Характеристика трех групп детей с заиканием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группы детей с заиканием отличаются особенностями становления у них функции говорения:

I группа. У детей с 1-го месяца до 1 года прослеживается ускоренное развитие предречеввгх вок&тазаций и высокий уровень развития произвольной моторики, ясно проявившийся на более поздних этапах онтогенеза. Уже в течение 1-го месяца в крике детей можно слышать звуки, подобные «А», выражающие сильный голод или боль, сочетание «УА» с носовым оттенком, говорящее о каком-то дискомфорте. В 1—2 мес. крики еше более дифференцируются: «мам» — чувство голода, «ай» — боль, «уа» — недовольство, неудобство. Очень ярко выраженный «комплекс оживления» сопровождается обильными предречевыми вокализациями: гуканьем, гулением, вскриками. В 4 мес. дети перестают плакать при обращении к ним взрослого, тянут к нему руки и активно лепечут. Начиная с 6 мес. и на протяжении 7-го мес, дети много и подолгу лепечут без игрушки, находя удовольствие в движениях рук, языка, губ. С 9 мес. подражают звукам взрослых, к 10 мес. активно владеют 8—10 словами.

После I -го года и до 3-х лет развитие экспрессивной речи продолжается очень ускоренными темпами: к 1 г. 7 мес. дети говорят фразами из 3—4 слов, слоговая структура слов сохранна: «Мама, меня комары кусают, иди ко мне». В 2 г. 4 мес. у некоторых детей данной группы наряду с опережающим развитием экспрессивной речи может наблюдаться или задержка импрессивной речи, или ее ускоренное развитие. К 2 г. 7 мес. могут выразить в сложносочиненном предложении причинно-следственные отношения: «Опять меня Нордик (собака) уронил — мама, спаси меня».

Появившееся, как правило, в 2 г. 4 мес. — 2 г. 5 мес. заикание по-разному влияет на речь детей. Это, возможно, объясняется как различной нервно-психической устойчивостью детей к неблагоприятным воздействиям среды, так

105


и степенью зрелости обеих сторон речи. Не исключено, что продолжающееся уже в патологических условиях речевое развитие может привести в будущем к ограничению пользования экпрессивной речью.

II группа. У детей выявляется недоразвитие экспрессивной
речи и замедленное или неравномерное развитие импрессив-
ной речи и общей моторики. Иногда наблюдается недоразвитие моторики до 1 года и задержка развития импрессивной
речи, но экспрессивная речь в это же время развивается своевременно, лишь после 2-х лет сказывается неравномерность
раннего развития и наступает задержка в формировании экпрессивной речи. В других случаях у детей данной группы до
1 года наблюдается ускоренное развитие моторики, импрессивной речи, но ярко проявляется задержка экспрессивной
речи. На 2-м году возникает резко выраженное отставание в
развитии моторики, выявляется соответствующее возрасту
развитие импрессивной речи и начинающееся выравнивание
в развитии говорения.

III группа. У детей имеется стойкое задержанное развитие
моторики и обеих сторон речи. Наблюдается отставание в
развитии двигательных функций: в первый месяц после рождения у детей вообще отсутствуют двигательные реакции на
звук, они позже нормы удерживают голову, позже начинают
следить за движущимся предметом, могут стоять лишь в 1 г.
1 мес, ходить — в 1 г. 3 мес. После 1-го года задержка в развитии моторики становится еще более выраженной: снимают
обувь в 2 г. 6 мес. (в норме — в 1 г. 3 мес), расшнуровывают
ботинок в 3—3,5 г. (в норме — в 1 г. 4 мес), самостоятельно
держат ложку в 2—2,5 г. (в норме — в 1 г. 5 мес). Столь же
выражено отставание импрессивной речи: слуховое сосредоточение появляется обычно в 3—4 мес вместо конца 1-го месяца, «комплекс оживления» — в 5 мес, и т. п. С опозданием в
3—4 мес. усваивают значение 8—10 слов, могут выполнять
действия по речевой инструкции, различать людей и выбирать игрушку по словесному обозначению. На 2-м и на 3-м
годах развитие импрессивной речи продолжается с опозданием на 5—6 мес, и лишь к концу 3-го года разрыв сокращается
примерно до 4 месяцев.


Задержка в развитии экспрессивной речи в первые месяцы не столь велика — в 2—3 мес; позже появляются звуковые комплексы, слоговые цепочки очень редки, дети не подражают взрослым во время лепета, редко сопровождают игру в «ладушки», «сороку» звуками. К концу года задержка обозначается более резко: слова возникают не в 11 мес, а к 1 г. 4 мес. На 2-м году обычно не наблюдается скачка в развитии экспрессивной речи, описательная речь появляется к 3-м годам (в норме — в *1 г. 10 мес). После 2-х лет отставание в развитии экспрессивной речи от нормы выражается в 5—6 месяцев. Появившееся заикание мешает успешному развитию речи.

























Дата: 2019-02-24, просмотров: 240.