Определим границы сознания и его суть. Вы, конечно, знаете или наслышаны, что значит потерять сознание. Некоторые из вас теряли сознание, т. е. утрачивали способность чувственно воспринимать окружающий мир, не будучи во сне или мертвым. Однако потерять сознание можно бодрствуя и чувственно воспринимая реальность. Например, в прострации. В этом случае преобладает растерянность, исчезает контроль за восприятием мира и действиями, наступает "речевой паралич". Вспомните случаи, когда вас поражали страх, изумление, когда вы были "ошарашены", бились в истерике, и вам станет понятно, что в этих случаях сознание уходит, вас захватывает эмоция - скажем, зависть, ревность, безмернре влечение. Наконец, каждый из вас конечно же различает сознательное поведение и бессознательное. Сознательное поведение - поведение по правилам, в рамках правил. Бессознательное - инстинктивное, неуправляемое, когда человек не дает себе отчета в своих Действиях.
Восточные религии состояние выключенного сознания без потери ощущения мира называют нирваной.
Общими частями всех случаев произвольной и непроизвольной потери сознания являются:
9 3
_
- рассеянное внимание,
- потеря воли,
- растерянность, паника,
- утрата внутренней речи, способности обычно говорить.
Нетрудно заключить из сказанного, что сознание - это психическая
Способность контролировать меру, порядок и содержание других психических состояний посредством воли, внимания и речи. Сознательным становится любое действие, которое попадает в сферу внимания, контролируемо и оговариваемо внутренней речью.
Существует традиция персонифицировать различные психические активности. Сознание отождествляется, как правило, с тем Я, которое! внимает, действует по правилам и достигает цели по разработанным планам, выступает субъектом воли.
Контроль "Я" над психикой у разных людей может быть разным, ней никогда не охватывает всей психической жизни. Во время дороги иЯ университета домой в поле моего зрения попадает и откладывается щ памяти информация значительно большая, чем та, которая стала объек-1 том моего внимания и о которой я могу рассказать. Фокусник ловко* отвлекает ваше внимание и вы не видите того, что у вас, как говорится, "на глазах".
В этой связи встает вопрос о неосознаваемых частях психики и их значении в жизни людей.
Не входя в детали, резюмируем результаты науки XX века в этой части в виде карты-схемы1, представляющей психику в целом как вклю-| чающую семь следующих областей:
1. Низшее бессознательное.
2. Среднее бессознательное.
3. Высшее бессознательное (сверхсознательное).
4. Поле сознания.
5. Сознательное "Я".
6. Высшее "Я".
7. Коллективное бессознательное.
В (1) входят: а) простейшие формы психической активности, управляющие процессами отдельных органов человеческого тела - почек, печени, сердца, легких, поджелудочной железы и т. д. Сюда же входит согласование телесных функций в целом. Существенной особенностью этого управления (или "Оно") оказывается инстинктивность: сознание может приостановить, но не выключить, например, дыхание. Снизить частоту биения сердца до нескольких ударов в минуту нормальный человек не может, так же, как не может включиться в работу органов внутренней секреции. Существует технология вмешательства "Я" в заповедные сферы "Оно". Йоги демонстрируют выдающиеся результаты в этой области. Но достигается это кропотливой, долгой, систематической] тренировкой.
1 )Карта-схема взята из книги Р.Ассаджоли "Психосинтез" - М.: PERL-book. 1994. стр.10.
94
б) Основные влечения и примитивные побуждения: жажда, голод,
боль, половой инстинкт и пр. Указанные влечения (об этом уже гово
рилось) - своеобразные датчики сознания в зоне "Оно".
в) Многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный
заряд. Например, "эдипов" комплекс - ревность сына к отцу в связи с
любовью к своей матери.
г) Образы кошмарных сновидений и фантазий, д) Низшие неконт
ролируемые парапсихические процессы, е) Различные патологические
проявления, такие, как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.
Область 2) состоит из психических элементов бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. В частности, область 2) наполняется вытесненным из сознания материалом. Для людей что-то становится привычным, уходит из внимания, вытесняется из сознания, но откладывается в глубинах памяти. Нечто из вытесненного продолжает жить активной жизнью, сказываясь на поведении людей, минуя цензуру сознания. Вот это нечто и представляет собой подсознание. Приведем классический пример действия подсознания. В одной семье у жены всякий раз, как только муж появлялся на пороге с получкой, начинается истерика. Разумеется, это ненормально. Это - болезнь. Психоаналитику удалось вылечить женщину. Оказалось, женщина, впадающая в истерику, когда другие жены рады (все-таки получка), воспитывалась в семье, где отец всякий раз в день получки, придя домой пьяным, бил жену, гонял детей и дебоширил. Детские впечатления, забытые в последующей жизни, отложились в подсознании, не потерялись вообще - они вызывали истерику.
З.Фрейд (1856 - 1936) в своих работах рассказывает о многочисленных случаях излечения людей посредством психоанализа - выяснения вытесненных былых обстоятельств жизни, роковым образом сказывающихся на поведении людей.
Задание. Предлагаю провести следующий анализ. Посмотрите, что общего у всех тех лиц, которые для вас сексуально привлекательны? Что характерно для всех тех, в кого вы были влюблены? Возможно, что вы установите, что все симпатичные вам люди, похожи. Спрашивается, откуда эта избирательность, действующая скрыто и помимо вашего сознания?
Опять - оттуда, из детства. В этом состоит фундаментальное открытие 3.Фрейда. Формирование скрытых предпочтений и антипатий, подсознательных стереотипов некоторых действий (холерический, сангвинический, флегматичный, меланхоличный темпераменты) формируются у ребенка, начиная с внутриутробного периода, до 3-4 лет. Здесь закладываются скрытые влечения, работающие на протяжении последующей жизни людей как часть "Оно".
Разновидностью скрытых влечений выступают привычки. Вы встаете утром, не задумываясь, делаете привычное дело - чистите зубы, умываетесь, идете на работу. А ведь все это в свое время было сферой сознательного поведения. Как трудно было начинать ходить! Как трудно выучить новый язык! Но вскоре говорить на другом языке становится обычным делом. Так бывает всегда - сознательная сфера разгружается
95
тем, что часть ее, а~мменно доведенные до автоматизма навыки и сведения, переадресуется в подсознание. Вы привыкли курить (это уже беда) - и это стало второй натурой или частью "Оно".
Область 3) содержит высшие формы интуиции и вдохновения. Здесь обитают этические императивы, стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь. Это источник таланта, а также просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапс'ихические функции и духовные энергии.
Область 4) - непосредственно сознаваемая нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, влечений, эмоций, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. "Я", которое представляет собой точку чистого самосознания, нередко путают с полем сознания. В действительности же они совершенно различны. Изменчивое содержание нашего сознания - это одно, а центр сознания - это другое. Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемым на нем изображением.
Сознательное "Я" не только погружено в поток содержания сознания, но, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза и т. п. Но когда мы пробуждаемся или приходим в сознание, "Я" появляется вновь, неизвестно как и откуда. Этот факт вынуждает предположить, что за или над сознательным "Я" существует высшее Я (область 6), постоянный центр, из которого "Я" возвращается в сознание.
Область 7. Ряд психологов проводил и проводит опыты с мескали-ном или "ЛСД" - галлюциногенным веществом, микроскопические доли которого сильно изменяют состояние психики. Малообразованный шофер в бреду после "ЛСД", рассказывая о своем участии в долгом и очень ритуализированном обряде похорон, описал его почти слово в слово, как он описан в библейской "Книге мертвых" - древнем памятнике тибетской мудрости, о существовании которой шофер не подозревал. К.Юнг описывает случай: пациентка в бреду принимает участие в древнеегипетской мистерии. Существуют, по-видимому, такие пласты неосознанного, которые вытеснены из "родового", общественного, а не личного сознания, которые однако не имеют чисто наследственного характера, как бессознательное, но проявляют себя как врожденные предрасположенности индивида, получаемые индивидом в момент начала акта его творения в зиготе. К.Г.Юнг назвал такие явления архитипами. Среди них выделяют четыре основных: сохранение жизни, продолжение рода, потребность в обновлении информации, способности к сопереживанию. В этой связи есть основания говорить о "Сверх -Я", как той части личности, которая реализует еще более скрытые влечения, чем "Оно", идущие от родового опыта человечества. Однако на этом остановимся. Дело в том, что в последнее время высказано много версий о растворимости "Сверх-Я" в космической информационной сфере, о возможности считывания механизмами "Сверх -Я" информации непосредственно с космоса и т. д. Собственно, сам термин
"Сверх -Я" нацеливает нас на это. Но это чрезвычайно смелые гипотезы; однозначного, чистого подтверждения они не получили.
Задание. Все влечения, которые когда-либо захватывали или захватят любого человека, аккумулируются в трех сферах: "Я", "Оно", "Сверх-Я". Чередование цикличности, преобладание действий "Я", "Оно", "Сверх-Я" в поведении определяет психические типы людей. Назовем человека "рациональным", если его жизнь протекает преимущественно под влиянием "Я". Соответственно, - иррациональным, если его жизнь протекает под влиянием чувств, эмоций - веры, любви, надежды, зависти и т.п.
Задача. Составьте анкету для определения рационального и иррационального типов людей.
96
97
У экстрасенсов психотронное воздействие на порядок выше, чем у обычных людей. Малость энергетической величины психотронных явлений (волевых, в частности) очевидна: волевого воздействия недостаточно, чтобы нагреть чайник, но его вполне хватает для того, чтобы запустить в действие мышечные структуры человеческого тела, а через органы тела включиться в изменение окружающего мира в соответствии с волей и желанием человека.
Вторым составным элементом ноосферной силы, непосредственно примыкающим к психотронным процессам, являются физиологические процессы в мышечной ткани человека, частично управляемые психо-троьцшм движением. Энергия этих физиологических процессов на порядок выше силы действия психотронного источника, что даёт возможность человеку противостоять веществу как механической силе природы, а также присваивать его в форме, пригодной для собственной жизни.
Социальная организация людей ещё на порядок увеличивает психотронное воздействие, уже и без того усиленное физиологическими процессами, организованными в человеческом теле. И, наконец, завершает построение ноосферной силы техника. Здесь энергия ноосферной силы возрастает до параметров геологических, а порой и космических воздействий. Возникающий многократным усилением психотронного воздействия через цепочку "физиология- общество-техника" природный энергетический импульс, инициированный волей и желанием людей, оказывается материальной единицей, взаимодействие которой с природными силами, существующими и действующими объективно, определяет облик Земли.
Учитывая сказанное, можно утверждать, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его: возникающие в человеческом мозгу проекты и программы переходят в формы воли и желания отдельных людей и групп, усиливаются биологическими средствами, организованными в наши тела, а через них выходят'к сообществам и системам машин, умножая энергию сознания до геологического уровня. Вот почему не только органическое тело человека, но и машины, паровозы, железные дороги и т.д., то есть технику, следует рассматривать как природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или органы исполнения этой воли в природе.
Опыт творческой жизни людей показывает, что мир "мягок", податлив, статистичен. В нём отсутствуют жёсткие детерминирующие системы, цементирующие природу "снизу доверху", какими бы не представлялись "верх" и "низ". Жесткости возникают, становятся, конфигурации каркасных единиц мира выстраиваются в соответствии с реальным соотношением сил, в ряду которых находится ноосферная сила. Для планетарных явлений "вклад" ноосферного действия в настоящее время оказывается определяющим- облик Земли подвержен воле и желанию людей. На уровне Солнечной системы ноосферное давление на природу является на порядок меньшим, чем силы солнечного уровня. Космическое влияние ноосферной силы пренебрежимо мало.
В результате человеческой активности возникает новая сфера Зем-
100
ли- ноосфера. Термин "ноосфера" предложен в 1927 году Е. Ле - Руа и Т. де Шарденом для именования современной стадии, геологи чески переживаемой биосферой, последней из многих состояний эволюции биосферы в истории планеты. Современное понимание ноосферы как самостоятельной и отдельной сферы Земли, наряду с биосферой, развито В. И. Вернадским а работах "Биосфера", "Научная мысль как планетарное явление" (Философские мысли натуралиста), "Химическое строение биосферы Земли и её окружения". Согласно В. И. Вернадскому, две самостоятельные самоорганизующие системы- биосфера и ноосфера связаны общностью порождающего их субстрата (живое вещество планеты), но существенно отличны по законам их отношения к внешней среде. Во-первых, в ноосфере биохимическая энергия не производится и не консервируется (закон для биосферы), а потребляется. Во-вторых, в отличие от биосферы, геохимические свойства ноосферы характеризуются не её массой, а производственной деятельностью людей. В отличие от химической миграции элементов путём их прохождения через тела живых организмов, человек ввёл в структуру планеты иную форму действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с косной материей. "Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни"1.
Существует опасность развития технической активности людей в особую сферу Земли- техносферу. Под техносферой понимается такая стадия развития внешней оболочки Земли, на которой условия проживания людей- вода, кислород, питание, доставляемые в настоящее время биосферным путём, будут производиться исключительно технически. Она заменит биосферу и вытеснит её с планеты. Люди сконструируют новый облик Земли без биосферы. Люди- господа на Земле. Социальная форма движения- высшая. Мы не должны ждать милостей от природы. Всё для человека, за счёт биосферы. Нечего бояться- впереди- техносферное бытие Земли! Искусственное- лучше естественного! Опасность подобного философского авантюризма сверхогромна. Разрушить природу человек может. Но необходимо помнить, что биосфера, частью которой человек является, незаменима. Она единственна. Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Человечество в опасности, которая проистекает из философского авантюризма вседозволенности и всесилия людей! Для спасения следует признать всеобщим императивом (правилом поведения) факт единственности биосферы и её незаменимости. Людей на Земле можно спасти, адаптировав к биосфере, а не за счёт её уничтожения. Для техносферных экспериментов есть, например, Луна- идеальное место для формирования техносферы. Оставим Землю зелёной!
1).Вернадский В".1Л. Биосфера. Избранные труды из биохимии. М. 1971, стр.184
101
Задание 1. Продумайте технологию заселения Луны людьми. Подсчитайте, сколько это будет стоить, и вы поймёте бессмысленность тех-носферных затей на Земле.
Задание 2. Соберём в виде таблицы основные отличия активности человека от активности животного (без человека ), Я начну строить, а вы, уважаемый читатель, закончите её.
Большинство способностей, которые упоминаются в таблице, в животном царстве (без человека) встречаются, но у разных видов, либо у^ биосферы в целом, - и только у человека они представлены в единстве, в развитом виде, управляемые сознанием.
1. Активность человека во вне носит предметный и орудийный ха
рактер: он изменяет окружающий мир и использует для этого орудия I
другие предметы, специально обработанные для этих целей.
2. Активность человека носит творческий характер- он производит
то, что в природе самой по себе без него не встречается.
3. Активность людей, как правило, технологична, то есть включает
в себя 10 и более отдельных операций.
4. Активность людей, как правило, коллективна. Совместные дей
ствия могут охватывать миллионы людей.
5. Человек- единственное на Земле существо, которое способно при
думать, рассчитать, спроектировать, обосновать программу создания|
того или иного продукта, а затем наладить его производство в массо^
вых количествах.
6. Благодаря вышеупомянутым способностям, человек- единствен
ное на Земле живое существо среди высших животных, которое не
приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает её к себе тем,
что постоянно развивает средства воздействия на природу- технику.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.