Период Сун (960-1279г) в соответствии с политическими переменами и с перемещением столицы из Кайфына в Ханчжоу разделяют на северную Сун (960-1127г) и на южную Сун (1127-1279г). До этого период «Пяти династий» (907-960г). В это время утрата половины страны, пессимизм, но дальнейшие культурные завоевания и поиск гармонии в природе. Углубление уже не на внешних, а на внутренних проблемах, ортодоксальный буддизм сменило неоконфуцианство (слияние буддизма, конфуцианства и даосизма).
Архитектура: основывается на танских традициях, но выявляет более сложную и неоднородную картину нового этапа. Появился государственный свод правил «О формах и методах строительства», 1103г, тенденции к унификации, установлено 8 типов балок (их размер стал модулем цай), типизация деталей – быстрота и точность выполнения работ. Пристальное внимание к декорированию. Несмотря на утрату буддизмом общегосударственной значимости, возводится много пагод и храмов. Пагода Шицзятв храма Фогунсы в Инсяне, 1056г. План усложнился, 8гранная, 6 ярусов, есть обходные галереи. Пагода Тэта (Железная) в Кайфыне, 1041-1044г. Стройная, 8гранная, 13 ярусов, есть центральный столб, богата декорирована (облицовка глазурированными керамическими плитами цвета ржавчины).
Скульптура: не смогла выразить проблемы своего времени. Мало заказов, чрезмерно рафинированная, пропорции вытянуты, жесты манерны. Отход от монументальных форм в 11-13в, много техник, более декоративно (лак, дерево, глина), для решения камерных задач. Гуаньинь: свободная, утомленная поза (опора на 1 руку), задумчивая мягкость лица (есть интерес к лирическим и интимным человеческим ощущениям). Архаты из Майцзишаня: психологический портрет, углубленное созерцание, эмоции, морщины (вообще, святые сменились юродивыми, блаженными в своем безумии, освобожденными от человеческих условностей, часто подчеркивали некрасивость).
Живопись: ведущий жанр, в 10-11в наметились сдвиги. Падение Танской империи, крушение иллюзий о непобедимости – углубили чувства, вечное обновление природы – образ прочности, природа отечества героизируется, в ней образ мироздания, усиливается контраст между крошечным человеком и огромным миром. Развиваются горизонтальные свитки, созерцание пейзажа уподобляется сну (когда душа летит к другим местам), горизонтальный свиток – динамика. Потребности времени соответствует монохромный пейзаж, исчезла танская многолюдность, но черты нового соседствовали с архаизирующими. Это время расцвета теории пейзажной живописи, опирается уже не только на эстетическое наследие, но и на художественную практику. Цзин Хао «Записки о приемах письма кистью», в форме диалога между юным художником и художником-отшельником, суждения о поэтической сути образной выразительности пейзажа (они важнее точно выписанных деталей). Центральное положение – необходимость раскрыть в картине одухотворенность, подлинную правду целостного образа природы, а не внешнее ее правдоподобие. Сунские теоретики к10-11в видят в живописи наивысшую ступень творческого самовыражения. Крупнейший теоретик – Го Си, н12в, «О высокой сути лесов и потоков» (красота природы в изменчивости, правила перспективы, необходимость выделения главного, против прямого подражания образцам). Су Ши, 1036-1101г. Был в оппозиции к методам академических живописцев, тоже писал трактаты (соответственно, против Го Си), проповедовал свободное творчество, основа не аналитика, не тренировка на практике, а умение путем дарованной интуиции уловить внутреннюю сущность предмета. Он один из главных теоретиков группы «вэньжэньхуа» (живопись образованных людей), форма – безжизненная оболочка, подлинны лишь духовные ощущения (проповедовал дилетантизм). Ми Фэй, 2п 11в. Тоже вэньжэньхуа, пошел дальше – пространственность и воздушная среда – основа единства. Китайцы выделяли 5 пространственных далей (организация пространства): высокая, глубокая, ровная, едва ощутимая, в которой все исчезает.
Цветы и птицы: в 10в жанр приобрел важное значение (зародился в конце Тан), правдивость, тонкие поэтические переживания. Складывается два типа. «Олени среди деревьев красного клена», неизвестный мастер, композиционное построение близко к декоративным принципам танских пейзажей (чередование локально окрашенных цветовых плоскостей). Второй тип – Сюй Си и Хуан Цюань – картины по принципу микропейзажа. Сюй Си – мотивы вольной природы, светлые, полупрозрачные краски по тушевым контурам, красная подцветка по краям, свободная, эскизная манера. Хуан Цюань, 1п 10в («Дикие утки в камыше» (пожелание счастья супружеской паре, к празднику), «Растения и насекомые») – яркие насыщенные декоративные композиции, краски вместо туши, плоские силуэты вместо контуров, экзотические растения, императорские звери и птицы (из садов).
Пейзаж: в пейзажах н11в решается проблема передачи пространства и воздушной среды, композиция горизонтальных свитков намеренно не завершена, разомкнута с 2х сторон (идея бесконечности). Цзин Хао «Гора Гуан Лу», тушь, пустыня и величественная природа, меняется масштабное соотношение великих гор и крошечных людей, философское осмысление.
Цзюй Жань, 2п 10в. «Постигающий Дао в осенних горах»: пирамидальное построение гор, дорога и дома, крошечный человек, бесконечная природа, даль высокая, глубокая, ровная (в ней все исчезает), доминирует даль высокая (выделяли 5 пространственных далей).
Ли Чэн, 2п 10в. Портреты патриархов в монастыре Тодзи под Киото, «Читающий стелу»: крупные люди, первый стоит, второй на лошади. «Буддийский храм в горах», мало воздуха, много гор, высокая даль, почти нет белил, монохромный пейзаж, наверху пустой небосвод (как будто сама материя выступает как одухотворенная сила), головокружительный рост каменных форм.
Фан Куань. «Путники среди гор и потоков», вертикальный свиток, круговое движение взгляда, расщелина в скале. Кисть – графика, тушь – живопись (Инь – штрих, Ян – фон).
Дун Юань, 2п 10в, «Пейзаж с рыбаками». Первый осмыслил шелковый фон как пространственный прорыв. Гармония, эпическое спокойствие, зелено-голубая подцветка (его многоцветные пейзажи написаны в очень мягких тонах). «Речной пейзаж». Блуждающая точка зрения, прорыв вдаль, эффект обхода – развертка горы. У горы 8 граней, все должны быть развернуты на зрителя (стороны света и промежутки), также важна дорога.
Сюй Дао-нин, 1п 11в. «Ловля рыбы в горных потоках», расступившиеся пики гор, развертывается вширь – смена впечатлений, но композиция едина. Лодка – метафора человеческих поисков и желаний. По краям композиция разомкнута. Размытая черная тушь и золотистый фон шелка.
Го Си, к11-н12в. Монохромная тушь с легкой подсветкой, большая свобода в передаче пространства, все пронизано воздухом, уничтожается жесткость. «Начало весны в горах», вертикальный свиток, неясные очертания вырастают из тумана, на потрескавшихся горах крупные сосны, есть контрастные сопоставления планов, но они смягчены (целостность образа). Апофеоз блуждающей точки зрения, развертка каждой вершины. Недосказанность пейзажа – мистично. «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами», безграничный вид, жесткие деревья (четкий передний план), туман, горы. Намеренно срезаны верхние и нижние края картины, человек играет подчиненную роль.
Ми Фэй. «Весенние горы и сосны», большое обобщение форм, избегает графической остроты линии, природа лирична и умиротворена, пятна туши имеют большее значение, чем линии и контуры (создал даже направление).
Еще были члены рода Лю Ли, Джу Вэнь Дзю (не знаю, что сказать про них).
В 20х 12в Китай подвергается нападению чжурчжэней, которые захватывают всю северную часть страны. Все перебираются на юг со столицей в Линьане (Ханчжоу), в 1138г там реорганизована Академия. В произведениях ощущается большая человечность и простота.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 256.