Живопись эпохи Юань и дальнейшее развитие ее традиций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В к13в Китай завоевывают монголы, начинается династия Юань, 1280-1368г, (впервые вся страна подчинена чужеземцам),потом Мин и Цинь – все это среднее и позднее Средневековье. Гнет, уничтожение культурных ценностей, разруха и обнищание – отразилось все на духовной жизни (обмирщение искусства, большое значени приобретает культ императора как посредника между Богом и землей), обострились противоречия. Организация столичной культуры на первый взгляд не изменилась: деятели культуры при дворе, внимание градостроительству (пышность приобрела Даду (Пекин), туда перенесли столицу). Ведущий вид искусства по-прежнему живопись. Если сунская суммировала все лучшее, то юаньская воплощала более односторонние идеалы времени. Большая часть живописцев не хотела работать при монголах – переехала на юг, в творчестве ориентируется на достижения старых мастеров, складывается культ старины. Но в стилистических приемах они не следовали напрямую за сунскими мастерами, соединяли приемы различных мастеров, стремясь выразить себя. Небывалые формы приобрела каллиграфия (скрытый подтекст, дополняет и раскрывает смысл, декоративность и орнаментация). Ритм почерка и мазка часто едины. Принципы сунского «вэнь-женьхуа» стали руководящими. Живопись для юаньских художников – средство выражения личных, скрытых движений души, индивидуальной реакцией. Они противопоставляли себя профессионалам работавшим при дворе (как сунские художники-дилетанты), но здесь субъективизм носил конкретную форму протеста против иноземного владычества. Многие их композиции имели иносказательный смысл – понятны посвященным. Одна из главных иносказательных тем – бамбук (несгибаемость, стойкость, благородный ученый). У Чжэнь, Ли Кань, Гу Ань – прославленные мастера. Продолжительная сосредоточенность на одной теме – живопись бамбука стала апофеозом мастерства.

Ни Цзань, 1301-1374г. Самый лирический и тонкий живописец. Жил вдали от столицы, пейзажи просты и лаконичны, воплощают дух времени. Темы однообразны, варьируют один мотив, передают тонкие оттенки настроения и движение духи художника. Монохромные свитки-пейзажи, такие как «Хижина рыбака в светлую осеннюю пору» или «Пейзаж», исполнены тонкой изящной линией, воссоздают хрупкую чистоту природы, легкие, едва уловимые эмоции. Писал на рыхлой бумаге (реагирует на легчайшие прикосновения кисти, подобно многим современникам отказался от шелка). Пейзажи гармоничны и просты по композиции, но более камерные, чем сунские, по мироощущению. Передача природы в ее единстве и космическом величии уже не самоцель. Недовольство действительность художник выражает, например, тем, что на первом плане в монохромном пейзаже изображает засыхающие деревья или опадающие листья, замерзшие просторы. Любил зимние и позднеосенние пейзажи (вслед за Ван Веем), выработал тип дерева, тощего и высокого – символ одинокого ученого в изгнании. Любимая тема – группа тощих, чахлых деревьев на острове.

Картины Хуан Гун-вана, Ван Мэна («Пейзаж с лодочником») и других более традиционны в композиционных приемах, развивают идеи масштабных свитков «шань-шуй», сочетают жанровые сцены с пейзажными.

Хуан Гун-ван, 1269-1354г. Прожил отшельником, его ландшафты («Селение в горах Фучжун») хотя и следуют традициям ранних сунских живописцев, но лишены их гармоничной цельности, классической соразмерности.

Жэнь-жень-фа, Ван Юань, Чжао Мэн-фу – вернулись в столицу и работали при дворе. В живописи отразились вкусы заказчиков. Яркие, звучные по цвету, тщательно выписанные картины анималистического жанра, жанра цветы и птицы, бытовые сцены.

Чжао Мэн-фу, 1254-1322г. Согласился занять государственный пост при монголах. Его пейзажные свитки выполнены в архаизирующий традиции, очень яркие тона, особенно виртуозно выполняет всадников и лошадей. У картин четкость, доступность, жизненность образов. Во многих картинах, например, «Лошади на водопое», пейзажный фон лишается таинственности и философской глубины. Еще «Осенние цвета в горах», «Счастливые краски осени».

Итог: живопись разделилась на многие направления. Уже в 14в перешла к решению менее значительных и глубоких, но зато более конкретных жизненных проблем. В эпоху Мин это привело к существенной переоценке значения отдельных жанров, а пейзаж утратил ведущее значение, на первый план вышел повествовательный жанр живописи и декоративные свитки с изображением цветов и птиц.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 212.