Период экспериментов по созданию «дальновидения» в конце XIX – начале XX в. Роль российской науки. Период механического ТВ в 20-х 30-х гг. XX века. Опыты советских ученых, инженеров и изобретателей. 30-е годы X века -рождение электронного ТВ в СССР, начало регулярного вещания. Восстановление телевидения после Великой Отечественной войны. Телевидение «оттепели». Достижения и противоречия телевидения СССР в эпоху партийной цензуры. Телевидение перестройки 1985 -1990-х годов. Телевидение периода приватизации как средство борьбы за власть, появление негосударственных телеканалов. Возвращение каналов под информационный контроль государства в 2000-е годы. «Телевизионное изобилие» и дробление телеаудитории. Массовая культура, развитие цифровых технологий, изменение способов доставки сигнала и их влияние на современное ТВ.
Экспериментальный.
Начало формирования научных основ для изобретения ТВ было положено еще в Средние века, когда неизвестному изобретателю камеры-обскуры удалось преобразовать свет в оптическое изображение.
Впервые принцип передачи изображения на расстояние изложил в 1880 году русский физик и биолог П. И. Бахметьев в докладе, прочитанном в Цюрихе (Швейцария) и позже напечатанном в российском научно-техническом журнале «Электричество». Он предложил разбить (сейчас бы сказали «развернуть») двухмерную картинку на отдельные элементы, после чего задать для каждого свой электрический сигнал и последовательно передать сигналы по линии связи. Эта основополагающая концепция до сих пор сохранилась в телевидении.
Сам термин «телевидение», сложившийся из двух слов: греческого tele (далеко) и латинского visio(видение), ввел в практику преподаватель Артиллерийской академии из Санкт-Петербурга К. Д. Перский
В 1923 г. В. К. Зворыкин изобретает иконоскоп. И вот как произошло зарождение электронного телевидения: именно Владимир Зворыкин, сын муромского купца первой гильдии, создал прообраз современного кинескопа.
1 октября 1931 г., из студии при Московском радиоузле, что находился на улице Никольской, началось экспериментальное вещание.
Второй этап – это начало становления регулярного вещания, распространение среди населения приемников, поиск организационных форм. Он охватывает время с 1930-х гг. до создания системы центрального и местного телевидения в 60-е гг. На этом этапе количество телевизоров в СССР превысило один миллион. Промышленность в 1957 г. осваивает новые модели телевизионных приемников с невиданным прежде размером экрана 35 см по диагонали («Рекорд», «Старт» и др.). Более обеспеченные семьи могли себе позволить приобрести «Рубин» или «Темп» (43 см). В небольших количествах стал производиться с 1956 г. телевизор «Янтарь», имевший размер экрана 53 см по диагонали. Увеличение экрана дало возможность создателям передач расширить диапазон изобразительно-выразительных средств: прежде «открыточный» формат массового телевизора «КВН-49» (18 см по диагонали) сдерживал творцов, не позволял использовать общие планы, эффектные панорамы.
Для второго этапа характерно превращение телевидения в самостоятельное социальное явление, социальный институт, который начинает не только обретать собственные выразительные средства, но и формировать, сообразно своему специфическому языку, общественное мнение.
Таким образом, пока телевизоров в стране было немного, телевидение существовало как технический аттракцион, приобщающий зрителей к культуре: в программе преобладали концерты, фильмы, спектакли, цирковые представления. Но как только телевидение стало массовым, правящая партия определила его функции и возложила на телевидение серьезные агитационно-пропагандистские задачи, поставив его в один ряд с печатью и радио.
Постановлением Совета Министров СССР радио и телевидение в 1957 г. были выведены из подчинения Министерству культуры и обрели собственный статус в государстве. Был образован Госкомитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Примерно в это же время без лишней огласки появилась и новая контролирующая и руководящая ячейка – сектор радио и телевидения в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС.
Третий этап – это превращение телевидения в эффективное средство массовой информации, когда оно становится общесоюзным и многопрограммным. Временные рамки этого этапа – с конца 1960-х и до 1990-х гг. Расцвет отечественного телевидения приходится именно на этот этап. В 1970-80-е гг. был достигнут завидный уровень развития электронных СМИ, когда в любом уголке огромной страны было слышно Москву и практически все население страны могло смотреть телевидение.
Был создан мощный комплекс технических средств, который обеспечил повсеместную передачу программ Центрального телевидения на всю страну. Ввод в действие технического телевизионного центра «Останкино» в Москве в 1967-1970 гг. расширял возможности Центрального телевидения. На его базе готовились уже четыре программы, стали регулярными и передачи цветного телевидения.
В 1967 г. были введены в действие первые 20 приемных станций спутниковой связи «Орбита» в районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера. Ввод в эксплуатацию первых станций «Орбита» и радиорелейных линий от них обеспечил прирост числа зрителей Центрального телевидения более чем на 20 миллионов человек
Важным моментом развития телевидения на этом этапе и определения его места в системе средств массовой информации стал в 1970 г. Указ Президиума Верховного Совета о создании Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Это означало, что электронные СМИ официально включаются в систему государственного управления: режиссеры и журналисты теперь не «при» власти, а часть самой власти.
Четвертый этап – это современный этап, время «изобилия» каналов, внедрения спутникового и кабельного телевидения, цифровой техники. В нашей стране он начался в 1990-е гг. Принципиально новым явлением в вещании, которое во многом определяло начало четвертого этапа, явилось появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм.
для четвертого этапа, с 90-х гг. по настоящее время, характерно разрушение системы централизованного государственного управления. Оно происходило вместе с распадом СССР и развитием рыночной экономики. Особенностью этого этапа стал бурный рост числа каналов, их конкуренция и борьба за зрителя между государственным и коммерческим вещанием.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 512.