Функционирования
Рассмотрим модель свободной конкуренции отдельно взятого рынка. Взаимодействие его основных элементов – спроса, предложения и цены – раскрывает механизм рынка.
Пусть на товарном рынке, например, велосипедов существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем представлено множество потребителей и покупателей, нуждающихся в велосипедах и имеющих средства для их приобретения. Экономический интерес потребителей состоит в том, что бы купить товар и удовлетворить свою потребность. Им противос-тоят продавцы – производители велосипедов. Затрачивая ресурсы на произ-водство и сбыт велосипедов, они заинтересованы в прибыльной продаже этих вещей.
Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения велосипедов. Несмотря на то, что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы – продать подороже. Поэтому любители велосипедов предла-гают за них так называемую цену спроса – предельную максимальную цену, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку.
Между ценой спроса и количеством продаваемой продукции существует взаимная связь. С одной стороны, когда цена спроса велика, покупателей то-вара немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становиться более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий.
Итак, зависимость между ценой спроса и количеством продаваемого то-вара, описывающая рыночное поведение потребителя называется кривой спроса.
Производители – продавцы стремятся продать товар подороже, сознавая, что у потребителей иные интересы. В результате образуется цена предложе-ния. Это предельная минимальная цена, по которой производители еще гото-вы продать свои изделия покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения потому, что производство, и сбыт, стали бы нерен-табельными.
Чем меньше цена предложения, тем меньше количество велосипедов по-ступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производст-ва и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объем поставок на рынок. Поведение продавцов характеризуется кривой предложения.
Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересече-ния кривых спроса и предложения. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж, равный опти-мальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия. Действительно, изготовителям невыгодно дальнейшее повыше-ние цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходиться рассчиты-вать на приобретение большого количества товара или на снижение его це-ны: такое развитие ситуации противоречит интересам производителей.
Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом
Анализе
Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интере-сы продавцов и покупателей на рынке противоположны, тем не менее, уста-навливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны.
Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от вре-менного интервала различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Мгновенное равновесие имеет место тогда, когда при неменяющемся предложении спрос в силу каких-то причин быстро растает. Равновесная це-на при этом значительно возрастает.
Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрас-тает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост пред-ложения есть нормальная реакция производителей на увеличение спроса. Та-кое случается довольно часто и по разным причинам. Объем производства начнет расти вследствие более интенсивного использования всех факторов производства. Равновесная цена в этом случае будет ниже той, которая была при мгновенном равновесии.
Таков краткосрочный эффект действия рыночного механизма. На боль-шее он пока не способен, поскольку дальнейшее наращивание производства за счет имеющихся ресурсов невозможно. Для увеличения производства не-обходимы дополнительные ресурсы, а на это требуется время.
Итак, в краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к незначи-тельному росту объема производства и к увеличению цены равновесия, так как предложение не полностью удовлетворяет возросший спрос.
Производители расценивают возрастание спроса и соответственно но-вую, более высокую цену как мощный стимул расширения производства и продаж. Одновременно такая цена сигнализирует всем владельцам факторов производства, что это производство превращается в сферу выгодного вложе-ния капитала. Владельцы ресурсов направляют дополнительные денежные средства в данное производство, в результате чего изменяются условия про-изводства, растет предложение.
Когда же объем предложения начинает увеличиваться за счет увеличе-ния числа производителей, введения в производство дополнительных мощ-ностей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объема про-изводства сказывается на снижении равновесной цены. Такое равновесие на-зывают еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рын-ка порождает конкуренцию между производителями, в результате чего уста-навливается длительное равновесие между спросом и предложением.
Итак, в долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочном и долго-срочном периоде различно.
Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматри-вать как этапы в становлении долгосрочного, нормального равновесия. Од-нако взаимоприспособление спроса и предложения не может быть статич-ным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.
Различают стабильное (устойчивое) и не стабильное (неустойчивое) ры-ночное равновесие. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновес-ное состояние восстанавливается опять. Второе – когда нарушенное равнове-сие рынка остается таковым на протяжении длительного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.