Товар и его свойства. Законы стоимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена. Но для того чтобы стать товаром продукт должен обладать двумя свойствами: потреби-тельной стоимостью и стоимостью. Способности продукта удовлетворять потребности общества, быть полезной людям – это потребительная стои-мость. Как потребительная стоимость все товары различны и, чтобы обме-нять одну вещь на другую, нужно, чтобы они обладали общей чертой – име-ли стоимость.

Если потребительная стоимость видна, то для понимания сущности сто-имости необходимо сначала обратиться к меновой стоимости. Меновая стои-мость – это способность товара обмениваться на другой товар, в определен-ных пропорциях. Товары обмениваются, прежде всего, потому, что они име-ют разные потребительные стоимости. За меновыми пропорциями скрывает-ся стоимость, т.е. затраты труда производителей – затраты их физической и умственной энергии на производство товаров. Товары обмениваются в соот-ветствии с количеством затраченного на них труда.

Каждый товар, поэтому носит двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат че-ловеческого труда, т.е. обладает стоимостью. Единство потребительной стои-мости и стоимости противоречиво – это внутренние противоречие товара. Оно заключается в том, что как потребительные стоимости все товары разно-родны и несоизмеримы. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и как потребительная стоимость. Для производите-ля товар есть вещь, которую он произвел для продажи. Это, прежде всего стоимость – средство обмена на другой товар, на другую потребительную стоимость. Покупатель же приобретает вещь потому, что она обладает потре-бительной стоимостью, способна удовлетворить его потребности. Следова-тельно, хотя в товаре стоимость не может существовать без потребительной стоимости и наоборот, но, находясь у конкретного человека, товар как бы те-ряет одно из этих свойств. В этом заключается внутреннее противоречие то-вара как единство противоположностей.

Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, создающего товар. Это один из наиболее важных вопросов в трудовой теории стоимости. Труд каждого товаропроизводителя выступает в конкрет-ной форме. Это не просто труд, а труд токаря, кузнеца, сапожника и т.д. Кон-кретные виды труда создают конкретные вещи: сапожник производит обувь, портной – одежду. Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость.

В процессе труда каждый производитель затрачивает свои силы, свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии пред-ставляют собой абстрактный труд. Абстрактный значит отвлеченный, т.е. труд, отвлеченный от конкретной формы. Абстрактный труд характеризует затраты энергии производителя на производство товара, создает стоимость данного товара. Поэтому стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд.

Стоимость товара определяется затратами труда, общественно необхо-димого а труд может измеряться общественно необходимым рабочим време-нем.

Развитие товарного производства и превращение его в современное ры-ночное хозяйство осуществлялось на основе действия закона стоимости.

Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмени-ваются на основе общественно необходимого труда. Это не только закон то-варного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона сто-имости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимос-тями товара.

 

Теории стоимости

Стоимость относиться к числу функциональных, сквозных проблем эко-номики. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности эконо-мических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким обра-зом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономики.

Первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла английс-кая классическая политэкономия (Петти, Смит, Риккардо). Дальнейшее раз-витие их взгляды получили в трудах К. Маркса. Стоимость признавалась как единственная исходная категория экономического анализа. Английская клас-сическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая оп-ределяет стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.

После работ Смита и Риккардо в экономической практике господствую-щее положение занимали так называемые теории факторов производства. Ос-новные представители этих теорий – Сэй и Милль.

Согласно их взглядам, создание стоимости, во-первых, связывалось не с функционированием одного какого-то фактора производства (например, с трудом), а с несколькими факторами. Поскольку основных факторов произ-водства насчитывалось три – труд, капитал и земля, то создание стоимости приписывалось всем трем факторам. Во-вторых, стоимость рассматривалась как порождение соответствующих факторов производства. В-третьих, в ка-честве основных доходов в большинстве случаев принимались: заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента.

В середине 19в. теория трудовой стоимости сводилась к следующим по-ложениям:

  1. стоимость блага бывает временная (рыночная) и постоянная (естест-венная). Естественная стоимость является стержнем, вокруг которого колеб-лется и к которому стремиться временная стоимость;

  2. Рыночная стоимость определяется спросом и предложением. При этом спрос зависит от рыночной стоимости;

  3. Рыночная стоимость по-разному определяется для невоспроизводимых и свободно воспроизводимых товаров. В первом случае она зависит от огра-ниченности блага. Во втором (преобладающем) – от величины издержек про-изводства товара и его доставки на рынок;

  4. Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на ка-питал и определяются, в конечном счете, количеством затраченного труда.

Таким образом, в классической модели средний уровень цен (естествен-ная стоимость) определяется в производстве и задаётся издержками. Предло-жение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене. Классической теории присуще противоречия, а некоторые ее положения тре-бовали уточнений.

Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности (Бём Баверк, Менгер, Визер) – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумов полезности различных благ. Это было поистине рево-люционное событие, впоследствии названное маржиналистской революцией (marginal – предельный).

Главные идеи маржинализма состоят в следующем:

1. Неприемлемо определять стоимость затратами труда;

2. Стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, т.е. предельной полезностью блага;

3. Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражаю-щая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями;

4. Введено понятие предельной величины и на основе этого разграни-чены совокупная и предельная полезность блага;

5. Стоимость труда и капитала, а, следовательно, и издержек произ-водства определяются как производные от стоимости (предельной полезнос-ти) потребительских товаров.

Теория предельной полезности заложила фундамент неоклассического экономического анализа (Маршалл). Утвердился принцип одновременной оценки стоимости конечных продуктов и факторов производства. Знаменитое сравнение Маршалла полезности и издержек с двумя лезвиями ножниц имеет следующий смысл: как нет основания говорить, разрезает ли лист бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц, так и том, регулируется ли стоимость по-лезностью или издержками производства. Его идея заключается в необходи-мости использования метода взаимного и одновременного определения обе-их ценностей. Именно через взаимодействие, в котором полезность и издерж-ки выступают как равноправные и независимые силы, определяется точка равновесия спроса и предложения и соответственно стоимость и цена.

В теории предельной полезности большое влияние обращается на проб-лему выбора отдельного потребителя. Проблема выбора, прежде всего, связа-на с пониманием и измерением предельной полезности.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 187.