием денег, тре­тьих удовлетворит успех собственных детей, четвертые будут пить и веселиться, так как завтра все умрут. Трудоголики в конце жизни запи­шут в своем дневнике: главным моим наслаждением и единственным занятием была наука, как это сделал Ч.Дарвин и т. д.

Как быть с теми, кого не устраивает предложенный список, кто не найдет достойной конкретной цели, ради которой стоит тратить жизнь?

Вот для этих мой последующий рассказ.

1. Вам придется самим открывать или изобретать смысл своей жиз­
ни. Список смыслов жизни не закрыт. Он принципиально бесконечен.
Каждый из вас, уважаемые читатели, может вписать свою неповтори­
мую строчку в этот список.

2. Открытие собственной конкретной цели жизни - творческий про­
цесс и полностью подчиняется законам творчества. Объявив о том, что
вас не устраивает список существующих смыслов, вы одновременно-
объявляете о том, что ваша жизнь будет творческой. Анализ жизни лю­
дей с творческой стратегией позволяет охарактеризовать их цель жиз­
ни следующим образом:

 

- она конкретна,

- положительна в том смысле, что направлена на развитие жизни,

- как правило, цель творческой жизни опережает свое время и вос­
принимается окружающими как еретическая; лежит в области отсут­
ствия конкуренции, что обеспечивает доброкачественную работу без
спешки и халтуры,

- для ее разработки есть или собирается информационный фонд,

- цель можно разрабатывать в минимальных жизненных условиях,
даже в одиночку1.

Сущность творчества мной раскроется позже. Итак, уважаемый чи­татель, - цель ясна, средства обозначены. За работу, товарищи! Никто за вас не выполнит задачу открытия смысла жизни, если существующие предложения вас не устраивают.

Домашнее задание I. Посмотрите предлагаемую мною анкету. До­бавьте вопросы, которые, возможно, упущены.

1. Как лучше жить: со смыслом или без смысла?

2. В чем смысл вашей жизни в настоящее время?

3. Менялся ли смысл жизни у вас?, когда?, сколько раз?

4. Смена смысла жизни: как она происходит?, как она переживается?
Ответьте на вопросы анкеты. Попросите ответить на нее ваших дру-;

1) Так характеризуют достойную цель творческой жизни Альтшуллер Г.С. и Верткин И. в книге "Человек: деятельность, творчество, стиль мышления". -Симферополь. 1987.

1 12


зей старшего поколения. Обобщите результаты.

А теперь я познакомлю с ответами экзистенциалистов на вопросы анкеты.

1. Многие ужасы, самоубийства, неврозы - от бессмысленности жиз­
ни. Осмысленность жизни - признак ее подлинности.

2. У большинства людей смысл жизни меняется в течение жизни.

3. Происходит смена смысла в пограничных ситуациях, скорее всего
перед лицом смерти, после жестоких потрясений и уроков: человек на­
чинает видеть все в новом свете, понимать, что не так жил, не с теми
жил, не тому служил и прочее.

Домашнее задание II. Выучите следующее стихотворение Б.Пастер­нака.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути: В работе , в поисках пути,

В сердечной смуте,

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб - событий Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия...



































Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.