ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ . НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ фОРМЫ ПСИХИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определим границы сознания и его суть. Вы, конечно, знаете или наслышаны, что значит потерять сознание. Некоторые из вас теряли сознание, т. е. утрачивали способность чувственно воспринимать ок­ружающий мир, не будучи во сне или мертвым. Однако потерять созна­ние можно бодрствуя и чувственно воспринимая реальность. Напри­мер, в прострации. В этом случае преобладает растерянность, исчезает контроль за восприятием мира и действиями, наступает "речевой пара­лич". Вспомните случаи, когда вас поражали страх, изумление, когда вы были "ошарашены", бились в истерике, и вам станет понятно, что в этих случаях сознание уходит, вас захватывает эмоция - скажем, зависть, ревность, безмернре влечение. Наконец, каждый из вас конечно же раз­личает сознательное поведение и бессознательное. Сознательное пове­дение - поведение по правилам, в рамках правил. Бессознательное - ин­стинктивное, неуправляемое, когда человек не дает себе отчета в своих Действиях.

Восточные религии состояние выключенного сознания без потери ощущения мира называют нирваной.

Общими частями всех случаев произвольной и непроизвольной по­тери сознания являются:

9 3


_


- рассеянное внимание,

- потеря воли,

- растерянность, паника,

- утрата внутренней речи, способности обычно говорить.
Нетрудно заключить из сказанного, что сознание - это психическая

Способность контролировать меру, порядок и содержание других пси­хических состояний посредством воли, внимания и речи. Сознательным становится любое действие, которое попадает в сферу внимания, конт­ролируемо и оговариваемо внутренней речью.

Существует традиция персонифицировать различные психические активности. Сознание отождествляется, как правило, с тем Я, которое! внимает, действует по правилам и достигает цели по разработанным планам, выступает субъектом воли.

Контроль "Я" над психикой у разных людей может быть разным, ней никогда не охватывает всей психической жизни. Во время дороги иЯ университета домой в поле моего зрения попадает и откладывается щ памяти информация значительно большая, чем та, которая стала объек-1 том моего внимания и о которой я могу рассказать. Фокусник ловко* отвлекает ваше внимание и вы не видите того, что у вас, как говорится, "на глазах".

В этой связи встает вопрос о неосознаваемых частях психики и их значении в жизни людей.

Не входя в детали, резюмируем результаты науки XX века в этой части в виде карты-схемы1, представляющей психику в целом как вклю-| чающую семь следующих областей:

1. Низшее бессознательное.

2. Среднее бессознательное.

3. Высшее бессознательное (сверхсознательное).

4. Поле сознания.

5. Сознательное "Я".

6. Высшее "Я".

7. Коллективное бессознательное.

В (1) входят: а) простейшие формы психической активности, управ­ляющие процессами отдельных органов человеческого тела - почек, пе­чени, сердца, легких, поджелудочной железы и т. д. Сюда же входит согласование телесных функций в целом. Существенной особенностью этого управления (или "Оно") оказывается инстинктивность: сознание может приостановить, но не выключить, например, дыхание. Снизить частоту биения сердца до нескольких ударов в минуту нормальный че­ловек не может, так же, как не может включиться в работу органов внут­ренней секреции. Существует технология вмешательства "Я" в заповед­ные сферы "Оно". Йоги демонстрируют выдающиеся результаты в этой области. Но достигается это кропотливой, долгой, систематической] тренировкой.

1 )Карта-схема взята из книги Р.Ассаджоли "Психосинтез" - М.: PERL-book. 1994. стр.10.

94


б) Основные влечения и примитивные побуждения: жажда, голод,
боль, половой инстинкт и пр. Указанные влечения (об этом уже гово­
рилось) - своеобразные датчики сознания в зоне "Оно".

в) Многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный
заряд. Например, "эдипов" комплекс - ревность сына к отцу в связи с
любовью к своей матери.

г) Образы кошмарных сновидений и фантазий, д) Низшие неконт­
ролируемые парапсихические процессы, е) Различные патологические
проявления, такие, как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

Область 2) состоит из психических элементов бодрствующего со­знания и свободно в него проникающих. В частности, область 2) на­полняется вытесненным из сознания материалом. Для людей что-то ста­новится привычным, уходит из внимания, вытесняется из сознания, но откладывается в глубинах памяти. Нечто из вытесненного продолжает жить активной жизнью, сказываясь на поведении людей, минуя цензу­ру сознания. Вот это нечто и представляет собой подсознание. Приве­дем классический пример действия подсознания. В одной семье у жены всякий раз, как только муж появлялся на пороге с получкой, начинает­ся истерика. Разумеется, это ненормально. Это - болезнь. Психоанали­тику удалось вылечить женщину. Оказалось, женщина, впадающая в истерику, когда другие жены рады (все-таки получка), воспитывалась в семье, где отец всякий раз в день получки, придя домой пьяным, бил жену, гонял детей и дебоширил. Детские впечатления, забытые в после­дующей жизни, отложились в подсознании, не потерялись вообще - они вызывали истерику.

З.Фрейд (1856 - 1936) в своих работах рассказывает о многочислен­ных случаях излечения людей посредством психоанализа - выяснения вытесненных былых обстоятельств жизни, роковым образом сказыва­ющихся на поведении людей.

Задание. Предлагаю провести следующий анализ. Посмотрите, что об­щего у всех тех лиц, которые для вас сексуально привлекательны? Что характерно для всех тех, в кого вы были влюблены? Возможно, что вы установите, что все симпатичные вам люди, похожи. Спрашивается, от­куда эта избирательность, действующая скрыто и помимо вашего созна­ния?

Опять - оттуда, из детства. В этом состоит фундаментальное откры­тие 3.Фрейда. Формирование скрытых предпочтений и антипатий, под­сознательных стереотипов некоторых действий (холерический, сангви­нический, флегматичный, меланхоличный темпераменты) формируют­ся у ребенка, начиная с внутриутробного периода, до 3-4 лет. Здесь зак­ладываются скрытые влечения, работающие на протяжении последую­щей жизни людей как часть "Оно".

Разновидностью скрытых влечений выступают привычки. Вы вста­ете утром, не задумываясь, делаете привычное дело - чистите зубы, умы­ваетесь, идете на работу. А ведь все это в свое время было сферой со­знательного поведения. Как трудно было начинать ходить! Как трудно выучить новый язык! Но вскоре говорить на другом языке становится обычным делом. Так бывает всегда - сознательная сфера разгружается

95


тем, что часть ее, а~мменно доведенные до автоматизма навыки и сведе­ния, переадресуется в подсознание. Вы привыкли курить (это уже беда) - и это стало второй натурой или частью "Оно".

Область 3) содержит высшие формы интуиции и вдохновения. Здесь обитают этические императивы, стремление к человечным и героичес­ким поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруисти­ческая любовь. Это источник таланта, а также просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапс'ихические функции и духовные энергии.

Область 4) - непосредственно сознаваемая нами часть нашей лично­сти, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, влечений, эмоций, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. "Я", которое представляет собой точку чистого самосознания, нередко путают с полем сознания. В действительности же они совершенно раз­личны. Изменчивое содержание нашего сознания - это одно, а центр сознания - это другое. Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и про­ецируемым на нем изображением.

Сознательное "Я" не только погружено в поток содержания созна­ния, но, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза и т. п. Но когда мы про­буждаемся или приходим в сознание, "Я" появляется вновь, неизвестно как и откуда. Этот факт вынуждает предположить, что за или над со­знательным "Я" существует высшее Я (область 6), постоянный центр, из которого "Я" возвращается в сознание.

Область 7. Ряд психологов проводил и проводит опыты с мескали-ном или "ЛСД" - галлюциногенным веществом, микроскопические доли которого сильно изменяют состояние психики. Малообразованный шофер в бреду после "ЛСД", рассказывая о своем участии в долгом и очень ритуализированном обряде похорон, описал его почти слово в слово, как он описан в библейской "Книге мертвых" - древнем памят­нике тибетской мудрости, о существовании которой шофер не подо­зревал. К.Юнг описывает случай: пациентка в бреду принимает учас­тие в древнеегипетской мистерии. Существуют, по-видимому, такие пласты неосознанного, которые вытеснены из "родового", обществен­ного, а не личного сознания, которые однако не имеют чисто наслед­ственного характера, как бессознательное, но проявляют себя как врож­денные предрасположенности индивида, получаемые индивидом в мо­мент начала акта его творения в зиготе. К.Г.Юнг назвал такие явления архитипами. Среди них выделяют четыре основных: сохранение жиз­ни, продолжение рода, потребность в обновлении информации, спо­собности к сопереживанию. В этой связи есть основания говорить о "Сверх -Я", как той части личности, которая реализует еще более скры­тые влечения, чем "Оно", идущие от родового опыта человечества. Однако на этом остановимся. Дело в том, что в последнее время выска­зано много версий о растворимости "Сверх-Я" в космической инфор­мационной сфере, о возможности считывания механизмами "Сверх -Я" информации непосредственно с космоса и т. д. Собственно, сам термин


"Сверх -Я" нацеливает нас на это. Но это чрезвычайно смелые гипоте­зы; однозначного, чистого подтверждения они не получили.

Задание. Все влечения, которые когда-либо захватывали или захватят любого человека, аккумулируются в трех сферах: "Я", "Оно", "Сверх-Я". Чередование цикличности, преобладание действий "Я", "Оно", "Сверх-Я" в поведении определяет психические типы людей. Назовем человека "рациональным", если его жизнь протекает преимущественно под влия­нием "Я". Соответственно, - иррациональным, если его жизнь протекает под влиянием чувств, эмоций - веры, любви, надежды, зависти и т.п.

Задача. Составьте анкету для определения рационального и ирра­ционального типов людей.


 


96


97


У экстрасенсов психотронное воздействие на порядок выше, чем у обычных людей. Малость энергетической величины психотронных яв­лений (волевых, в частности) очевидна: волевого воздействия недоста­точно, чтобы нагреть чайник, но его вполне хватает для того, чтобы запустить в действие мышечные структуры человеческого тела, а через органы тела включиться в изменение окружающего мира в соответствии с волей и желанием человека.

Вторым составным элементом ноосферной силы, непосредственно примыкающим к психотронным процессам, являются физиологические процессы в мышечной ткани человека, частично управляемые психо-троьцшм движением. Энергия этих физиологических процессов на по­рядок выше силы действия психотронного источника, что даёт возмож­ность человеку противостоять веществу как механической силе природы, а также присваивать его в форме, пригодной для собственной жизни.

Социальная организация людей ещё на порядок увеличивает психо­тронное воздействие, уже и без того усиленное физиологическими про­цессами, организованными в человеческом теле. И, наконец, завершает построение ноосферной силы техника. Здесь энергия ноосферной силы возрастает до параметров геологических, а порой и космических воз­действий. Возникающий многократным усилением психотронного воз­действия через цепочку "физиология- общество-техника" природный энергетический импульс, инициированный волей и желанием людей, оказывается материальной единицей, взаимодействие которой с при­родными силами, существующими и действующими объективно, опре­деляет облик Земли.

Учитывая сказанное, можно утверждать, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его: возникающие в человеческом мозгу проекты и программы переходят в формы воли и желания отдельных людей и групп, усиливаются биологическими сред­ствами, организованными в наши тела, а через них выходят'к сообще­ствам и системам машин, умножая энергию сознания до геологическо­го уровня. Вот почему не только органическое тело человека, но и ма­шины, паровозы, железные дороги и т.д., то есть технику, следует рас­сматривать как природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или органы исполнения этой воли в природе.

Опыт творческой жизни людей показывает, что мир "мягок", по­датлив, статистичен. В нём отсутствуют жёсткие детерминирующие си­стемы, цементирующие природу "снизу доверху", какими бы не пред­ставлялись "верх" и "низ". Жесткости возникают, становятся, конфи­гурации каркасных единиц мира выстраиваются в соответствии с ре­альным соотношением сил, в ряду которых находится ноосферная сила. Для планетарных явлений "вклад" ноосферного действия в настоящее время оказывается определяющим- облик Земли подвержен воле и же­ланию людей. На уровне Солнечной системы ноосферное давление на природу является на порядок меньшим, чем силы солнечного уровня. Космическое влияние ноосферной силы пренебрежимо мало.

В результате человеческой активности возникает новая сфера Зем-

100


ли- ноосфера. Термин "ноосфера" предложен в 1927 году Е. Ле - Руа и Т. де Шарденом для именования современной стадии, геологи чески переживаемой биосферой, последней из многих состояний эволюции биосферы в истории планеты. Современное понимание ноосферы как самостоятельной и отдельной сферы Земли, наряду с биосферой, раз­вито В. И. Вернадским а работах "Биосфера", "Научная мысль как пла­нетарное явление" (Философские мысли натуралиста), "Химическое строение биосферы Земли и её окружения". Согласно В. И. Вернадско­му, две самостоятельные самоорганизующие системы- биосфера и но­осфера связаны общностью порождающего их субстрата (живое веще­ство планеты), но существенно отличны по законам их отношения к внешней среде. Во-первых, в ноосфере биохимическая энергия не про­изводится и не консервируется (закон для биосферы), а потребляется. Во-вторых, в отличие от биосферы, геохимические свойства ноосферы характеризуются не её массой, а производственной деятельностью лю­дей. В отличие от химической миграции элементов путём их прохожде­ния через тела живых организмов, человек ввёл в структуру планеты иную форму действия живого вещества на обмен атомов живого веще­ства с косной материей. "Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые нужны для их роста, размножения, питания, дыха­ния. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для тех­ники и для создания цивилизованных форм жизни"1.

Существует опасность развития технической активности людей в особую сферу Земли- техносферу. Под техносферой понимается такая стадия развития внешней оболочки Земли, на которой условия прожи­вания людей- вода, кислород, питание, доставляемые в настоящее вре­мя биосферным путём, будут производиться исключительно техничес­ки. Она заменит биосферу и вытеснит её с планеты. Люди сконструиру­ют новый облик Земли без биосферы. Люди- господа на Земле. Соци­альная форма движения- высшая. Мы не должны ждать милостей от природы. Всё для человека, за счёт биосферы. Нечего бояться- впере­ди- техносферное бытие Земли! Искусственное- лучше естественного! Опасность подобного философского авантюризма сверхогромна. Раз­рушить природу человек может. Но необходимо помнить, что биосфе­ра, частью которой человек является, незаменима. Она единственна. Нет никаких оснований для надежд на построение искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Человечество в опасности, которая проистекает из философского авантюризма вседозволенности и всесилия людей! Для спасения следует признать всеобщим императи­вом (правилом поведения) факт единственности биосферы и её незаме­нимости. Людей на Земле можно спасти, адаптировав к биосфере, а не за счёт её уничтожения. Для техносферных экспериментов есть, напри­мер, Луна- идеальное место для формирования техносферы. Оставим Землю зелёной!

1).Вернадский В".1Л. Биосфера. Избранные труды из биохимии. М. 1971, стр.184

101


 



 


Задание 1. Продумайте технологию заселения Луны людьми. Под­считайте, сколько это будет стоить, и вы поймёте бессмысленность тех-носферных затей на Земле.

Задание 2. Соберём в виде таблицы основные отличия активности человека от активности животного (без человека ), Я начну строить, а вы, уважаемый читатель, закончите её.

Большинство способностей, которые упоминаются в таблице, в жи­вотном царстве (без человека) встречаются, но у разных видов, либо у^ биосферы в целом, - и только у человека они представлены в единстве, в развитом виде, управляемые сознанием.

1. Активность человека во вне носит предметный и орудийный ха­
рактер: он изменяет окружающий мир и использует для этого орудия I
другие предметы, специально обработанные для этих целей.

2. Активность человека носит творческий характер- он производит
то, что в природе самой по себе без него не встречается.

3. Активность людей, как правило, технологична, то есть включает
в себя 10 и более отдельных операций.

4. Активность людей, как правило, коллективна. Совместные дей­
ствия могут охватывать миллионы людей.

5. Человек- единственное на Земле существо, которое способно при­
думать, рассчитать, спроектировать, обосновать программу создания|
того или иного продукта, а затем наладить его производство в массо^
вых количествах.

6. Благодаря вышеупомянутым способностям, человек- единствен­
ное на Земле живое существо среди высших животных, которое не
приспосабливается к окружающей среде, а приспосабливает её к себе тем,
что постоянно развивает средства воздействия на природу- технику.

































Дата: 2019-02-25, просмотров: 196.