РАССУДОК . МЫСЛЬ , ВИДЫ МЫСЛЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассудок охватывает совокупность таких способностей, как пони­мание, определение, рассуждение, умозаключение. Каждый из нас ежед­невно использует указанные рассудочные способности. Но говорить прозой, как известно, не значит знать, что вы говорите прозой, тем бо­лее знать, что такое проза. Рассмотрим поэтому-рдссудочную деятель­ность людей подробно.

Существует наука - логика, которая со времен Аристотеля занима­лась исключительно анализом рассудка. Ниже будут приведены резуль­таты именно этой науки, а не психологии, которая также исследует эту часть психики.

В основе рассудочной деятельности людей лежат две способности: инициация частично управляемых звуковых потоков (навык говорения) и именование. И та, и другая - этнически детерминируемые активности. Вне этнической среды не возникают и не развиваются: животные изме­няют поведение под влиянием слов, но как элементы системы "живот­ное- среда-человек".

Навык говорения включает в себя производство звуков (ощущений звуков и букв - в случае внутренней и письменной речи). Субъект речи производит отдельные звуки: "а", "о", "р", "о", "у" и т. д. Трехмесяч­ный ребенок силится произнести звук "агу", хотя с момента появления на свет бойко кричит. Пройдут дни, недели, годы и производство зву; ков станет обычным. Энергетические затраты на генерацию звуков све­дутся к минимуму, но не исчезнут. Речь останется производством. Ор­ганом производства звуков служит язык.

.Другим навыком, без которого невозможен навык говорения, явля­ется синтез отдельно произносимых звуков в последовательности. Каж­дый говорящий на родном языке легко это делает. Суть навыка - в свя­зывании фонем в слоги и слова, а слов - в предложения.

Посмотрим как дети начинают читать. Что представляется трудным, почти невозможным? Буквы запоминают обычно сразу. Самым слож­ным оказывается следующий шаг - составлять из букв слова, соединять буквы в строчки: между ребенком, только что соединившим буквы "м"

90


и "а" в "ма", и маститым писателем, соединившим тысячи слов в ро­ман, принципиальной разницы нет. Многие философы соединение букв в слова называют чудом. Если однажды оно произошло и постоянно подтверждается, то это и есть навык .синтеза в говорении.

Навык именования основывается на двух фундаментальных навы­ках: говорении и структуризации предметной области, подвергаемой именованию. О навыке речи мы только что говорили. Благодаря ему субъект речи вырабатывает совокупность звуковых, чувственных или письменных единиц, которые в именовании становятся знаками единиц реальности, выделенных навыками структурализации.

Структурализация предметной области - результат умственной дея­тельности. Напомним, в результате различения, отождествления, абст­рагирования, сравнения, умственного рассмотрения предметной обла­сти выделяются тела (предметы, явления), Свойства, отношения, функ­ции, действия, состояния тел и т. д.

Суть именования состоит в установлении однозначной связи между элементами речевой реальности, выработанными речевыми навыками, и элементами предметной области, выделенными умственным путем.

Процедура именования в речи осуществляется посредством специ­альных фраз, типа:

- Будем говорить, что М есть имя...

- Говорят, М есть знак ...

- Обозначим некоторое ... символом М ...

- Будем называть и т. д.,

а также посредством жеста, указывающего явление, которое обо­значается словом. Субъект именования обязан выделить в чистом виде объект именования в форме, доступной людям, и сказать посредством фраз указанного типа, что выделенное явление будет называться та­ким-то словом. В результате многократного повторения подобной про­цедуры именования (в логике она называется окстенсивным определе­нием) у людей возникает устойчивый условный рефлекс между звуком, предметом, ощущением звука речи и ощущением предмета. Роль ус­ловного рефлекса в природе именования столь велика, что есть смысл остановиться на его анализе.

Связь между внешним воздействием и ответной реакцией живого существа, наделенного нервной системой, называют рефлексом. Реф­лексы бывают условные и безусловные. Для безусловного рефлекса ха­рактерна одна и та же ответная реакция на одно и то же внешнее воз-Действие в одних и тех же условиях. Безусловные рефлексы врождён­ные. Например, при вспышке света зрачки автоматически сужаются, при виде пищи выделяется в здоровом организме слюна и желудочный сок.

В условных рефлексах однозначная реакция на внешнее воздействие носит временный характер. Она возникает при жизни в определенных Условиях. Например, кормление собаки сопровождается звонком. Воз­никает условный рефлекс: собака начинает реагировать на звонок так Же, как на пищу. Реакция на звонок двояка - физиологическая и психи­ческая. Физиологическая - это выделение слюны, желудочного сока,

91


 



 


движение в сторону пищи и т. д. Остенсивные определения или имено-i вание - не что иное как установление условно-рефлекторной связи, щ результате которой человек начинает одинаково реагировать не толь--ко на сам предмет, но и на его имя (звоночек в случае кормления соба­ки). При этом психическая реакция на имена и предметы, сопровожда-i ющая условную связь, оказывается важным явлением - она выступает^ духовным эквивалентом предметов внешнего мира во внутреннем мире человека. Это то, что называют мыслью о предмете.

В обыденной жизни именование обиходных явлений отнесено в дет! ство людей: дети повторяют родителей, имена закрепляются за вещами! посредством памяти, и этого бывает достаточно в традиционных куль-| турах. Обычаи заменяют логику. Однако в логически обусловленной^ речи вышеописанные приемы, делающие звуки и их речевые аналоги именами, должны быть явйо выделены.

В результате именования между явлением реальности (которое ло­гики называют значением), психической реакцией и звуком возникает,) устойчивая рефлекторная связь. Графически ее можно изобразить в виде треугольника:

значение

звукосочетание

смысл (психическая реакция)

Именование делится на простое и сложное. В простом именовании звуку (или его аналогам) ставятся в соответствие отдельные элементы реальности, благодаря чему звуки или их аналоги становятся именами.] Таким образом формируется исходный запас имен у человека, или те-; заурус. Простое именование вводит в речь отдельные слова и словосо-J четания типа "сосна", "стол", "дерево", "находиться на " , "состоять; из", "быть больше". Именование предметов на столе требует сложных: имен: "яблоки находятся на столе", "слева от яблок лежит карандаш" щ т.д-. В этих случаях мы сталкиваемся со сложным именованием. Оно пред-^ полагает тезаурус и соглашение (правило) составления сложных имен или последовательностей имен для именования какой-либо ситуации. Примером сложного именования служат определения, т. е. фразы типа "А есть В", в которых А есть определяемый термин, а В - его логичес­кий эквивалент, состоящий из слов имеющегося тезауруса, но без А. Например: "барометр есть прибор для измерения атмосферного давле­ния".

Сложное именование некоторой ситуации в соответствии с ранее введенными соглашениями употребления слов тезауруса, обозначаю­щими отдельные элементы ситуации, назовем описанием.

Задание. Опишите расположение предметов на вашем столе или про­исходящее за окном вашей квартиры.

92


"В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, одна­ко ж и не так, чтобы слишком молод". Конечно, вы угадали описание Чичикова. Нетрудно видеть: в описании, так же как в определении, име­нование носит сложный характер в том смысле, что осуществляется посредством использования имеющегося запаса слов - тезауруса.

Виды описаний проистекают из специфики данной ситуации. Иног­да можно обойтись одним словом: "вечерело", "холодало", "сквози­ло". Если описывается действие некоторого объекта, порой достаточ­но двусложного образования: "Собака бежит", "Самовар кипит", "Иван спит" и т.п. Для характеристики предмета или явления можно ограни­читься набором слов: "Высокий, с голубыми глазами, прихрамывает" и т.д. Для именования отношений нескольких предметов используют речевые обороты типа: "Иван - брат Сидора", "Волга в устье шире Дона" и т.д. Для описания функциональных связей в количественной форме используются выражения: X = f(Y). Мы видим из перечисленно­го, что основные логические явления - понятия, суждения, умозаключе­ния - это разные виды сложного именования. Суждение - это сложное именование предметных ситуаций посредством линейных цепочек имен вида ABC, где А, С - имена предметов или свойств, а В - имя отноше­ния, имеющего место между значениями А, С. Например: "Книга ле­жит на столе", "Все люди смертны" и т.д. Соответственно, умозаклю­чение выступает сложным именованием некоторых связей между опи­саниями отдельных предметных ситуаций. Например: все люди смерт­ны. Сократ - человек, следовательно, Сократ смертен.







Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.