Трактаты о живописи: Се Хэ, Ван Вей, Го Си
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие живописцы сами были теоретиками, это говорит об осмыслении важности задач искусства. Среди дошедших до нас одним из наиболее важных трактатов является трактат о живописи Се Хэ, 5в. Это кратко сформулированный труд, называется «Гухуа пиньлу» («Записи о категориях старой живописи»). Этот труд стал основой всей дальнейшей эстетики Китая. По существу, это первое обобщение творческого метода китайских художников. В первой части Се Хэ выделил так называемые «шесть законов» или «шесть требований», которые предъявляются к идеальному произведению искусства. Эти законы обобщили проблемы, считавшиеся главнейшими для живописи Китая. Первые три закона – теоритический смысл, вторые три развивают вопросы художественной практики. Хотя у них и разрозненные формулировки, они нерасторжимо связанны друг с другом, все последующие законы вытекают из первого.

1. «Циюнь-шэньдун» (отзвук духа – движение жизни; созвучие энергий). Это одухотворенная гармония, правило означает необходимость восприятия процесса творчества как отражения особой нервной энергии, духовного трепета, свойственного и творцу, и воспринимаемому им миру явлений. То есть, говорится о таланте художника. Се Хэ использует «ци» - термин древнего даосизма (воздух, эфир), но придает ему другой смысл (жизненная духовная сила). А «шеньдун» означает движение жизни, которое устанавливает скрытую взаимосвязь явлений и помогает художнику передать в своих картинах ци (делает возможность их одухотворения).

2. Структурный метод пользования кистью. Это необходимость совершенствовать владение кистью (несмотря на простоту, имеет кончик, основание; может ложиться боком, давать открытый или закрытый мазок).

3. Соответствие формы реальным вещам. Соответствие предмета и жизненного правдоподобия.

4. Следование красок роду предмета.

5. Расположение предметов общему плану – композиция. Необходимо профессиональное расположение и планировка.

6. Подражание и копирование старых мастеров. Была богатая традиция, мастеров было много. Нужно творчески осваивать правила, созданные раньше, путем копирования классических образцов.

Се Хэ как бы указывает основные методы, помогающие наполнить художественное произведение подлинной жизнью. Он отразил характерные для раннего средневековья поиски выражения внутренней сущности законов мироздания. Суждения этого времени кажутся очень смелыми и разработанными, их взрастил опят многих поколений. Однако, их философская основа еще довольно отвлечена от самой художественной практики.

Ван Вей, 8в, период Тан, «Тайны живописи». Основал направление пейзажной лирики (нет людей). Основал школу монохромной живописи, пейзажи размытой тушью. Предопределил пути новой эпохи (радостное познание мира сменилось глубоким поэтическим обобщением и философским раздумьем). Природа отечества героизируется (сложное время, в природе залог стабильности). Нужен принцип кулисности (далекие горы снижаются), сначала замысел, потом кисть (образ важнее воплщения), уход от танского мажора.

Го Си, «О высокой сути лесов и потоков». Художник периода Северной Сун (работал в 1020х-1060х или до 1080х), вошел в историю как завершитель традиции монументального монохромного пейзажа. Уже когда он умер, к власти пришел император Хуэйцзун, который и сам был художником, его вкусы другие, подавляющее большинство работа Го Си забелены (монументальные), а свитки уничтожены. В трактате пишет, что созерцание диких источников и скал – это обычное наслаждение для совершенного человека. Этот трактат записал сын Го Си, состоит из 2х частей: «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». Высказывает мысли о методах работы, об идейном содержании. Главная мысль – красота природы заключена в ее изменчивости. Природа различна в различных частях Китая, в разное время; одни и те же объекты кажутся разными в зависимости от точки зрения.

1. Художник считает картину психологическим портретом автора, подчеркивает высокий смысл личности (то есть нужно самому художнику совершенствоваться).

2. Поэтичность – тоже важный аспект живописи.

3. Что касается пейзажа, то он следует принципам, сформулированным танским Ван Веем, эта часть – что-то вроде комментариев в тексту Ван Вея.

4. Он раскрывает тайну пространственного построения свитка: разрабатывает теорию «трех далей» - в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя.

5. Состояние природы влияет на состояние человека.

6. Природа воспринимается как единый мир, имеющий свои законы, уже он весь сопоставляется с человеком (это ново).

7. Говоря о методах работы пишет о правилах перспективы, о необходимости выделять главное и подчинять ему детали, обобщать увиденное.

8. Против прямого подражания образцам прошлого, их можно использовать только, чтобы создать свой стиль.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 343.