Рынок и условия его возникновения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Установление связей между многочисленными хозяйствующими субъек-тами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический Инте-рес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование экономии-ки. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к сле-дующему определению. Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по своей сути неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и назы-вается рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и про-дажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразу-мевать всю совокупность структур экономических отношений между хо-зяйствующими субъектами на принципе возмездности предоставляемых то-варов и услуг.

Не будет большой ошибкой сказать, что рынок – это механизм взаимо-действия покупателей и продавцов, экономических благ по поводу установ-ления цены.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натурально-му хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялись и содержания самого понятия.

 По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный ры-нок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, прев-ратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Для возникновения рынка необходимы три условия:

    1. Разделение труда, которое обязательно ведет к специализации обме-ну;

    2. Самостоятельность или обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности инте-ресов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на ба-зе частной собственности. В дальнейшем частная собственность стала опи-раться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную ка-ким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционер-ные общества, государственные и семейные предприятия).

    3. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необхо-дима свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и оп-ределяют систему сдержек и противовесов. Эта система противодействует произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше ско-ван производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Данные условия можно конкретизировать, разделив их на две группы. Первая группа связана с введением трех условий хозяйствования, обеспечи-вающих рыночные связи. К их числу относятся:

– наличие многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необхо-димого соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сба-лансированности при структурных изменениях;

– демократизация производства при сохранении государственных регу-ляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм развивается сам по себе;

– создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основ-ных элемента: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финан-совый рынок.

Вторая группа включает систему мер, связанных с разработкой правово-го законодательства и принятие экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хо-зяйствования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перест-ройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение эконо-мики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и создани-ем совместных предприятий.

 

Экономические агенты

Из-за ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Иногда хозяйственную деятельность называют экономической. При этом экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтерна-тивных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономи-ческой теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относятся домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственно-го управления, государственные учреждения), а также некоммерческие орга-низации.

Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его от-ношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располага-ют капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хо-зяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов и участие в управлении ограничены.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет опера-ции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно с потреблением. Домашние хозяйства получают доходы, предоставляя факто-ры производства (рабочую силу, землю, капитал и др.), которыми они распо-лагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходи-мых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов.

Предприятия (фирмы) осуществляют производственную деятельность, а так же инвестирование производства. Они разделяются по формам собствен-ности (частные, государственные), по размерам и масштабам производства и занимаются различными видами предпринимательской и коммерческой дея-тельности с целью извлечения прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации (благотворительные фонды, профсоюзные организации, ассоциации предпринимателей). Их ос-новная задача – удовлетворение потребностей людей, а не получение прибы-ли.

Основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности членов общества. Наряду с этим государство играет важную роль в экономической жизни общества. Оно активно вмеши-вается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют раз-личные показатели и критерии экономической активности государства, среди них доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры го-сударственной собственности, объемы продукции, производимой государст-венными предприятиями.

 

Функции и структура рынка

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулиро-вании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияю-щие на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, цена падает – к его сокращению. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он восстанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он внед-ряет в производство достижения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции и повышает её качество, расширяет ас-сортимент товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок пред-ставляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходи-мых хозяйствующим субъектам. Он дает информацию о количестве, ассорти-менте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Нали-чие информации позволяет каждому предприятию сверять собственное про-изводство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возмож-ность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу представляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет и санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизненно способных хозяйствен-ных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Он позволяет пользоваться общечеловечески-ми ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Ме-ханизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. Рыноч-ная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресур-сов(включая импорт), которыми располагает страна . Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлени-ем потребности и ее удовлетворением возможны, но они носят временный характер.

На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товаров до потребителя и таким образом рынок служит связующим звеном между произ-водителем и потребителем.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства – производство, распределе-ние, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воз-действием спроса и предложения.

Структура рынка – это совокупность взаимосвязанных качественных и количественных соотношений между отдельными элементами рынка, харак-теризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функциони-рование рынка.

Рынок связан как с производственной, так и с духовной сферой. В него включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением произ-водства, а также элементы материального и денежного обращения. В соот-ветствии с этим рынок имеет многообразную структуру. 

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок ка-питалов, рынок ценных бумаг, рынок труда валютный рынок, рынок инфор-мации, рынок инноваций и другие.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, ко-торый ограничивается одним или несколькими районами страны; националь-ный рынок, который охватывает его национальную территорию; мировой ры-нок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный, монополизиро-ванный и регулируемый рынок.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный (функциональный) и нелегальный (теневой) рынок.

По степени насыщенности товарами и услугами выделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынок.

В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определен-ных соотношениях друг с другом.

Инфраструктура рынка

Под рыночной инфраструктурой понимается система учреждений и ор-ганизаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для нормального функ-ционирования рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и @@@ хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные коммер-ческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи.

Ярмарка представляет собой регулярный рынок миро@ого значения, ко-торый организуется в определенном месте. Она может быть местом периоди-ческой торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа товара. Продавае-мые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.

Биржа – место встречи покупателей и продавцов, место, где заключают-ся сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды организаций, обладающих пра-вом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто спосо-бен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в инвестиции. Ядро кредитной системы – банковская система, включа-ющая в себя центральные, коммерческие, ипотечные и инвестиционные бан-ки.

Важной частью инфраструктуры рынка является система законодатель-ства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая “правила рыночной игры”.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 210.