Соединение традиционной «комедии масок» с трюковой комедией, мелодрамой и сатирой. Развитие жанра трагикомедии, создание образа «маленького человека» - смешного и трогательного одновременно. Творчество Чаплина как первое явление «авторского кинематографа», в котором сценарист, режиссер, актер, композитор – одно лицо. Фильмом «Парижанка» как открытие нового жанра социально-психологической драмы. Чаплин как один из первых неангажированных художников в медиакультуре XX века.
Значения:
1. Традиционную комедию масок Чаплин соединят с трюковой комедией, добавляет элементы мелодрамы и сатиры и получает неожиданный для американского кинематографа жанр – ТРАГИКОМЕДИЮ с потрясающим образом «маленького человека», смешного и трогательного одновременно идущего по дорогам самой богатой страны мира в поисках счастья.
2. Чаплин в немом кино преобразил пантомиму, превратив ее из искусства ПОЗ в искусство ДЕЙСТВИЯ («На плечо» (бессмысленность войны, прием сна), «Малыш» (Первый полнометражный. Переход от комедии пощечин к социальной комедии. Наличие элементов др.жанров. Наличие перипетий и happy endа), «Новые времена» (впервые столкнул бродягу с политикой.).
3. Он ввел образ действия в структуру немого фильма («Парижанка» (через образ кадра, худ.выразительность формируется образ всей провинции и ее темных нравов, изобразительный строй готовит нас войти в психологию. Фильм посвящен мужчинам и женщинам. Прекрасное раскрывается в трагическом), «Золотая Лихорадка», «Цирк» (счастье мгновенно, даже в номерах цирка. Отказ от happy endов. Темы выборы своей судьбы. Тема подлинного и мнимого), «Огни большого города»)
4. Ввел фигуру мысли в контекст звукового фильма («Великий диктатор» (весь финал – публицистический жанр), «Месье Верду» (комедия убийств, гротеск, за текстом есть всегда подтекст)
5. Чаплин – явление авторского кино – он режиссер, сценарист, актер, продюсер, музыкант.
6. Убрал границу между высокой и низкой культурой, подняв кинематограф с балаганного зрелища.
7. Открыл социальный кинематограф, политический и психологическую драму.
8. В Кинематографе Чаплина отражены все гл. проблемы 20 века, все темы современности «Человек и система», «Антифашизм», «Антитоталитарные темы» («Великий диктатор»)
9. Он первый не ангажированный (не по заказу) художник 20 века
Увлекательно было следить, как от фильма к фильму, сквозь привычные аксессуары «комедии затрещин», приключения одномерной маски постепенно пробивалась подлинная сущность образа Чарли, сбрасывалась традиционная форма цирковых и эстрадных номеров, исчезал комизм ради комизма, а начиная с «Собачьей жизни» крепло сатирическое звучание.
Чарли издевался над вещами так, словно они живые существа. Он постоянно подвергал сомнению истинную ценность вещей, дискредитировал их. Банковский сейф — олицетворение капиталистического процветания, в нем хранят золото, акции, ассигнации, а Чарли держал в нем под шифрованными замками свою метлу, пустое ведро и куртку уборщика. Игра с вещами началась с первых фильмов. Тесто не подчинялось, пианино скользило и падало, манекен валил Чарли с ног, дверь и даже кровать наносили удары, скамейка переворачивалась…
Лирическое, трогательное, мечтательное, одухотворенное и романтическое начало — личные свойства души художника — постепенно все органичнее утверждались в его сначала шутовских произведениях, цементировали основу трагикомедии.
Внешний толчок к перелому в чаплиновском творчестве был дан первой мировой войной.
В самом деле, его фильмы — как бы сатирическая энциклопедия стремительно летящей жизни. Хронология болезней общества. Этапы нисхождения культуры.
Первые пятьдесят семь чаплиновских комедий, писал Грейс, охватывали обширное поле человеческого опыта и раскрывали характер американского империализма в «безумные годы» накануне вступления Америки в первую мировую войну. В «Лечении» и «Тихой улице» сатирически отображена эпоха «морализма». «Иммигрант», обвиняющий власти в беззаконии, был посвящен острой проблеме «новых американцев». В фильме «Наплечо!» блистательно и бесподобно осмеяна первая мировая война.
Грейс указал на заслугу Чаплина, показавшего в «Золотой лихорадке» сатиру на американскую «эйфорию» 20-х годов. Высмеивая основы системы, находя ее несовместимой с идеями гуманизма, Чаплин способствовал пробуждению социального сознания. Наступили годы депрессии — и появились «Огни большого города», «Новые времена». Узурпаторы приходили к власти— и он клеймил их в «Великом диктаторе». Империализм показал свое лицо во второй мировой войне — и вышел «Мсье Верду», с его принципом «мир — это джунгли», с его бизнесом, построенным на убийствах.
Грейс заключал: Чаплин тесно связан со своей эпохой, он создавал на свой манер картину кризиса буржуазной цивилизации и часто улавливал узловые проблемы времени раньше своих современников. С «Парижанки» начался на Западе тот реалистический кинематограф, который дал затем ее наиболее значительные достижения.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 444.