Говоря о специфике телевидения, хочу обратить особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. Вот почему из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен - прежде всего, и главным образом - перекрестный монтаж, то есть параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени.
Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом.
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов - на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное - на шесть видов:
1) дальний план (человек и окружающая его обстановка);
2) общий план (человек во весь рост);
3) средний план (человек до колен);
4) поясной план (человек до пояса);
5) крупный план (голова человека);
6) макроплан (деталь, например глаз).
Еще один важный элемент языка экрана - ракурс. Первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу). Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Из всего сказанного нетрудно сделать вывод: вне этих понятий - кадр, план и ракурс - экранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, то есть оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Благодаря использованию всех этих деталей, появляется та картинка, которой и управляет режиссер. Управлять ею он может либо в прямом эфире, либо делая монтаж передач.
Режиссура прямого эфира заключается в том, что монтаж осуществляется переключением камер. При этом телевизионный режиссер действует в соответствии со сценарием или (в репортажных передачах) -- импровизирует непосредственно «в эфире», что делает его работу гораздо более трудной, чем в кино. Телеоператоры при этом, выполняя указания режиссера, снимают необходимые ему планы и ракурсы. В прямом эфире не приветствуются четко разработанный план, сценарий, который может разрушить ощущение достоверности событий.
Режиссура монтажных передач гораздо ближе к документальному кино. Здесь принцип тот же: заранее снятые кадры выстраиваются в определенном порядке и комбинируются со звуком и эффектами. Все это позволяет реализовать авторский замысел и с помощью образов донести до зрителя информацию и вызвать эмоции.
При этом выполнение этой работы требует особых подходов:
Работа режиссера прямого эфира часто связана с репортажными съемками, с провокациями, быстрым реагированием, чтобы поймать кадр, который сможет вызвать у людей бурную реакцию. К примеру, съемка футбольного матча, где, возможно, игра проходит скучно, в одном темпе. И тут внезапно одна из команд забивает гол, режиссеру необходимо дать оператору указ о том, чтобы он снял этот момент как можно зрелищнее (используя различные методы, приемы о которых речь пойдет дальше), или быстро переключиться на камеру с лучшим ракурсом на точку, место с которого забили в ворота. Если он упускает этот момент, теряется волшебство, исчезает магия самого телевидения, которое так привлекает зрителей и, они просто предпочтут посмотреть другой канал, а этого ни в коем случае нельзя допустить. Здесь важно быть быстрым, нужно уметь вовремя сориентироваться, поставить себя на место героя. Иногда даже, нужно устраивать настоящую телеохоту за нужным человеком, пользоваться скрытой камерой.
На постановочных проектах немного другая специфика работы. Здесь нужно уметь планировать, работать со светом, цветом, композицией, актером. Здесь не так важна скорость реагирования, не требуются навыки «детектива». Зато работа телережиссера постановочного проекта требует тщательного планирования и знания массы вещей.
Работа телевизионного режиссера проходит в аппаратной, оборудованной пультами переключения звука и изображения и мониторами, приборами связи с операторами и ассистентами. Что касается аппаратных монтажа, то здесь оборудование линейного монтажа (когда режиссер, мотая рабочую ленту, по очереди выбирает кадры и сразу перезаписывает их на «чистовик») все чаще уступает компьютерам с программами для нелинейного монтажа (когда все рабочее видео сначала захватывается в компьютер, потом режется на кадры, и уже те монтируются в чистовой видеоряд).
Дата: 2019-02-24, просмотров: 393.