Вопрос 26. Образное решение кадра и телефильма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Художественный образ и выразительные средства в экранных искусствах. Киноязык. Изобразительная и звуковая составляющие выразительных средств экрана. Пластика кадра. Свет. Цветовое решение. Композиция. Ритм. Динамика кадра. Пространство и время на экране. Светотональная перспектива. Преодоление двухмерности экрана. Линейная перспектива, обратная, воздушная, роль переднего плана. Возможности работы со звуком. Синтез изображения и звука.

Художественный образ — это образ , который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

 

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующихобъектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное вхудожественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается авторомхудожественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

 

Язык экрана имеет свою систему выразительных средств, изобразительно-звуковых сигналов, зафиксированных камерой, посылаемых на экран и считываемых с него, включающих и смысловую, и эмоциональную информацию.

Овладеть языком экранных образов во многом помогает "насмотренность" — понятие близкое к "начитанности" в литературе, когда количество просмотренных фильмов и передач переходит в качество образованности, повышает "культуру видения".

выразительные средства, определяющие пластику экрана: кадр, план, ракурс, свет (природный и полученный при помощи светотехники) и цвет (в том числе при черно-белом изображении). К той же первой группе принадлежат выразительные средства, определяющие аудио характеристики: речь, шумы и музыка (как студийные, так и документальные). Эти выразительные средства обусловлены природой телевидения, их перечень постоянен.

Также есть и выразит. средства такие, как монтаж, мизансцена (мизанкадр), выразительные способы съемки (статичная, с движением), необычные ракурсы, спецэффекты, титры, декорации и др. Этот список может увеличиваться по мере совершенствования телевизионной техники.

 

Слово "кадр" в переводе с французского и итальянского языков означает "рама". Само понятие связано с кинопленкой, но и на мониторе, нажав клавишу "пауза", получаем картинку, подобную живописному полотну. Кадр представляет собой "одну фазу существования объекта с определенной точки, в определенном ракурсе и на определенном расстоянии... Кадр — первичная конструктивная, съемочная и монтажная единица (Головня А. Операторское искусство. М., ВГИК, 1976. С. 29).

Кадр- пространство ограниченное рамками, время ограниченное, протяженностью. Кадр- психологический барьер отделяющий зрителя от фильма. Кадр-это система, заданная геометрической формой прямоугольника(рамкой), построена по принципу композиционной гармонии. Кадр- система, но сохраняющая иллюзию трехмерности (реальности), имеющая возможность трансформироваться в плоскости, сосредоточив внимание на самом кадре. Кадр- система, протяжённая во времени, но состоящая из моментальных снимков, 24 фотографиям.
Кадр- это система реально изменяющая существующие соотношение или отношение предметы между собой и их движение. Кадр- это минимальный , материальный кусок, конструкции фильма. Кадр- критерий документальности кино, или документ факта происходящего перед камерой. Кадр, это кусок пленки от одной монтажной склейки до другой. Кадр это поле зрения, определяемое фокусным расстоянием объектива, гриб, как трансформатор оптической среды.

Прежде всего, необходимо выбрать момент и точку съемки, соотнести снимаемый объект с границами кадра, с рамкой, выкадровать из окружающего пространства то, что наиболее важно для реализации замысла. Все

На плоском прямоугольнике экрана ясно прочитывается геометрическая форма объекта, его элементов и их взаимосвязь; рельеф поверхности, фактура материала, эффект освещения, глубина пространства, цвет. Кроме того фиксируется чередование линейных и объемных форм, симметричность и асимметричность рисунка, соотношение света и тени, перспективные сокращения.

Каждый кадр требует тщательно выверенного подхода еще и потому, что зритель видит только то, что ему показывают.


ТОЧКА СЪЕМКИ

Пластическая выразительность кадра определяется прежде всего верно найденной точкой съемки.

Приступая к изучению пластической выразительности кадра, прежде всего рассмотрим масштаб изображения.

Планы могут быть общими, средними и крупными. Хотя такое подразделение условно, оно необходимо не только для теоретических исследований, но и для практической работы (в процессе съемки и монтажа).

Масштаб изображения (крупность плана) зависит от расстояния между снимаемым объектом и камерой, а также от оптических параметров объектива камеры.

Общие планы могут быть менее и более общими: от девушки-фотомодели, снятой в рост, до вида города с птичьего полета. Общие планы, так называемые "дальние", используются для характеристики места действия, для отражения масштаба события, для передачи атмосферы действия, настроения эпизода.

Строгую уравновешенную композицию получают благодаря симметрично расположенным элементам кадра. Устойчивую композицию можно получить и при размещении объектов в центре кадра. В этом случае линейный рисунок создает необходимое равновесие. Взгляд зрителя обычно направляется к центру кадра, если нет каких-либо визуальных акцентов. Зрительно выделенный смысловой центр — центрическая композиция — оказывает сильное воздействие на аудиторию.

Большое значение в композиции кадра имеют и масштабные соотношения элементов.

Средние планы уточняют изображение, углубляют информацию о снимаемом объекте и часто являются переходными от общих планов к крупным.

Крупные планы — это всегда конкретизация объекта, более точная его характеристика.

Экран дает возможность увидеть на крупном плане глаза (зеркало души) и через них уловить тончайшие нюансы внутренней жизни человека. Зритель имеет возможность вглядеться в выражение лица, поймать взгляд и через него понять, чем в данный момент живет герой, что его волнует, радует или огорчает.

Рассматривая проблему масштаба изображения, следует иметь в виду, что наличие планов различной крупности дает режиссеру необходимую свободу в процессе монтажа.

Для усиления восприятия изображения, его глубинного смысла используется и ракурс.

От ракурса — угла зрения на объект съемки — во многом зависит не только композиция кадра, но и своеобразная экранная трактовка материала.

При помощи ракурсной съемки можно объемнее, располагая более богатыми пространственными характеристиками, рассмотреть место действия, точнее сориентировать зрителя в пространстве, а главное, дать эмоциональный пояснительный эпитет к происходящим событиям, а также к поведению героя или его психологическому состоянию.

Выбор точки съемки, угла зрения всегда обусловлены содержанием материала и той задачей, которую поставил перед собой автор.

Вспомним общие планы, снятые с верхней точки — с вертолета — в фильме режиссера В. Микеладзе "Колокол Армении", позволившие зрителю увидеть масштаб трагедии (последствия землетрясения 1988 года). Или кадры из фильма режиссера С. Дебижева "Золотой сон", снятые с дирижабля, которые дают зрителю возможность увидеть архитектурный ансамбль Кремля вместе с Красной площадью в совершенно новом ракурсе.

"Пластическая выразительность кадра" расскажет о зрелищной природе экранных образов, о живописных и графических возможностях композиционного построения кадра, о перспективе, свете, цвете, о спецэффектах, то есть о кадре — букве алфавита экранного языка.

СВЕТ

Активным элементом композиции кадра, ее формообразующим и эстетическим фактором является свет.

Светом можно выявить глубину пространства, трансформировать объемные формы, подчеркнуть линейные очертания и рельефность элементов, более осязаемо передать воздушную атмосферу, а также создать нужное настроение в кадре.

Естественное — природное — освещение может быть солнечным (фронтальным, боковым, диагональным, контровым, зенитным) и пасмурным. Оно непрерывно меняется и по спектральному составу, и по интенсивности, поэтому при съемках на натуре используют подсветку. Проводят также "режимную съемку", снимая на рассвете или при заходе солнца — в сумерках. При этом на экране получают изображение ночи.

Свет в кадре может быть прямым (направленным), рассеянным (диффузионным) и отраженным.

Используя искусственные источники освещения, операторы различают свет рисующий, заполняющий, фоновой, моделирующий и контровой (контурный).
 Свет - как выразительное средство в искусстве оператора. Система основных видов света, предложенная А.Д.Головней.

Поэтому при построении освещения в павильоне оператор в первую очередь исходит из содержания драматического действия, своеобразия мизансцены и задач актерской игры и исполь­зует следующие виды света.

В графической и живописной композиции кадра немаловажное значение имеет тень. Тень подразделяют на собственную (от предмета, сооружения, человека, то есть от объекта съемки) и падающую (перекрывающую).


ЦВЕТ

Живопись на экране (в отличие от светописи) предполагает еще и использование цвета как сильнейшего художественно-выразительного средства.

(Список Шиндлера) Образ ребенка в красном среди чёрно-белого ужаса – режиссерская находка Спилберга. зритель не может оторвать от нее взгляд. Среди многотысячной толпы выделяется маленькая белокурая девочка, одетая в красное пальто. Она потерянно и одиноко идёт сквозь толпу, направляемую эсэсовцами. Вокруг царит хаос и безумие, раздаются выстрелы, падают убитые. Девочка проходит улицу за улицей, через убийство и жестокость, свидетельствуя в силу своей чистоты и невинности. Она входит в пустой разгромленный дом, прячется под кровать и затыкает уши руками. Это единственное, что может сделать ребенок, чтобы защитить себя от мира, ставшего вдруг адом.

(«Пена дней» Ж-П Жёне) мир становится чб.

Конечно, составляющих компонентов художественной выразительности было множество, но среди них использование режиссером цвета как "драматического и драматургического фактора" сыграло ведущую роль в раскрытии авторского замысла.

 

"Первое условие обоснованного участия элемента цвета состоит в том, чтобы цвет входил в картину, прежде всего, как драматический и драматургический фактор"

Основой экранного изображения является динамика кадра, возникающая при помощи движения. Оно предопределяет сущность экранной образности и включает в себя два вида: внутрикадровое движение и движение, возникающее при соединении кадров в определенной последовательности

Дата: 2019-02-24, просмотров: 543.