Архитектура синтоизма и его эстетика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале эры складывается пантеистическая (те объединяет бога и мир) религия Синто («Путь богов»), много аналогий с китайским Дао. Боги – Идзанаги и Идзанами, дети – Аматерасу (Солнце), Цукиеми (Луна), Суссано (вода, бури). Обожествлялся весь мир, боги не антропоморфны (бесплотные духи, вселяющиеся в природные объекты), поклонялись уникальным объектам природы (их венчали соломенной веревкой). Первые святилища – это рощи священных деревьев или расчищенные площадки перед амбарами. Амбар – первый прототип священного здания. Он на сваях (от мышей, воды), окружен галереей, дощатые закрытые стены, седловидная крыша с перекрещивающимися стропилами. Культ плодоносящего поля – отсюда акцентирование горизонтальной плоскости, культ камня, чистоты и целостности (неосквернения природы). В первых веках нашей эры стали сооружаться специальные святилища.

Храмовый комплекс в Исе (1-3в или 3-5в н.э.) – главное такое святилище. В древнем лесу реликтовых деревьев (типа кипариса, хвойные), посвящено богини солнца. Рядом с храмом прямоугольная площадка такого же размера засыпана галькой или белым гравием, что обеспечивает чистоту, так как раз в 20л храм переносился на новую (соседнюю) площадку из новых деревьев. Считалось, что как жизнь растения проходит, так и жизнь храма должна проходить, так что храмы строили деревянными, потом ритуально сжигали и переносили. Площадь окружена 4 рядами оград (напоминают деревенский дощатый забор). В материальном плане храмы не сохранились, но архитектурная идея передана идеально. Постройки: выглядят как хижины на сваях, но на самом деле они очень масштабны. Сваи – от сельских амбаров. Храмы выступают как своего рода сокровищницы, там находятся стволы священных деревьев; в центральном храме еще регалии царской власти (меч и еще 2 каких-то). Все хранится в закрытом виде, так же как зерно, которое после сбора тут же забивается. В стенах нет дверей, открываются храмы раз в год. Крыша из мелкой дранки (тонкие щепки), которые укладывались так, чтобы стекала вода. Здание – стоично-баллочная конструкция с дощатыми легкими стенами. Наверху 9 бревен (кацуоги), уложенных поперек коньку крыши (чтобы ветер не раздул материалы кровли). Дерево только очищают и полируют, важна обработка деталей, нет никакой краски. Стропила таковы, что они уже сами собой представляют декоративную ценность. Отдельно стоящие столбцы подпирают коньки крыши, они зарыты в землю, это антисейсмический эффект. Пустые площадки, усыпанные гравием, тоже приходят из сельской архитектуры. Они были перед амбарами для призвания богов и для ритуальных празднеств (в число этих празднеств входит борьба сумо, идея, что два толстяка из разных деревень борются за то, кому будет благодать и охрана богов на следующий год, кого вытолкнули за границы участка – тот пролетел). Пустая площадка – священное место. В Исэ два больших комплекса и много подсобных святилищ. Это внутреннее святилище Найку (посвящено Аматерасу, прародительнице императорского рода) и внешнее святилище Гэку (посвящено Тоеукэ, кухарка при Аматерасу, святилище радом с рекой, поэтому внешнее). Река Миягава (до 1945г) играла роль границы священного участка, который нельзя пересекать (пересечешь, и у всего государства проблемы), поэтому до 12в (когда власть захватили сегуны) монахи шантажировали императоров, что если не будет исполнено их требование, они сами придут во дворец (и пересекут границу).

Сокровищница Сессоин при храме Тодайдзи, 8в. Построена в традициях синтоизма (на сваях). Сейчас там находятся дары императора, собираются они с 8в (уже много корпусов). Раз в год, осень, когда происходит закладка продуктов в амбары, здесь происходит закладка даров. Лютня, инкрустированная перламутром по лаку (китайско-корейская техника, сам инструмент из Китая). Персидская парча, 8в.

3-6в н.э. культура синтоизма еще развивается. Начиная с 4в постепенно проникают идеи буддизма, к 6в они становятся очень популярны. Буддизм приходит в страну со своей уже развитой духовной культурой и художественными традициями и архитектурными принципами. В сер 6в буддизм официально принимается, с этого времени периоды называются по имени столиц.

31. Ранний буддизм в Японии (эпоха Асука, 552-645г).

В сер 6в в Японию пришел буддизм, в 594г принц Сетоку Тайси признал его как официальную религию. Буддизм стал достоянием образованной верхушки общества, он внедрился мирно, ассимилируя местные культы. Япония включилась в огромный мир средневекового дальнего востока. Радость открытия мира, приобщение к высокой культуре определило эмоциональный строй раннего буддийского искусства в Японии. Оно светлое, юное, есть бурные порывы. Период Асука – это время надежд на нечто новое. Сначала воспринимают все яркое, возникают огромные буддийские монастыри, появляются новые материалы (черепичные крыши, лаковые столбы, высотные постройки, бронзовая скульптура). Япония приняла махаяну. Гаутама в хинаяне не имеет зримых черт, в махаяне становится вечным сияющим божеством Будда Шакьямуни (Сяка-Нёрай). Территория храмов предназначалась для пышных обрядов, постройки размещались с расчетом на свободное обозрение. Первые буддийские комплексы строились по двум типам планировки: симметричное построение по оси север-юг или асимметричное расположение храма и пагоды.

Монастырь Хорюзди в Нара (607-670г). В формах воспроизводятся черты раннесредневековой китайской архитектуры. Окружен глинобитной стеной, главный вход на южной стороне (Великие южные ворота), напротив внутренние ворота (тюмон), по обе стороны от которых начинается крытая галерея, с противоположной стороны зал для проповедей. Как и в древности, внутреннее пространство здания второстепенно по отношению к внешнему. Пагода и Кондо стоят рядом, а не по одной линии, отсюда некая асимметрия, и живость в восприятии; расположены на невысоких, но все же подиумах-постаментах, ничего такого не было раньше. Пагода Годзюното: играет роль реликвария, 5ярусов, сквозь проходит ствол кипариса (закреплен под землей и не связан с окружающей его «коробкой», внизу антисейсмическая система), венчает его бронзовый шпиль со ступой и кольцами сфер. Много новых материалов: черепица, окрашенные красным лаком стены, есть и оштукатуренные участки, из Китая пришли многоярусные кронштейны – каждый ярус крыши имеет большой вынос (тень-свет). Внутри один уровень, остальное пространство не используется функционально. Кодо (Зал поучений), 1 ярусная крыша, там состязания (в логике и красноречии), проповеди, диспуты. Кондо (Золотой зал) – внутри алтарная композиция Сяка-Нёрай работы Тори Буси (пришела в сложившейся форме). Красные лаковые столбы, каменные подиумы, серо-голубая черепица, оштукатуренные стены, бронзовые фонари. Помещения монахов вынесено за пределы ограды – монастырь становится центром распространения буддийского учения, а не местом уединения. Поверхность двора усыпана белой галькой (синтаизм), привлекается внимание к горизонтальной поверхности, к пустоте.

Тори Буси – первый японский скульптор (Тори – имя, Буси – указание на то, что он буддийский монах). Работал как мастер конской сбруи и украшений по прорезям, стал монахом, стал изготавливать статуи. Первая статуя неудачна, похожа на идол (Якуси-Нерай, Будда-Целитель) . Работал для монастыря Хорюдзи (алтарная композиция), здесь его работы хороши, около 623г, есть подпись. Алтарная триада Сяка (Будда Шакьямуни (Сяка-Нерай) с предстоящими Якусе и Якудзе (босацу, бодхисатвы).

Якуси Нерай (Будда Врачевания) – единичная скульптура. Сначала к буддизму возносили те же ожидания, что и к магии, ждали, что конкретные боги будут исцелять конкретные случаи. Будда на троне, куда спадают складки его одежды (очень красивый фестончатый узор, напоминает северо-вейскую китайскую скульптуру), пропорции юношеские, если не детские. Большой нимб в форме капли, есть мотив плетенки, огня и 7ми Будд, которые уже побывали в этом мире.

Триада Сяка из Кондо монастыря Хорюдзи, ок 623г, Тори.  Сравнительно небольшой размер у группы. Центральная фигура – Будда Шакьямуни (бронза), сидит на троне со скрещенными ногами, по сторонам от него две бодхисатвы целителя Якусе и Якудзе (дерево). Каждый персонаж имеет свой ним, хотя большой вбирает в себя меньшее, он с богатым орнаментом и 7 небольшими рельефными изображениями будд. Пирамидальное построение, длинные ниспадающие одежды, симметричный узор складок подчеркивают бесплотность фигур, в итоге – торжественный и монументальный образ, хотя есть условность и схематизм. Лики почти одинаковые, застылые и неподвижные, отчужденные. По пластическим свойствам триада тяготеет к плоскостности рельефа. Бодхиставы стоят на цветах лотоса, это дети с наивным выражением лица, хотя и в царских одеждах, большие головы и кисти рук. Во всем убранстве храма повторяется мотив изогнутых стеблей. Единственный источник освящения – открытые створки дверей, поэтому алтарь располагается напротив входа, сюда падает свет, нимб выступает как огромный рефлектор, собирает свет. Нимб – форма лотосового лепестка, воспроизводит также форму пещеры (это овал, с килевидным завершением). В составе алтаря много страж (Комоку Тэн, Тори, остальные нет). Также над композицией есть балдахин неясного происхождения (Японский или Корейский). Там пикирующие ловчие соколы (охота в Корее – атрибут высшего сословия, для буддизма не характерна). Украшает балдахин композиция из резных музыкантов. Эти фигурки, по сути, эпиграф к искусству периода Асука. Интересен один из бодхисатв: на голове волосы непонятно полу распущены, но на макушке собраны в два шарика – такого нет в Индии, зато это традиционная прическа для мальчиков в Китае.

Комоку Тэн, Тори (?), дерево. Один из царей-охранителей сторон света, в данном случае охраняет алтарь. Довольно сдержанный пластический и мимический образ, фигура симметрична, локти у туловища, рот закрыт, в руках кисть и свиток (охраняет каноническую традицию, знание). В костюме для верховой езды, соответствует корейскому знатному всаднику. Ажурная позолоченная бронзовая корона (корейская традиция). Нежно окрашена. Часто центральная часть алтаря –бронза, по мере снижения ранга –дерево, лак и тд, то же с цветом.

Будда Мироку (Майтрея, Будда и Бодхисатва будущего), Хорюдзи, бронза. Шакьямуни уже ушел в нирвану, поэтому должен прийти следующий Будда. Сейчас он бодхисатва, будет выполнять свой долг и спасать. Одновременно и Будда, и бодхисатва. Это образ надежд. Изображен в канонической позе, которая символизирует принятие решений: в позе лотоса, одна нога уже спущена с трона, причем пяткой вперед (дальне восточная, а не индийская традиция), локоть опирается на еще согнутую ногу, рука как бы подпирает подбородок. Он принимает тяжелое решение, не уходить в нирвану сейчас, а идти помогать живым существам. Выражена незавершенность действия, прическа китайского мальчика, да и весь вид детский или юношеский. Этот образ навеян корейскими прототипами, в 4-6в в Корее этот образ особенно популярен, тк покровительствует «золотой» молодежи правящего класса.

Распространились изображения богини Канон.

Кударо Каннон (Авалакитешвара или Гуаг Инь, Милосердие), 7в. Привезена из Кореи (царство Кударо), 2,3м, камфорное дерево (еще и благоухала), из одного ствола, поэтому несколько столпообразна, есть что-то растительное. Нет черт прекрасного царевича, почти женский образ. Плавные утонченные черты лица, удлиненные пропорции. В правой опущенной руке сосудик, еле держит двумя пальцами. Левая рука полусогнута в локте. Лицо излучает свет. Все текучее, плавное. Мягкие лаки.

Гюссе Канон (Спаситель мира), камфорное дерево. Тоже баддисатва Милосердия, одновременно считается портретом принца Се Туко, который в Японии проповедовал буддизм. Тоже скульптура из Корее. Очертание бабочки, какого то неземного существа. Над головой нимб-шар, низ и складки расходятся как крылья бабочки. Роскошные ювелирные украшения из ажурной бронзы. Нимб выполнен отдельно, там накладки из ажурной позолоты, легкая подкраска.

Алтарь Тамамуси, 7в. Домашний переносной алтарь, это и живопись, и скульптура, и пластика, тоже из Хорюдзи. В это время буддизм считался личным делом каждого, поэтому заказывались домашние произведения. Этот алтарь заказан знатной придворной дамой, название переводится как драгоценный жук. Края украшены бронзовыми обкладками, которые положены на крылья красивых жуков (любопытно, что японские буддисты не видели никаких противоречий в том, чтобы жить в мире с миром, и при этом отрывать крылья у нескольких сотен жуков). Название алтаря закрепилось за патронессой. Здесь лаковые росписи. На закрывающихся дверках изображены 2 стража красным лаком на черном (напоминает китайские лаки). Есть сюжет джатоки о голодной тигрице. У китайцев это тяжелая и мрачная картина, здесь же красота! Изящный ныряльщик, горы с виде скобок – корейская традиция, прекрасные растения, романтическая ива (символи разлук), и тд. Царит безмятежность, то есть японцы еще не видят жертвенной, трагической подоплеки сюжета. Здесь тоже есть ошибка переводчика, так как изображены 7 тигрят. По сути – это первый памятник сохранившейся японской буддийской живописи.  

В монастыре также были и стенописи, нанесенные на стены сухой штукатуркой, пострадали от пожара в 20в., не сохранились. Выполнены были в 8в, то есть уже в эпоху Нара. Явные центрально азиатские мотивы (Аджанта процветает), но живопись более графична и плоскостна. Росписи выполнены позже, чем основные работы по архитектуре и скульптуре. В росписях это молодые зрелые существа, с тремя подбородками и капризным ртом, а не живые мальчики и юноши. То есть это уже нарский имперский идеал красоты.

32. Искусство Японии эпохи Нара (645-794г).

Япония становится империей. Танский Китай в качестве примера. Япония копирует всю административную систему Китая (непропорционально), в области искусства хочет превзойти Китай. Нара, 710г, строится по образцу Чан Ань (с императорским дворцом Дайдари), гигантомания – прямоугольник, по сторонам света, главная дорога делит на две части, там сетка улиц на кварталы (в северной части дворец и правительственные здания). Принята периодизация по годам правления императоров. Реформы Тайка 645-646г консолидируют управление государством. Ансамбли 8в тяготеют к грандиозности масштабов. Это высокий расцвет скульптуры, онаобретает язык большого искусства, способного передать глубокие чувства и сложную символику. Сначала лаковая и деревянная скульптура пытается эмитировать бронзовую (трактовка поверхностей, золочение). Усложняются сюжеты, появляются новые иконографические типы (даже первый портрет). Внешняя гармония передает внутреннюю. Идеал по-прежнему в духовной сфере, но выражается не через аскетизм, а через величавость (и некую надменность). По пропорциям скульптура приближается к человеческой, божественность подчеркивается масштабами. Усиливаются и подчеркиваются этнические черты. Сформированны все основные жанры скульптуры.

Продолжается оформление Кондо Хорюдзи. Возможно, расписывал корейский мастер 7в. Будда Амида (начал распространяться) и бодхисатвы, цвета коричневые, красные, черные. Сидит на троне из лотоса, по сравнению с Аджантой все линеарно, графично и статично, зато полнокровно. Росписи по штукатурке на деревянной перегородке. Есть изображение рая 4х Будд. Также есть скульптурная композиция Нирвана Будды, ок711г и статуя Асюраа, к734г. Еще Канон Босацу – нарский идеал красоты (капризный принц-женщина) с тремя складками на шее.

Тодайдзи в Наре, 728 (733г, реконструирован в 12в и 17в). Здание очень высокое – более 55м (17-18 этажей), окружено стенойй. Великий храм Востока (в восточной части города), масштаб преувеличен по отношению к человеку. Двухэтажные южные ворота Нандаймон (5 пролетов). Две пагоды (ок100м каждая) вынесены за ограду монастыря, сгорели. Широкая центральная дорога, открытый двор перед храмом, строгая симметрия и уравновешенность – новые черты. В Кондо (Дайбуцудэн) стоит статуя Будды Вайрачана-Русяна, 757г, 17в (Владыка Космоса, одно из воплощений прежней Аматэрасу), тема власти, он всегда востребован в больших империях. 2ярусная крыша, красные кронштейны, конек с акротериями. Огромная статуя Будды, 60м, бронзу собирали со всей страны, ни в Китае, ни в Индии подобных гигантов не было. Из-за пожара вся скульптура, кроме коленей и трона расплавилась, остальное было восстановлено. Юный хрупкий идеал уходит из искусства. Сам храм был мощным феодалом и владел несколькими дочерними монастырями и храмами, расположенными в горах.

Очень известен Лотосовый зал храма Хоккэдо в Тодайдзи. Возникает глиняная скульптура, которая ставится около деревянного храма (глина позволяет создавать тяжелые складки). Триада, 750е: центральное божество– Фукукэндзяку Каннон (Канон Подательница Счастья), 3,40м, дерево, сухой лак с позолотой. Скульптуры Канон первыми приобрели национальные черты и потеряли зависимость от иноземных образов. С попытками выразить универсальность Канон (направлена на спасение), связано первое появление в Японии в 8в многоруких и многоликих божеств. 8 рук и 3 глаза, свидетельство принадлежности к тантрийскому буддизму. В каждой руке лассо, копье или снасть (1 пара сложена на груди), что вылавливать грешников. Ажурный прозрачный нимб в виде расходящихся лучей солнца. Скульптура из лака на деревянной основе позволяла добавлять дополнительные атрибуты. Канон довольно надменна, но имеет разные выражения лица. Никко и Гакко, глиняные, нежные, руки сложили перед грудью, есть традиции погребальной пластики. Периферийные фигуры более экспрессивны, в руках появилось оружие. Много страж, которые группируются в различные по количеству группы, выразительны и экспрессивны. Воин, в основном, борец с противниками буддизма. У него открыт рот – немыслимо для буддизма, но здесь удобно, так как должно припугнуть.

Голова Якуси Нерай, бронза, 680е, монастырь Кофукудзи. Лицо обобщено, полный овал, длинные тонкие брови, миндалевидные глаза с полуопущенными веками, плотно сжатые пухлые губы, длинные уши.

Триада Якуси из храма Якусидзи в Нара, бронза, 8в. Монастырь: 3ярусная пагода Сандзюного с дополнительными ярусами, все пространство на 1 уровне. Якуси-Нерай и два бодхисатвы (солнечного –Никко и лунного –Гакко светил). Будда сидит на высоком пьедестале (поза лотоса, права рука поднята и открыта ладонью, левая лежит на колене), типология зрелого мужа, на ступне колесо закона и свастика (появились аспекты, доступные не всем). Он отделен от рельефного нимба (золотой, там еще изображения 7 Будд, оттеняет черную бронзу). Полуголые, живые складки. Бодхисатвы стоят на отдельных пьедесталах в виде лотоса, несколько изогнуты, симметричны относительно Будды (у одного поднята и раскрыта правая рука, у другого левая, складки, жесты и тд). Группа стоит на единой мраморной платформе. Лики обобщенные, у Будды на голове куча завитков-шариков. Это замкнутая симметричная композиция, нет застылости, она ритмически объединена в одно целое, при этом каждая статуя живет как самостоятельный пластический объем. 

Священник Гандзи, лак, ок763г, монастырь Тоседайдзи. Основатель монастыря. Слепой, в канонической позе созерцания (лотос, руки ладонями вверх между ногами). Свободное монашеское одеяние, бритая голова, крупные черты лица, тяжелый подбородок. Но есть ореол святости, а потому идеализированность.

Маски: изготовлялись в течение всего средневековья, менялись вместе с театральными жанрами (ритуальные цели). В Нару пантомима гигаку и бугаку. Гигаку – большие, перекрывали часть головы, гротескность, рассчитаны на восприятие с большого расстояния. По пластике подобны воинам-стражам. Бугаку – меньше, отдельные подвижные детали, так как передача действия происходила через ритмику танца. По пластике подобны бодхисатвам.

Сокровищница монастыря Тодайдзи Сесоин, 8в. В традициях синтаизма. Сейчас там находятся дары императора, собираются они с 8в (уже много корпусов). Раз в год, осенью, когда происходит закладка продуктов в амбары, здесь происходит закладка даров. Лютня, инкрустированная перламутром по лаку. Китайско-корейская техника, сам инструмент из Китая. Персидская парча, 8в. Привезена и оказалась в собрании императорской сокровищницы.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 291.