Мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды равновесия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение: Q2 M1M2

 

 


                                          

 

Краткосрочное равновесие устанавливается за более длительный промежуток времени, когда предложение увеличивается, не число пред­приятий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятии начинает интенсивно его производить. При этом равновесная цена будет ниже той, которая возникает при мгновенном равновесии.

 


                                                                   

Наконец долгосрочное, или нормальное, равновесие устанавливается, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товара. Благодаря этому предложение това­ра             увеличивается, а это приводит к понижению равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальные потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между предприятиями и в ре­зультате устанавливается длительное равновесие между спросом ж предложением.

 

 

 


Понятие мгновенного краткосрочного равновесия можно рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия между спросом и предложением. Но такое равновесие следует понимать не статически, как неизменное, а динамически.

Долгосрочная кривая спроса показывает, как объем спроса зависит от цены в ситуации, когда покупатели имеют возможность полностью приспособиться к изменениям цены. Краткосрочная кривая спроса, напротив, относится к той ситуации, когда покупатели не полностью приспособились к изменениям цены.

Долгосрочная кривая предложения показывает, как объем предложения зависит от цены в ситуации, когда предприятия имели время для полной адаптации к изменениям цены. Краткосрочная кривая предло­жения, напротив, относится к ситуации, когда продавцы не полностью адаптировались к изменениям цены.




Эластичность спроса

С повышением пев на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее. Активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия предприятия. В то же время, с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует величина из­менения спроса. Как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рас­считывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее сни­жению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта.

Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры произ­водства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, дохо­дов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конку­рентами.

Мера реакции одной величины на изменение другом называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении: другой на один процент. Примером может служить эластичность спро­са пс пене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится з процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (EP)

EP =∆Q/∆P, где ∆Q – прирост величины спроса в %; ∆P – прирост цены в %.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров явля­ется отрицательной величиной. Действительно, если цена товара сни­жается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак "минус" опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало уве­личение спроса на него на 10%'. Показатель эластичности будет выг­лядеть следующим образом:

EP =10/-5=-2 | EP |=2

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему коли­чественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спросе относительно неэластичен. В этом случае измене­ние цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. Изменение цены а этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Рассмотрим два варианта графиков спроса. На рис.1

 

 


                                               

Снижение цены с  P0 до P1 на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 шт. (на 200%) . Коэффициент элас­тичности будет равен 6(200:33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 (100х10) до 6000 руб.(200хЗ0), т.е. вырастет в два раза. Заштри­хованные прямоугольники А и В показывают выручку от реализации продукции до и после снижения цены в условиях эластичного  спро­са. Площадь прямоугольника B больше площади прямоугольника А. На рис. 2

 


                                                                                             

Графически иллюстрируется пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. с Р0 до Р1 увеличит величину спроса только на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 (300x10) до 2400(200x12), Естественно, что при такой ситуации предприятие не будет снижать цену своей продукции, опасаясь снижения своих доходов.

Р
Существуют два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупате­лями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобрете­ния данного товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена будет снижена). Спрос при этом является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графиче­ски этот случав можно изобразить в виде прямой, параллельной гори­зонтальной оси.

 

                                               

 

Спрос абсолютно эластичен.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно не­эластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса» График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая , перпен­дикулярная горизонтальной осе. Примером может служить спрос на от­дельные виды лекарств, хлеб и т.д.

 

 

Спрос абсолютно неэластичен.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой элас­тичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности;

1<| EP |≤∞ спрос эластичен;

0≤| EP |<1 спрос неэластичен;

|EP |=1 спрос с единичной эластичностью.

Для измерения эластичности спроса по пене не о-? ходи о подсчи­тать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

EP =∆Q/Q:∆P/P=∆Q/∆P*P/Q

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продук­тов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного кон­кретного продукта в случае повышения его цены» тем выше эластичность спроса на данный товар.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.

Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перек­рестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластич­ности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

E C =((Q 1A - Q 0A )/ Q 0A):(( P1 Б - P0 Б)/ P0 Б)

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем - взаимозаменяемые или взаимодопол­няемые.

Если товары  взаимозаменяемые, коэффициент перекрест­ной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливоч­ного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным.

Измерив перекрестную эластичность мы можем определить, явля­ются ли выбранные товары взаимодололняемнмн или взаимозаменяе­мыми и, соответственно, как изменение пены на какой-то опт вед продукции, производимой предприятием. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относятся ли данный товар к категории нормаль­ных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категорий нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного поль­зования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорци­онален доходам потребителем (крупы, сахар, хлеб и т.п.)



Эластичность предложения

По той же формуле, что и коэффициент эластичности спроса, рассчитывается коэффициент эластичного предложения. Различие состоит только в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

E S =((Q 1 - Q 0 )/ Q 0):(( P1  - P0 )/ P0 ),

Где Q 0 и Q 1 - предложение до и после изменения цены;

P0 и P1   - цены до и после изменения.

Измерив эластичность предложения по цене, мы можем получить ответ на вопрос на сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производствен­ного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Фактор времени поэтому является важнейшим в определении показате­ля эластичности.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практи­ческое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери час­ти потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж пра­вильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластич­ность спроса и предложения на данный товар.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практи­ческое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост пены сокращение прибыли за счет потери час­ти потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж пра­вильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластич­ность спроса и предложения на данный товар.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на цено-вую политику предприятия. Предположим, что какое-то предприятие построило многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует пред­лагать квартиры съемщикам. Расходы на эксплуатацию дома фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано. Если предприятие знает спрос на квартиры и его эластичность, оно может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены. Гибкость цены может  быть определена как величина обрат­ная эластичности. Она измеряет влияние изменения спроса и предложения на изменение цены.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.