При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение: Q2 M1M2
Краткосрочное равновесие устанавливается за более длительный промежуток времени, когда предложение увеличивается, не число предприятий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятии начинает интенсивно его производить. При этом равновесная цена будет ниже той, которая возникает при мгновенном равновесии.
Наконец долгосрочное, или нормальное, равновесие устанавливается, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товара. Благодаря этому предложение товара увеличивается, а это приводит к понижению равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальные потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между предприятиями и в результате устанавливается длительное равновесие между спросом ж предложением.
Понятие мгновенного краткосрочного равновесия можно рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия между спросом и предложением. Но такое равновесие следует понимать не статически, как неизменное, а динамически.
Долгосрочная кривая спроса показывает, как объем спроса зависит от цены в ситуации, когда покупатели имеют возможность полностью приспособиться к изменениям цены. Краткосрочная кривая спроса, напротив, относится к той ситуации, когда покупатели не полностью приспособились к изменениям цены.
Долгосрочная кривая предложения показывает, как объем предложения зависит от цены в ситуации, когда предприятия имели время для полной адаптации к изменениям цены. Краткосрочная кривая предложения, напротив, относится к ситуации, когда продавцы не полностью адаптировались к изменениям цены.
Эластичность спроса
С повышением пев на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее. Активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия предприятия. В то же время, с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Однако нас интересует величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта.
Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры производства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Мера реакции одной величины на изменение другом называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении: другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса пс пене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится з процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (EP)
EP =∆Q/∆P, где ∆Q – прирост величины спроса в %; ∆P – прирост цены в %.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак "минус" опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%'. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:
EP =10/-5=-2 | EP |=2
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спросе относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. Изменение цены а этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Рассмотрим два варианта графиков спроса. На рис.1
Снижение цены с P0 до P1 на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 шт. (на 200%) . Коэффициент эластичности будет равен 6(200:33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 (100х10) до 6000 руб.(200хЗ0), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники А и В показывают выручку от реализации продукции до и после снижения цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника B больше площади прямоугольника А. На рис. 2
Графически иллюстрируется пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. с Р0 до Р1 увеличит величину спроса только на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 (300x10) до 2400(200x12), Естественно, что при такой ситуации предприятие не будет снижать цену своей продукции, опасаясь снижения своих доходов.
|
Спрос абсолютно эластичен.
Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса» График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая , перпендикулярная горизонтальной осе. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, хлеб и т.д.
Спрос абсолютно неэластичен.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности;
1<| EP |≤∞ спрос эластичен;
0≤| EP |<1 спрос неэластичен;
|EP |=1 спрос с единичной эластичностью.
Для измерения эластичности спроса по пене не о-? ходи о подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:
EP =∆Q/Q:∆P/P=∆Q/∆P*P/Q
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены» тем выше эластичность спроса на данный товар.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.
Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перекрестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
E C =((Q 1A - Q 0A )/ Q 0A):(( P1 Б - P0 Б)/ P0 Б)
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары взаимозаменяемые, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным.
Измерив перекрестную эластичность мы можем определить, являются ли выбранные товары взаимодололняемнмн или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение пены на какой-то опт вед продукции, производимой предприятием. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относятся ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса потребительских товаров относится к категорий нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителем (крупы, сахар, хлеб и т.п.)
Эластичность предложения
По той же формуле, что и коэффициент эластичности спроса, рассчитывается коэффициент эластичного предложения. Различие состоит только в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.
E S =((Q 1 - Q 0 )/ Q 0):(( P1 - P0 )/ P0 ),
Где Q 0 и Q 1 - предложение до и после изменения цены;
P0 и P1 - цены до и после изменения.
Измерив эластичность предложения по цене, мы можем получить ответ на вопрос на сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Фактор времени поэтому является важнейшим в определении показателя эластичности.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост пены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.
Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на цено-вую политику предприятия. Предположим, что какое-то предприятие построило многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на эксплуатацию дома фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано. Если предприятие знает спрос на квартиры и его эластичность, оно может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.
С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены. Гибкость цены может быть определена как величина обратная эластичности. Она измеряет влияние изменения спроса и предложения на изменение цены.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.