Основные элементы рыночного механизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырёх ос-новных элементах: спросе; предложении; цене; конкуренции.

Спрос (платёжеспособный) – это представленная на рынке потребность в определенном количестве тех или иных товаров, которые потребители мо-гут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением по-рождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспе-чивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между товаро-производителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли а, следова-тельно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбеж-но приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные усло-вия производства и сбыта товаров, рост объемов производства. Предприни-матели выступают по отношению друг другу как соперники или конкуренты.

Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то увеличивается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, что - бы продать свой товар, вынужден снижать цену, что ведет за собой сокраще-ние производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать между собой будут покупатели. Что бы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них предлагает более высокую це-ну, чем его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет предприятия внедрять техни-ческий прогресс, совершенствовать технологию производства, снижать зат-раты на производство продукции и оказание услуг.

 

Типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с сосуществовани-ем различных рыночных структур. Они отличаются друг от друга по коли-честву и размерам функционирующих на данном рынке предприятий, харак-теру производимой этими предприятиями продукции, возможностями входа на рынок новых предприятий и выхода из него, а также доступностью инфор-мации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях сво-бодной, или совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующим:

1. множеством покупателей и продавцов;

2. высокой мобильностью факторов производства;

3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородностью продаваемой продукции;

5. равным доступом всех участников рыночных отношений к инфор-мации.

При совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна. Поэтому ни один из продавцов или покупателей сам не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция – это абстракция. В чистом виде она никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). По-этому совершенную конкуренцию можно рассматривать как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из пяти признаков совершенной конкуренции отсут-ствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци-ей. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

    1. Чистая монополия, когда на рынке одно предприятие является един-ственным продавцом товара и услуг и границы предприятия и отрасли совпа-дают;

    2. Олигополия, когда в отрасли существует незначительное число пред-приятий, производящих однородную продукцию;

    3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа предприятий, производящих диффе-ренцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур, важно отметить, что необходи-мым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отно-шений.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.