АГОНИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Остановка работы сердца, то есть клиническая смерть, не всегда и не сразу связана с остановкой других органов человека. Мозг может продолжать работать, умирающий может слышать, видеть. Поэтому принято умирающего после клинической смерти оставлять одного на 20-30 минут - жизнь мозга должна угаснуть. Рост ногтей или волос продол­жается значительно дольше. Почки, печень и другие органы после кли­нической смерти иногда годны для пересадки. Что же происходит в 20-30 минут после клинической смерти в неотключённом сознании умираю­щего?

Задание. Прочтите внимательно последние две страницы рассказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича". Я ограничусь выдержками из гениального произведения. "Все три дня, в продолжении которых для него не было времени, он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая сила... Он чувствовал, что мученья его и в том, что он всовывается в эту черную дыру, И еще больше в том, что он не может пролезть в нее...

Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавила ему дыхание, он провалился в дыру, и там в конце дыры засветилось что-то, с ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление... Это было в конце третьего дня, за час до его смерти."2.

А теперь описание смерти "изнутри", от первых лиц, в книге амери­канского врача-реаниматора Р.Моуди "Жизнь после смерти" (точнее -после клинической смерти). Описываются сто случаев клинической смер­ти и то, что рассказывали пострадавшие об этом состоянии. Рассказы примерно одинаковы: сначала они смотрят на себя умирающего, лежа­щего на кровати, видят как над ним хлопочут врачи, потом их начина­ет затягивать в очень узкий туннель, затем они с большой скоростью несутся по этому туннелю, встречают светлое пятно или шар, который

115


 



 


задает им вопросы об их прошлой жизни. Чувство страха вытесняет спокойное и даже радостное настроение. Наконец, они плывут по реке или бредут сквозь туман и видят на том берегу ранее умерших родствен­ников, но туда никто не добирается, потому, что их в это время "вытас­кивают" к жизни.

Сравним описание агонии Ивана Ильича и пациентов Р.Моуди. Много общего: "черная дыра - узкий'туннель", неведомая сила, затяги­вающая в "дыру - туннель", вагон железной дороги - движение с боль­шой скоростью; светлое пятно в конце туннеля и дыры, и, наконец, об­легчение, о котором говорят пациенты Р.Моуди и герои рассказа Тол­стого. Во всем остальном - разница. Сюжетная линия разговоров с те­нями ранее умерших родственников в тексте Р.Моуди скорее всего от религиозного алгоритма ожидания смерти его пациентов.

Сравнение двух описаний агонии людей позволяет психологу сде­лать вывод: в момент смерти эмоциональная жизнь человека осуществ­ляется по обычным жизненным ритмам - тяжесть (дыра, узкий туннель, прострация) , а затем облегчение, свет и даже радость. Иные картины агонии в случаях, когда первым отключается сознание, а потом оста­навливается сердце. Свидетельства перенесших инсульт - тяжелый удар (как палкой) по голове и отключение сознания: ничего нет, ничего не помнится. Затем просыпание. Переживание утопших: одну - две мину­ты утопающий сознанием, волей задерживает дыхание и лихорадочно ищет выход, затем сознание отключается, делается автоматический вдох, вода заполняет легкие. Сердце еще качает кровь, но ритм сердце - лег­кие уже нарушен. Здесь никаких картинок, агониальных чувственных ощущений.

Иное дело смерть от потери крови, замерзание - это медленное уга­сание, спокойное забытье ...

Случаи одновременного отключения сознания и сердца - автомо­бильные катастрофы, смерть в результате падений и выпрыгиваний -остановка и того и другого происходит быстрее, чем разрешающая спо­собность чувственного восприятия: смерть мгновенна.

Я описал три возможных варианта агонии. Здесь нет ничего таин­ственного, неожиданного - более того, выделяются правила и законо­мерности. Люди умирают от рака, цирроза печени, инсульта, инфаркта и т. п. Христианин во всех этих случаях скажет: "Бог призвал". Мусуль­манин: "Так хотел аллах". Врачи-геронтологи, специалисты в области продления жизни, указывают, что большинство людей умирает от раз­рушения какого-либо рдного - двух органов: вовремя не заметили, не заменили и т. п. Если все время следить и вовремя менять отработав­шие органы, как скажем, мы привыкли делать с больными зубами, жизнь; большинства людей можно продлить до 150 лет. Продлить, но не обес­смертить.

То, что смерть связана с разрушением тела - знают все. Но не все признают, что с разрушением тела, остановкой сердца, разложением мозга душа исчезает, потому что она - функция мозга. Тело человека не пристанище души, а ее причина.

Мне часто приходится выступать в учительской среде. Именно в этой

116


среде на 100 человек, как правило, 3-7 человек фанатично отстаивают бессмертие души. Комизм ситуации состоит в том, что именно учителя -конструкторы душ человеческих. Именно они более, чем кто-то другой, видят, как формируется душа, знают технологии формирования тех или иных ее качеств. Именно они больше других научены опытом воспитания - если ничего не делать, то не будет никакой личности. И тем не менее среди них иногда встречаются рьяные защитники переселения, бессмер­тия душ: если верить в это суеверие исчезает смысл профессии учителя.

Люди борются за свою жизнь, за бессмертие остервенело, отчаянно. Когда в полемике с жаждущими жить бесконечно мне становится труд­но от невменяемости моих собеседников, я просто спрашиваю:

- Если разбить стул на кусочки, то стул остается? Ответ, после неко­торого раздумья, - нет. Тогда я задаю решающий вопрос: - Если тело человека разрушить, то человек остается?..

Немая сцена. На всякого мудреца довольно простоты. Платон в ди­алоге "Федон" приводит четыре доказательства бессмертия души. Но уже Цицерон, после разбора "доказательств", объявил всему миру, что теоретического доказательства бессмертия людей не существует. Бес­смертие, если бы оно было, было бы чудом.

Тем более, нет никаких эмпирических оснований бессмертия - ни одного случая воскрешения. Воскрешение Христа, о котором так мно­го наслышаны люди, не верифицировано. Вместе с тем достоверно из­вестно, что душа человека, его "Я" - появляющееся и формирующееся в жизни явление, зависимое прямым образом от системы воспитания. Каким, уважаемый читатель, хотите видеть своего сына. Героем? Тон­кой, эстетствующей натурой? Иезуитом? Добрым? Запишите просьбы на бумаге и придите к Учителю - профессионалу. Он подберет соответ­ствующие технологии. Вам хочется сформировать и тело вашего сына? Хотите видеть его высоким, стройным и т. д.? Нет проблем.

Люди умирают от конкретных причин. Но все умирают. У каждого человека, если не в его биографии, то в его генофонде есть рождение, детство, юность, зрелость, старость, дряхлость и смерть. Это наводит на мысль, что действительная причина смерти людей где-то в ином, чем цирроз печени или инфаркт. Цирроз, инсульт, белокровие - лишь сред­ства некоторого общеприродного начала, которое сначала порождает, а затем безжалостно убивает людей. Смерть, таким образом, есть строчка в генной информации человека. Убийца людей найден. Им является ген.

Но что записало в генах финал любого живого? Ответ прост - то же самое, что обновляет мир, изменяет его - великий закон изменений: в мире все когда-то появилось, и все когда-то исчезло или исчезнет. Час­тным случаем этого закона бытия является всеобщая смерть людей.

117


1




РАЗДЕЛ III . СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕ­СТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА









ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Условно жизнь общества можно разделить на две части: материаль­ную и духовную. С одной стороны, человек вынужден добывать себе пищу, строить жилища, рожать детей, бороться с врагами, изменять окружающий мир, чтобы физически поддержать себя. Это материаль­ная, внешняя жизнь общественных людей. Для большинства современ­ных людей - это обычное профессиональное занятие. С другой сторо­ны, человек - единственное живое существо на обозримом участке Все­ленной, которое мечтает, фантазирует, надеется, страдает от любви, совестится, идет на смерть за свои убеждения. Это духовная, внутрен­няя жизнь человека. Духовная жизнь характерна для любого современ­ного человека. Однако есть люди, для которых внутренняя жизнь из средства и программы обеспечения эффективного поведения во вне пре­вращается в самоценность. Для таких людей свойственны презрение к телесности, пище, плотским потребностям, удовлетворению материаль­ных благ. Для них главным в жизни является, например, служение теат­ру, красоте^ истине, благу, духу, богу, абсолюту. Анализ жизни этих странных, с точки зрения человека, задавленного обычными заботами о хлебе насущном, позволяет в полной мере обнажить существо духов­ной жизни человечества. Среди этих людей надо искать живых храни­телей культуры, духовного богатства общества. Среди них находятся духовные наставники человечества.

Есть случай бытия, в котором духовность как специфически челове­ческое явление представлено в чистом, открытом, рафинированном виде. Это странничество. Оно досталось нам от древних: барды, кобза­ри, трубадуры, акыны ходили от рода к роду, от племени к племени, рассказывали, забавляли, учили, удовлетворяли духовную жажду лю­дей. Это интеллигенты прежних времен - их вела внутренняя жизнь. Они не работали в житейском смысле слова - они служили душе.

Вспомните Дон-Кихота. Часто он выглядит не просто странным, а чудаком, порой за него обидно и стыдно. Но в этом суть странниче­ства: у него все перевернуто, внешний мир выступает выражением внут­реннего - все вовне символизируется, всему присваивается смысл, дале­кий от действительного содержания предметов внешнего мира. В ре­зультате появляется святость, сакральность, таинственность, посвящен­ность. Вещи начинают жить в голове дон-кихотов особой потаенной жизнью. Ветряные мельницы - для Дон-Кихота - не мельницы, а враги, Дульсинея - первая красавица и т.д. Завороженность, отстраненность, ощущение выдуманного как действительного - вот суть странности сред­невекового рыцаря Дон-Кихота.

Меджнунизм (от арабского "меджнун" - обезумевший от любви) средневековая разновидность духовности. Вспомните "Лейли и Медж­нун" Низами и "Витязя в тигровой шкуре" Ш.Русставели. Герои этих произведений - особые странники: заставляют себя уйти от любимой,

118


бегут от нее ради подвигов в ее честь. Так поступали средневековые рыцари времен крестовых походов. Удаленность от объекта любви до­водит психику героя до крайности. Он заболевает бешенством любви, страсть достигает апогея, силы увеличиваются и тигры становятся ни­почем^

Другой тип странничества - религиозный. Объекты паломничества другие - Мекка, Иерусалим, гроб господен, святая гора, киевские мощи и т. п. Но суть та же - переосмысление, перевёртывание реальности. Опять присваивание предметам внешнего мира свойств, которых у них нет, никогда не было и не будет с той разницей, что при религиозном видении мира предметы внешнего мира оказываются знаками не внут­реннего, а потустороннего мира, то есть опять-таки выдуманного мира грез.

Странники, как и блаженные, всегда притягивали людей своей отре­шенностью от реалий сегодняшнего дня. На Руси испокон веков со странниками делились хлебом и ночлегом.

Восток открыл людям особый вид духовного странствования - мир медитаций, астральных превращений и проникновения в глубины и за­коулки психики. Оказалось, всякий человек - носитель бесконечного богатства, которое чаще всего остаётся невостребованным у большин­ства людей.

Задание. Засыпая в момент, когда сознание замещается потоком сно­видений, попробуйте остановить грезу, рассмотреть ее внимательно, войти в нее и осуществить необычное путешествие внутри нее. Сразу это не получится, нужна тренировка. Нужна методика. Но она есть. Восточный мир давно изобрел ее.

Подводя итог представлению "чистых" случаев духовности, отме­тим существенные особенности духовной жизни людей:

- в духовной жизни - религии, науке, искусстве, - предметы и явления
внешней реальности всегда оказываются знаками внутренней жиз­
ни людей, т.е. их теорий, фантазий, представлений, идей;

- в отличие от реальной жизни, в которой люди поступают как тре­
буют того вещи, в духовной жизни люди ведут себя в соответствии
со смыслами вещей, которые они им присваивают. Поэтому мож­
но было бы определить духовную жизнь людей как жизнь в мире
смыслов, которые изобретаются и присваиваются людьми предме­
там и явлениям окружающего мира.

Со временем духовная жизнь людей дифференцируется. Четко вы­деляются фундаментальные способы духовных исканий - наука, искус­ство, литература, религия, нравственность. Духовное производство ста­новится делом профессионалов. Выделяются основные центры духов­ных томлений и истязаний: истина, добро, красота, бог.









ИСТИНА

"Что есть истина?" - спросил Христа Понтий Пилат - пятый проку­ратор Рима в Иудее. "Истина прежде всего в том, что у тебя болит го-

119



лова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти". Такова версия М.Булгакова ответа на фундаментальный вопрос чело­вечества. Бог уклонился от ответа. Остается нам делать то, перед чем бессилен бог. Истина - дело рук человеческих, и только человек может рассказать, что это такое.

Вопрос об истине запутан чрезвычайно. Хотят глаголить истины, быть пророками, поводырями человечества и поэтому переопределяют истину так, как им удобно. Мы не будем заполнять списки существую-, щих толкований. Это далеко бы нас завело от истины.

Договоримся, что истина-ложь характеризуют речь, и то не всякую1.

Точнее: истина-ложь характеризуют высказывания повествователь­ной речи. Небольшая информация о видах речи: она бывает повество­вательной, вопросительной, побудительной, а также художественной, образной и т.д. У каждой речи свои формы высказываний - закончен­ные части речи, выражающие ее основное назначение. Высказыванием-вопросительной речи является вопрос, проблема; побудительной - при­каз, просьба, мольба; художественной - стих, метафора, афоризм и т. д. Вопрос может быть корректным или некорректным , но он не может быть истинным или ложным. Приказ может быть четким или неясным, но он не может оцениваться как истинный или ложный. Основной по­казатель художественной речи - красота.

Повествующая речь - т.е. речь о том, что есть, как было дело или что будет - может быть истинной или ложной..

Небольшая информация о сущности повествовательной речи: вся­кая речь кодирует соответствующую ситуацию. В повествовательной речи это оказывается главным. В этой связи представим себе, что коди­рование ситуаций осуществляется посредством азбуки Морзе. В азбуке Морзе существуют правила построения последовательностей сигналов различной длины в соответствии с содержанием кодируемой ситуации. Пусть далее нам принесли донесение, зашифрованное посредством аз­буки Морзе и указали, что сообщение истинное. Что это значит? Это значит, что при кодировании ситуации все правила составления текста, принятые в системе Морзе, соблюдены.

Перенесем теперь сказанное на обычную речь. В ней слова могут употребляться в соответствии с правилами, обычаями и договорами об| условиях их употребления и с нарушением договоров, соглашений, пра­вил употребления слов. Например, термин "стол" употребляется для обозначения только определенных предметов мебели и нельзя его упот­реблять без соответствующего уведомления для обозначения стула или скамейки. Аналогичным образом - термин "находится на" обозначает

1) Для сравнения: иногда выделяют онтологическое содержание термина "ис­тина". В этом случае истинными оказываются не высказывания, а вещи - ис­тинный человек, истинная машина, истинное дерево и т. д. Все вещи делятся тогда на истинные, т. е. совершенные, и неистинные, приближающиеся к ним. Иногда выделяют моральное содержание термина "истина", объявляя исти­нами то, ради чего можно пойти на плаху. Мы абстрагируемся от подобных толкований.

120


особое отношение предметов, отличное, скажем, от отношения "нахо­дится в".

Когда мне говорят, что "Татьяна Н. - блондинка" и говорят, что это истина, это значит: все слова, употребленные в этой фразе, и их после­довательность соответствуют соглашениям их употребления и постро­ения слов в речи, принятых в соответствующем сообществе в ситуации повествования (описания) Татьяны Н. Это означает, что кодировка ин­формации относительно Татьяны Н. совершена в повествовательной речи правильно.

Таким образом, фразы, правильные грамматически, осмысленные, описывающие ту или иную предметную ситуацию, истинны, если в них соблюдены обычаи или правила обозначения элементов предметной ситуации, принятые в соответствующем сообществе.

Например, пусть у меня в кошельке сто рублей. Договоримся, что будем называть рубли камнями, кошелёк - арбузом, а "находится в" -"состоит из". Тогда фраза "100 камней состоят из арбуза" - истинна в той субкультуре, в которой имеет место упомянутые договоренности об употреблен терминов "кошелёк", "рубли", "арбуз" и т. д.

Ложью оказывается любая фраза, описывающая ситуацию с нару­шением обычаев или правил употребления терминов, принятых неко­торым сообществом для обозначения тех или иных элементов ситуа­ции. Например, на столе лежат сто орехов. Некто сообщает: "На столе лежит 106 орехов". Он неправильно в описании употребляет термин "106". Он лжет, возможно, даже и не преднамеренно.




ДОБРО

Все, очевидно, знают, что такое добрая собака, которая не укусит, не облает, приветлива и покорна. Добрый человек поделится с Вами, вовремя поможет, поддержит, подтолкнет, если, нужно.

Возможно, у Вас, уважаемый читатель, сложилось мнение, что доб­ро и его антипод - зло, характеризуют действия людей или животных. Поэтому, возможно, Вы согласитесь, что добро - это особым образом обустроенное общежитие людей, при котором большинству людей ком­фортно, уютно, счастливо. Поэтому вопрос о сути добра сводится к изобретению, воплощению и содействию уютного, счастливого обще­жития людей.

Честь открытия систем добра принадлежит пророкам, учителям че­ловечества - Будде, Мухаммеду, Христу, Заратустре, Сергию Радонеж­скому, Александру Солженицыну, Дмитрию Сахарову, Ф.Достоевско­му, Льву Толстому. Изобретатели счастливого общежития миллионов и миллиардов людей, основанного на добре, чрезвычайно высоко оце­ниваются людьми. Выше, чем ученые, политики, философы. Их при­числяют к лику святых, возводят в сан богов.

Добро странным и чудесным образом побеждает зло мирными сред­ствами. Пророки не обнажают меч. Их орудие - слово, молитва, пропо­ведь, мученичество. По призыву Ганди индусы заполнили тюрьмы и парализовали деятельность английской администрации в Индии. Жем­чужина английской короны обрела самостоятельность.

121


Существо добра пророки и учителя человечества обычно выража­ют в сводах правил жизни, кодексах морали, категорических импера­тивах.

"Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй", "Не пожелай жены ближнего" и т.д. Так говорил Христос. "Относись к людям так, как хо­тел, чтобы относились к тебе", "Пользуйся своим умом!" (И.Кант); "Морально все, что содействует коммунизму"(В.И.Ленин); "Уважай старших" (Конфуций); "Живи скрытноР'(Эпикур); "Раздавите гадину!" (Вольтер); "Страдать надо, страдать!"(Ф.М.Достоевский); "Живи опас­но", "Падающего подтолкни"(Ф.Ницше) "Будьте реалистами, требуй­те невозможного!". Источник советов не угасал в жизни человечества.

Д.Сахаров писал конституцию демократической России. А.Солже-ницин излагает план обустройства России и т.д.


КРАСОТА

Фактом является то, что некоторые вещи способны порождать осо­бое переживание, называемое красотой. Эмоциональная окраска этого переживания положительная. Красота создает оптимистическое, довер­чивое отношение к миру, поражает, вызывает экстаз, восторг, прилив сил. Удивление от красоты носит глубокий и, как правило, продолжи­тельный характер. Именно поэтому многие считают, что красота спа­сет мир. Красота желаема и, скорее всего, относится к ненасыщаемым потребностям: к красоте конкретных людей и вещей привыкнуть мож­но, истребить стремление к красоте вообще нельзя.

Попытки найти в вещах и людях, которые вызывают в нас красоту, общие свойства (симметрию, сочетание красок, здоровье и т. п.), веще­ство, присутствие или отсутствие которого делало бы вещи или людей красивыми, не увенчались успехом. Одни и те же вещи кажутся одним людям красивыми, другим - безобразными. Бесспорно одно: красота удовлетворяет комплекс позитивных ожиданий - и чем большее число (в том числе и прежде всего скрытых, избранных) ожиданий вещь(или живое существо) удовлетворяет, тем более она красива.

Выделим три основных составляющих запросов и ожиданий, удов­летворение которых порождает у нас красоту: природное, социальное и индивидуальное.

Частью вкус (в широком смысле слова синоним комплекса ожида­ний) задан биологически: меланхолик всегда предпочитает зеленые, мягкие, пастельные тона, красный свет его раздражает. Холерик, на­против, ищет резкое, контрастное, динамичное, отмеченное.

Социальный заказ программы эстетического восприятия мира фор­мируется средой, обществом, группой. Политические, религиозные, на­циональные движения создают, как правило, свою символику, свою эс­тетику. Поэтому для русских сочетание красного и черного - цвет скор­би, а на похоронах они плачут, кричат, воют. Коричневый цвет нацио­нал-социалистов становится ненавистным для его врагов: свастика при­водит в бешенство, а гимн вызывает тревогу.

Индивидуальные запросы красоты индивидуальны. На этом уровне о вкусах не спорят. Здесь много неожиданного: эстет П.Чайковский

122


женился на посредственной особе, а красавица Мария Кочубей влюб­ляется в старика Мазепу. Здесь нет правил.

Задание. Внерациональность красоты проверить не трудно. Возьмите томик стихов любимого поэта и отберите лучшие. Вы увидите, что они состоят из метафор, афоризмов, гипербол" и выражений вроде "камен­ный гость", "зал рукоплескал" ,"египтяне Нилом жажду утоляют". У Гоголя: Тарас Бульба - в 20 пудов весом, редкая птица долетит до сере­дины Днепра и т.д. Ведь так не бывает. Но в этом суть красоты. Приве­дите примеры найденных вами метафор.

Ниже я привожу стихотворение Василия Каменского.

Карусель - улица - кружель - блестинки Блестель - улица - сажаль - конинки Цветель - улица - бежаль - летинки Вертель - улица - смежаль - свистинки Весель - улица - ножаль - путинки.

Нетрудно видеть - красивая ложь радует, завораживает, вводит в иррациональное, оказывается желаемой. Отсюда многие беды. Из всех истин нам дороже оказывается нас возвышающий обман. Поэтому люди так трудно расстаются с мифами. Точнее сказать - никогда с ними не расстаются. Поэтому сила радует, она красива, а насилие - угнетает. Поэтому так часто отдают свое сердце красивым нахалам, а не доб­рым, но слабым.

Однако, воскликнет проницательный читатель, если красота - чудо, иррациональное, непонятное и т. д., то как же ее производят, причем в большом количестве?

Вот здесь я хочу продемонстрировать разницу между пониманием и производством. Для производства красоты достаточно вкуса. Приро­да от рождения наделяет человека вкусом. Но его можно развивать, обогащать, усложнять. Это осуществляется в процессе образования и художественной деятельности. Умение делать нечто со вкусом - искус­ство. Умение писать со вкусом - литература и поэзия. Это касается и существа искусства.


БОГ

Бог - это чистое ничто, ни здесь он, ни теперь, Чем больше ищешь ты его, тем больше ловишь тень.

Бог есть ничто и сверхничто и вида не имеет, Ему дал образ человек, как будто разумеет.

Одно о Боге можем знать: что есть Он - вот и все, Что знает человек о нем, таков он самое.

Бог - вспышка молнии сквозь темный мрак ничто, На этом свете твари нет без отблеска Его.

123


1


Цицерон "Философские трактаты" (Раздел "О природе богов").

Философы часто используют термин "бог". У Демокрита боги - те­лесные образования из легчайших, шарообразных атомов, у Аристоте­ля бог - мыслящее себя мышление, у Спинозы бог - синоним природы, у Вольтера - свойственный самой природе принцип действия и т. д.

Говоря о боге, нельзя забывать, что языческие боги не считались надмировыми существами, то есть не были аналогичны христианской Троице, мусульманскому Аллаху и даже древнеперсидскому Ормузду. Считалось, что это живые организмы, но более могущественные, неже­ли люди, иначе устроенные, но соизмеримые с другими организмами, населяющими Землю. Они просто на порядок совершеннее людей, как люди совершеннее муравьев.

Подобное толкование бога сохранилось в настоящее время в буд­дизме. Да и ранее христианство придерживалось вышесказанного толко­вания. Для буддизма - это категория людей на высшей ступени их разви­тия после обычных людей, мудрецов, экстрасенсов, магов и т.д. Каж­дый человек может путем самосовершенствования стать богом, как это было с принцем Б.Сиддхартхой, прозванным Буддой (просветленным).

Иное толкование бога в других мировых религиях. Для них - это сверхъестественное существо, сотворившие мир из ничего и управляю­щее им: в иудаизме - это Яхве, в исламе - Аллах, в христианстве - святая Троица. Для сравнения: у Гегеля фигурирует в структуре мира абсо­лютная идея, но она обретает волю, сознание и чувственность только у человека - до стадии общества дух абстрактен, безлик и безволен, хотя и закономерен. Бог же религий действует, волен, мыслит, сознателен. Он всегда персонифицирован, может карать и миловать. Философы от-^ рицают такого бога. Споры о структуре мироздания шли и идут до сих пор. Всегда были философы, которые утверждали существование на­ряду с телесной реальностью иной абстрактной, бестелесной реальнос­ти, но никто не персонифицировал эту реальность: нет для этого осно­ваний. Бог является средоточием жизни миллиардов людей - ему по­клоняются, его просят, умоляют, восхваляют. С учением бога идут на смерть, имя божье освящает брак, семью, государства, империи.

Между тем фактической информации о боге, как о некотором ре­ально существующем вне людей и природы субъекте вселенской актив­ности, нет. Все свидетельства в пользу бытия вышеуказанного бога странны - непроверяемы, противоречивы и т. д. Свидетели, скажем жизни и вознесения Христа, хотя и объявлены в ряде случаев святыми, - из тех, о которых можно сказать словами И.Канта - они никогда не явятся в суд. Существующие описания бога мало вразумляют. Если со­общают, что бог - сама истина, сама красота, само добро и сама спра­ведливость, то, надеюсь не только у меня, но и у вас, уважаемый чита­тель, духовного равновесия не наступает. Еще меньше разума в различ­ных художественных представлениях бога.

Другие рационалистические объяснения сущности бога мало что обещают. Обычно говорят: бог - чудотворец, основатель мира, перво-двигатель, источник, запустивший первые сердца животных и людей, первопричина, всемогущая, конечная инстанция справедливости, неви-


димое, непонятное, вечное, сущность всех сущностей и т.д. Однако "про­клятые" вопросы не дают покоя. Если бог так силен, что создал мир, то может ли он создать камень, который сам не поднимет? Если бог щедр и милостив, то почему в мире, где он верховный господин, так много голода, холода, подлости и смерти? Почему он не обуздает дьявола, не покарает сатану, не остудит пыл чертей? За что страдают невинные дети, почему погибают лучшие и т.д.? Список вопросов без ответов длин­ный. Наконец, если бог создал мир, то кто создал бога?

Все сказки о суперсуществах в окружающем мире поражены пара­доксом "золотой рыбки". Вспомните сказку о рыбаке и рыбке: золотая рыбка может сделать все, за исключением одного - выскочить из сети. Джин всемогущ, но из бутылки ему не выбраться...

Разум бессилен доказать существование бога и его окружения. Все доказательства бытия божьего сведены в таблицы и не выдерживают критики со стороны устоявшихся правил доказательства. Никто не зна­ет, что такое бог вне человека.

В основе бога, как духовного призрака, лежат не доводы разума, а доводы чувств. Однако, не всех: внешние органы чувств не дают ника­ких свидетельств относительно существования во вне какого-то чудот­ворного начала.

В основе бога лежат внутренние чувства. Но какие? Ясно, что эмо­ция, порождающая бога, должна быть максимально сильной, всеохва­тывающей, способной быть доминантной продолжительное время (вплоть до конца жизни) у миллиардов людей. Среди претендентов на такую роль в первом ряду стоят вера, надежда, любовь. Большинство толкователей считают, что бога порождает вера. Бог оказывается сре­доточием веры, источником особой ее энергичности. В этой связи ре­лигию объявляют формой организации веры в сверхъестественное, в частности, - бога. Я не останавливаюсь на анализе этой позиции, она достаточно представлена в литературе. По сути дела - это господству­ющий взгляд на сущность бога. Но если бог - объект большой веры, то почему богоимеющие и богонастроенные люди не обязательно верую­щие. Почему для некоторых богом охваченных душ вера в него абсур­дна? Возможно, потому что подлинная религиозная духовность поко­ится не на вере? Отвечаю положительно на этот вопрос. Тогда, воз­можно, любовь - храм и содержание бога? Великий знаток божествен­ных (связанных с идеей бога) переживаний и великий атеист Л.Фейер­бах (1804-1872) считал, что любовь - вот подлинное средоточие религи­озности. Бога порождает любовь, бог - объект любви, ее производная. В этой связи Л.Фейербах пытался создать религию любви. И опять я вынужден отказать, но теперь любви в попытке объяснить сущность бога. Нет более беззаботных людей, чем влюбленные. Кто любил,, тот это знает. Любовь самодостаточна, не нуждается в освящении.

Подлинным источником богонастроения и богосодержания являет­ся надежда. Именно она порождает потребность в боге. В сущности бог - это большая надежда. Без надежды человек не может жить. На­дежда погибает последней. Когда среди реальных предметов не оказы­вается спасающих, когда все реальные предметы перестают обнадежи-


 


24


125


вать, люди, чтобы выжить в этом, по сути безнадежном мире, изобре­тают фантастическую опору. Первоначально - сказочную, мифологи­ческую. Когда мифа и сказки оказалось мало, была изобретена органи­зация надежды - религия. Бог оказывается во всех случаях фантасти­ческой организацией надежды: действующим, волевым, организующим, карающим, помогающим, в большей части, персонифицированным на­чалом. Иного содержания в боге нет. Тщетно искать в нем физические, черты и свойства, смешно изображать его человеком. Ущербно отыс­кивать его среди людей. Бог как явление - психический феномен, и он находится внутри людей.

Спрашивается тогда, какое место занимает в системе надежды под именем Бога вера? Самое непосредственное. Большая надежда должна быть всесильной, большой, все преодолевающей, стоящей над естествен­ным миром, который не оставил надежды людям. Вера оказывается спо­собом убеждения, доказательства всесилия бога - носителя надежды. Поэтому все богонастроенные люди - реально безнадежные, но фанта­стически обеспеченные, стремятся окружить надежду верованием. Прав­да, для богосозидания вера не обязательна. Человек может обойтись без нее. Поэтому некоторым богонастроенным людям не нужны как аналитические, так и вероисповедальные доказательства бога. С богом у человека восстанавливается важнейшая его жизнеобеспечивающая функция - надежда - и этого достаточно для признания бога.

Задание 1. Попробуйте объяснить, почему большевикам удалось на­травить огромные массы ранее верующих людей на православную цер­ковь? Почему люди улюлюкали при виде разрушения Храма Спасителя?

Подсказка: большевики дали иную систему надежды миллионам людей - коммунизм.

Задание 2. "Никто не знает, что такое бог" ,- таков итог тысячелет­ним поискам сущности бога. Никто его не видел, не слышал, не воспри­нимал. И тем не менее в него верят. Верят, как древние верили в леших, домовых, водяных и пр. Почему? Попробуйте, уважаемый читатель, объяснить, почему? Иван Карамазов в разговоре с младшим братом Алешей в трактире, когда братья прощались, произнес фразу, которая многое объясняет: "Знай, послушник, что нелепости нужны на Земле. На нелепостях мир стоит и без них, быть может, в нем ничего бы и не произошло".(Достоевский Ф.М." Братья Карамазовы").








ТВОРЧЕСТВО

Наиболее полно зависимость человека от внутренних духовных на­чал выражается в творчестве. Специалисты по активности людей раз--личают два ее вида: творческую и нетворческую. К творческой относят деятельность, производящую новый и значимый продукт. Нетворчес­кой объявляют стереотипную, алгоритмизированную, целедостигаемую, планомерную деятельность. Оттенки, по которым делятся два вида де-

126


ятельности, могут быть разными, но суть дела одна - деление дихото­мическое, на две части.

В действительности между творчеством и репродукцией лежит боль­шая область человеческой активности, которая может характеризовать­ся как-"новизна" и "значимость", но не иметь к творчеству никакого отношения. Речь идет об открытиях й изобретениях путем проб и.оши­бок. Здесь, в результативном плане, признаки творчества налицо, но нет самого творчества, его процесса, его психологии. Резонно такую активность назвать новаторством, рационализаторством, включить ее в новационную активность биологического семейства Homo.

Есть еще одна пропасть между творчеством и новаторством путем проб и ошибок - эвристическая активность людей.

Кратко охарактеризуем ее. Возьмем пример АРИЗа Г.С.Альтшул-лера- алгоритм решения изобретательских задач.

В технике он столь универсален и глубок, что как только обнаружи­вается некоторое техническое, административное противоречие, то его решение посредством АРИЗа неизбежно выводит на новое. Но будет ли такая активность, которая алгоритмизирована, творческой? Дума­ется, что нет. Аналогично, мозговой штурм по какой-либо проблеме.

Мозговой штурм (или атака) состоит в следующем: некоторую про­блему предлагают решить 5-150 специалистам разных профессий, со­бранным в одном месте на конференции. Разрешаются только позитив­ные высказывания. Критика запрещена. Все наработанное мозговой атакой анализируется. Среди сотен предложений находится одно-два решения с новизной и значимостью. Но было ли это творчеством? Ре­зонно называть такую новационную активность эвристической. Она чрезвычайно богата, сопровождается и протекает с опорой на много­численные методики и схемы. Известно порядка шести тысяч единиц эвристического инструментария.

Освоение эвристических методов делает человека творческой лич­ностью, но не превращает его в творца. Творец действует по иным мер­кам. Он сам дает себе правила и схемы деятельности. У негб другой психологический механизм активности.

Парадокс творчества. Статистический анализ документаль­ных описаний творчества, сделанных признанными гениями, позволяет сформулировать парадокс творчества. Большинство описаний содер­жит утверждения о двух "Я", участвующих в процессе творчества: ав­торе (или Я) де-факто и авторе (или Я) де-юре. По признанию лиц, вхо­дящих в творческую элиту человечества, Я, с которым отождествляет себя человек, то есть Я де-юре, не творит. Творит другой, Я (или автор) де-факто, тоже находящийся в голове творца. Автор де-факто "нашеп­тывает", "показывает" автору де-юре результаты творчества, который лишь зарисовывает, записывает и затем выдает за собственный труд сделанное автором де-факто.

А.Мюссе утверждал: гениальный композитор не работает, он слу­шает; это то же самое, как если бы незнакомый человек шептал ему что-то на ухо. Шуберт писал: мелодия приходит ему на ум в точной форме при чтении некоторых стихов Шекспира. "Стихи не пишутся,

127


стихи случаются" ,- вторит А.А.Вознесенский. "Единый памятуй завет: сновидцем быть рожден поэт. И все искусство стройных слов - истол-кованье вещих снов", - отмечает Р.Вагнер в "Мейстерзингерах" и т. д.

Задание: Составьте подборку самоописаний творчества гениальны­ми учеными, поэтами, писателями. Рекомендую почитать стихи А.С.­Пушкина "Поэт", "Пророк", а также "Театральный роман" М.Булга­кова в том месте, где Сергей Леонтьевич Максудов - центральный ге­рой романа, наблюдает поведение персонажей в ходе творческой меди­тации.

Ниже я ограничусь свидетельством Анны Ахматовой. Беру ее цикл "Тайны ремесла", стихотворение "Творчество". Воспроизвожу полно­стью его первую часть.

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома, Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Задание: Перечтите несколько раз последние пять строк. Вдумай­тесь в их содержание. Попробуйте понять: то, что говорил Мюссе, и то, что говорит А.Ахматова - одно и тоже. Возможно, разные слова. Как относиться к воспроизведенным признаниям: как к метафорам, поэти­ческим образам или как точным, естественнонаучным описаниям су­щества творчества?

Я считаю стихотворение А.Ахматовой точным описанием сущнос­ти творчества, аналогичным тому, которое делает физик, снимая пока­зания с амперметра.

Обратим внимание, уважаемый читатель, на поразительное един­ство в описаниях творчества, что бывает в среде гениальных людей край­не редко. Творцы разных направлений, эпох, стран, касаясь сущности творчества, говорят почти одно и то же, практически одними и теми же словами. Говорят об упразднении личности творца, о растворении его в бесконечном и все вмещающем коллективном духе, неком абсолютно совершенном Тексте, Книге, безличной творящей субстанции. Языке,

128


поэтическом или музыкальном пространстве, где все "написано", а за­тем лишь "нашептывается".

Так оно и есть. Творческий метаморфоз отделен от сознающего Я, разыгрывается в особой части "психической среды". Термины "Дух", "Текст", "Книга" создают ненужный элемент иррациональной таин­ственности, уводят нас в сторону от естественнонаучных объяснений творчества, являются метафизическими названиями психического ме­ханизма (автора де-факто), который ответственен за творчество людей.

В своей, уже цитированной книге по творчеству, я назвал рассмат­риваемый механизм пси-ансамблем. Введем, резюмируя сказанное выше о сущности творчества, его определение.

Производство нового и значимого посредством "Я" - автора де-фак­то (или пси-ансамбля) называется творчеством. Коротко "паспортные данные" пси-ансамбля.

1. Пси-ансамбль не врожден, он зарождается, вызревает, развива­
ется и может разрушиться при жизни людей. Некоторые гениальные
люди доживали жизнь в психиатрических больницах.

2. Вопрос о генезисе пси-ансамбля, о поточном производстве та­
лантов и гениев, вполне обсуждаем, и в настоящее время существуют
педагогические технологии способствующие вызреванию пси-ансамб­
ля.

3. О физиологической стороне работы пси-ансамбля следует ска­
зать особо. "Нашептывание", "диктовка", "показ", протекающие в сен­
сорном (чувственном) пространстве, связаны с продуцированием на­
правленных потоков ощущений, а все это нуждается в энергетике, - по­
стоянной подпитке процессов "Я", "не - Я", "Я - автора де-факто".

О физиологии пси-ансамбля нам известно крайне мало. Важно, что она есть. Это, конечно, не шишковидная железа. Скорее всего физио­логическая структура пси-ансамбля "вставлена" в структуру мозга и представляет ту ее часть, которая не специфицируется в отдельном орга­не или центре.

4. Возникновение пси-ансамбля у того или иного человека суще­
ственно меняет его жизнь: у него есть то, чего нет у обычных людей. По­
этому у них другие потребности, иные решения, иные эмоции - потреб­
ности пси-ансамбля, решения пси-ансамбля, реакции пси-ансамбля.

5. О работе пси-ансамбля сообщу следующее: процессуальная его
часть скрыта от сознания. Тем не менее, каждый творец знает особые
приемы, позволяющие ему целенаправленно переходить в состояние
вдохновения.

Информация о творческих потребностях, связанных с пси-ансамб­лем, которую нетрудно получить, анализируя высказывания творцов в этом плане, позволяет регулировать в некоторой мере поведение пси-ансамбля.. Можно указать условия, в которых пси-ансамбль естествен­но включается в процесс

6. Ритм работы пси-ансамбля. Широко известна четырехтактная
схема творчества, открытая Ж.Адамаром: проблема - инкубация идеи -
озарение - оформление результатов озарения. Есть предложение о трёх-

129


тактном ритме пси-ансамбля: нарастающая неравновесность и стресс при сборе информации, бифуркация - открытие решения механизмами пси-ансамбля; адаптация - выдача результатов "на гора", обсуждение их сознанием.

7. Результаты пси-ансамбля огромны и уникальны: "загорается" мир субъективной реальности, происходит не просто удвоение мира, его имитация и зеркальное отражение - создается новая реальность: искус­ство, техника, наука, религия, литература, общество.

Задание. Посмотрите по справочникам описание таких явлений как эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.






















ПОЗНАНИЕ

Частным случаем творчества является познание, то есть производ­ство существенно новых знаний. От познания отличается образование и обучение тем, что они выступают способами трансляции знаний от одного поколения к другому.

К познанию, как к частному виду творчества, относится все, что име­ет место в творчестве. Однако у познания есть своя специфика - она-то и будет в центре предлагаемого параграфа.

В некоторых философских системах выделяется специальная часть -гносеология, в которой анализируются фундаментальные мировоззрен­ческие вопросы, касающиеся познания, в частности: познаваем ли мир? Как это происходит? Что есть знание? Кто познает? и т. д.

Я не выделяю гносеологию. Познание - частный случай человечес­кой активности, хотя и очень важный. Тем не менее, для начала обсу­дим кардинальный философский вопрос: познаваем ли мир?

Существуют философы (их называют агностиками), которые отри­цают познаваемость мира или его частей. Так И.Кант принципиально различал "вещи в себе" и "вещи для нас". Вещь в себе, как она суще­ствует сама по себе, без отношения к человеку, принципиально не по­знаваема. Например, возможно все вороны сами по себе - красные, но, когда на них смотрят, они становятся черными. Например, ничем нельзя гарантировать, что столб, как только мы отвернемся от него, не пре­вратится в розу. Аргументы можно существенно умножить.

Крайнее выражение мироощущение агностиков находит в афориз­ме, который любили многие философы, в том числе Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю"1.

На всякого мудреца довольно простоты. А Вы, уважаемый читатель, знаете хоть что-нибудь или нет? Знаете ли Вы, как зовут Вашу мать? Вы знаете, что "дважды два - четыре"? Можете узнать, какая погода в Мос­кве или Киеве? И т. д. Если кто-то утверждает, что мир непознаваем, то как быть с только что сказанным? Как быть с тем, что каждый человек, учась в школе и закончив ее, получал положительные оценки на экза-

1) Обычно, цитируют не всю фразу. Полностью она звучит так: "Я знаю, что ничего не знаю, но другие знают еще меньше".

130


менах, где проверялось, знает ли он законы Ньютона или нет и т. д.? Как быть с тем, что опираясь на знания, человек строит свое поведение и добивается успеха и т.д.?

Бесспорно, мир познаваем хотя бы в том смысле, в каком Вы, ува­жаемый читатель, знаете свое имя, или в том, в каком мудрец знает, что ничего не знает. Возможно, этот уровень знания оказывается недоста­точным, но это уже другой вопрос. Великие скептики, удрученные сво­им незнанием, говорили о незнании мира или его сторон в некотором завышенном смысле. Но такие случаи надо разбирать особо.

Обсудим другой фундаментальный вопрос гносеологии: что такое

знание?

И вновь (таков принцип моей педагогики) я обращаюсь к Вам, ува­жаемый читатель. Вспомните, что Вы имели в виду, когда много раз на вопрос учителя тянули руку, а про себя твердили: "Я знаю, я знаю". Что значит это сочетание "Я знаю"? Я помогу наводящими вопросами.

1. Знает ли человек, который может сделать, но не может расска­
зать, как сделать? Прав ли в этой связи экзаменатор, который ставит
отрицательную оценку студенту, заявляющему, что он знает, но не мо­
жет высказаться?

2. Прав ли преподаватель, который за неправильный ответ ставит

неудовлетворительную оценку?

3. Заметили ли вы, что всякий раз, говоря "я знаю", вы одновре­
менно можете сказать, на основании чего вы знаете. При этом на воп­
рос, а почему знаете, ответы разные, в частности, "Я видел", "Мне ска­
зали люди, которым я доверяю", "Я проверял" и т. д.

Среди софизмов, которые в большом количестве изобрели древние философы, есть софизм "Покрытый".

В мешке упрятан человек. У прохожего спросили: "Знаешь ли ты человека, который сидит в мешке?" Прохожий отвечает: "Нет, не знаю". Открывают мешок, оказывается: там сидит отец прохожего. Суть со­физма состоит в том, что человек не может сказать о чем-то "Я знаю", без достаточных оснований для этого.

4. Заметили ли вы, говоря "Я знаю", вы всякий раз знаете о чем-то, что противостоит вам в качестве объекта?

Не сомневаюсь, что вы ответите без меня на поставленные вопросы. Я обобщу ответы в определении термина "знание".

ЗНАНИЕ - это психическое состояние человека (точнее - состояние сознания), которое характеризуется выделенностью объекта знания, спо­собностью человека высказать, что он знает об объекте, уверенностью высказываемого в том, что то, о чем говорится, так и есть на самом деле. Другими словами: знание выражается в истинных высказываниях, имеет достаточное основание, характеризует субъект объектные отно­шения. Или: знание есть проверенные истины. Для сравнения - выска­зывание о чем-то без оснований и без проверки - догадка, гипотеза, фантазия, сплетня, наговор и т.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: познание есть производство психических состоя­ний в обществе, которые выше были названы знаниями.

131


Как и всякое производство, познание характеризуется такими тёр-минами; как цель, субъект, средства, условия, структура. Кратко оха­рактеризуем некоторые из указанных элементов образцового, т. е. на­учного познания.

Субъектом познания выступает "незримый колледж"1.

В современной науке привилась почти обязательная традиция да­вать список авторов публикаций, результаты которых в той или иной мере и форме были использованы при написании научной работы. В этом перечислении предшественников и современников обозначаются члены "незримого колледжа", к которому принадлежит автор представ­ленной на обозрение работы. В сущности, каждый ученый реализует в ходе даже небольшого исследования "личный" незримый колледж, вли­вается в него, становится его членом. В него входит группа лиц, чьи идеи оказались значимыми для автора исследования, чьи оценки и ре­зультаты повернули "вектор" исследования хотя бы на несколько гра­дусов в сторону открытия. Конечно, представленный автором список -всего лишь обозначение "незримого" колледжа в первом приближении - он как правило не полон и может быть уточнен.

Незримый колледж не знает ни временных, ни территориальных гра­ниц, его базой служат резервы всего человечества. И тем не менее, он, конечно, не охватывает всего человечества и не является единым, все-бобщим универсумом.

Незримый колледж является формой "всеобщего", а не совместного производства, представляет собой кооперацию современников и пред­шественников, реализующих всеобщий труд и творчество. Часть чле­нов незримого колледжа актуально существует и может даже быть орга­низована в институты, сектора, лаборатории, исследовательские группы. Однако, всегда найдется группа членов, лишенных этой возможности.

Основной формой связи между членами незримого сообщества яв­ляется обмен результатами деятельности. В колледже создается и под­держивается собственная информационная среда^ которая объединяет членов колледжа в ассоциацию. Результаты отдельного члена коллед­жа об едином предмете исследования преобразуются в формы, воспри­нимаемые сообществом. Например, для научных колледжей характер­ны такие единицы информационной.среды как факт, открытие, теоре­ма, статья и т. д.

Рекомендация: входя в исследование, уважаемый читатель, позаботь­тесь об организации информационной среды и незримого колледжа.

Задание 1. Составьте незримый колледж для исследования пробле­мы происхождения человека.

1) Термин "незримый колледж", по видимому, восходит к великому химику Р.Бойлю (1627-1691), назвавшему этим термином группу своих оксфордских друзей. В настоящей работе этот термин имеет более широкое значение и ча­стью совпадает с распространенными в науковедении терминами "исследо­вательский фронт", "парадигмальное сообщество", "оппонентный круг", "на­учный этнос".

132


Задание 2. Выделите среди членов обозначенного в задании 1 кол­леджа основоположников направлений, классиков, гениев и талантов, интерпретаторов, популяризаторов, историков.

Объектом познания является бытие. Человечество хочет знать все обо всем. В действительности, однако, объект познания, то есть то, что познается, в каждое историческое'время всегда конкретен и никогда не охватывает всего мироздания. В первую очередь и в основном позна­ние обслуживает практические, жизненно-важные для человечества сфе­ры бытия. Всегда существует конкурс тем познающего органа совре­менных людей - науки. Например, в XIX веке, когда на море господ­ствовали парусные суда, в учебных заведениях были кафедры парусно­го флота: управления, строительства, использования. В XX веке прак­тическая надобность исчезла, исчезли и ученые в этой области.

Средства познания делятся на эмпирические и теоретические. К эм­пирическим относятся эксперимент, наблюдение, измерение, модели­рование. Суть эксперимента проста: с помощью приборов изолировать объект исследования от побочного влияния, т. е. выделить его в "чис­том виде", с известной точностью, сделать его или его действия доступ­ными наблюдению, измерению, моделированию и влиянию тех или иных регулируемых воздействий.

От обычного восприятия органами чувств научное наблюдение, так же как эксперимент, отличается тем, что осуществляется по специаль­ной программе и посредством приборов, резко увеличивающих разре­шающие способности органов чувств - телескопов, приборов ночного видения, микроскопов, фотоаппаратуры. В современном научном на­блюдении, как правило, присутствует информационный посредник.

К моделированию прибегают когда, например, полезно знать, как будут вести себя потоки воды во вновь строящемся водохранилище. Для это цели строят уменьшенную копию водоема и гидроэлектростан­ции и экспериментируют на этой модели.

На рубеже XIX и XX веков в физике (а затем в химии и биологии) произошло разделение исследователей на экспериментаторов и теоре­тиков. Роль, которую у экспериментатора выполняет прибор, экспери­мент, физическое воздействие на исследуемый объект, в теоретическом исследовании выполняют идеализация, абстрагирование, мысленный эксперимент, расчет. Логические и математические средства, сила аб­стракции заменяют теоретику мощь эмпирических посредников между субъектом познания и объектом.

Результаты теоретических анализов впечатляют: "на кончике пера" открываются планеты, элементарные частицы, предсказываются зат­мения.

Задание. По литературным источникам восстановите как была от­крыта планета Уран.

33


В истории философии часто давались "формулы" открытия, пути познания, универсальные схемы познания. В связи с этим следует еще раз напомнить, познание - творческий процесс и здесь не может быть всеобщих алгоритмов.

Вместе с тем возможны типичные случаи познания. Ниже рассмат­риваются типовые ситуации познания и естественное поведение иссле­дователя в них.

Ключевым процессуальным элементом научного познания является объект познания. До тех пор пока он не выделен, не обозначен, не на­щупан, не определен, познания нет и не может быть. Нельзя идти туда, не знаю куда, искать то, не знаю что. В связи с этим возможны три познавательные ситуации:

- объект актуально существует и актуально выделяем эксперимен­
тально (обычный случай в естествознании);

- объект познания актуально существует, но не отделим от других
явлений, так что изолировать его в "чистом виде" не удается (ситу­
ация обычная для социологии);

- объект актуально не существует: он был (третья ситуация, обыч­
ная в истории и археологии) или еще будет (обычная ситуация в
футурологии).

Естественная стратегия исследователя в первой познавательной си­туации: (1) сделать все, чтобы "подкараулить" объект (как это имеет место в астрономических наблюдениях), когда он максимально в "чис­том виде", или экспериментально изолировать объект и осуществить воздействие на него, и (2) снять показания объекта в этих "чистых" слу­чаях, чтобы затем их теоретически оформить.

На этом, по существу, процесс познания заканчивается, если, прав­да, не ставится задача исследовать объект в иных экспериментальных ситуациях.

Естественная стратегия исследователя во второй познавательной ситуации - свести ее к первой. В частности, попытаться в истории объек­та исследования (обычно это бывает в возникновении объекта) найти такой случай его бытия, когда объект относительно прост, не загружен побочными явлениями, не усложнен, не развит и т. д.

Если это не удается, остается путь умственных абстракций и идеаль­ных типов. В этом случае исследуется заведомо придуманная абстрак­ция, некие "перпетуум мобиле" особого рода; которых в действитель­ности в чистом виде нет и не может быть, но сочетание которых даст то, что есть в действительности.

Например, патриархальное общество в чистом виде, так же как от-.крытое общество, в смысле К.Поппера, в социальной действительнос­ти не встретишь. Однако, в абстракции эти виды обществ выделяемы, изучаемы. Находятся примеры, которые более других приближаются к образцу - идеальному типу.

Конструируются идеальные типы как продукт воображения - путем "мысленного доведения" определенных элементов реальности до их "полного выражения", а именно: до такого их состояния, как если бы

134


социальный процесс и фактические обстоятельства его протекания це­ликом и полностью отвечали своей сущности. В итоге получаются та­кие теоретические конструкции как "общество", "традиционное обще­ство", "капитализм", "социализм", "общество с рыночной экономикой" и т. д. Сравнивая схему логически возможного протекания подлежа­щих изучению социальных процессов с тем, как они совершаются в дей­ствительности, можно выявить степень отклонения действительного от теоретического образца, найти причину отклонения и т. д., то есть орга­низовать познание социальных процессов.

Иная ситуация возникает, когда объект исследования актуально не дан и не может быть дан. Например, Вы хотите исследовать пелопонес­скую войну, или Египет в период среднего царства. В этих случаях сред­ствами изучения могут быть лишь следы или аналоги этих событий. Наблюдать, измерять, экспериментировать человек может только да­лекие последствия или свидетельства об исследуемых событиях.

В этой ситуации стратегия исследователя также очевидна:

- или собрать максимальное количество данных об объекте исследо­
вания, постараться найти новые, ранее неизвестные события;

- или представить отобранный другими исследователями материал
в новом свете, дать иное толкование известного материала;

- или работать с аналогами;

- или сделать 1 и 2, 3 вместе. Поэтому в этих ситуациях познаватель­
ный процесс включает дополнительные блоки исследования:

- блок историографии,

- блок интерпретаций результатов исследования, последствий и сви­
детельств об объекте познания,

- блок аппроксимации снятой с аналога информации.
Четвертая ситуация реализуется в познании, если Вы, уважаемый

читатель, исследуете будущее состояние некоторого явления. Тогда сфе­рой эмпирических исследований оказываются условия и предпосылки, тенденции, законы развития, аналоги самих явлений или явлений, ко­торые лежат у истоков объекта исследования. Опять исследуется неко­торая актуальность, отличная от объекта исследования. В этой связи в прогностических исследованиях всегда имеется глава об оценках веро­ятности прогнозируемых явлений.

Домашнее задание. Как известно, курсовая работа должна представ­лять научное исследование. Ниже дана схема основных глав курсовой работы, объект исследования которой существует и актуально выде­лим.

I блок. Сбор и обработка данных о существовании объекта позна­ния, его ценности.

II блок. Выделение объекта в чистом виде. Постановка эксперимен­та. Наблюдение, измерение, моделирование объекта.

III блок. Теоретическая обработка полученных данных.

135


Задача. Составить оглавление курсовой работы об объектах, кото­рые были в прошлом и неповторимы.























Дата: 2019-02-25, просмотров: 213.