ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идея происхождения людей от обезьян прочно овладела умами фи­лософов после выхода книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор"(1871г.) До этого времени в массовом сознании евро­пейского населения господствовало суеверие о божественном происхож­дении человека. О генеалогической связи человека и обезьян есть пред­ставление в мифологии: обезьяны - это деградированная животная ветвь человечества. Ч.Дарвин высказал гипотезу о происхождении человека от обезьян посредством эволюции. Для подтверждения гипотезы не хва­тало одного - доказательств существования промежуточных видов жи­вотных между обезьяной и человеком.

В 1892 году голландский врач Евгений Дюбуа (1858 - 1940) объявил миру, что нашел на острове Ява останки ископаемого человека. В от­личие от Ч.Дарвина, Е.Дюбуа считал, что следы ископаемых людей надо искать не в Африке, а в пространстве Индия - Индонезия. Чтобы по­пасть в этот регион, Дюбуа записывается врачом в армию. Семь лет он ведет раскопки на Суматре и Яве. Находит скелеты ископаемых обезь­ян. И, наконец, раскопки 1890 -1892 годов увенчались успехом - он на­ходит фрагмент нижней челюсти, часть черепной коробки, бедро (все­го девять фрагментов) какого-то существа. Кости найдены на ограни­ченном пространстве - в одном и том же культурном слое. Уже по внеш­нему виду костей можно определить древность находки: в земле кости минерализуются, их вес увеличивается вдвое, они цементируются, так что могут существовать практически вечно. По залеганию костных ос­татков в том или ином геологическом или культурном слое можно ус­тановить возраст находки. Размеры и форма черепных остатков дают основание установить объем мозга существа, найденного Е.Дюбуа. По бедру удалось установить способ передвижения. Е.Дюбуа подробно описал существо, названное им питекантропом: человек-обезьяна, с объемом мозга 800 - 850 смЗ, прямоходящий.

Борьба вокруг находок Дюбуа стимулировала поиски останков пред-людей. В 1924 году Р.Дартом выделена и аргументирована особь пред-человека, названная австралопитеком (в переводе - южная обезьяна, так как скелетные остатки были обнаружены в Южной Африке). В даль­нейшем открытия, связанные с жизнью предлюдей, приобрели лавино­образный характер. Из выдающихся событий в этой области во второй половине XX века отметим следующие три:

1. В 1960 году английский антрополог и археолог Л. Лики (1903 -
1972) в ущелье Олдувей в Восточной Африке нашел скелет двуногого с
мощными трубчатыми костями кисти, что говорило о способности но­
сителя к сильному захвату, вполне подходящему для изготовления ору­
дий труда. И они ^ыли найдены - оббитые с одной или двух сторон по
краю каменные голыши. Их нельзя было скреплять рукояткой, но ру­
бить и резать ими было можно. Найдено около 6000 таких камней, воз­
растом 1.75 - 1.85 млн. лет. Создателя орудий назвали Homo habilis.

2. В 1971 году сын Л.Лики - Роберт в Кении обнаружил 49 ископае­
мых остатков Homo habilis возрастом 2,61 + 0,26 млн. лет.

65


3. В 1974 году Г.Д. Джохансон в Эфиопии нашел самый полный из известных в мире скелетов предчеловека древностью в 3 - 3,5 млн. ле Сохранилось 40% скелета, включая череп. Как оказалось, кости npi надлежали женщине 25-30 лет, ростом 165 см. Ей дали кличку "Мадг Люси". Когда Джохансон начая соединять берцовую кость с бедре» ной, он поразился массивности колена ископаемой дамы, но, главное, кости соединялись только по прямой линии. Это означало одно - дал прямо ходила.

В результате длительной работы антропологов, археологов, этног рафов, философов картина происхождения человека - антропогенеза выглядит в общих чертах следующим образом.

Выделены три стадии: австралопитека, питекантропа, неандертаи ца. Известен в существенных чертах результат антропогенеза - особь род животных - человек: прямоходящий, говорящий, мыслящий, nj образующий предметно окружающую действительность, творчески! имеющий культуру, науку, технику и т.п.

Известна магистральная линия развития предчеловека:

- прямохождение, развитие руки, изменение строения головы (уме!
шение размеров челюсти, развитие лобной части, уменьшение Л1
цевой стороны черепа, облысение и т.д.);

- от предметного поведения к труду, развитой орудийной деятельности;

- от общения жестами и криками ко второй сигнальной системе, языку;

- от примитивного мышления к развитой умственной, теоретич«
кой деятельности;

- от животного общения - к культуре;

- от стада и стайности - к обществу;

- от подражания - к творчеству.

Исходным для приматов считается род, представитель которого тупайя (маленький зверек, величиной с белку) дожил до наших дне (возраст вида 65 - 54 млн. лет). Примерно 27 млн. лет назад появилис примитивные человекообразные обезьяны. 4 - 4,6 млн. лет назад от щего ствола человекообразных обезьян выделились гориллы, шимпг зе, орангутанги и непосредственные животные предки человека, дож! шие до 3,5 + 1,5 млн. лет назад.

Представление о непосредственном животном предке человека -товой площадке антропогенеза - дает описание шимпанзе. В 1929 английский анатом Артур Кайз определил у человека 1065 анатомиче ких признаков, из которых 312 свойственны только человеку, 396 -ловеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и ораш тангу. Белки, кровь у человека и обезьяны почти одинаковы, но взаимозаменяемы, тождество хромосом- носителей наследственное™ столь близко, что, если рассматривать их у людей и животных, разл§ чия эти отвечали бы различию двух родственных видов в пределах ного таксономического рода.

Итак, шимпанзе. Передвигается с опорой на передние фаланги т цев кисти передних лап, способно кистью передних лап захватить, пользовать и подготавливать предметы для добывания пищи. Харг теризуется систематическим применением орудий; существо со спосс


ностью обобщать, осваивать язык жестов и обучать ему других; смею-шееся> грустящее существо; стадное, стада с иерархией подчинений; узнает себя в зеркале, способно на ощупь выбирать видимые ранее пред­меты, обучается общению с человеком посредством пианино; объем мозга 370-400 смЗ и т.д.

Непосредственный предок предчеловека, который не дожил до на­ших дней и который скорее всего был съеден неблагодарными потом-ками^ вряд ли сильно отличался от шимпанзе.

Примерно 15 млн. лет назад смена климата, сократившая леса, при­вела к изменению способов передвижения приматов - основным для не­которых видов человекообразных обезьян стало передвижение по зем­ле, а не по деревьям. В силу прирожденного функционального разли­чия передних и задних лап, некоторые виды обезьян стали подниматься на задние конечности. В борьбе за выживание это сулило колоссальные преимущества: увеличился объем информации, попадающей в поле зре­ния и т.д. Прямохождение оказалось тенденцией эволюционного раз­вития приматов. В результате 5-4,5 млн. лет назад появились стада че­ловекообразных обезьян - австралопитеков, для которых прямохожде­ние стало основным способом перемещения в пространстве.

Последствия прямохождения огромны. Изменилась анатомия чело­векообразных, в частности, положение таза и его размеры, вход в ма­лый таз сократился, сузились у самок родовые пути: стало невозможно рожать большеголовых детенышей. Роды стали возможны только при неокостеневшем полностью черепе ребенка. Природа нашла выход. Предок человека стал рожать биологически неразвитых детей. Плод современного человека, в этой связи, к моменту родов менее развит, чем плод шимпанзе. Детеныш австралопитека рождался по биологи­ческим меркам недоношенным - резко увеличился период детства, при­чем с необходимостью особого ухода в первые годы жизни. Мать и ребенок становились естественной основой стабильности общностей ав­стралопитеков, переросшей затем в матриархат.

Что представляли собой эти существа - австралопитеки? Вес - 50-60
кг, высота 150-160см., объем мозга - бООсмЗ (объем большого апельси­
на). Поражает могучее устройство лицевой части черепа: мощная че­
люсть - свидетельство того, что непрерывный поток звуков, т.е. речь,
австралопитек продуцировать не мог. Он мог кричать, произносить
отдельные звуки, но не говорить. Низкий свод черепа, большой над­
бровный валик, шейные позвонки небольшие - еще одно свидетельство
прямохождения. Основная еда - животная. Основной способ жизни -
собирательство, рыболовство, охота. Делал сколы у голышей - получа­
лись заостренные рубила, с помощью которых можно разделывать туши
животных.              ^

Кисть раннего австралопитека похожа на ступни современного че­ловека - намечается противостояние большого пальца остальным. У поздних австралопитеков ( а период их распространения охватывает с 5 млн. до 1 млн.лет до новой эры) кисть относительно шире, чем у ран­них, что указывает на ее эволюционную пластичность.


 


66


67


Опыт от поколения к поколению передавался подражанием. Итак: австралопитек - прямоходящая, немая, человекообразная обезьян»; хищ­ник, использующий на охоте специально обработанные камни. Группу признаков - развитые мозг и кисть, прямохождение - антропологи на­зывают гоминидной триадой. К этому следует добавить четвертый при­знак - развитую гортань. Существа с гоминидной триадой (лучше - тет­радой) образуют семейство гоминид (Homo). Австралопитек поэтому -Homo habilis.

Второй этап антропогенеза - этап питекантропа1. Как уже указыва­лось, этот род гоминид выделен и аргументирован Е.Дюбуа. Находки останков питекантропа произведены в Азии, Африке, Европе. По со- ' временным данным, это существо низкого роста ( примерно 150 см), с массивным костяком, плотным сложением. Строение костей скелета почти не отличается от скелета современного человека. Рука и кисть с пропорциями человеческой, противостояние большого пальца почти оформлено. Иное дело - строение черепа: сильно развита лицевая часть в ущерб мозговой. Мощный надбровный валик, низкий свод задней ча­сти головы, сильно наклонена лобная кость. Объем мозга порядка 1000 см3. Среди питекантропов выделяется, синантроп - китайский человек, нижняя челюсть которого дает возможность произносить связанные звуки - речь. По-видимому, речевая активность питекантропа была включена в процесс охоты, вне ее не существовала, а субъектом речи была не отдельная особь, а некоторое сообщество. Иными словами, питекантроп, придя с удачной охоты, не мог рассказать, что и как было, хотя в процессе охоты пользовался речью.

За время распространения питекантропов на Земле, охватывающее период от 1-0,9 млн.лет до 300-400 тысяч лет назад, они научился пользо­ваться огнем, освоили пещеры, строили жилища. Вели стадный образ жизни. Совершенствовали каменные орудия - производили сложные (из частей) рубила, копья с наконечниками и т.д. В некоторых пещерах, освоенных питекантропами, обнаруживаются многометровые слои пеп­ла от костров.

Третий этап антропогенеза - этап неандартальцев (от названия до­лины Неандерталь в Германии), - потомков питекантропов и предков ископаемых людей современного вида. Время существования: 320000 -35000 лет назад, то есть порядка 9-12 тысяч поколений. Скелетные ос­татки найдены в Европе, Азии, Африке. У неандертальцев животные признаки выражены неярко: надбровные дуги лишь намечаются, зубы смыкаются еще под углом, рост - 165 см, высокий, но еще наклоненный лоб. Они строили жилища, носили одежду, скорее всего, облысение го­минид падает на период неандертальца. В каменный век основными формами добывания пищи были охота, собирательство, рыболовство.

1) Первый этап, как Вы догадываетесь, уважаемый читатель, австралопитековый. 68


Имеются неоспоримые свидетельства зарождения духовной жизни у неандертальского человека. Именно к этому периоду относятся следы новой целенаправленной постоянной, многовековой активности, не приносящий на первых порах никаких благ, не связанной с изготовле­нием орудий труда и потреблением добытых продуктов. Речь идет о "медвежьих" пещерах в Альпах. Название "медвежьих" пещеры полу­чили потому, что отложения мустьерского времени(200000 лет назад) в них исключительно насыщены костями пещерного медведя - до 95% и выше, причем, убитые медведи представлены только черепами, длин­ными костями передних лап, а костей туловища почти нет. Неандер­тальцы многократно посещали пещеры, но не жили в них. Следы, ос­тавленные здесь, необычны: редкие места кратковременных очагов, оди­ночные каменные орудия. Предположение, что "медвежьи" пещеры -особые "цеха" неандертальцев, в которых они трудились, подобно ре­месленникам, не имеет смысла, как и другие догадки, рассматриваю­щие пещеры как "хранилище запасов", "кухонных отходов" и т.д. в силу удаленности от основных стоянок "троглодита" и труднодоступности "медвежьих" пещер для этих целей. В деталях, расположении, содержа­нии археологических находок видится изобретательность действий, гро­мадные энергетические затраты ( неоправданные с точки зрения добы­вания пищи и устройства обычной животной жизни), особая деятель­ность, в результате которой неандерталец извлекал нечто "важное" для него: сокровенное, нетрудовое и несъедобное. Просматривается духов­ная сущность побочной активности неандертальца. Если он отыскива­ет пещеры, в которых жить не будет, отвоевывает их у зверей, создает святилища и поддерживает их функционирование в течение веков, то это означает единственное- духовная жизнь не только возникла, но и оказывалась ведущей для предчеловека. Она заставляла его делать то, что он раньше не делал: создавать святилища, поклоняться идолам, ле­пить, разрисовывать стены пещер и т.д., т.е. жить новой "культурной" жизнью, неведомой его предкам. Вместе с тем каннибализм процветал пышным цветом, как у всех животных предков человека1.

В эпоху неандертальца проявляет себя социальный фактор как организующий и способствующий выживанию древних людей. Неан­дертальцы жили стадами. Охота на крупных животных требовала чрез­вычайных усилий 20-30 крепких особей, организованных в стаю. От­сутствие у стада указанного числа бойцов (даже 3-5 человек) уже озна­чало не боеспособность, а значит, смерть всего стада. Охотник являлся для стада большой ценностью. Нужно было оградить стадо от случай­ных смертей- этому способствовала- система табу - запретов, позволяю­щих делать только то, что уже проверено и известно. В частности, та-буировалась всякая, в том числе половая связь с представителями дру­гих стад. Стадо жило настороженно и замкнуто. В результате все поло­вые связи замыкались внутри близких сородичей, что генетически вело к физическому и духовному оскудению. К примеру, близкородствен-

') Каннибализм - пожирание себе подобных, исчез у цивилизованных народов не ранее 10000 лет назад.

69


ные связи в опытах с мышами дают следующие результаты: в третье? поколении самка рожает меньше детей, а в пятом - только одного; -потомстве суммируются слабости отца и матери; - потомство с изъяна­ми, нарушается эволюционная пластичность.

В результате неандерталец выживал за счет узкоспециализирован­ной, с большим объемом физического труда, деятельности.

Кризис разрешился сменой табу - запрет на половые связи с особя­ми других стад был отменен.

Неандерталец уже говорил, вследствие чего опыт от поколения поколению передавался в его среде не только подражанием, но и речью.

Современный тип человека - кроманьонец - возник 35000 - 40000 л« назад. С того времени существенных физических изменений внутри видг Homo sapiens не произошло. Кроманьонец аккумулировал умственные и творческие способности, а также социальный опыт неандертальца. С' кроманьонца развитие гоминид пошло не посредством изменения их анатомии, а за счет изменения отношения к окружающей среде.

Каждого человека волнует вопрос: будет ли биологически изменяться человек, не придет ли ему на смену новый вид гоминид? Некоторые) гипотезы относительно гуманоидов, превосходящих человека и суще-1 ственно отличающихся от него внешним видом, связаны с тенденцией' цефализации.

В. И. Вернадский ввел в научный обиход обобщение американского геолога Дж. Дана, сделанное за несколько лет до выхода основной кни-j ги Ч. Дарвина. Это обобщение, названное Д. Даном "цефализацией",| касалось направленности эволюционного процесса. Суть его заключав ется в следующем: в ходе геологического времени, начиная с кембрия,] наблюдается неуклонное, сказками, но без поворотов назад, повыше-] ние сложности и совершенства строения центральной нервной системы] (мозга) животного ряда. Это навело В.И.Вернадского на мысль, чтс существуют некие спонтанные импульсы самой эволюции, ее внутрен­ние закономерности, которые не зависят от внешней среды. В этой свя­зи, размышляя о судьбе и предназначении человека, В.И.Вернадский \ писал, что Homo sapiens sapiens не есть завершенное создание, он обла-. датель современного мыслительного аппарата и служит промежуточ­ным звеном в длительной цепи существ, которые имели прошлое и, не-] сомненно, будут иметь будущее. Человек - исключительный успех жиз­ни. Но еще не ее венец. Сейчас - он авангард живого вещества на Земле,' но существа, которые придут ему на смену, формируются среди нас уже сейчас. Ф.Ницше (1844-1900), возможно, был прав: сверхлюди уже сей-1 час ходят среди нас. Важно их найти.






























СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Всякому, наблюдающему человечество во времени, бросается в гла­за фундаментальная особенность развития этой части животных за пос­ледние 10 тысяч лет: биология человека не претерпела качественны? изменений, а жизнь людей существенно изменилась на фоне относитель-

70


но стабильного климата. За 50 тысяч лет человек освоил все широ долготы Земли, стал царем зверей - в настоящее время господство дей неоспоримо. Он создал на Земле третью природу, сравнимую с не­органической и органической сферами Земли. По численности среди крупных животных ему нет равных. Более того - судьба самой Земли в руках людей.

История живых существ на Земле знает случаи подобного взлета. Вспомним динозавров - вода, воздух и суша были освоены ими. Они не знали соперников. Господствовали миллиона лет. Покоряет описание тиранозавра: "Спал иссушающий дневной зной, и в вечернем сумраке появляется одинокая гигантская фигура на двух ногах. У животного двухметровой длины голова и крохотные недоразвитые "ручки" с дву­мя пальцами. "Ручки" так малы, что не в состоянии дотянуться до мор­ды и не могут удержать добычу. Это какие-то непонятные придатки огромной туши. В пасти животного, всегда оскаленной, многочислен­ные двадцатипятисантиметровые зубы... Его морда и огромные, с тре­мя чудовищными когтями ноги забрызганы кровью жертвы, с которой он только что расправился. Это величайший хищник всех времен - ти­ранозавр"1. Видите, какими были динозавры? Но ведь вымерли. Кану­ли в лету безвозвратно. Не будет ли также с человечеством? Не стоят ли ноги тех, кто вытеснит человечество, уже сейчас на пороге? Каковы че­ловеческие возможности? Что питает человека? В чем его сила? Откуда мы, куда мы, зачем мы? На что мы можем надеяться? Одним словом, - в чем сущность человечества?

Есть несколько суждений о сущности человечества. Не все из них носят научный характер. Не все будут рассматриваться. Выделим в по­токе мнений относительно человечества три основных направления. Ус­ловно назовем их патерналистским, натуралистским и историцистским.

Патерналистские концепции человечества. В ряде религий мира присутствует сюжет спасения, страшного суда, апокалипсиса. Спа­сутся не все, спасутся избранные - либо народы, либо классы, либо от­дельные люди... Все патерналистские концепции сущности человека подчеркивают избранность человечества как вида: в христианстве толь­ко человек создан по образу и подобию бога. Некто или нечто - созна­ние, воля, идея, - "ведет" человечество, наблюдает за ним, помогает, подсказывает, выручает, "подсовывая" нужные решения посредством некоторых людей и т.д. Все просто и ясно: мы дети чего-то большого и малоизвестного, рабы божьи, участники какого-то жуткого экспери­мента, марионетки непонятного театра, режиссеры и авторы которого пока не объявились. Патерналистские теории как будто бы все объяс­няют - в этом их слабость. История учит однозначно: причины взлетов и падений человечества в действиях самого человечества, а не за его пределами. Если Римская империя распалась, то нам точно известно почему и какие-либо внеприродные силы здесь ни при чем.

Примером натуралистской концепции сущности человечества выступает теория человечества как особого коллективистского орга-

1) Детская энциклопедия, т. 1. Земля. Из-во"Педагогика". М., 1971,стр.240.

71


низма. Основы этой теории были заложены Г.Спенсером (1820 -1901). В XX веке продолжение теория получила в работах О.Шпенглера (1880-1936). Согласно этой концепции, множество людей образует не все со­держание человечества, есть еще одна составляющая, которая домини­рует в общем содержании. Она имеет свою биографию, выступает в роли судьбы человечества, перед которой беспомощны как отдельные люди, так и особые их образования.

Рассмотрим внимательно рой пчел - классический биологический пример коллективистского организма. Все пчелы роя разделены на от­дельные группы (матки, рабочие пчелы, трутни, "охранники"), каждая из которых своей жизнью- подобно печени, нервам, почкам человечес­кого организма - реализует отдельные функции целого. Через 23-25 дней одно поколение пчел сменится другим, но вечен организм, вечна его структура. Целое живет дольше своих составляющих - органов.

Жизнь отдельной пчелы - всего лишь "топливо" для целого и вне целого не имеет смысла. От человеческого организма рой отличается только тем, что его органы не собраны в одно тело.

Человечество, как рой или термитник, живет по законам коллекти­вистского организма и являет собой, согласно рассматриваемой конт цепции, разновидность его. В этой связи "прогресс", "регресс", "кри­зис", "история" и т.д. - не те слова, которыми следует говорить о чело­вечестве. Бодрость, болезнь, паралич, смерть, биография, рок, судьба -вот адекватные термины, способные поставить диагноз человечеству. Науки о человечестве подобны медицине, а социологи - всего лишь вра­чи.

Как и всякий организм, человечество рождается, проходит стадии юношества, зрелости, упадка и смерти. Человечество размножается -одно государство порождает другие; имеет распределительные, произ­водящие, регулирующие органы - рынок, экономику, или, как говорил Г.Спенсер, нервную, кровеносную, дыхательную и другие системы. Че­ловечество своей жизнью реализует не историю, а биографию. Некото­рые страницы биографии записаны в генофонде человечества.

Каждая строчка биографии формирует тип людей, функционирова­ние которых обеспечивает реализацию этой строчки. Древний грек сфор­мирован культурой ранней стадии человечества, римлянин - цивилиза­цией, за которой у человечества ничто (по О.Шпенглеру).

Неизбежна гибель человечества - его биологическая смерть. Все беды человечества усилятся в этот момент, все будет способствовать умира­нию. Отменить смерть невозможно, как нельзя отменить молодость или старость. О.Шпенглер в бестселлере "Закат Европы" разглядел, как он полагал, в общем упадке в первой трети XX века наступающую ста­рость человечества, его близкий, неизбежный конец.

Вторая половина XX века опрокинула прогнозы О.Шпенглера и поставила под сомнение концепции человечества как супермонстра.

Политический крах коммунистической системы обнажил методоло­гическую несостоятельность историцизма. Ни одно крупное пред-


сказание марксизма - о загнивающем капитализме, об империализме как кануне социализма и т.д. не реализовалось. Социализм не стал об­разцом для мира, не обнаружил высших производительных сил, хотя имел лучшие природные условия. Даже основное предсказание о соци­алистических революциях не сбылось - ни одна из них не свершилась в развитых, как это следовало однозначно из концепции марксистского историцизма, странах. Развитые страны шли другим путем, сущность которого нам еще предстоит рассмотреть.

Марксизм аккумулировал в своей концепции смены общественно-экономических формаций потенции всего историцистского направле­ния. Поэтому ограничимся лишь его анализом.

Как известно, человечество живет за счет собственной деятельнос­ти. Однако, действуя - а не делать этого нельзя, - человечество, соглас­но марксизму, независимо от воли и сознания вступает в некую особую реальность, которая живет по своим собственным законам - законам историцизма. Итак, не действовать человечество не может, а действуя, попадает в зависимость, оказывается, образно говоря, в поезде, кото­рый мчит в пункт назначения - коммунизм со станции первобытного общества. Между начальной и конечной станциями есть еще промежу­точные - рабовладение, феодализм, капитализм. Некоторые народы уже проскочили отдельные остановки, другие прямо мчат в пункт назначе­ния. Не все народы находятся в одном составе, но все на одном пути. Естественно, в пути - как в пути; есть паровоз, есть рулевой. Роль руле­вого выполняла в бывшем СССР коммунистическая партия.

В историцизме, так же, как в организменных теориях человечества, звучит мотив общей судьбы, обреченности; очевидно представление о человечестве не просто как о целом, а как о системе, и даже организме. Именно этого-то не было, да и сейчас нет у человечества, хотя в XX веке население Земли вступило первый раз в жизни людей в эпоху гло­бальных мировых всеобщих проблем - мировых войн, кризисов, эколо­гических катастроф, мирового экономического порядка и т.д.

В действительности, ближе всего к характеристике человечества как явления подходит термин среда. Человечество не более, чем среда, то есть не имеющее всеобщих форм статистическое аморфное образова­ние субстратных единиц (людей и их общностей), из которых как из материала самими же людьми и их организациями "лепятся", создают­ся отдельные - народы, культуры, цивилизации, религии, государства и т.п.. Они историчны, временны и, распадаясь, снова возвращаются в первоначальную среду. Суть и роль человечества такова, какова суть физического вакуума (согласно современной физике) в строительстве неорганического мира - все выходит из него и все в него, в конечном счете, возвращается - будь то элементарные частицы, атомы, молеку­лы, планеты или звездные системы. Человечество, используя традици­онные философские термины, есть то же, что праматерия - субстанция. Оно - целостность изменяющихся преходящих явлений в социуме (по Гегелю).

Субстанция, согласно философской традиции, является причиной самой себя, содержит в себе причины всех явлений. Человечество сво-


 


72


73


бодно в своих действиях, оно само во всем виновато; искать за предела­ми его среды причины человеческих поступков - в боге, неживой при-< роде, в органике - бессмысленно.

Назовем указанный подход к определению сущности человечества субстанциональным. Согласно этому подходу, человечество - не реаль-i ная, а номинальная общность. Человечество никогда не имело одного общего языка, у него никогда не было общих ценностей. Так называе-" мые общечеловеческие ценности - легенда. Историческая культуроло­гия отрицает их существование. Всеобщая экономическая связь отсут­ствует даже к концу XX века. Единого мирового государства, одной нации никогда не было. Поэтому человечество - это среда, социальная субстанция, в которой отдельные группы людей своей активностью со­здают отдельные социальные образования.










ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ .

И

Дата: 2019-02-25, просмотров: 213.