Рассудок охватывает совокупность таких способностей, как понимание, определение, рассуждение, умозаключение. Каждый из нас ежедневно использует указанные рассудочные способности. Но говорить прозой, как известно, не значит знать, что вы говорите прозой, тем более знать, что такое проза. Рассмотрим поэтому-рдссудочную деятельность людей подробно.
Существует наука - логика, которая со времен Аристотеля занималась исключительно анализом рассудка. Ниже будут приведены результаты именно этой науки, а не психологии, которая также исследует эту часть психики.
В основе рассудочной деятельности людей лежат две способности: инициация частично управляемых звуковых потоков (навык говорения) и именование. И та, и другая - этнически детерминируемые активности. Вне этнической среды не возникают и не развиваются: животные изменяют поведение под влиянием слов, но как элементы системы "животное- среда-человек".
Навык говорения включает в себя производство звуков (ощущений звуков и букв - в случае внутренней и письменной речи). Субъект речи производит отдельные звуки: "а", "о", "р", "о", "у" и т. д. Трехмесячный ребенок силится произнести звук "агу", хотя с момента появления на свет бойко кричит. Пройдут дни, недели, годы и производство зву; ков станет обычным. Энергетические затраты на генерацию звуков сведутся к минимуму, но не исчезнут. Речь останется производством. Органом производства звуков служит язык.
.Другим навыком, без которого невозможен навык говорения, является синтез отдельно произносимых звуков в последовательности. Каждый говорящий на родном языке легко это делает. Суть навыка - в связывании фонем в слоги и слова, а слов - в предложения.
Посмотрим как дети начинают читать. Что представляется трудным, почти невозможным? Буквы запоминают обычно сразу. Самым сложным оказывается следующий шаг - составлять из букв слова, соединять буквы в строчки: между ребенком, только что соединившим буквы "м"
90
и "а" в "ма", и маститым писателем, соединившим тысячи слов в роман, принципиальной разницы нет. Многие философы соединение букв в слова называют чудом. Если однажды оно произошло и постоянно подтверждается, то это и есть навык .синтеза в говорении.
Навык именования основывается на двух фундаментальных навыках: говорении и структуризации предметной области, подвергаемой именованию. О навыке речи мы только что говорили. Благодаря ему субъект речи вырабатывает совокупность звуковых, чувственных или письменных единиц, которые в именовании становятся знаками единиц реальности, выделенных навыками структурализации.
Структурализация предметной области - результат умственной деятельности. Напомним, в результате различения, отождествления, абстрагирования, сравнения, умственного рассмотрения предметной области выделяются тела (предметы, явления), Свойства, отношения, функции, действия, состояния тел и т. д.
Суть именования состоит в установлении однозначной связи между элементами речевой реальности, выработанными речевыми навыками, и элементами предметной области, выделенными умственным путем.
Процедура именования в речи осуществляется посредством специальных фраз, типа:
- Будем говорить, что М есть имя...
- Говорят, М есть знак ...
- Обозначим некоторое ... символом М ...
- Будем называть и т. д.,
а также посредством жеста, указывающего явление, которое обозначается словом. Субъект именования обязан выделить в чистом виде объект именования в форме, доступной людям, и сказать посредством фраз указанного типа, что выделенное явление будет называться таким-то словом. В результате многократного повторения подобной процедуры именования (в логике она называется окстенсивным определением) у людей возникает устойчивый условный рефлекс между звуком, предметом, ощущением звука речи и ощущением предмета. Роль условного рефлекса в природе именования столь велика, что есть смысл остановиться на его анализе.
Связь между внешним воздействием и ответной реакцией живого существа, наделенного нервной системой, называют рефлексом. Рефлексы бывают условные и безусловные. Для безусловного рефлекса характерна одна и та же ответная реакция на одно и то же внешнее воз-Действие в одних и тех же условиях. Безусловные рефлексы врождённые. Например, при вспышке света зрачки автоматически сужаются, при виде пищи выделяется в здоровом организме слюна и желудочный сок.
В условных рефлексах однозначная реакция на внешнее воздействие носит временный характер. Она возникает при жизни в определенных Условиях. Например, кормление собаки сопровождается звонком. Возникает условный рефлекс: собака начинает реагировать на звонок так Же, как на пищу. Реакция на звонок двояка - физиологическая и психическая. Физиологическая - это выделение слюны, желудочного сока,
91
движение в сторону пищи и т. д. Остенсивные определения или имено-i вание - не что иное как установление условно-рефлекторной связи, щ результате которой человек начинает одинаково реагировать не толь--ко на сам предмет, но и на его имя (звоночек в случае кормления собаки). При этом психическая реакция на имена и предметы, сопровожда-i ющая условную связь, оказывается важным явлением - она выступает^ духовным эквивалентом предметов внешнего мира во внутреннем мире человека. Это то, что называют мыслью о предмете.
В обыденной жизни именование обиходных явлений отнесено в дет! ство людей: дети повторяют родителей, имена закрепляются за вещами! посредством памяти, и этого бывает достаточно в традиционных куль-| турах. Обычаи заменяют логику. Однако в логически обусловленной^ речи вышеописанные приемы, делающие звуки и их речевые аналоги именами, должны быть явйо выделены.
В результате именования между явлением реальности (которое логики называют значением), психической реакцией и звуком возникает,) устойчивая рефлекторная связь. Графически ее можно изобразить в виде треугольника:
значение |
звукосочетание
смысл (психическая реакция)
Именование делится на простое и сложное. В простом именовании звуку (или его аналогам) ставятся в соответствие отдельные элементы реальности, благодаря чему звуки или их аналоги становятся именами.] Таким образом формируется исходный запас имен у человека, или те-; заурус. Простое именование вводит в речь отдельные слова и словосо-J четания типа "сосна", "стол", "дерево", "находиться на " , "состоять; из", "быть больше". Именование предметов на столе требует сложных: имен: "яблоки находятся на столе", "слева от яблок лежит карандаш" щ т.д-. В этих случаях мы сталкиваемся со сложным именованием. Оно пред-^ полагает тезаурус и соглашение (правило) составления сложных имен или последовательностей имен для именования какой-либо ситуации. Примером сложного именования служат определения, т. е. фразы типа "А есть В", в которых А есть определяемый термин, а В - его логический эквивалент, состоящий из слов имеющегося тезауруса, но без А. Например: "барометр есть прибор для измерения атмосферного давления".
Сложное именование некоторой ситуации в соответствии с ранее введенными соглашениями употребления слов тезауруса, обозначающими отдельные элементы ситуации, назовем описанием.
Задание. Опишите расположение предметов на вашем столе или происходящее за окном вашей квартиры.
92
"В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Конечно, вы угадали описание Чичикова. Нетрудно видеть: в описании, так же как в определении, именование носит сложный характер в том смысле, что осуществляется посредством использования имеющегося запаса слов - тезауруса.
Виды описаний проистекают из специфики данной ситуации. Иногда можно обойтись одним словом: "вечерело", "холодало", "сквозило". Если описывается действие некоторого объекта, порой достаточно двусложного образования: "Собака бежит", "Самовар кипит", "Иван спит" и т.п. Для характеристики предмета или явления можно ограничиться набором слов: "Высокий, с голубыми глазами, прихрамывает" и т.д. Для именования отношений нескольких предметов используют речевые обороты типа: "Иван - брат Сидора", "Волга в устье шире Дона" и т.д. Для описания функциональных связей в количественной форме используются выражения: X = f(Y). Мы видим из перечисленного, что основные логические явления - понятия, суждения, умозаключения - это разные виды сложного именования. Суждение - это сложное именование предметных ситуаций посредством линейных цепочек имен вида ABC, где А, С - имена предметов или свойств, а В - имя отношения, имеющего место между значениями А, С. Например: "Книга лежит на столе", "Все люди смертны" и т.д. Соответственно, умозаключение выступает сложным именованием некоторых связей между описаниями отдельных предметных ситуаций. Например: все люди смертны. Сократ - человек, следовательно, Сократ смертен.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.