Придворная культура эпохи Хейан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расцвет придворной жизни в Хейянское время достиг своих крайних форм. Попасть ко двору – мечта всех знатных людей страны. Аристократия того времени очень просвещенная, устраивали поэтические состязания (писали танка – короткие стихотворения и прозу). Это золотая молодежь – традиция возводить на трон младенца при сильном регенте, когда императору исполнялось 25-30л он со двором уходил в монастырь (распространилось понятие «Моно но аваре» - печальное очарование вещей). Они писали мемуары, любовные записки. Такая литература породила письмо Кана (травяное, приспособленное для скорописи), для нее выпускалась специальная бумага, ничего не жалели (посыпали золотом, подкрашивали пурпуром), бумагу подбирали к описываемому чувству. Эта культура во многом обязана женщинам, время расцвета женской литературы и поэзии. На свитках часты изображения придворных дам (молятся, в паломничестве), впервые встречаемся с изображением хейанской красавицы: важны волосы (не стриглись, не подбирались), лицо – произведение искусства (рисовали, как хотели). Индивидуальность выражалась в поведении и в костюме (не во внешности). Костюм очень сложный (до 12 слоев), по торжественным случаям привязывались длинные шлейфы. Аристократы могли прожить всю жизнь, не ступая на землю – развита система галерей. Управление собственными имениями – это низменная работа, которую они передавали управляющим (которые их потом и свергли). В архитектуре развивается стиль синден (использование системы дворов, окруженных галереями, стремление к открытости и взаимодействию пространств).

Императорский дворец в Киото (Хейян). Си Синден,9в – Тронный зал (первоначально спальня). Парадная площадь имеет прямоугольные очертания, по сторонам света (белый гравий), окружают крытые галереи на столбах, по сторонам от парадной лестницы корпуса Си Синден два симметричных, одинаково (кругло) подстриженных дерева. Дальше дорожка в сад, там нет такой симметрии. Практически в любую точку земли можно попасть через галереи (костюм не приспособлен для хождения по земле). Интерьер однозальный, здание стоично-баллочное. Промежутки между столбами могли закрываться подвесными ставнями. Вот традиция открытости интерьера наружу. Здесь нет подвесного потолка, и все, вплоть до черепицы, видно (еще традиции синтоизма). Вообще много чего от синтоизма, например, отказ от покраски деталей, все естественно, широко используется полировка. Возникла система подвижных перегородок и подвижного членения пространства (ширмы, экраны, занавеси, подушки и матрацы, столики, ларцы), все двигалось. Интерьер сохранялся пустым (опять же синтаизм). Сейреден, другая часть дворца. Тоже пустое пространство, открытый дворик, возможно, опускать полупрозрачные створки. Здесь происходи действие знаменитого свитка Повести о Гендзи.

Повесть о Гензи, Мурасаки Сикибу. Сикибу – это придворный ранг, 4й, довольно высокий. Мурасаки – имя, в переводе пурпурная. У нее был роман с принцем, недолгий, но она сохранила свою любовь и продолжала некоторое время оставаться при дворе. Описала придворную жизнь принца Гендзи, который оказался японской версией Дон Жуана. Потом ушла в монастырь и стала дописывать свой роман. Основное содержание жизни – придворные романы. Тут есть и буддийская мораль, что жизненный путь изменчив и конечен. Идея Моно но Аваре – вещи или человек обязательно от нас уйдет. В быстротечности каждого феномена видели красоту, в основе – буддийская идея бренности. Она завершила свой роман в к11в, в к12в он был иллюстрирован (Фудзивара Такаеси, человек голубых кровей). Принц Гензи – побочный сын императора, тот его признал, но принц не мог претендовать на престол. Всего было 15 свитков, сохранилось 4. Это длинные горизонтальные свитки на бумаге, но коротенькие. Все действие протекает в покоях Сейреден (дворец – сосредоточение всей жизни). Видим архитектуру в действии, она густо населена, много людей и перегородок. Сама архитектура синден располагает к роману, все было видно, а что не было, то можно было подслушать. Принц не меняется на протяжении всего романа, он молод, красив, почти всегда в одной одежде и в черной чиновничьей шапке. Архитектура показана в приеме снятие крыши (показаны балки, но мы видим дворец, как коробку, как макет сверху). Все расположено по диагонали. Архитектура – основной носитель движения, люди абсолютно статичны. Свитки написаны с использованием минеральных красок (пурпур, малахит, синий, не очень широкий, но приятный колорит). Ямату-Э (старое название Японии) – японская живопись. Светские темы, полихромная, изображения с приемом снятия крыши и с применениям диагональных композиций. Лица изображены каллиграфично: нос (уголок), рот (петелька). Сцены: Гендзи крадется к возлюбленной во дворец; Две дамы любуются цветением сакуры; Гендзи посящает больную возлюбленную; он с младенцем на руках (впервые приехал посмотреть на незаконно рожденного сына). Родство показано колористическими приемами. Почти все действие протекает в интерьерах дворцов. Но есть несколько эпизодов путешествий (Паломничество в монастырь). Это интересные пейзажные вставки, все в малахитово-золотых тонах. Есть ощущение покоя.

В то время, когда аристократы занимались прекрасными занятиями, в провинциях потихоньку управляющие стали собирать отряды самураев. Самураи сначала предназначались для защиты поместий, потом стали бороться друг с другом, потом вдруг обнаружилось, что самураи захватили дворец и императора. Закончился Хайянский период, начался самурайский.

Камакурская скульптура.

Камакура, 1184-1333г. К концу Хейан сформировался тип помещика, живущего при дворе, управляющие все контролировали, окружили себя самураями, которые в итоге взяли императора и двор в плен. Со 2п 12в – войны между двумя крупнейшими феодальными домами Минамото и Тайра, в результате победы Минамото Еритомо провозгласил себя сегуном, основал «Правительство в палатке» (бакуфу в Камакуре), этот период господства военного дворянства (буси или самураи) сохранялся до революции Мэйдзи в 1868г, императору сохранены жреческие функции и титул. В Хейян сфера культуры – столица, в Камакуру культура распространяется по всей стране среди широких слоев населения. Создались новые этические представления (оформился кодекс чести бусидо (путь воина) – преданность господину, презрение смерти, культ мужества). В Хейян взгляд внутрь, здесь – вдаль. Период породил двух культовых героев: монаха и воина. Весь большой период господства буси делится на три подпериода по правящим родам: Минамото-Ходзе (1184-1333г), Асикага (1335-1572г), Токугава (1615-1868г). С 13в большое влияние приобрела секта Дзен. Учение: природа в любом проявлении – космическое тело Будды, все явления слиты в один поток бытия, который становится синонимом Будды. В Дзен-буддизме нет учения о рае-нирване, оно заменено учением о прижизненном спасении или просветлении (сатори). Грубым воинам был близок Дзен, там была доктрина, говорившая о бесполезности чтения священных книг, которая видела основу в индивидуальной тренировке духа через тренировку тела. Некоторые элементы бусидо были выработаны на основе доктрины Дзен (скрывать чувства, преодолевать страх).

Камакурская культура началась с противопоставления рафинированной Хейянской, для утверждения идеалов мужественности и брутальности необходимы иные художественные формы. Но скульптура вся нервная, экзальтированная, получает инкрустацию глаз (смальта). Появилась новая техника – сухой лак. На первых порах самураи не были способны создать собственные эстетические концепции, поэтому вернулись к нарским идеалам (мощные памятники, воплощение силы и упорядоченности государства). В к12в восстанавливаются разрушенные во время войны Тодайдзи и Кофукудзи.

Великие южные ворота Нандаймон монастыря Тодайдзи, классические нарские традиции, колоссальные статуи стражей-охранителей Нио. Нио мощные, брутальные и экспрессивные, один с открытым ртом, второй с закрытым (противостоят скрытому и открытому злу). Особенность камакурской архитектуры – смешение различных стилевых элементов (традиционные японские и сунские китайские).

Дзенский монастырь, главное новшество периода – сложение типа монастыря. Подсобным и жилым помещениям придавался столь же важный смысл, как и культовым.

Реликварий-сяридэн монастыря Энгакудзи, Камакура, 2п 13в. Пример дзенского храма, высокая кровля (2 яруса), есть элементы китайской архитектуры (закругленные окна), в целом, традиционный вид, но более суровый.

При восстановлении нарских монастырей Тодайдзи и Кофукидзи в них были созданы большие скульптурные мастерские, возглавляли их три прославленных скульптора – Кокэй, Ункэй, Кайкэй. Задачи воссоздания прошлых святынь способствовала возвращению к формам нарской пластики, что выразилось в появлении черт суровости и лаконизма, в отказе от живописной декоративности.

Фигуры апостолов Будды, Кайкэй, храм Дайхоондзи, Киото, 13в. Сочетается суровая простота в трактовке одежд и экспрессия проработанных лиц, активная мимика, инкрустация зубов и глаз (почти натурно). В целом, в камакурской пластике нет единого большого стиля.

Самое яркое проявление в камакурской скульптуре – портрет. Можно сказать, что черты портретного жанра с его тягой к индивидуализации образов, подчеркиванию характерности стали особенностью всей японской пластики периода Камакура.

Статуи проповедников Сейсин и Мутяку, Ункэй. Проповедники жили в 6в до н.э., их статуи часто называют портретами, этнически своеобразные лица, живость создается натуралистической инкрустацией глаз и активной моделировкой лиц, подчеркивается строение скул, надбровий, морщин. В натуральную величину, длинная монашеская одежда, нет ореола отвлеченного совершенства и недвижимости, фигуры стоят на небольших пьедесталах, обращаются непосредственно к человеку.

С еще большей полнотой новые качества выразились в скульптурных портретах патриархов, которые по сути стали основной святыней в интерьере дзенского храма. Статуи помещались в нише, на деревянном кресле, пространственно принадлежали повседневному миру, становились воплощением духовной крепости и самодисциплины. Изображение близко к натуралистичному, образ нарочито приземленный, приближался ко всякому, заставлял ощутить достижимость идеала (статуя священника Сюндзе из Тодайдзи, Нара).

Буддийский патриарх Мутяту. Скульптура без всяких указаний, что он индус и ученик Будды, выглядит как японский старец, который несет ступу (он один из 8 любимых учеников, которые получили 8 шариков с шкатулке в форме ступы). Натуроподобный вид, обладает возрастными характеристиками. Пожилой, изможденный вид (пережил аскезу, послушание). Скульптуры ставились на низкие постаменты. Инкрустированные глаза, настоящие атрибуты в руках. Рост у подобных фигур – среднестатистический верующий, они ведут себя агрессивно по отношению к зрителю. Завершающая стадия развития японской скульптуры, дальше идти по пути натуроподобия некуда. Все это рассчитано на народ, которого надо быстро обратить, образовать и привлечь.

Потом в культуру ворвалась фольклорная стихия, принесла с собой черты демократизации, в пантеоне изменения, в храмах появились статуи бродячих, юродивых, убогих.

Статуя проповедника Куя, и13в, Киото. Натуралистичная религиозная скульптура. Фигура снабжена настоящим гонгом, посохом и настоящей деревянной колотушкой, чтобы бить по гонгу. Видны ключицы, инкрустированные смальтой глаза, прикрытые в экстазе, белые зубы, красные губы. У него ко рту прикреплена проволока, из которой вырастают 6  Будд (метафора –  из его проповеди рождаются множество Будд).

Наряду с божествами в храмах помещаются статуи реальных людей.

Статуя Уэсуги Сигэфуса, дерево, храм Мейгэцуин, Камакура, 13в. В лице надменность и сила, легкая асимметрия черт (так задумано), характерен разрез глаз и рта. Церемониальные одежды расчленяют фигуру, одновременно подчеркивают ее застылую неподвижность. Такая же схема повторяется в портретах военачальников Минамото Еритомо и Ходзе Токиери. При характерности облика портрет подчеркивает не индивидуальность с неповторимыми особенностями, а человека как представителя определенного сословия, значительного в своих родовых признаках.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 226.