Вопрос 22. Телевизионный репортаж. Жанрообразующие признаки. Виды репортажа. Структурные элементы телевизионного репортажа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Место репортажа в системе жанров журналистики. Типология: событийные, тематические и постановочные репортажи. Прямой репортаж и репортаж, выходящий в записи. Особенности спортивных репортажей. Создание телевизионного репортажа (тема, сбор и обработка информации, проведение съемки, предмонтажная подготовка, написание закадрового текста, редактура, монтаж, сдача). Синхрон, стендап, видеоряд, интершум (люфт, лайф. экшн), закадровый текст. Репортаж в новостных программах отечественного телевидения.

В журналистике есть три жанра, причем первый имеет три разновидности. Информационный (информация, репортаж, интверью), аналитический (статья, комментарий на ТВ), игровой (собственно игра, ток-шоу).

Репортаж (как и интервью) относится к информационному жанру.

Репортаж – информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача случившегося), но и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Report – сообщать, передавать.

Характерные черты:

- наглядность + эффект присутствия

- документальность

- образная аналитичность (отвечая на вопрос каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь)

- эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность

- активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть события глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения

- имеет не только фабулу, но и сюжет

Репортажи делятся на прямые (фабула – реальных ход событий, совпадает с сюжетом – ходом рассказа о событии) и обратные (сюжет перевернут на 180 градусов по отношению к фабуле, таким образом пишутся журналистские расследования, репортажи о раскрытии преступлений).

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный (в записи). Прямой репортаж непосредственно с места события в основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС).

По звуку:

Синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) — это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников,

немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий);

закадровый текст читает теледиктор;

Виды репортажей:

Событийный - Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность.

Познавательно-тематический - По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследование. Главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума. (Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть)

Постановочный репортаж - Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем, или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.

Для того чтобы составить хороший репортаж, нужен один информационный повод, а, чтобы полностью раскрыть сюжет, нужны пять составных частей:

1) синхрон - видеоматериал, в котором используется часть прямого интервью с участниками сюжета; (бывает эмоциональный и достоверный) обычная длина синхрона лежит в пределах 8-15 секунд

2) стенд-ап - видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие; (иногда разыгрывается ситуация с участием журналиста)

3) закадровый текст - текст к сюжету, который произносит за кадром сам репортер, все, что он пишет и говорит в эфире;

4) видеоряд - вся совокупность монтажных планов, которые репортер показывает в сюжете;

5) лайф - небольшая часть видеоряда, которая выдается в эфир с естественным звуком, записанным камерой

Спортивный репортаж часто рассматривается в двух видах. Во-первых, спортивным репортажем называют комментирование соревнования за кадром - когда комментатор описывает события, не находясь при этом на экране. Во-вторых, спортивным репортажем считаются отдельные информационные (аналитические, развлекательные) сюжеты в выпусках новостей.

Этапы создания:

1). Выбор темы

2). Исследование темы

3). Поиск материала

4). Запись материала

5.) Написание закадра

6). Монтаж

7). Выпуск

Репортер Михаил Дегтярь придумал жанр под названием «Специальный репортаж». Он руководит студией «Репортёр», кинопродюсер. Темы программы отличаются разнообразием и интересной подачей материала.

 

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 661.