Идея происхождения людей от обезьян прочно овладела умами философов после выхода книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор"(1871г.) До этого времени в массовом сознании европейского населения господствовало суеверие о божественном происхождении человека. О генеалогической связи человека и обезьян есть представление в мифологии: обезьяны - это деградированная животная ветвь человечества. Ч.Дарвин высказал гипотезу о происхождении человека от обезьян посредством эволюции. Для подтверждения гипотезы не хватало одного - доказательств существования промежуточных видов животных между обезьяной и человеком.
В 1892 году голландский врач Евгений Дюбуа (1858 - 1940) объявил миру, что нашел на острове Ява останки ископаемого человека. В отличие от Ч.Дарвина, Е.Дюбуа считал, что следы ископаемых людей надо искать не в Африке, а в пространстве Индия - Индонезия. Чтобы попасть в этот регион, Дюбуа записывается врачом в армию. Семь лет он ведет раскопки на Суматре и Яве. Находит скелеты ископаемых обезьян. И, наконец, раскопки 1890 -1892 годов увенчались успехом - он находит фрагмент нижней челюсти, часть черепной коробки, бедро (всего девять фрагментов) какого-то существа. Кости найдены на ограниченном пространстве - в одном и том же культурном слое. Уже по внешнему виду костей можно определить древность находки: в земле кости минерализуются, их вес увеличивается вдвое, они цементируются, так что могут существовать практически вечно. По залеганию костных остатков в том или ином геологическом или культурном слое можно установить возраст находки. Размеры и форма черепных остатков дают основание установить объем мозга существа, найденного Е.Дюбуа. По бедру удалось установить способ передвижения. Е.Дюбуа подробно описал существо, названное им питекантропом: человек-обезьяна, с объемом мозга 800 - 850 смЗ, прямоходящий.
Борьба вокруг находок Дюбуа стимулировала поиски останков пред-людей. В 1924 году Р.Дартом выделена и аргументирована особь пред-человека, названная австралопитеком (в переводе - южная обезьяна, так как скелетные остатки были обнаружены в Южной Африке). В дальнейшем открытия, связанные с жизнью предлюдей, приобрели лавинообразный характер. Из выдающихся событий в этой области во второй половине XX века отметим следующие три:
1. В 1960 году английский антрополог и археолог Л. Лики (1903 -
1972) в ущелье Олдувей в Восточной Африке нашел скелет двуногого с
мощными трубчатыми костями кисти, что говорило о способности но
сителя к сильному захвату, вполне подходящему для изготовления ору
дий труда. И они ^ыли найдены - оббитые с одной или двух сторон по
краю каменные голыши. Их нельзя было скреплять рукояткой, но ру
бить и резать ими было можно. Найдено около 6000 таких камней, воз
растом 1.75 - 1.85 млн. лет. Создателя орудий назвали Homo habilis.
2. В 1971 году сын Л.Лики - Роберт в Кении обнаружил 49 ископае
мых остатков Homo habilis возрастом 2,61 + 0,26 млн. лет.
65
3. В 1974 году Г.Д. Джохансон в Эфиопии нашел самый полный из известных в мире скелетов предчеловека древностью в 3 - 3,5 млн. ле Сохранилось 40% скелета, включая череп. Как оказалось, кости npi надлежали женщине 25-30 лет, ростом 165 см. Ей дали кличку "Мадг Люси". Когда Джохансон начая соединять берцовую кость с бедре» ной, он поразился массивности колена ископаемой дамы, но, главное, кости соединялись только по прямой линии. Это означало одно - дал прямо ходила.
В результате длительной работы антропологов, археологов, этног рафов, философов картина происхождения человека - антропогенеза выглядит в общих чертах следующим образом.
Выделены три стадии: австралопитека, питекантропа, неандертаи ца. Известен в существенных чертах результат антропогенеза - особь род животных - человек: прямоходящий, говорящий, мыслящий, nj образующий предметно окружающую действительность, творчески! имеющий культуру, науку, технику и т.п.
Известна магистральная линия развития предчеловека:
- прямохождение, развитие руки, изменение строения головы (уме!
шение размеров челюсти, развитие лобной части, уменьшение Л1
цевой стороны черепа, облысение и т.д.);
- от предметного поведения к труду, развитой орудийной деятельности;
- от общения жестами и криками ко второй сигнальной системе, языку;
- от примитивного мышления к развитой умственной, теоретич«
кой деятельности;
- от животного общения - к культуре;
- от стада и стайности - к обществу;
- от подражания - к творчеству.
Исходным для приматов считается род, представитель которого тупайя (маленький зверек, величиной с белку) дожил до наших дне (возраст вида 65 - 54 млн. лет). Примерно 27 млн. лет назад появилис примитивные человекообразные обезьяны. 4 - 4,6 млн. лет назад от щего ствола человекообразных обезьян выделились гориллы, шимпг зе, орангутанги и непосредственные животные предки человека, дож! шие до 3,5 + 1,5 млн. лет назад.
Представление о непосредственном животном предке человека -товой площадке антропогенеза - дает описание шимпанзе. В 1929 английский анатом Артур Кайз определил у человека 1065 анатомиче ких признаков, из которых 312 свойственны только человеку, 396 -ловеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и ораш тангу. Белки, кровь у человека и обезьяны почти одинаковы, но взаимозаменяемы, тождество хромосом- носителей наследственное™ столь близко, что, если рассматривать их у людей и животных, разл§ чия эти отвечали бы различию двух родственных видов в пределах ного таксономического рода.
Итак, шимпанзе. Передвигается с опорой на передние фаланги т цев кисти передних лап, способно кистью передних лап захватить, пользовать и подготавливать предметы для добывания пищи. Харг теризуется систематическим применением орудий; существо со спосс
ностью обобщать, осваивать язык жестов и обучать ему других; смею-шееся> грустящее существо; стадное, стада с иерархией подчинений; узнает себя в зеркале, способно на ощупь выбирать видимые ранее предметы, обучается общению с человеком посредством пианино; объем мозга 370-400 смЗ и т.д.
Непосредственный предок предчеловека, который не дожил до наших дней и который скорее всего был съеден неблагодарными потом-ками^ вряд ли сильно отличался от шимпанзе.
Примерно 15 млн. лет назад смена климата, сократившая леса, привела к изменению способов передвижения приматов - основным для некоторых видов человекообразных обезьян стало передвижение по земле, а не по деревьям. В силу прирожденного функционального различия передних и задних лап, некоторые виды обезьян стали подниматься на задние конечности. В борьбе за выживание это сулило колоссальные преимущества: увеличился объем информации, попадающей в поле зрения и т.д. Прямохождение оказалось тенденцией эволюционного развития приматов. В результате 5-4,5 млн. лет назад появились стада человекообразных обезьян - австралопитеков, для которых прямохождение стало основным способом перемещения в пространстве.
Последствия прямохождения огромны. Изменилась анатомия человекообразных, в частности, положение таза и его размеры, вход в малый таз сократился, сузились у самок родовые пути: стало невозможно рожать большеголовых детенышей. Роды стали возможны только при неокостеневшем полностью черепе ребенка. Природа нашла выход. Предок человека стал рожать биологически неразвитых детей. Плод современного человека, в этой связи, к моменту родов менее развит, чем плод шимпанзе. Детеныш австралопитека рождался по биологическим меркам недоношенным - резко увеличился период детства, причем с необходимостью особого ухода в первые годы жизни. Мать и ребенок становились естественной основой стабильности общностей австралопитеков, переросшей затем в матриархат.
Что представляли собой эти существа - австралопитеки? Вес - 50-60
кг, высота 150-160см., объем мозга - бООсмЗ (объем большого апельси
на). Поражает могучее устройство лицевой части черепа: мощная че
люсть - свидетельство того, что непрерывный поток звуков, т.е. речь,
австралопитек продуцировать не мог. Он мог кричать, произносить
отдельные звуки, но не говорить. Низкий свод черепа, большой над
бровный валик, шейные позвонки небольшие - еще одно свидетельство
прямохождения. Основная еда - животная. Основной способ жизни -
собирательство, рыболовство, охота. Делал сколы у голышей - получа
лись заостренные рубила, с помощью которых можно разделывать туши
животных. ^
Кисть раннего австралопитека похожа на ступни современного человека - намечается противостояние большого пальца остальным. У поздних австралопитеков ( а период их распространения охватывает с 5 млн. до 1 млн.лет до новой эры) кисть относительно шире, чем у ранних, что указывает на ее эволюционную пластичность.
66
67
Опыт от поколения к поколению передавался подражанием. Итак: австралопитек - прямоходящая, немая, человекообразная обезьян»; хищник, использующий на охоте специально обработанные камни. Группу признаков - развитые мозг и кисть, прямохождение - антропологи называют гоминидной триадой. К этому следует добавить четвертый признак - развитую гортань. Существа с гоминидной триадой (лучше - тетрадой) образуют семейство гоминид (Homo). Австралопитек поэтому -Homo habilis.
Второй этап антропогенеза - этап питекантропа1. Как уже указывалось, этот род гоминид выделен и аргументирован Е.Дюбуа. Находки останков питекантропа произведены в Азии, Африке, Европе. По со- ' временным данным, это существо низкого роста ( примерно 150 см), с массивным костяком, плотным сложением. Строение костей скелета почти не отличается от скелета современного человека. Рука и кисть с пропорциями человеческой, противостояние большого пальца почти оформлено. Иное дело - строение черепа: сильно развита лицевая часть в ущерб мозговой. Мощный надбровный валик, низкий свод задней части головы, сильно наклонена лобная кость. Объем мозга порядка 1000 см3. Среди питекантропов выделяется, синантроп - китайский человек, нижняя челюсть которого дает возможность произносить связанные звуки - речь. По-видимому, речевая активность питекантропа была включена в процесс охоты, вне ее не существовала, а субъектом речи была не отдельная особь, а некоторое сообщество. Иными словами, питекантроп, придя с удачной охоты, не мог рассказать, что и как было, хотя в процессе охоты пользовался речью.
За время распространения питекантропов на Земле, охватывающее период от 1-0,9 млн.лет до 300-400 тысяч лет назад, они научился пользоваться огнем, освоили пещеры, строили жилища. Вели стадный образ жизни. Совершенствовали каменные орудия - производили сложные (из частей) рубила, копья с наконечниками и т.д. В некоторых пещерах, освоенных питекантропами, обнаруживаются многометровые слои пепла от костров.
Третий этап антропогенеза - этап неандартальцев (от названия долины Неандерталь в Германии), - потомков питекантропов и предков ископаемых людей современного вида. Время существования: 320000 -35000 лет назад, то есть порядка 9-12 тысяч поколений. Скелетные остатки найдены в Европе, Азии, Африке. У неандертальцев животные признаки выражены неярко: надбровные дуги лишь намечаются, зубы смыкаются еще под углом, рост - 165 см, высокий, но еще наклоненный лоб. Они строили жилища, носили одежду, скорее всего, облысение гоминид падает на период неандертальца. В каменный век основными формами добывания пищи были охота, собирательство, рыболовство.
1) Первый этап, как Вы догадываетесь, уважаемый читатель, австралопитековый. 68
Имеются неоспоримые свидетельства зарождения духовной жизни у неандертальского человека. Именно к этому периоду относятся следы новой целенаправленной постоянной, многовековой активности, не приносящий на первых порах никаких благ, не связанной с изготовлением орудий труда и потреблением добытых продуктов. Речь идет о "медвежьих" пещерах в Альпах. Название "медвежьих" пещеры получили потому, что отложения мустьерского времени(200000 лет назад) в них исключительно насыщены костями пещерного медведя - до 95% и выше, причем, убитые медведи представлены только черепами, длинными костями передних лап, а костей туловища почти нет. Неандертальцы многократно посещали пещеры, но не жили в них. Следы, оставленные здесь, необычны: редкие места кратковременных очагов, одиночные каменные орудия. Предположение, что "медвежьи" пещеры -особые "цеха" неандертальцев, в которых они трудились, подобно ремесленникам, не имеет смысла, как и другие догадки, рассматривающие пещеры как "хранилище запасов", "кухонных отходов" и т.д. в силу удаленности от основных стоянок "троглодита" и труднодоступности "медвежьих" пещер для этих целей. В деталях, расположении, содержании археологических находок видится изобретательность действий, громадные энергетические затраты ( неоправданные с точки зрения добывания пищи и устройства обычной животной жизни), особая деятельность, в результате которой неандерталец извлекал нечто "важное" для него: сокровенное, нетрудовое и несъедобное. Просматривается духовная сущность побочной активности неандертальца. Если он отыскивает пещеры, в которых жить не будет, отвоевывает их у зверей, создает святилища и поддерживает их функционирование в течение веков, то это означает единственное- духовная жизнь не только возникла, но и оказывалась ведущей для предчеловека. Она заставляла его делать то, что он раньше не делал: создавать святилища, поклоняться идолам, лепить, разрисовывать стены пещер и т.д., т.е. жить новой "культурной" жизнью, неведомой его предкам. Вместе с тем каннибализм процветал пышным цветом, как у всех животных предков человека1.
В эпоху неандертальца проявляет себя социальный фактор как организующий и способствующий выживанию древних людей. Неандертальцы жили стадами. Охота на крупных животных требовала чрезвычайных усилий 20-30 крепких особей, организованных в стаю. Отсутствие у стада указанного числа бойцов (даже 3-5 человек) уже означало не боеспособность, а значит, смерть всего стада. Охотник являлся для стада большой ценностью. Нужно было оградить стадо от случайных смертей- этому способствовала- система табу - запретов, позволяющих делать только то, что уже проверено и известно. В частности, та-буировалась всякая, в том числе половая связь с представителями других стад. Стадо жило настороженно и замкнуто. В результате все половые связи замыкались внутри близких сородичей, что генетически вело к физическому и духовному оскудению. К примеру, близкородствен-
') Каннибализм - пожирание себе подобных, исчез у цивилизованных народов не ранее 10000 лет назад.
69
ные связи в опытах с мышами дают следующие результаты: в третье? поколении самка рожает меньше детей, а в пятом - только одного; -потомстве суммируются слабости отца и матери; - потомство с изъянами, нарушается эволюционная пластичность.
В результате неандерталец выживал за счет узкоспециализированной, с большим объемом физического труда, деятельности.
Кризис разрешился сменой табу - запрет на половые связи с особями других стад был отменен.
Неандерталец уже говорил, вследствие чего опыт от поколения поколению передавался в его среде не только подражанием, но и речью.
Современный тип человека - кроманьонец - возник 35000 - 40000 л« назад. С того времени существенных физических изменений внутри видг Homo sapiens не произошло. Кроманьонец аккумулировал умственные и творческие способности, а также социальный опыт неандертальца. С' кроманьонца развитие гоминид пошло не посредством изменения их анатомии, а за счет изменения отношения к окружающей среде.
Каждого человека волнует вопрос: будет ли биологически изменяться человек, не придет ли ему на смену новый вид гоминид? Некоторые) гипотезы относительно гуманоидов, превосходящих человека и суще-1 ственно отличающихся от него внешним видом, связаны с тенденцией' цефализации.
В. И. Вернадский ввел в научный обиход обобщение американского геолога Дж. Дана, сделанное за несколько лет до выхода основной кни-j ги Ч. Дарвина. Это обобщение, названное Д. Даном "цефализацией",| касалось направленности эволюционного процесса. Суть его заключав ется в следующем: в ходе геологического времени, начиная с кембрия,] наблюдается неуклонное, сказками, но без поворотов назад, повыше-] ние сложности и совершенства строения центральной нервной системы] (мозга) животного ряда. Это навело В.И.Вернадского на мысль, чтс существуют некие спонтанные импульсы самой эволюции, ее внутренние закономерности, которые не зависят от внешней среды. В этой связи, размышляя о судьбе и предназначении человека, В.И.Вернадский \ писал, что Homo sapiens sapiens не есть завершенное создание, он обла-. датель современного мыслительного аппарата и служит промежуточным звеном в длительной цепи существ, которые имели прошлое и, не-] сомненно, будут иметь будущее. Человек - исключительный успех жизни. Но еще не ее венец. Сейчас - он авангард живого вещества на Земле,' но существа, которые придут ему на смену, формируются среди нас уже сейчас. Ф.Ницше (1844-1900), возможно, был прав: сверхлюди уже сей-1 час ходят среди нас. Важно их найти.
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Всякому, наблюдающему человечество во времени, бросается в глаза фундаментальная особенность развития этой части животных за последние 10 тысяч лет: биология человека не претерпела качественны? изменений, а жизнь людей существенно изменилась на фоне относитель-
70
но стабильного климата. За 50 тысяч лет человек освоил все широ долготы Земли, стал царем зверей - в настоящее время господство дей неоспоримо. Он создал на Земле третью природу, сравнимую с неорганической и органической сферами Земли. По численности среди крупных животных ему нет равных. Более того - судьба самой Земли в руках людей.
История живых существ на Земле знает случаи подобного взлета. Вспомним динозавров - вода, воздух и суша были освоены ими. Они не знали соперников. Господствовали миллиона лет. Покоряет описание тиранозавра: "Спал иссушающий дневной зной, и в вечернем сумраке появляется одинокая гигантская фигура на двух ногах. У животного двухметровой длины голова и крохотные недоразвитые "ручки" с двумя пальцами. "Ручки" так малы, что не в состоянии дотянуться до морды и не могут удержать добычу. Это какие-то непонятные придатки огромной туши. В пасти животного, всегда оскаленной, многочисленные двадцатипятисантиметровые зубы... Его морда и огромные, с тремя чудовищными когтями ноги забрызганы кровью жертвы, с которой он только что расправился. Это величайший хищник всех времен - тиранозавр"1. Видите, какими были динозавры? Но ведь вымерли. Канули в лету безвозвратно. Не будет ли также с человечеством? Не стоят ли ноги тех, кто вытеснит человечество, уже сейчас на пороге? Каковы человеческие возможности? Что питает человека? В чем его сила? Откуда мы, куда мы, зачем мы? На что мы можем надеяться? Одним словом, - в чем сущность человечества?
Есть несколько суждений о сущности человечества. Не все из них носят научный характер. Не все будут рассматриваться. Выделим в потоке мнений относительно человечества три основных направления. Условно назовем их патерналистским, натуралистским и историцистским.
Патерналистские концепции человечества. В ряде религий мира присутствует сюжет спасения, страшного суда, апокалипсиса. Спасутся не все, спасутся избранные - либо народы, либо классы, либо отдельные люди... Все патерналистские концепции сущности человека подчеркивают избранность человечества как вида: в христианстве только человек создан по образу и подобию бога. Некто или нечто - сознание, воля, идея, - "ведет" человечество, наблюдает за ним, помогает, подсказывает, выручает, "подсовывая" нужные решения посредством некоторых людей и т.д. Все просто и ясно: мы дети чего-то большого и малоизвестного, рабы божьи, участники какого-то жуткого эксперимента, марионетки непонятного театра, режиссеры и авторы которого пока не объявились. Патерналистские теории как будто бы все объясняют - в этом их слабость. История учит однозначно: причины взлетов и падений человечества в действиях самого человечества, а не за его пределами. Если Римская империя распалась, то нам точно известно почему и какие-либо внеприродные силы здесь ни при чем.
Примером натуралистской концепции сущности человечества выступает теория человечества как особого коллективистского орга-
1) Детская энциклопедия, т. 1. Земля. Из-во"Педагогика". М., 1971,стр.240.
71
низма. Основы этой теории были заложены Г.Спенсером (1820 -1901). В XX веке продолжение теория получила в работах О.Шпенглера (1880-1936). Согласно этой концепции, множество людей образует не все содержание человечества, есть еще одна составляющая, которая доминирует в общем содержании. Она имеет свою биографию, выступает в роли судьбы человечества, перед которой беспомощны как отдельные люди, так и особые их образования.
Рассмотрим внимательно рой пчел - классический биологический пример коллективистского организма. Все пчелы роя разделены на отдельные группы (матки, рабочие пчелы, трутни, "охранники"), каждая из которых своей жизнью- подобно печени, нервам, почкам человеческого организма - реализует отдельные функции целого. Через 23-25 дней одно поколение пчел сменится другим, но вечен организм, вечна его структура. Целое живет дольше своих составляющих - органов.
Жизнь отдельной пчелы - всего лишь "топливо" для целого и вне целого не имеет смысла. От человеческого организма рой отличается только тем, что его органы не собраны в одно тело.
Человечество, как рой или термитник, живет по законам коллективистского организма и являет собой, согласно рассматриваемой конт цепции, разновидность его. В этой связи "прогресс", "регресс", "кризис", "история" и т.д. - не те слова, которыми следует говорить о человечестве. Бодрость, болезнь, паралич, смерть, биография, рок, судьба -вот адекватные термины, способные поставить диагноз человечеству. Науки о человечестве подобны медицине, а социологи - всего лишь врачи.
Как и всякий организм, человечество рождается, проходит стадии юношества, зрелости, упадка и смерти. Человечество размножается -одно государство порождает другие; имеет распределительные, производящие, регулирующие органы - рынок, экономику, или, как говорил Г.Спенсер, нервную, кровеносную, дыхательную и другие системы. Человечество своей жизнью реализует не историю, а биографию. Некоторые страницы биографии записаны в генофонде человечества.
Каждая строчка биографии формирует тип людей, функционирование которых обеспечивает реализацию этой строчки. Древний грек сформирован культурой ранней стадии человечества, римлянин - цивилизацией, за которой у человечества ничто (по О.Шпенглеру).
Неизбежна гибель человечества - его биологическая смерть. Все беды человечества усилятся в этот момент, все будет способствовать умиранию. Отменить смерть невозможно, как нельзя отменить молодость или старость. О.Шпенглер в бестселлере "Закат Европы" разглядел, как он полагал, в общем упадке в первой трети XX века наступающую старость человечества, его близкий, неизбежный конец.
Вторая половина XX века опрокинула прогнозы О.Шпенглера и поставила под сомнение концепции человечества как супермонстра.
Политический крах коммунистической системы обнажил методологическую несостоятельность историцизма. Ни одно крупное пред-
сказание марксизма - о загнивающем капитализме, об империализме как кануне социализма и т.д. не реализовалось. Социализм не стал образцом для мира, не обнаружил высших производительных сил, хотя имел лучшие природные условия. Даже основное предсказание о социалистических революциях не сбылось - ни одна из них не свершилась в развитых, как это следовало однозначно из концепции марксистского историцизма, странах. Развитые страны шли другим путем, сущность которого нам еще предстоит рассмотреть.
Марксизм аккумулировал в своей концепции смены общественно-экономических формаций потенции всего историцистского направления. Поэтому ограничимся лишь его анализом.
Как известно, человечество живет за счет собственной деятельности. Однако, действуя - а не делать этого нельзя, - человечество, согласно марксизму, независимо от воли и сознания вступает в некую особую реальность, которая живет по своим собственным законам - законам историцизма. Итак, не действовать человечество не может, а действуя, попадает в зависимость, оказывается, образно говоря, в поезде, который мчит в пункт назначения - коммунизм со станции первобытного общества. Между начальной и конечной станциями есть еще промежуточные - рабовладение, феодализм, капитализм. Некоторые народы уже проскочили отдельные остановки, другие прямо мчат в пункт назначения. Не все народы находятся в одном составе, но все на одном пути. Естественно, в пути - как в пути; есть паровоз, есть рулевой. Роль рулевого выполняла в бывшем СССР коммунистическая партия.
В историцизме, так же, как в организменных теориях человечества, звучит мотив общей судьбы, обреченности; очевидно представление о человечестве не просто как о целом, а как о системе, и даже организме. Именно этого-то не было, да и сейчас нет у человечества, хотя в XX веке население Земли вступило первый раз в жизни людей в эпоху глобальных мировых всеобщих проблем - мировых войн, кризисов, экологических катастроф, мирового экономического порядка и т.д.
В действительности, ближе всего к характеристике человечества как явления подходит термин среда. Человечество не более, чем среда, то есть не имеющее всеобщих форм статистическое аморфное образование субстратных единиц (людей и их общностей), из которых как из материала самими же людьми и их организациями "лепятся", создаются отдельные - народы, культуры, цивилизации, религии, государства и т.п.. Они историчны, временны и, распадаясь, снова возвращаются в первоначальную среду. Суть и роль человечества такова, какова суть физического вакуума (согласно современной физике) в строительстве неорганического мира - все выходит из него и все в него, в конечном счете, возвращается - будь то элементарные частицы, атомы, молекулы, планеты или звездные системы. Человечество, используя традиционные философские термины, есть то же, что праматерия - субстанция. Оно - целостность изменяющихся преходящих явлений в социуме (по Гегелю).
Субстанция, согласно философской традиции, является причиной самой себя, содержит в себе причины всех явлений. Человечество сво-
72
73
бодно в своих действиях, оно само во всем виновато; искать за пределами его среды причины человеческих поступков - в боге, неживой при-< роде, в органике - бессмысленно.
Назовем указанный подход к определению сущности человечества субстанциональным. Согласно этому подходу, человечество - не реаль-i ная, а номинальная общность. Человечество никогда не имело одного общего языка, у него никогда не было общих ценностей. Так называе-" мые общечеловеческие ценности - легенда. Историческая культурология отрицает их существование. Всеобщая экономическая связь отсутствует даже к концу XX века. Единого мирового государства, одной нации никогда не было. Поэтому человечество - это среда, социальная субстанция, в которой отдельные группы людей своей активностью создают отдельные социальные образования.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ .
И |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.