ВОПРОС 4. ОПЕРАТОРСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПАВИЛЬОННЫХ И НАТУРНЫХ СЪЕМКАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


В художественных фильмах свет играет большую роль, потому что качество освещения повлияет на впечатление о профессионализме снятого фильма, а следовательно, воздействует на общие впечатления зрителя.

Типы осветительных приборов. Направление световых потоков.
Нет единственного правильного способа выстроить свет. Сцена может быть освещена несколькими способами разными операторами, и в каждом из вариантов настроение и воздействие изображения будет отличаться.
Рисующий свет — основной компонент освещения сцены. Он наиболее интенсивный и прямой во всей сцене. Его устанавливают в первую очередь, чтобы осветить форму актера или другого объекта съемки.
Это основной и самый сильный источник света. Он располагается по обе стороны от камеры и обозначает все объекты на площадке

Заполняющий свет освещает тени, созданные рисующим. Обычно расположен с противоположной стороны и не настолько сильный.
Он располагается напротив ключевого света. Он должен быть мягче, чем основной свет. Основное его предназначение — это избавится от всех нежелательных теней, созданных ключевым светом

Контровой свет освещает актера или объект сзади и обычно расположен выше них. Часто используется для того, чтобы отделить объект или актера от темного заднего плана и придать им более отчетливые формы и глубину. Это поможет ему выглядеть объемно.
Располагается за человеком или любым другим объектом. Основное его предназначение — выделить какие-то особенности, такие как плечи и волосы. Он отделяет актера от фона и помогает сделать его более объемным, трехмерным

Боковой свет - Исходит из плоскости, параллельной актеру. Он прекрасно подходит для драматического напряжения и работы со светотенью. Это традиционная техника, которую применяли в фильмах-нуар.
Практическое освещение — это реальное освещение непосредственно в рамках самой сцены. Это может быть домашняя лампа, телевизор, свечи, полицейские огни и так далее.
Отраженный свет - Существуют несколько приспособлений, например тканевых или на основе поролона, призванных отражать свет, но эту роль могут также выполнять стены, или потолок: возможности безграничны.
Мягкий свет - исходит от крупного источника: либо самого осветителя, либо рассеивателя. Создает более плоскую и гладкую картинку. Идеально подходит для освещения лица.
Жесткий свет - четкие и резкие тени. Дает полуденное солнце или же маленький осветитель.
Подобного света обычно стараются избегать. Используется для создания драматического эффекта.
High Key - Яркий стиль без теней с большим количеством заполняющего света. Часто использовался в классическом Голливуде 30-х и 40-х годов, в особенности в комедиях и мюзиклах. Сегодня чаще всего применяется в рекламе косметики, ситкомах и музыкальных клипах.
Low Key - По большей части темное изображение с малым количеством света. Практически или полностью отсутствует заполняющий свет. Low Key больше сосредотачивается на тенях, нежели на самих объектах съемки. Часто используется в хоррорах и триллерах.
Естественное освещение — то, которое уже существует на локации. Это может быть само солнце в пустыне или же уличные фонари в городе.
Шторки - используются на прожекторе для контроля и распределения источников света. Они могут быть использованы для создания теней и направления световых лучей.
Искусственный свет - Любой свет неестественного происхождения называется искусственным. В кинематографе искусственный свет используется как дополнение к дневному свету или для создания эффекта дневного света при его отсутствии.
Задний свет - отделяет или приподнимает окружение. Он располагается лицом к линзе, сзади объекта или перед ним.
Отражающийся свет - Источник света, который отражается от белой поверхности. Такой свет выглядит очень мягко и помогает сделать светлее даже очень большие пространства.

Свойства накамерного света.
Накамерные светодиодные осветители, как правило, представляют собой устройство в плоском корпусе, на одной стороне которого располагается большое количество светодиодов. На другой стороне находятся органы управления, индикаторы, крепления батарей и входы для адаптеров питания. Естественно, могут применяться и другие варианты компоновки, но плоская панель с большим количеством светодиодов дает наиболее рассеянный свет.
Эти устройства могут крепиться на башмак камеры, либо студийную стойку или штатив.
Накамерный свет создает объемность, что достигается благодаря игре света и тени.
• низкая потребляемая мощность (10-16 Вт)
• приборы легковесны (корпуса изготовлены из легких, но высокопрочных материалов);
• малый нагрев при длительной работе и отсутствие вероятности ожогов;
• цветовая температура при разрядке аккумулятора не меняется.

Применение светоотражателей и рассеивателей.
Отражатель или рассеиватель помогут вам подсветить темные участки и сделать солнечный свет более мягким. Так вы сможете выделить то, на что хотите обратить внимание зрителя.
Отражатели бывают 2х видов:
- На отражение — это серебристый или золотистого оттенка отражатель
- На просвет — белая тонкая ткань, из очень тонкой нити, рассеивает проходящий через нее свет.
(Рассеиватели ставятся не только, чтобы смягчить картинку, иногда их ставят несколько подряд или разной плотности, чтобы снизить мощность осветителя до требуемой.)
Функции светоотражателя:
-Смягчать жесткий свет -Подсвечивать тени -Выравнивать контраст сюжета, делая освещение объекта съемки равномернее -Изменять цветовую температуру отражаемого света -Добиваться интересного свето-теневого рисунка

 


ВОПРОС 5. ТЕЛЕПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Продюсер – руководитель проекта.
Продюсер — руководитель проекта, которому заказчик или инвестор делегируют все полномочия по руководству работами: планированию, контролю, координации работ и мониторингу на протяжении всего жизненного цикла проекта до достижения определенных в проекте целей и при соблюдении установленных сроков. Продюсер формирует производственную команду проекта и отвечает за квалификацию всех ответственных исполнителей и качество выполняемых работ.
Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на весь период реализации проекта В нее могут входить: креативный продюсер, отвечающий за творческую сторону создания телепродукта; он возглавляет отдельные авторские и исполнительские коллективы, курирует режиссерскую и редакторскую работу, отвечает за кастинги актеров и дикторов; исполнительный продюсер, отвечающий за производственную часть проекта, курирует обеспечение съемочно-монтажною процесса и сдачу материала в эфир; линейный продюсер, отвечающий за отдельные эпизоды крупных сериальных проектов, за расчет конкретной сметы выпуска и за контроль над расходами в период производства; сопродюсер, отвечающий за взаимодействие с другими про- ектами или телекомпаниями, которые входят в данный проект; бухгалтер проекта, отвечающий за всю финансово-отчетную документацию и расходность средств проекта; юрист проекта, отвечающий за правовое обеспечение контрактных обязательств и защиту авторских или иных смежных прав,1 а также за разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в съемочном процессе.

Телепроект как продукт и товар.
Фактически процесс трансформации программ в товар проходил в два этапа — на первом производители или посредники предлагали свою продукцию канатам в обмен на право размещать свою рекламу. Так поступала на первых этапах своего существования телекомпания «Видео Интернешнл», купившая сериал «Санта Барбара» для бартерного обмена на рекламное время канала РТР.
На втором этапе подобный бартер был заменен реальными денежными отношениями. С этого времени рынок телепрограмм стал развиваться пропорционально рынку рекламы. Совершенно естественно, что подобный рост телепроизводства повлек за собой появление независимых гелепродюсеров и продюсерских центров, которые занимаются наряду с собственным производством закупкой и размещением на каналах различных телепродуктов. Например, телекомпания «RenTV» выпускала передачи «Белый попугай», «Дог-шоу» и другие, а продюсерский центр «Видео Интернешнл» кроме активной рекламной деятельности занимался производством и продажей передач «Сам себе режиссер», «Устами младенца», «Своя игра» и многих других программ. Подобным производством занимаются сейчас десятки других телекомпаний, и объемы выпуска отечественного гелепродукта постоянно растут.

Отличительные особенности телепроекта.
Телепередачи создаются телеканалами для того, чтобы зритель мог выбрать то, что ему действительно нравится. Это нужно для привлечения внимания телезрителей, а следовательно и для увеличения рейтингов данного телеканала.
Это, в свою очередь, делает каналы привлекательными для тех людей, которые хотят разместить на них рекламу.
Телепередачи бывают нескольких видов:
Новостные,Приключенческие, Образовательные, Спортивные, Научные, Детские, Музыкальные, Развлекательные, (телешоу, телеигра и пр.)

Типы проектирования: креативный, креативно-технический, организационно-технический, организационный.
Креативный; основу проекта составляет творческая часть, а сами затраты на технические и организационные затраты не столь значительны. К подобным проектам относится ряд игровых и театральных серий, а также подавляющая часть студийной тележурналистики. Успех подобных программ определяется, как правило, литературной основой, профессионализмом экранных исполнителей и подбором узнаваемых лиц, в том числе и ньюсмейкеров. Одной из наиболее ярких программ подобного рода явился цикл студийной публицистики «Поединок» на ТВС, а затем и «К барьеру» на 1-м канале с участием Владимира Соловьева.
Креативно-технический; решающее значение в проекте имеют технические и технологические новации, что характерно для технологии создания виртуальных изображений, таких как «Motion Capture». Подобная технология используется в циклах ТВС «Тушите свет» и «Кремлевский концерт», т.е. для сложных игровых проектов, связанных с интерактивным ТВ. Разнообразие современных мультимедийных средств позволяет кардинально менять форматы передачи, создавать телемосты, проводить масштабные опросы зрителей в прямом эфире. К подобной инновации следует отнести и оперативный компьютерный анализ зрительских предпочтений, проводимых внутристу- дийно в программе Савика Шустера «Глас народа».
Организационно-технический; связан с проведением событийных трансляций различных видов спортивных состязаний, где значительную часть бюджета составляют затраты на приобретение права на трансляцию события, а также условия технической реализации. Развитие технических средств, миниатюризация датчиков телесигнала в последнее время приводят к заметному изменению форматов спортивных трансляций, особенно при трансляции состязаний «Формулы-1». Появляется необходимость в создании хостбродкастеров — специализированных телекомпаний, непосредственно связанных с конкретными спортивными центрами. Организационный; проект предполагает создание коммерческих^ телеканалов или кабельных телесетей. В основе функционирования данных структур лежит в первую очередь не процесс создания оригинального телепродукта, а поиск принципа реализации готового программного ресурса. Прежде всего это предполагает определенную политику в приобретении или прокате лицензионного телепродукта различных жанров. К подобному проекту следует отнести РБК ТВ (РосБизнесКонсалтинг) — канал, ориентированный на менеджеров различных категорий и банковских служащих. Канал развился из Интернет-сайта и периодики и предполагает выделение в отдельные форматы телепродукта информации и аналитики с фондово'финансового рынка, комментария с международных торговых площадок, Большое значение имеет и определение класса проекта по составу и структуре проекта и его предметной области.

Этапы проектирования телепроекта: предварительный, подготовительный, производственный.
Путь любого проекта от первоначального замысла до эфирной реализации может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех последовательных этапов.
Предварительный этап. Формирование замысла теле проекта на концептуальном уровне Оценка качества инноваций Анализ необходимых ресурсов и инвестиционных возможное гей партнеров Разработка технико-экономического обоснования и сметы эфирного выпуска Разработка бизнес-плана проекта с учетом маркетингового анализа телерынка Поиск оптимального канала вещания
Подготовительный этап. Переговоры и заключение опционов с возможными партнерами Создание команды проекта и разработка формата выпуска. Создание пилотного выпуска программы Доработка формата и корректировка замысла проекта Формирование аппаратурно-производственной базы проекта
Производственный этап. Производство экранного продукта с учетом эфирного трафика Версификация теле продукта для неэфирных канал он сбыта Расширение рекламных потоков и поиск новых эфирных позиций

Выбор проекта.
Значительное место в формировании конкретной структуры играет процесс выбора стратегии телепродюсера. Это в первую очередь сказывается на способах финансирования проекта и определении стартовых сумм.
Краткосрочная стратегия включает в себя контрпрограммирование с применением программ различных жанров, планирование динамики аудитории с помощью сильных программ перед новыми и не вполне оцененными программами, вставки слабых по форме программ между пакетами популярных ток-шоу или кинопоказом. По утверждению американских телеменеджеров, не менее важным фактором, чем содержание программы, является ее место в сетке вещания, что и доказывает программа «Поле чудес». Согласно статистике американских сетей на середину 1990-х гг., три основные сети ежегодно рассматривают порядка 6000 проектов, из которых 500 отправляются на дальнейшую доработку, а 150 финансируются с целью создания пилотных выпусков. В зависимости от реальной ситуации каждая сеть может вводить в сетку вещания сразу 10—12 новых серий, причем две трети из них могут быть впоследствии исключены из дальнейшего производства после показа 6^8 эпизодов. В итоге в программе оказывается 30—40 проектов, из которых только 5—6 попадают в хиты сезона.
Подобная картина происходила и на ОРТ в 2003 г., когда руководитель компании Константин Эрнст декларировал обновление сетки вещания на 15—18 программных единиц, однако в эфире после прогонов пилотных выпусков осталось менее половины.

Классификации проектов по типу управления (моно проект, мульти проект, мега проект); по срокам реализации (событийный, сериальный, циклический); по количеству основных
участников, то есть масштабу (ординарный, средний, крупный).
Чтобы понять всю природу проектирования, целесообразно пронести классификацию проектов по различным основаниям.
Классификация по управлению:
Монопроект — отдельный проект различного типа и масштаба. К подобной классификации следует отнести подавляющее большинство существующих эфирных программ различных жанров.
Мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда мо-нопроектов и требующий применения многопроектного управления. Подобные проекты более характерны для спутниковых каналов: проект «Открытый университет» рассчитан на создание и использование телепродуктов для организации заочного обучения региональной аудитории.
Мегапроект — создание набора спутниковых или кабельных каналов, строго форматированных по профилю создаваемого или транслируемого телепродукга. Одним из подобных проектов отечественного ТВ явился проект медиа-группы МОСТ МЕДИА НТВ+, При реализации этого проекта предполагалось, что запуск современного цифрового телеспутника Хьюз позволит создать новый сегмент рынка огромной емкости и цифровых форматов вещания. Помимо спутниковой составля- юшей проект включал в себя создание мощных программных ресурсов и распространение устройств непосредственного приема телесигналов.
Телепроекты по срокам реализации.
Событийный проект
— создание репортажа, очерка или трансляции. Как правило, подобные проекты имеют съемочно-монтажный, а иногда и подготовительный период не более одного—трех месяцев с момента запуска.
Сериальный проект — создание теле произведения с законченным числом эпизодов. Эти проекты характеризуются значительным подготовительным периодом и существенным объемом стартового финансирования. К подобным телепроектам следует отнести и ряд серий, связанных с литературным театром. Примером могут служить серии «Радзинский рассказывает» (НТВ), ориентированные на строго ограниченное число эпизодов.
Циклический проект — формирование постоянно действующей жанровой программы эфира различного хронометража и частоты эфирных выпусков.
Телепроекты по объему затрат, количеству основных участников,
К основным участникам проекта традиционно относятся следующие лица:
Инициатор — как юридическое, так и физическое лицо, является главным автором идеи программы. Это может быть основной исполнитель или ведущий, каким был Владимир Ворошилов (игра «Что? Где? Когда?») или же Алексей Гиганов (программа «Будка гласности»). В большинстве случаев подобная инициатива исходит от телепродюсера.
Заказчик — основная сторона, заинтересованная в реализации телепроекта и в достижении коммерческих или иных социальных и гуманитарных результатов.
Исходя из возможного состава участников и масштаба проекта можно выделить три основные группы проектов.
Ординарные
— со стартовыми затратами, сравнимыми с бюджетом выпуска, с ограниченным числом участников и относительно, небольшим (до полугода) сроком окупаемости проекта. Сюда правомерно отнести большинство журналистских программ, различные жанровые серии, а также телеигры.
Средние — с существенными стартовыми затратами, большим объемом аппаратурных мощностей и постановочных пространств. Срок окупаемости подобных проектов доходит до 2 лет. Наиболее характерными для данной номинации проектов являются сериалы.
Крупные — их реализация предполагает создание собственных производственных мощностей с большими творческими коллективами и сроком окупаемости свыше 2 лет. К подобным проектам следует отнести проект информационной службы ТСН, включавший в себя создание мобильных съемочных групп и информационного сервера. К категории крупных проектов относятся также проекты, связанные с организацией телеканалов спутникового вешания, такие как первый адресный капал России ОРТ.


ВОПРОС 6. МИЗАНСЦЕНА В ТЕАТРЕ, КИНО И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.


Мизансцена как взаиморасположение актеров и декораций на сцене, в кадре.
Мизансцена – Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения. Пьеса идет с новыми мизансценами.
Это одно из средств выразительности, используемое в театре, в кинематографе, на телевидении, во время съёмок клипов и так далее.
Назначение мизансцен — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним. Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене.
Что такое мизансцена в кино? То же самое, что и в театре, – расположение действующих лиц и окружающих их предметов, только не на сцене, а на съемочной площадке. В процессе съёмок задействованы камеры. Поэтому мизансцена в кино предполагает не только выстраивание режиссёром поз и движений актёров, их взаимодействия друг с другом и с обстановкой, но ещё и совместную с оператором разработку перемещений камеры, её статику, выбор объектива, ракурс для съёмки, освещение. Нюансов много, но суть остаётся та же: как можно более полно и эмоционально донести до зрителя главные мысли картины.

Мизансцена как пластическое проявление смысла происходящего, сути отношений героев.
Предназначение мизансцены – через физические, внешние взаимодействия между актерами показать их внутренние переживания, сущность конфликта их взаимоотношений, эмоциональное содержание, логику сценического действия, облекая его в эстетическую форму.
Мизансцена должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо – ритм т.п.

Специфика восприятия произведения в искусстве театра, кино и на телевидении.
У телевидения и театра есть одна черта сходства – зрелищность. Сидя перед сценой, как и перед экраном, мы видим и слышим происходящее, а не только слышим, как по радио. Значит, у театра экран заимствовал (сначала – киноэкран, а потом экран телевидения) зрелищную сторону действия: костюмы, декорации, освещение, грим и т. п. Из театра пришел на экран и видимый человек – актер, произносимое им слово и, разумеется, сама основа действия – пьеса, сценарий.
И на сцене и на телеэкране общим является синтетичность средств воздействия на зрителя: тут и декорации (немаловажный элемент студийной передачи), и литературное слово, и актерское мастерство.

Степень свободы зрителя в выборе объектов внимания в театре и на экране. Свобода перемещений зрителя.
В отличие от кино, где нашим взглядом манипулирует режиссер, в театре зритель сам решает, на что обратить внимание: на актеров, на декорации или на соседа. А в более сложных постановках зрителей не ограничивают статичным нахождением в кресле и позволяют перемещаться по виртуальному миру.
В кино режиссер может показать непосредственно в каком месте и в какое время происходит действие - во дворце, в саду или у реки. В театре настоящий дворец или настоящую реку на сцену не вынесешь, и приходится прибегать к декорациям, то есть к некоторым условностям. Их нужно расшифровать, то есть думать. Причем в каждый момент действия - вот эти люди стоят на одной сцене, но одни в условном дворце за разрисованной картонкой, а эти в условном саду, и они не видят и не слышат друг друга.
Механизмы восприятия, внимания и эмоций у зрителей в театре и у зрителей в кинотеатре работают одни и те же, просто кино эксплуатирует эти механизмы более эффективно. Делает кино это с помощью присущих ему технических средств.
В кино с помощью движения камеры и монтажа можно указывать, изолировать и укрупнять важные объекты, место действия, героев и их эмоции. Это в свою очередь усиливает эмоции зрителей и помогает им следить за сюжетом. Кроме того, в кино можно показать объекты, детали и место действия не прибегая к условностям, упрощенным декорациям и т.д., и зрители воспринимают эти картинки лучше, без дополнительной расшифровки.

Театральная мизансцена как путь героя.
Мизансцена рождается из психологического состояния данных героев в данный момент, она неповторимо выражает сложность их отношений. Режиссер, создавая мизансцену, обязан исходить из психологического состояния героев, находить продолжение и отражение этого состояния во всей внутренней динамической настроенности ситуации и возвращать все это к правде единственного, как бы впрямую наблюденного факта и к его фактурной неповторимости. Только тогда мизансцена будет сочетать конкретность и многозначность истинной правды.

Кинематографическая мизансцена (мизанкадр) как путь аппарата, соединяющийся с путем героя.
Аппарат как бы движется со зрителем, беспрерывно разглядывая людей то в крупных, то в более общих планах. При этом для каждого момента он устанавливает тот единственный ракурс, который избран режиссером для рассмотрения. Все зрители кинематографа находятся в равном положении.
Движение камеры может быть плавным (панорама, проезд) или скачкообразным, прерывистым (монтажная съемка); зрителя можно швырять с места на место рывками или плавно водить его; гонять его бегом или заставлять ходить на цыпочках.
В какой-то мере поведение кинокамеры отражает характер режиссера, его мысли, состояние героя (актера). Камера может быть спокойной и нервной, внимательной или рассеянной, логичной или бессмысленно бросающейся из стороны в сторону. Камера, наконец, может быть умной и глупой, талантливой и бездарной. Но у каждого режиссера, во всяком случае, она беспрерывно движется и водит зрителя за собой. Это меняет существо мизансценировочной работы по сравнению с театром, методика мизансцены резко усложняется, но вместе с тем она и упрощается.
В театре режиссер добивается передачи смысла, в основном, движениями актеров, а в кинематографе режиссер передает тот же смысл, то же самое содержание, ограничивая подчас движения актеров, но зато развивая движение камеры. Поэтому рассмотрение кинематографической мизансцены невозможно без одновременного рассмотрения движения камеры, то есть метода, которым снимается материал.

Съемки в нужном ракурсе, масштабе, освещении.
В кино и на телевидении мизансцена опосредуется камерой, являясь предварительным условием построения мизанкадра, то есть зрелища, приведенного к композиции на вертикальной плоскости экрана и включенного в монтажную цепь кадров. Поэтому в кино и на телевидении режиссер должен учитывать не только перемещения актеров, но и движение или статику кадра, тип применяемого объектива, ракурс съемки, динамику освещения и т.д.
Сценический свет - один из важнейших компонентов мизансцены... Он должен быть таковым, чтобы за красками и эффектами не пропадал актер. Чтобы он не забивался световыми эффектами, но в то же время и не тонули во мраке лица актеров. "Благодаря свету мы ритмизуем спектакль.

 

 
































































































Дата: 2019-02-24, просмотров: 515.