ДПИ продолжает традиции древности, предметное творчество обслуживает широкую сферу деятельности (религия, быт). ДПИ тесно связано с развитием архитектуры и живописи.
Тан. Появляется фарфор, интернациональный стиль. Наибольшее влияние – монументальная скульптура. Используют белую глазурь (имитируют белую массу), еще серо-голубая глазурь или 3цветная (тогда интенсивные сочетания пятна янтарно-желтого, коричневого, зеленого) . Пластичные округлые формы, зооморфные и растительные узоры. На севере страны производятся изысканные кувшины с горлышками в виде зверей и птиц (подражали иранским формам). Сосуд с крышкой в виде головы грифона, на дне –пальметты (Средиземноморье), украшен младенцами. Сохраняется 3частное деление. Пояски отделены нитками жемчуга — перлами (мотив из Персии и Византии), оттуда же мотив грифона – крышка. Ручка сосуда – дракон. Так в орнаментике 1 кувшина соединяются разные мотивы, пришедшие из разных стран.
Сун. Наибольшее влияние – живопись. Керамика богаче и разнообразнее по формам, изысканные сочетания тонов. Яркость полив и тяжеловесность форм сменяются спокойствием однотонных глазурей. Используется техника цветного полива глазурью, ценится спонтанное поведение полив, которые, стекая при обжиге с горлышка, образовывали разные узоры; в глазурь вводятся металлосодержащие соли. Число иноземных заимствований сокращается, заимствуют только технологию. Текучие гладкие формы, нежные однотонные. Керамический белый сосуд. Имитируется белый нефрит. Наиболее известны сосуды, покрытые серо-голубыми и серо-зелеными глазурями, европейцам известные как селадоновые (по имени пастушка из французской пасторали, ходил в нежно-зелёном комбинезоне). Для новых цветов новые названия. Это глазури под нефрит, мягкие и спокойные по цвету, часто формы копировали древнюю бронзу. Развивались как имитация, но потом китайцы заметили собственные возможности селадонной глазури, которые отчасти заключались в том, что она быстро трескалась → научились использовать кракелюры как декоративный элемент и программировать их размер. Сосуд из белого ангоба с черными росписями: 3частное деление — как в древности, но уже нет символического значения (10-13в).
Мин. С 15в важна взаимосвязь с ландшафтной архитектурой. Меняется принцип орнаментации поверхности: сосуд используется как полотно, предназначенное для росписи. Простоту и нежность сунских сосудов сменяет многоцветность, яркость и нарядность. С 15в кобальтовые росписи сочетаются с надглазурными росписями желтым, красным, зеленым. В Китае белая глина, полевой шпат. Тонкая масса обжигается при очень высокой температуре. Для этого стали строить многокамерные печи - 5-7-9-уровневые печи на покатом склоне гор с температурой 1900гр (устанавливалась цепь камер, 5-7, печи никогда не переставали топить). Это сложно дорого, процесс непрерывный. Фарфор легче и тоньше керамики, белый на изломе, зернистый и стекловидный, полупрозрачный, иногда даже донышко просвечивает. Во 2п 14в – появился собственно фарфор: прозрачный, зернистый, стекловидный, звонкий. Сразу императорская монополия. Сначала использовали синий (из Ирана) и серый (местный) кобальт для росписи (первый фарфор – сине-белый). Другие красители разлагались при такой высокой температуре. Сосуд с драконом в воде. Оформлен с помощью гравировки, расписан кобальтом. Через 100л стали расписывать керамику после обжига, закрепляя роспись прозрачной поливой, так возник 5цветный фарфор (синий наносился до обжига, остальные цвета после, потом тонкий слой глазури). С 16в – начинают вывозить в Европу , лучшее – оставляют себе. Блюдо 15в, с 5цветной росписью: пионы и парные птицы, картинная композиция (на стену). Распространяются перегородчатые эмали, сосуды вытянутые, округлые, с причудливыми резными ручками. Узор напоминает вышивку (основа – тонкая проволочная сетка).
Цин. Важны фольклорные жанры. В 18-19в – появляется много цветов, новые технические возможности, сосуды систематизируются на семейства по цвету фона (зеленое, черное). Китай уже плохо контролирует вывоз фарфора. Ваза из чёрного семейства с пионами и бабочками, символ счастья. Вывозится в Европу, но колорит пестроват для Европы. Ассоциируется с модерном и декадансом. Ваза с бабочками и высокими плечиками, основной фон – кракелюры, но они ложные (написаны кистью), 3х частное деление, томные бабочки. На горловине — тонкая треугольная гребёнка (небесный мир), внизу вертикальные полоски – волны, посередине – надземный мир. Мотивы неактуальны, но автоматически переносятся с одного на другой. В Европе фарфор появился только в 18в – мейсинский, тоже сначала сине-белый.
Фарфор в мелкой пластике. Статуэтка Гуан инь (милосердие). Использованы пластические свойства фарфора, что мало кто умеет делать. Мелкие статуэтки украшали стол.
7-13в – время расцвета ДПИ. Выделка бронзовых зеркал продолжала ханьские традиции, но Танские зеркала более изысканы и разнообразны (не только круглые, но и квадратные и в виде многолепесткового цветка). Большой известностью пользовались ткани (в танское время начали производить ткани типа «кэсы», богатые оттенками узоры, изысканная композиция). В 15-16в большое развитие резных предметов из красного лака.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 261.