Пусть предприятие разработало новый усовершенствованный вид товара более высокого качества. Перед предприятием встает вопрос: по какой цене продавать свою продукцию, какая цена окажется приемлемой для потребите-ля и какое количество товара они приобретут?
Для этого предприятие проведет анализ спроса на продукцию, измене-ния доходов покупателей, определит, от каких факторов зависит потреби-тельский выбор.
Главным фактором потребительского выбора является полезность това-ра. Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит пот-ребителю.
Полезность – понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одно-го человека может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако, если вы-бранный продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ог-раничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограни-чителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом для большинства людей, однако высокие цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Задачу выявить предпочтение потребителей путем соизмерения и сопос-тавления полезностей поставили перед собой экономисты австрийской шко-лы Карл Менгер и Евгений Бём-Баверк. Они пришли к заключению, что пот-ребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможнос-ти их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существуют своего рода иерархия потребностей. Одно дело, кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы удалить жажду. Иное дело, наличие значительного количества подобных благ, что существенно изменяя-ет остроту потребности, степень их полезности.
По мере потребления новых единиц блага темп нарастания пользы пада-ет, добавочная полезность, приносимая каждой новой порцией, снижается. Ценность блага определяет не средняя, а наименьшая добавочная полезность. Для обозначения этой наименьшей по величине полезности употребляется термин предельная полезность.
Под предельной полезностью принято понимать наименьшую полез-ность из всех, удовлетворяемых из имеющегося запаса. Проиллюстрируем это следующим примером.
Предположим, что поселенец, живущий в лесу, собрал со своего поля пять мешков зерна. Этим зерном он должен прокормиться до следующей жатвы. Один мешок нужен ему, чтобы не умереть с голода. Этот мешок име-ет наивысшую полезность. Обозначим ее числом 10. Второй мешок нужен, чтобы сохранить здоровье и силы – его полезность пусть будет равна 8 еди-ницам. Третий мешок предназначен для откармливания птицы – его полез-ность обозначим числом 6. Четвертый мешок нужен для приготовления вод-ки – его полезность 4. Наконец, пятый мешок наш поселенец решает употре-бить для кормления попугая. Полезность этого мешка равна 2. При назван-ных условиях это и будет предельная, наименьшая полезность зерна, опреде-ляющая величину его ценности. Если у нашего поселенца будет только три мешка зерна, то положение изменится. Теперь предельной полезностью бу-дет обладать третий мешок, предназначенный для откармливания птицы, и величина ценности мешка повысится с 2 до 6. Если же останется один ме-шок, то его предельная полезность будет равна 10.
В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам. Це-на должна соответствовать предельной полезности товара (степени его важ-ности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, а на практике – в структуре спроса и предложения. Если растут цены товаров, их относительная полезность пада-ет. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товара, он будет стремиться приобрести сопоставимые предельные полезности. Иначе говоря, рубль, затраченный на мясо, должен представлять такую же полезность, что и рубль, затраченный на макароны.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.